открытый урок
классный час (3 класс)

Гульшат Валериевна Галанова

Классный час по патриотическому воспитанию "Маленькие герои большой страны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_variant.docx336.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Маленькие герои большой войны»

Цель: воспитание чувства патриотизма через знакомство учеников с юными героями Великой Отечественной войны

Задачи:

- познакомить обучающихся с подвигами детей в годы Великой Отечественной войны;

-формировать интерес к историческим событиям и судьбам людей, сохранивших мир на земле; положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину;

-воспитывать активную жизненную позицию, уважительное, неравнодушное отношение к событиям ВОВ, ветеранам войны и труда.

-способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

-побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.

Форма проведения мероприятия: классный час

Оборудование:

  • выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне
  • рисунки учащихся на тему «Счастливое детство»
  • презентация к мероприятию
  • интерактивная доска
  • компьютер

Предварительная подготовка: ученики заранее готовят сообщения и презентации о юных героях Великой Отечественной войны

Структура мероприятия:

1. Организационный момент

2. Введение

3. Основная часть

4. Заключительная часть

Пояснительная записка

Учитель истории призван воспитывать и развивать учеников во внеурочное время. Классный час в честь пионеров-героев является одним из цикла мероприятий, проводимых в рамках гражданско-патриотического воспитания учащихся МОБУ СОШ с.Янгантау. Мероприятие составлено в форме исторического праздника с элементами исследования и предназначено для учеников 5-9 классов. Форма проведения выбрана не случайно, так как - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Мероприятие способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. В рамках мероприятия дети обучаются современным ИКТ-технологиям, знакомятся с историей нашей страны, учатся работать с дополнительной литературой и применением полученных знаний на практике.

Тема и содержание мероприятия являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании. Содержание мероприятия направлено на воспитание интереса к истории родной страны через изучение героических подвигов юных пионеров-героев.

А также поднимаются и обсуждаются вопросы уважения к истории страны, к её культуре, памяти, совести и патриотизма.

Мультимедийная презентация, видеоролики, аудиозаписи используемые в данном мероприятии, а также подборка стихотворений и музыкального сопровождения продуманы и соответствуют возрастным нормам и являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании.

Данный материал можно использовать в воспитании высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.

Считаю, что данная методическая разработка поможет педагогам организовать внеклассное мероприятие или провести классный час.

Ход урока

Учитель: 

-Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить на очень важную тему, которая затронула абсолютно любого гражданина нашей страны.

-Посмотрите , пожалуйста, на доску, что изображеное на доске ?

( лист календаря «Воскресенье 22 июня 1941 года»).

-Знакома ли вам эта дата ? ответы учащихся.

-Да, время стремительно идет вперед. Историей стала Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними и память о войне. Война 1941-1945 гг. была самой жестокой, самой кровопролитной войной, которую только знало человечество.


-        Только по книгам, фильмам, да воспоминаниям  фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана Победа. В 2024 году исполняется 79 лет со Дня Победы в самой трагической, самой героической войне. Война не щадила никого: ни бойца, ни старика, ни женщины, ни ребёнка. Люди стали на защиту своей страны.

На доске висят портреты детей, которые принимали участие в Великой Отечественной Войне.

-Ребята, чьи портреты вы видите, взрослых или детей ? (ответы  учащихся).

-Знакомы ли они вам ? ( ответы учащихся)

-Да, ребята, это обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.  

Их детство прервалось 22 июня 1941 года.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.


- Кто скажет какой теме будет посвящен наш классный час? (тему урока вывешивается на доску )


Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

- Чем занимались девчонки и мальчишки  в годы войны? (высказывания учащихся).

В годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг - несмотря на голод,  холод, на отсутствие возможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства, дети:  

-продолжали учиться

- работали на полях,

- дежурили на крышах домов при воздушных налетах,

-заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину,

-ухаживали за ранеными,

-собирали  металлолом для постройки танков и самолетов,

 -собирали лекарственные растения,

- отправляли подарки на фронт,

- В грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. дети  встали в шеренги бойцов - рядом с отцами и старшими братьями, взяв в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками.

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями.

Давайте вспомним их имена.

1 ученик: ( рассказывает Аделя ) .Зина Портнова 

Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса, летом 1941 г., она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там ее и застала Великая Отечественная война. Белоруссию заняли фашисты.

Zina-Portnova-deti-geroi-interesnyefakty.org

Девочка, работавшая посудомойкой в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу, приготовленную на обед. В результате чего погибло около сотни гитлеровцев. Желая доказать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.

Но однажды во время исполнения задания Зину опознали и задержали, как участницу подполья. При попытке бегства Зине прострелили ноги. Началась череда зверских пыток.

Несмотря на ужасные страдания, девочка не предавала своих, и эта стойкость бесила палачей ещё больше. На последнем допросе в тюрьме гестапо в гитлеровцы выкололи ей глаза и отрезали уши.

Ранним утром в январе 1944 г. искалеченную, но не сломленную Зину расстреляли. Ее бабушка погибла под немецкими бомбами.

Подвиг Зины Портновой стал символом стойкости советских детей перед лицом немецко-фашистских захватчиков.

2 ученик: (Батыр ). Валя Котик

Валентин родился 11 февраля 1930 г. на Украине в крестьянской семье. Стремительный гитлеровский блицкриг лета 1941 г. – и вот Валя с семьей, жившие в городе Шепетовка, уже на оккупированной территории.

