Программа воспитания ДОЛ
рабочая программа

Ахметова Айслу Жакслыковна

Программа воспитания детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе  Муниципального бюджетного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад №10»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_k.docx128.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа -  детский сад № 10»

 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС № 10»

Протокол № 5 от 31.01.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№ 10»

___________________ Т.В. Русанова

Приказ № 67-ОД от 01.02.2023 г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе  Муниципального бюджетного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) начальная школа —

детский сад №10»


Оглавление

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ        3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

Краткая аннотация программы        4

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ        9

1.1.Цель и задачи воспитания        9

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности        10

1.3. Основные направления воспитания        11

1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности        12

Уклад детского лагеря        12

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        15

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ        15

2.1. Модуль «Будущее России»        15

2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»        17

2.3. Модуль «Отрядная работа»        17

2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»        19

2.5. Модуль «Здоровый образ жизни»        19

2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»        20

2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»        21

2.8. Модуль «Работа с воспитателями»        21

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ        23

2.9. Модуль «Работа с родителями»        23

2.10. Модуль «Социальное партнерство»        23

2.11 Модуль «Тропинками природы»        23

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        25

3.1. Особенности организации воспитательной деятельности        25

Информационно-методическое обеспечение программы        27

Ресурсное обеспечение программы        27

3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания        28

Мониторинг воспитательного процесса        30

ПРИЛОЖЕНИЕ        30


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа воспитания детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе  Муниципального бюджетного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад №10»

Разработчик

Ахметова Айслу Жакслыковна, начальник лагеря;

Ваганова Светлана Станиславовна, заместитель директора по воспитательной и методической работе

Цель

Создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей в летний период.

Направленность программы

Комплексная программа:

  • духовно-нравственное воспитание;
  • воспитание приверженности к здоровому образу жизни;
  • развитие творческих способностей.

Ожидаемые результаты

Для детей:

  • полноценный отдых и оздоровление;
  • личностный рост;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • приобретение жизненного опыта взаимодействия во временном коллективе.

Для родителей (законных представителей):

  • удовлетворенность летним отдыхом детей.

 Для педагогов:

  • получение эмоциональной удовлетворённости от работы с детьми в летнем лагере;
  • приобретение опыта организации совместной деятельности педагога и ребёнка ДОЛ.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткая аннотация программы

        Программа воспитания детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе Муниципального бюджетного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад №10» (далее – Программа) представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий векторы, цели и задачи участников воспитательного процесса.

        В Программе охарактеризованы главные направления организации воспитательной и образовательной деятельности, намечены пути по обновлению направлений и процесса управления лагерем. Многообразие существующей Программы поможет ребенку с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам самореализоваться в детском коллективе, реально осуществить свои планы. Каникулярный период деятельности создает особенно благоприятные условия для общения детей, обмена духовными ценностями, реализации личных интересов. Концептуальные основы Программы опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесса

Программа составлена на основе Примерной рабочей программы воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления,  подготовленной ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена» на основе Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

- Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».

- Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).

- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).

- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642).

- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).

Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.

Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.

«Ключевые смыслы» системы воспитания, с учетом которых реализуется программа:

«Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и готовности к защите интересов Отечества, осознание ими своей гражданской идентичности через чувства гордости за свою Родину и ответственности за будущее России, знание истории, недопустимость фальсификации исторических событий и искажения исторической правды, на основе развития программ воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания, развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.

«Мы – одна команда». Особое внимание в формировании личности ребенка, основ его поведения и жизненных установок отводится социальному окружению, важной частью которого является детский коллектив. Детский коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, позволяет сформировать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Детский коллектив объединяет детей с разными интересами, потребностями и индивидуальными особенностями. Важно выстраивать работу и коллективные дела так, чтобы они были интересными и значимыми для каждого ребенка.

«Россия – страна возможностей». Ребенка воспитывает все, что его окружает. Окружающая среда формирует его взгляды, убеждения, привычки. Создание благоприятной и разнообразной воспитательной среды возможно через вовлечение детей в конкурсы, мероприятия и проекты детских общественных объединений, заинтересованных организаций (АНО «Россия – страна возможностей», АНО «Большая Перемена», Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых», Российское общество «Знание», Российское историческое общество), где каждый ребенок может найти то, что ему по душе. Необходимо популяризировать все возможности и социально значимые проекты организаций. Принимая участие в мероприятиях движений и организаций, школьники получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости, в том числе через систему личностного и социального роста.

