Якутские орнаменты
классный час

Степанова Изабелла Михайловна

Внеурочное занятие для 2-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_plan-konspekt_vneurochnogo_zanyatiya.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект внеурочного занятия

Внеурочная деятельность: художественное творчество.

Тема: Якутские орнаменты.

Цель занятия: познакомить учащихся с разновидностями якутского орнамента.

Задачи:

Образовательные задачи:
познакомить учащихся с историей и видами якутского орнамента;
учить создавать оберег из элементов орнамента.
Развивающие задачи:
развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус; самостоятельное выполнение аппликации, используя приобретенные умения; развивать связную речь, память, мышление, внимание.
Воспитательные задачи: 

воспитать чувства гордости своим народом, его культурой, традициями; воспитывать стремление доводить начатое до конца, аккуратность в работе.
Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные:  уметь воспринимать и понимать информацию, представленную в изобразительной форме; уметь формулировать определение понятий; развитие умения осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения и классификации.

 Регулятивные: уметь проявлять дисциплинированность; самостоятельно определять тему и задачи занятия; выполнять задание в отведенное время; генерировать идеи и определять средства для их реализации; оценивать результаты своей деятельности.

 Коммуникативные: осуществлять взаимодействие с одноклассниками; вступать в диалог с учителем и одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и группах; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

  1. Презентация «Якутские орнаменты-обереги»
  2. Квадратные куски замши, шнур, бляшки для украшения, клей, инструкции.

Ход занятия.

№ п/п

Этап

Деятельность

Формируемые УУД

Учителя

Обучающихся

1.

Мотивация к деятельности

- Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Улыбнитесь друг другу. Пусть от этой улыбки вам всем станет радостно и тепло на душе.

Приветствуют учителя, садятся на свои места.

Регулятивные УУД:

умение проявлять дисциплинированность.

2

Актуализация знаний

- Наше занятие я хочу начать с таких слов

Родина ,слово большое, большое,
Пусть не бывает на свете чудес
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес
В нем умещается ровно полмира:
Мама, папа, соседи, друзья,
Бабушка, школа, котенок и я.

-Ребята, а что, по - вашему означает слово Родина?
-Правильно, Родина-это место, где мы родились, где живем,  где живут наши родные и близкие.
- А как называется  республика, в которой мы живем?

- А столица нашей республики?

- Люди каких национальностей проживают в нашей республике

- Т.е. наша республика много…
-  У каждого народа есть свои обычаи, традиции, свои национальные песни, танцы, костюмы.

Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД:

умение проявлять

дисциплинированность.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в учебный

диалог с учителем

3

Открытие темы занятия

«Загадочный сундук»

- Ребята, посмотрите, какие красивые шкатулки появились у нас в классе! Интересно, что же в нем? Как вы думаете? 
- А давайте вместе по группам посмотрим их.
- Ребята, что же это?

Предлагают варианты ответов

Коммуникативные УУД:

умение вступать в учебный

диалог с учителем и

одноклассниками.

4

Определение темы занятия

- Ребята, сейчас ваша задача: подумать, обсудить и сказать:

во-первых, к какому народу принадлежат эти вещи?

Во-вторых, что их объединяет?

- Вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

- Верно, тема нашего занятия «Якутские узоры, орнаменты»

- Какую цель мы с вами можем определить, опираясь на тему занятия?

Сравнивают, обсуждают между собой.

Отвечают на вопросы

Познакомиться с якутскими узорами, орнаментами.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять

тему занятия.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в учебный

диалог с учителем и

одноклассниками.

5

Изучение новой темы

- Итак, орнамент (лат. Ornamentum – украшение) – узор, который основан на повторе и чередовании его элементов.

- ребята, а как вы думаете для чего были придуманы различные орнаменты?

-Якуты испокон веков украшали орнаментом свои строения, сэргэ, домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания. Их мотивы зависят от того, для каких изделий они предназначены и отсюда их виды:

  • Для украшения одежды использовались растительные узоры, краски выполнялись посредством вышивки.
  • Для бытовых изделий, деревянной посуды употреблялись геометрические узоры (более упрощенные).
  • В гравировке на металле наряду с геометрическими линиями использовались растительные узоры.

- сейчас предлагаю вам внимательно посмотреть на виды якутских орнаментов, обсудить, приклеить их названия и подумать почему их так назвали:

  1. Линейный орнамент
  2. Орнамент в виде трав
  3. Орнамент в виде косых линий (ветер)
  4. Орнамент в виде нёба (ёлочка)
  5. Ломаные линии в виде урасы
  6. Орнамент в виде сети
  7. Орнамент в виде ягоды малины
  8. Сердцевидный орнамент

- а затем один представитель от группы  выйдет к доске и прикрепит ваш вариант

- давайте проверим правильность вашей работы.

- Что ж, молодцы, отлично справились с заданием.

Слушают учителя

Предлагают варианты ответов.