Valya-Kotik-deti-geroi-interesnyefakty.org

Осенью отчаянный мальчишка, устроив засаду у дороги, гранатой подорвал машину с гитлеровцами, уничтожив нескольких солдат и командира отряда полевой жандармерии.

Когда над семьей Вали нависла угроза ареста, он с матерью и братом убежал в лес, став бойцом партизанского отряда имени Кармелюка.

В октябре 1943 г. Валя, находившийся в дозоре, напоролся на карателей, готовившихся атаковать партизанскую базу.

Мальчика скрутили, но решив, что тринадцатилетний ребенок не представляет угрозы, оставили под охраной здесь же на опушке леса.

Каратели двинулись дальше, но Вале удалось вырваться, сорвать с пояса конвоира гранату и бросить ее в сторону врагов. Взрыв убил на месте двоих карателей, а поднятый шум не дал застать партизан врасплох.

Сам Валя был ранен, но выжил и продолжил воевать до самой смерти – 17 февраля 1944 г.

Валя Котик погиб в возрасте 14 лет от немецкой пули.

3 ученик. (рассказывает Мансур ) Марат  Казей.

Пионер Марат Казей перешел в 5 класс , когда началась война. Он был в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать, а они с сестрой пошли в партизанский отряд. Маму, Анну Казей, немцы повесили в Минске за то, что она прятала у себя раненых партизан и лечила их.

Marat-Kazey-deti-geroi-interesnyefakty.org

Сестру Марата, Ариадну, пришлось эвакуировать – девочка отморозила обе ноги, когда партизанский отряд выходил из окружения. Ноги ампутировали.

Однако мальчик отказался от эвакуации и остался в строю, чтобы мстить за убитую мать, за искалеченную сестру, за поруганную Родину.

В мае 1944 г. уже вовсю готовилась операция «Багратион», которая принесла Белоруссии свободу от гитлеровского ига. Но Марату не суждено было этого увидеть.

11 мая у деревни Хоромицкие разведгруппу партизан обнаружили фашисты. Напарник Марата погиб сразу, а сам он вступил в бой. Немцы взяли его в «кольцо», рассчитывая захватить юного партизана живым.

Когда кончились патроны, мальчик подорвал себя гранатой, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.

4ученик. (рассказывает Азалия ) Надя Богданова.

Надя Богданова

Гитлеровцы её дважды казнили, а боевые друзья долгие годы считали погибшей. Это краткая история подвига Нади Богдановой.

Nadya-Bogdanova-deti-geroi-interesnyefakty.org

В это трудно поверить, но когда Надя стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, а затем приносила в отряд ценнейшие сведения.

В первый раз её схватили в 1941 г., когда вместе с Ваней Звонцовым она вывесила красный флаг в оккупированном врагом Витебске.

Когда Богданову схватили, ее били шомполами, пытали, а когда привели ко рву расстреливать, сил у неё уже не оставалось – она, опередив на мгновение пулю, упала в ров.

Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой. Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду, но она не раскрыла врагам никаких сведений.

Считая разведчицу мёртвой, фашисты, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её в снегу. Умирающую девочку подобрали и выходили местные жители. Но воевать ей было уже нельзя, она практически потеряла способность видеть.

По окончании войны Надя несколько лет пролежала в Одесском госпитале, где академик В.П. Филатов возвращал ей зрение.

Сегодня мы убедились, какою ценой нам далась Победа, ценой миллионов жизней, в том числе и детских. Их было очень много, тех, кто не доучился, недолюбил, не завел семьи, не родил детей.

Вот так на трудных дорогах войны ценой миллионов жизней была завоевана Победа, Победа над фашисткой Германией, поработившей половину мира, считающей себя нацией господ. Для кого-то война закончилась там, на поле боя вместе с жизнью, а для кого-то до сих пор живет в сердцах и страшных ночных кошмарах.

5 ученик: (Алсу)

Дети войны провожали отцов молчаливо,
Все понимая – пришел расставания час.
От матерей своих прятали слезы стыдливо,
Не поднимая печально опущенных глаз.

6  ученик: (Ясина )
Дети войны на заводах отцов заменили
«Все для победы! Для фронта!» - был лозунг один.
Жили в цехах, за станками и ели, и пили,
Ночи не спали, но верили – мы победим!

7 ученик: (Диана )
Дети войны под бомбежкой, в холодных окопах
Дети полков. Партизанских отрядов сыны
Родине отдали жизнь до последнего вздоха – 
Как вам хотелось дожить до конца той войны!

5 ученик: (Ильназ)
Дети войны – те девчушки, мальчишки – ребята!
Трудно сказать, да и было ли детство у вас?
Вместо домов вам достались сожженные хаты,
А в узелке – лишь сухарик один про запас.

Мы должны помнить их подвиги, мы не должны предавать забвению их имена.

Неугасима память поколений.

И в память тех,

кого так свято чтим,

Давайте, люди,

встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

В память о всех погибших в Великой Отечественной войне объявляется минута молчания.


Заключение. Рефлексия.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об одной из страшных дат из истории нашей родины, читая произведения художественной литературы.
- Какие чувства вы испытали сегодня на уроке?
- Чему мы можем научиться у маленьких героев большой войны?
- Что могут сделать сегодняшние дети, чтобы всегда жить в мире, чтобы всегда было голубое небо над головой и ярко светило солнце?

Ребята, я знаю вы подготовили рисунки на тему «мое счастливое детство», я предлагаю организовать выставку ваших работ.

Учитель: Спасибо за работу, мне приятно, что вы прониклись этой темой.
Я желаю всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...