Актуальность программы.

Разработка и реализация программы вызвана повышением спроса родителей на организованный летний отдых школьников.

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития.

Программа разработана для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, направлена на развитие коммуникативных качеств, на раскрытие творческого потенциала участников, где гармонично сочетается творчество и спорт, где все как одна большая семья. В Программе большое внимание уделяется региональному компоненту. Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона). Дети глубже знакомятся с историей родного края, земляками, которые проявили мужество и самоотверженность,  с традициями народов, проживающих в Челябинской области.

Предлагаемая программа предназначена для детей  6-17 лет и рассчитана на 18 дней.

Организаторы программы:

  • администрация  МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10»;
  • педагоги МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10».

Участники программы:

  • обучающиеся МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» из различных категорий: малообеспеченных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, состоящие на различных видах профилактических учётов, дети с ОВЗ и дети-инвалиды  и др.

Программа включает: паспорт, пояснительную записку, разделы: целевой, содержательный, организационный; приложение.

В паспорте Программы отражены: цель, сроки, направленность и ожидаемые результаты.

Пояснительная записка содержит аннотацию Программы, нормативно-правовые документы, на основании которых разработана; духовные ценности и «ключевые смыслы» системы воспитания.

Целевой раздел «Ценностно-целевые основы воспитания». В нем освещены цели и задачи воспитания, методологические основы и принципы, основные направления и традиции (уклад детского лагеря).

В содержательном разделе «Содержание, виды и формы воспитательной деятельности» представлена воспитательная работа по модулям.

Организационный раздел «Организация воспитательной деятельности» отражает особенности организации воспитательной деятельности и анализ воспитательного процесса.

В приложении представлен календарный план на год и конспекты мероприятий.


Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском оздоровительном лагере (далее - ДОЛ) определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.

С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.

Воспитательная деятельность в ДОЛ реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,  способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

  1. Цель и задачи воспитания

Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).

Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности;

  • усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
  • формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
  • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности

Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.

Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:

  • принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
  • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
  • принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
  • принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
  • принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
  • принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Воспитывающие общности (сообщества) в ДОЛ:

  • детские (разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
  • детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Воспитатель».

1.3.  Основные направления воспитания

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:

  • гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
  • воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности. На сегодняшний день главным успехом патриотического воспитания является повышенная заинтересованность детей к изучению своего края;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
  • эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
  • экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
  • трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
  • физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
  • познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.

1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности

Уклад детского лагеря

Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей создан на базе Муниципального бюджетного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №10» (далее – лагерь)  находится в поселке Пятилетка, расположенного далеко от города, в связи с этим обеспечен подвоз обучающихся со всех микрорайонов и посёлков нашего города: п. Кирзавод, п. ГРЭС, п. Золотая Сопка, п. Гончарка, п. Слободка, Амур, 2 микрорайон и центральной части города.

В рамках сотрудничества лагерь взаимодействует с учреждениями: Муниципальным бюджетным учреждением «Физкультурно-оздоровительный комплекс п. ГРЭС», Детской библиотекой (филиал № 9) «Библиотека семейного чтения» и Троицким краеведческим музеем.

Основные традиции воспитания в лагере являются:

  • совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
  • создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
  • создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
  • проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
  • включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
  • формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
  • обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
  • ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Ежедневные традиции лагеря