Работают в группах

Каждая группа прикрепляет на доску свой вариант.

Познавательные УУД:

умение воспринимать

информацию;

способность осуществлять

операции анализа, синтеза,

сравнения и классификации.

Регулятивные УУД:

способность выполнять

задание в отведенное время. Коммуникативные УУД:

умение формулировать

собственные мысли,

высказывать и обосновывать

свою точку зрения; умение

осуществлять совместную

деятельность в группах и

парах; способность

представлять результаты

своей деятельности перед

одноклассниками.

Личностные УУД: умение

проявлять

целеустремленность,

креативность,

ответственность по

отношению к поставленной

задаче; принятие социальных

норм, общечеловеческих

ценностей; проявление

самостоятельности в

приобретении новых знаний.

6

Физкультминутка

- теперь немножко отдохнем и потанцуем

Показывает движения танца «Узор»

Повторяют движения танца.

7

Практическая работа

«Того, кто неспешно шьет, выводит красивейшие узоры на холсте, ткани, бересте, дереве, вырезает причудливые орнаменты по металлу, никогда не посетят дурные мысли и не поселится в его душе злой дух». Так сказал в своей книге известный в Якутии народный мастер, этнограф, кузнец, художник Борис Федорович Неустроев – Мандар-Уус.

-ребята, давайте с вами пофантазируем, представьте, что наш кабинет – это мастерская, а вы все якутские народные умельцы и сегодня сами сделаете оберег с орнаментом «Биэс харах» (пять глаз). Он символизирует защиту от злых духов, щит от темных сил. А затем ваши работы соберем и отправим нашим воинам, которые защищают нас и нашу Родину на специальной военной операции. И нам в этом поможет организация «Волонтеры Победы».

- ребята, посмотрите внимательно: из каких элементов состоит наш орнамент?

- Обратите внимание на инструкцию:

Шаг1. На большой квадрат посередине (где стоит белая точка) приклеиваем маленький, как показано на экране.

Шаг2. Остальные 4 маленьких квадрата приклеиваем по углам. При этом аккуратно стыкуем угол к углу.

Шаг3. С другой стороны аккуратно приклеиваем шнур.

Шаг4. Сзади приклеиваем второй большой квадрат.

- Итак, у каждого из вас  есть  готовые заготовки и инструкция. Ваша задача: аккуратно соединить все элементы.

- Ребята, приступаем к работе. Для вас я включу спокойную музыку, чтоб вы смогли окунуться в эту атмосферу и получили удовольствие от проделанной работы.

Слушают учителя

Приступают к выполнению аппликации

Познавательные УУД:

умение воспринимать

информацию;

способность осуществлять

операции анализа, синтеза,

сравнения и классификации.

Регулятивные УУД:

способность выполнять

задание в отведенное время. Коммуникативные УУД:

умение

осуществлять совместную

деятельность в группах и

парах; способность

представлять результаты

своей деятельности перед

одноклассниками.

Личностные УУД: умение

проявлять

целеустремленность,

креативность,

ответственность по

отношению к поставленной

задаче;

проявление

самостоятельности в

приобретении новых знаний.

8

Просмотр, оценка и анализ выполненных работ, рефлексия

- Ребята, какие же вы молодцы. Плодотворно поработали.

-Посмотрите на свое готовые  изделия и скажите, какими они получились?

- Ребята, мы достигли цели и задачи, которые поставили перед собой?

 - Да, конечно, потому что вы сегодня были очень активными, внимательными, сообразительными и творчески подошли к работе.

Спасибо за работу!

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Оценивают занятие.

Регулятивные УУД: умение

оценивать результаты своей

деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительное искусство "Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты"

Цель урока:   Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.Образовательны...

урок-фантазия по технологии "Кытыйа из пластилина. якутские орнаменты"

план-конспект урока по технологии в 3-4 классах. вид урока- урок-фантазия....

План урока по литературному чтению на якутском языке. Тема урока: Николай Якутскай «Дьукаахтыылар».

План урока  по литературному чтению на якутском языке.  Н.Г. Золотарев-Якутский "Дьукаахтыылар"...

Технологическая карта урока по технологии (урок открытия нового) в 1 классе " Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?"

Технологическая карта составлена по учебнику и рабочей тетради Е.А.Лутцевой, Т.Н.Зуевой (УМК "Школа России) в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка занятия " Орнамент. Орнамент в круге"для дистанционного обучения.

Данная методическая разработка предназначается для обучающихся кружка " Юный художник" и их родителей с целью дистанционного обучения в условиях самоизоляции.материал представлен теоретическ...

Технологическая карта урока Технологии "Что такое орнамент?Орнамент листьев из цветной бумаги" ( 1 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: формирование умения у обучающихся понимания, что такое орнамент и создание его из листьевДидактические:1. Освоить технику многослойного складывания;2. Узнать, что такое орнамент.Развивающи...