Выступление на педагогическом совете
материал

 Долгих Марина Николаевна

Выступление на педагогическом совете на тему: " Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx6.8 КБ

Предварительный просмотр:

Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект

Автор: Долгих Марина Николаевна

Учебное заведение: МБОУ СОШ № 88 с УИОП

Должность: учитель начальных классов

Воспитать человека

интеллектуально,

не воспитав его нравственно,

значит, вырастить угрозу

для общества.

Т. Рузвельт 

Многое из школьных наук забывается, не забывается одно – общение с умным, готовым тебя понять собеседником. Воспитывающим потенциалом должен обладать каждый предмет, в связи с чем урок по любой дисциплине должен стать не просто формой организации учебного процесса, но и обладать определённым воспитательным потенциалом. Уроку присуще уникальные возможности влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. 

Каждый современный российский школьник получает в начальной школе с 1 по 4 класс около 4000 уроков. Эти уроки и оказываются главным средством формирования характера, привычек, поведения  ученика. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика. Соответственно, учитель очень ответственно подходит к выбору, на каком материале он решает задачи обучения, развития и воспитания.  Содержание многих учебников дает учителям богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Тексты в книгах подобраны авторами с учетом их доступности для детей данного возраста. Для реализации воспитательных задач на уроке существует множество различных методов и приемов, но порой, достаточно просто разнообразить формы деятельности. Например, групповую работу чаще можно применять  при выполнении заданий творческого характера, что дает возможность каждому ученику проявить свое «Я», активно вступить в деятельность и общение, а также воспринимать мнение других людей и открывать им свой внутренний мир. Также, не стоит пренебрегать коллективной деятельностью, особенно при проведении практических работ. На уроках технологии дети плохо воспринимают правила техники безопасности, никак не связывая их с личной безопасностью. Перед учащимися можно поставить задачу: сформулировать правила работы с клеем, ножницами и т.д. для младших братьев, сестёр. Сначала работа идет индивидуально, а затем оказывается, что приходится много обсуждать: что нужно сказать малышам, в какой форме, как обосновать правила, какие примеры привести. При таком подходе, активность на уроке увеличивается. Данный прием позволяет ученикам закрепить нужные правила и повысить собственную самооценку, воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение, формируется общая культура безопасности жизнедеятельности.  С целью реализации воспитательного потенциала современного урока важно использование и новых технологий: технологии критического мышления, информационно-коммуникационных технологий, технологии продуктивного чтения и т. д. Умение слушать художественное произведение на уроке литературы позволяет ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде любви и ненависти, испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Учебные тексты позволяют учителю развивать чувство патриотизма, уважительное отношение к великому национальному достоянию российского народа - русскому языку, уважение культурного наследия России, любовь к родной природе. Отрывки поэтических произведений позволяют насладиться красотой, богатством слов русского языка и гордиться тем, что эти строки созданы поэтами и писателями, жившими и живущими на Русской земле. Литературное чтение играет огромную роль в нравственном воспитании учащихся, помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, помогает найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения и для себя, и на благо Родины. 

Таким образом, реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся в школе. Воспитание и обучение - это два взаимосвязанных процесса. Е. Ильин писал «Учить и воспитывать – как «молния на куртке»: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке». 

Список использованных источников

1. Николаева, С. А., Арзамасцева, И. Н. Детская литература: Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений. / Николаева, С. А., Арзамасцева. — Третье издание — М. : 2018. — 576 с.

2. Кириллова, Л. С., Творческие задания как средство формирования познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности [Электронный ресурс]: / Л. С. Кириллова; М. : 2014. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-zadaniya-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-mladshih-shkolnikov-k-uchebnoy-deyatelnosti

3. Шуркина, Г. В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]: / Г. В. Шуркина; М. : 2018.  Режим доступа: https://multiurok.ru/files/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostei-uchashchikhsi-9.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...