  • «Утреннее приветствие» - дети встают в круг, берутся за руки и вместе проговаривают приветствия, которые сопровождаются иногда движениями, называют себя и вспоминают отсутствующих детей. Утренние приветствия направлены на установления атмосферы доверия, общности в группе.
  • Утренний флешмоб - школьники под веселую задорную музыку выполняли упражнения из комплекса утренней гимнастики с целью популяризации активного отдыха и здорового образа жизни.  Такие мероприятия заряжают детей положительной энергией и дают возможность почувствовать причастность к физкультуре и здоровому образу жизни. 
  • Дежурство в блоке и по столовой - дежурство по отряду и лагерю - наиболее ответственный момент в вопросах безопасности детей, так как ребятам предоставляется большая самостоятельность. За организацию дежурства по лагерю и отряду полную ответственность несет воспитатель. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей, привлеченных к дежурству.
  • Традиция «Круг дружбы». Все встают в один большой круг, кладут правую руку на плечо правому соседу, а левую – на пояс левому, и в этом тесном, едином кругу поют любимые песни. Самое же главное, что «Круг дружбы» объединяет отряд, он сам является символом этого единства. Круг помогает почувствовать поддержку друг друга, увидеть глаза товарищей. В кругу решаются самые важные, серьезные вопросы. Наверное, поэтому «Круг дружбы» сопровождает жизнь отряда с первого дня смены до последних минут перед расставанием.
  • Стена приветствия. Дети, приходя в лагерь, выбирают знак («Обнимашки», «Воздушный поцелуй», «Рукопожатие», «Дай пять», «Кулачки») под своё настроение и приветствуют педагога или своего товарища. Эта простая новинка помогает с утра задать детям эмоциональный настрой на день. Подобранное приветствие позволяет снизить тревожность и помогает настроиться на полезное и приятное времяпровождение. Так же короткий миг, который тратится на приветствие, устанавливает особую связь с каждым ребенком.
  • «Меню на сегодня» - ежедневно, перед приемом пищи воспитатель рассказывает детям о том, что сегодня на завтрак, обед, полдник, воспитывая культуру поведения за столом, уважение к труду повара.

Еженедельные традиции

  • Исполнение гимна РФ и поднятие государственного флага – новая неделя  начинается  с поднятия флага и исполнения гимна с целью  формирования чувства патриотизма и гражданственности  
  •  «Экологический десант»  - трудовой десант на территории лагеря и опытно-экспериментальном участке.

Уникальность воспитательного процесса в лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.

Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.

Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».


Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.

Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

2.1. Модуль «Будущее России»

Данный модуль направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.

Деятельность реализуется по направлениям:

  1. Церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации. Использование Государственного флага и исполнение Государственного гимна Российской Федерации при проведении церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации регламентируется Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06) и «Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации» (Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 № АБ-1611/06). Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации проводится в день проведения открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской Федерации.
  2. Дни единых действий, которые включены в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:

6 июня - День русского языка;

12 июня - День России;

  1. июня - День памяти и скорби;
  1. «Цивилизационное наследие России» – важнейший ресурс в воспитании подрастающего поколения, который включает знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные проекты, реализованные всей страной, это примеры сложных решений, которые принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый обучающийся должен понимать, что цивилизационное наследие России прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также памятники культуры. В рамках модуля обучающиеся знакомятся с именами конкретных людей, которые прославили Россию, их подвигами. Изучают памятники культуры Отечества. Цивилизационное наследие как ценностный ориентир для развития каждого гражданина России предусматривает: - Знакомство с примерами реальных людей, событий, деятельности, которая происходила на благо России. Знакомство с наследием народов России в области искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации. - Изучение России, родного края, населенного пункта как культурного пространства. Знакомство обучающихся с историей своего населенного пункта, желание изучать историю и культуру своего края; изучать подвиги односельчан, развивать желание вносить личный вклад в сохранение культурного наследия своего региона, страны.
  2. Просветительский проект «Без срока давности». Проект нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям – любви к Родине, добру, милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга. Задача педагогической деятельности по реализации этого проекта – показать, какие ценности нашего народа позволили одержать победу над врагами, формирование убеждения о силе духа нашего народа и армии, о их моральном превосходстве. Предполагаемые форматы участия в проекте: - Уроки Памяти, Уроки Мужества. Через проведение Уроков необходимо показать обучающимся важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности.
  3. «Ключевые мероприятия» Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
  • Торжественное открытие и закрытие смены (программы).
  • Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали.
  • Акции, конкурсы, проекты, которые реализуются в течение смены.
  • Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям
  • Проведение всероссийских и региональных мероприятий.

В ходе реализации данного модуля проводятся следующие мероприятия: викторина «Могучий русский язык», беседа «Моя родина - Россия», конкурс рисунков на асфальте «С днём рождения, любимый город», беседа на тему «Начало Великой Отечественной войны», экскурсия к памятнику павшим воинам в Великой Отечественной войне, возложение цветов к памятнику.

