классный час "Доброе сердце"
классный час (4 класс)

Загаина Наталья Анатольевна

Данный классный час разработан для обучающихся 4 класса с целью расширение представлений  о духовно-нравственных категориях, как добро и доброта

Задачи:

показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты;

формировать способность ученика оценивать на основе усвоенных нравственных норм и идеалов себя, других и мир в целом; понимание того, что добро может проявляться только в действии;

учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

формировать навыки самоорганизации в индивидуальной, групповой, коллективной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_dobroe_serdtse.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный час «Доброе сердце»

Цель: расширение представлений  о духовно-нравственных категориях, как добро и доброта

Задачи:

показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты;

формировать способность ученика оценивать на основе усвоенных нравственных норм и идеалов себя, других и мир в целом; понимание того, что добро может проявляться только в действии;

учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

формировать навыки самоорганизации в индивидуальной, групповой, коллективной работе.

Ход урока

Добрый день? Какое у вас настроение? (ответы детей)

Мне очень хотелось, чтобы вы были в хорошем настроении на протяжении всего классного часа.

Прошу каждого взять один грецкий орех (грецкие орехи в центре стола на тарелке)

Вы распределились на группы, чтобы нам было легче общаться.

Упражнение «Грецкий орех»

Рассмотрите внимательно скорлупу ореха, индивидуальные его чёрточки, сравните с другим орехом (посмотрите орех у своего одноклассника)

Интересно узнать, ваше мнение, что вы заметили?

(На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные)

- Как это можно сравнить с людьми?

(Люди все очень разные, у каждого свои особенности, индивидуальность, своя красота и привлекательность)

- Бывает так, что снаружи орех - красив, а внутри гнилой, сухой и наоборот? Можно это сказать о людях? (дети делают вывод)

Люди разные по внешнему качеству и внутреннему. Бывают люди красивые, но злые и наоборот неприглядные на вид, но совершающие добрые дела.

В конце классного часа орехи я вам подарю, надеюсь сердцевина будет сочной, доброй, как и ваша душа.

Сегодня мы с вами поговорим о качестве (достоинстве), которое делает человека лучше, без этого качества человек не может называться человеком.

Какое это качество? (ответы детей)

Попробуйте назвать тему классного часа, продолжив фразу «пусть откроется сердце…(добру)»

Сегодня нам предстоит выяснить, что такое доброта и насколько она важна в нашей жизни. Но сначала обратимся к толковому словарю Ожегова.

 В словаре Ожегова «доброта» - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Сергей Иванович Ожегов отметил качества, определяющие доброту: добродушный, доброжелательный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

Чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая ДОБРОТА, мы отправимся в необычное путешествие в «Мир Доброты».

- Где добро всегда побеждает зло? (в сказках)

Да, добрые сказки учат нас многому.

Давайте вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундучок.

Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь?

( Ребенок из сундучка достает и читает «загадки»)

Эта девочка любит свою бабушку, которая живет за лесом. Она заботится о ней, носит часто пирожки (Красная Шапочка)

Он любитель приключений.

Легкомысленным бывает,

Но в беде не унывает.

Мальчик с Азбукой под мышкой — деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса, не подвёл друзей ни разу (Буратино)

Алексей Толстой когда-то

Сказку подарил ребятам…

Та девочка была артисткой,

Прекрасной как звезда.

От злого Карабаса

Сбежала навсегда (Мальвина)

Вы угадали добрых литературных героев.

Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например, от Карабаса-Барабаса? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

ПЕСНЯ О ДОБРОТЕ «Что такое доброта» Барбарики

  - Ребята, а давайте с вами составим диаграмму «Наши дела» ( назвать хорошие, добрые и плохие, злые дела сделанные за день.

- Посмотрим какие дела у нас с вами на 1 месте?

ДИАГРАММА

Добрыми будем, и мир добрее будет.

Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

ПОСЛОВИЦЫ и поговорки о доброте

Доброта - это самое ценное нравственное качество любого народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создано народной мудростью! Вспомните некоторые из них.

«Соедини пословицы»

Соедините начало и конец пословицы, объясните её смыл

(каждая группа объясняет смысл одной пословицы).

начало пословицы (поговорки)

… продолжение пословиц

Не одежда красит человека,

добрые  дела

Не хвались серебром,

а его добрые дела

Жизнь  дана  на  

а хвались добром


Вы составили пословицы, используя добрые слова. Можно ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, судить о его доброте? (ответы детей)

Вывод:Не только слова, но и дела должны быть добрыми.

Посмотрите видео и внимательно послушайте притчу.

Вам надо обсудить смысл притчи и придумать название.

Ответ обсудите в группах и решите, кто из вас будет отвечать. 

(заслушать ответ одной из групп, другие могут добавить.

Притча называется «Осколки доброты»)


Ребята,
положите руку на грудь и послушайте.

Вы чувствуете биение сердца?

Как же узнать доброе оно или в нём поселило зло?  

(Узнать можно по поступкам человека, по его отношению к товарищам)

Ребята, представь себе, что вы попали в такую ситуацию. Какие будут ваши действия?(ситуации по группам)

Ситуации:

1. Кто-то из ваших одноклассников сильно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

2.Один из ваших одноклассников смеётся над вашим лучшим другом. Как поступить?

3. Вам не везёт. Вы второй раз подряд проигрываете в шахматы. Ваши действия.

Какой же вывод сделаем, что лучше война или мир?

Вывод: всегда можно найти мирное решение проблемы, договориться, пойти на компромисс.

Давайте проведем разминку для души. Выйдите из-за парт.

Разминка пройдет в форме игры "Добро и зло".

Я буду называть различные слова. Если слово хорошее – вы поднимаете руки и тянитесь вверх, если слово означает что-то плохое - опускайтесь вниз. Начнем!

МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПОСЛУШАНИЕ, ЧИСТОСЕРДЕЧНОСТЬ, ГОРДЫНЯ, ЗАВИСТЬ, САМОЛЮБИЕ, ГНЕВ, ЗЛОБА (дети опускаются все ниже и ниже), ПЬЯНСТВО, КУРЕНИЕ, СКВЕРНОСЛОВИЕ (дети встают на четвереньки).

- Что с нами произошло?

("Опустились", почти встали на четвереньки).

- На кого мы стали похожи? (На животных).

- Так бывает и в жизни - творя всё то, из-за чего мы опустились, человек перестает быть похожим на человека.

Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми.

Помогайте мне и называйте слова, которые поднимут нас: ТЕРПЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, СМИРЕНИЕ, РАДОСТЬ, МИР, ЛЮБОВЬ и т.д (детские руки взлетают вверх).

- Молодцы! Думаю, что разминка для души получилась.

Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.

А легко ли быть добрым?

Вывод: Да быть добрым нелегко, но важно

Доброта – вещь удивительная! Она сближает людей. Она - тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать.

Какие чувства вы испытываете, когда вы сами делаете что-либо доброе?

(Приятно, на сердце появляется добро, желание помогать.)

«Доброта – это яркое солнышко»

Представьте, что добро – это яркое солнышко.

Давайте составим кластер на тему «Доброта», включив 5-7 слов, которые относятся к ключевому слову «Доброта».

(Работа по группам)

Покажите, что же у вас получилось?

Если доброта, как солнце светит,

Радуются и взрослые и дети.

А какие добрые дела мы можем совершать каждый день на протяжении всей жизни?

 (ответы детей)

Учёные отметили: добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный, потому что он сосредоточен на себе, он не способен найти ни в чём утешение.

Добрый же, когда его постигнет несчастье, находит поддержку и утешение в радости других людей, во всём прекрасном и светлом, в любимых родных и близких, друзьях, а также в любимом труде.

Как вы думаете, где находится царство доброты у каждого человека? (в сердце!)

- Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Добру пусть откроется сердце!

Направь шаги Тропою ДОБРОТЫ И радость помоги найти кому-то.

Песня Кота Леопольда «Если добрый ты»

Пусть у каждого из вас будет свой маршрут к доброте!

Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

(Включить музыку для релаксации.)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Мысленно поместите все доброе и хорошее во внутрь этого цветка, а теперь в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

У вас доброе, согревающее душу настроение.

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету добрее, но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Улыбнитесь друг другу. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой теплые чувства, и хорошее настроение будет по-прежнему с вами.

Передавайте шкатулку из рук в руки, загляните в нее, там в «волшебном озере (зеркало)» вы увидите самого доброго, дружелюбного человека. Улыбнитесь ему!

Пусть от солнечной улыбки, мир добрее будет!

Как ответил «волшебный сундучок» на вашу улыбку? (улыбкой)

Вот поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, относиться к себе и другим с добротой и пониманием. В народе говорят: «Добро творит чудеса».

Добру пусть откроется сердце!

Ребята, кому понравился наш классный час, прикрепите лучи к солнышку, тому не понравился прикрепите тучки.

Давайте вспомним песню «Дорогою добра» - выше ее

Рефлексия

Кто желает закончить предложение?

Я задумался о том, как важно…

Теперь я буду всегда стараться…

Я понял, как важно…

Доброту в себе надо “тренировать”: замечать в людях хорошее, совершать добрые поступки, дела

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет, развивается и разрастается.

Вы с родителями сделали кормушки, и мы проведем акцию добра «Покорми птиц»

Спасибо за работу.

В память о сегодняшнем классном часе я приготовила вам подарки. Пусть эти маленькие сердечки добавят в ваши сердца капельку добра. (Орехи подарить и сердечки)

Всего вам доброго!

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о доброте " Золотые ключики к сердцам"

 Классный час«Золотые ключики к сердцам»Цели: формирование нравственного знания; развитие у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, внимания, уважения к людям.Краткий ход бесе...

Классный час "Эхо Победы в сердце народа"

Данная разработка содержит теоретический маериал о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Классный час во 2 классе на тему: "Заколдованное сердце"

«Развитие сферы межличностных отношений младших школьников».В младшем школьном возрасте у ребенка формируется готовность к участию в новой форме общения со сверстниками, взрослыми, требующая выс...

Классный час "Милый сердцу уголок"

материалы для проведения классного часа...

КЛАССНЫЙ ЧАС В 3 КЛАССЕ УСЛЫШАТЬ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА

·                   Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать  у них нравственные установки....

Классный час "Научите свое сердце добру"

Классный час с использованием презентации....

Классный час "Сердцу полезное слово"

Данный материал предназначен для учителей начальной школы. Можно использовать на уроках ОРКСЭ, также на классных часах. Некоторые приемы и на уроках  литературного чтения....