2.2. Модуль «Ключевые мероприятия лагеря»

Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.

Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского лагеря предусматривает:

  • торжественное открытие и закрытие смены (программы);
  • тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат. К таким дням относятся: День русского языка (06.06.), День России (12.06.), День памяти и скорби (22.06.)
  • торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации и исполнения гимна РФ;
  • тематические и спортивные праздники, творческие фестивали;

2.3. Модуль «Отрядная работа»

Воспитатель  организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:

  • коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени; максимальный период не превышает 18 дней.
  • как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.
  • автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.
  • коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.
  • завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.

Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.

Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:

  • планирование и проведение отрядной деятельности;
  • поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
  • организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
  • формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений;
  • предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
  • принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
  • аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
  • поддержка детских инициатив и детского самоуправления.

2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»

КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.

Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой воспитатели действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными.

Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.

2.5. Модуль «Здоровый образ жизни»

Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.

Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.

Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:

  • физкультурно-спортивные мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;
  • спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе
  • просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
  • встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.

В рамках данного модуля в лагере на базе МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10» регулярно проводится зарядка на свежем воздухе, спортивное развлечение «Весёлые старты».  Также на базе лагеря функционируют спортивные площадки для волейбола и баскетбола.

2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.

Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:

  • тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, залов, лестничных пролетов и т.п.);
  • озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, аллей, оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха;
  • оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
  • событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
  • оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
  • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы   костюма и т.п.);
  • регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
  • акцентирование внимания детей посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
  • звуковое пространство в детском лагере – работа детского радио, аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
  • «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
  • размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях в детском лагере.

2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»

Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:

  • физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
  • специализированные проекты и смены;
  • целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
  • разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.;
  • организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению.

2.8. Модуль «Работа с воспитателями»

Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются воспитатели,  также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с воспитателя, раскрывается через воспитателя. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность воспитателя.

Весь педагогический состав детского лагеря работает в МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС №10», поэтому педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью. Воспитатели ежегодно проходят курсы повышения квалификации.


ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

2.9. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями (законными представителями) осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • родительские форумы в официальной группе детского лагеря, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы.

На индивидуальном уровне:

  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Родители (законные представители) могут ознакомиться со всей информацией о жизни детского лагеря на базе МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10» в официальной группе в социальной сети Вконтакте : https://vk.com/public207892061.

2.10. Модуль «Социальное партнерство»

Взаимодействие с организациями культуры и спорта, общественными объединениями, разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада детского лагеря.

Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:

  • участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
  • проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
  • социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

2.11 Модуль «Тропинками природы»

В данном модуле представлена работа образовательной организации по экологическому воспитанию. Чаще всего под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе, однако воспитательная работа в школе была построена так, что основными компонентами экологической культуры личности должны были стать экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Основная цель экологического воспитания – формирование экологически культурной личности и приобретение экологических знаний.

Задачи школы по экологическому воспитанию:

  • формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
  • формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
  • формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия обучающихся в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Действенными формами работы в данном направлении воспитательной деятельности являются:

  • мероприятия и проекты, направленные на формирование экологической культуры обучающихся (например, участие в экологических акциях и др., выставки творческих работ по данной тематике);
  • программы и проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках города, двора, школы («Чистый город – мой город!», «Мусору – вторая жизнь!», викторины, выставки рисунков, экологические субботники, походы, экскурсии на природу).

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Особенности организации воспитательной деятельности

Лагерь дневного пребывания детей организуется на базе МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10» Троицкого городского округа. Лагерь рассчитан на 20 детей.  Контингент отдыхающих детей – обучающиеся МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10». Лагерь функционирует на протяжении 1 смены.

Юридический адрес: 457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Новая, д.13а.

Фактический адрес: 457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Новая, д.8.

Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.

График работы лагеря дневного пребывания на базе  

МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10»

Встреча  детей

8.20 – 8.30

Зарядка, утренняя линейка

8.30 – 9.00

Завтрак

9.10 – 9.30

Работа по плану отрядов, общественно полезный труд

9.40 –  10.00

Спортивный оздоровительный час

10.00 – 11.00

Мероприятия

11.00 – 11.40

Прогулка

11.50 –  12.50

Обед

13.00 –  13.30

Художественно-творческая деятельность (конкурсы, творческие мероприятия, игры, прогулки)

13.30 –  14.20

Подведение итогов дня. Операция «Уют»

14.20 – 14.30

Линейка. Уход детей  домой

14.30

Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально-привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.

Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:

  • добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
  • творческий характер деятельности;
  • отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;
  • опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.

Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.

Школьный лагерь на базе МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10» относится к категории лагеря с дневным пребыванием детей. Программа лагеря дневного пребывания по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего пришкольного отдыха. Но, первоочередным направлением, подчиняющим себе различные формы и виды деятельности, является гражданско-патриотическое. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, любви к родным местам, к историческому прошлому, к родной культуре, к собственному народу и народам России.

Программа отдыха имеет социально-педагогическую направленность с элементами патриотизма. По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены. Первый период организационный, второй - основной период, третий - итоговый. Периоды связаны с психологическим настроем детей на определённые взаимоотношения и определённые виды деятельности. В лагере устанавливается 5-дневная рабочая неделя, выходные дни – суббота, воскресенье. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах до 10 человек. Подбор персонала проводит администрация МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС № 10».

Штатное расписание детского оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей  на базе МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС № 10»

№п/п

Должность сотрудника лагеря

Кол-во

1

Начальник лагеря

1

2

Заместитель начальника лагеря

1

3

Воспитатель

4

4

Младший воспитатель

2

5

Медицинский работник

1

6

Кухонный работник

3

Информационно-методическое обеспечение программы

Освещение деятельности детского лагеря осуществляется в официальной группе в социальной сети Вконтакте : https://vk.com/public207892061

Для организации работы по реализации программы воспитания:

  • проводятся ежедневные планерки воспитателей;
  • составляются планы работы в отрядах, где отражаются и анализируются события дня;
  • оказывается методическая и консультативная помощь педагогам и родителям;
  • проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья;
  • мероприятия по профилактике детского травматизма.

Ресурсное обеспечение программы

Для реализации программы воспитания в лагере на базе МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС № 10»

 имеется необходимое материально – техническое обеспечение:

  • площадки для проведения различных мероприятий;
  • материалы для оформления и творчества детей;
  • канцелярские принадлежности;
  • аудиоматериалы и видеотехника;
  • призы и награды для стимулирования и др.

Ожидаемые результаты программы воспитания:

  • будут проведены мероприятия по общему оздоровлению воспитанников, укреплению их здоровья;
  • улучшится общее самочувствие детей, физические показатели;
  • дети получат опыт взаимодействия друг с другом во временных разновозрастных группах;
  • укрепится дружба и сотрудничество между детьми разных возрастов и национальностей.

3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере на базе МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10» является самоанализ воспитательной работы, который проводится с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;  
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.

Основные направления анализа воспитательного процесса:

  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену.

Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.

Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию.

  1. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:

- педагогические: тестирование,  педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.

Основным предметом анализа, организуемого в детском лагере воспитательного процесса является воспитательная работа.

Объектом анализа являются воспитательные мероприятия и результаты воспитательной работы.

Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.


Система контроля над реализацией программы в детском оздоровительном лагере

с дневным пребыванием детей на базе МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС № 10»

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

Ежедневно

Медицинский работник

Планёрка воспитателей

Ежедневно

Начальник лагеря

Диагностика и анализ мероприятий

По плану

Начальник лагеря

Участие отрядов в жизни лагеря «Линейка» (анализ прожитого дня в лагере)

Ежедневно

Начальник лагеря

Заключительный педсовет, анализ реализации программы и определение перспективных задач

Последний день смены

Начальник лагеря

Мониторинг воспитательного процесса

 Для мониторинга уровня удовлетворенности и эмоционального состояния детей в отрядных комнатах располагаются экраны активности и отзывов о мероприятиях в лагере. Ежедневно отдыхающие отмечают свое настроение на «Дереве настроения».

В конце смены проводится анкетирование родителей на выявление степени удовлетворенности организацией отдыха и оздоровления в детском лагере на базе МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС № 10» (Приложение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...

Рабочая программа по немецкому языку с2 по 4 классы с программой воспитания

Процесс овладения иностранным языком на уровне начального общего образования внесет свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступны...