«Формирование связной речи у детей с ОВЗ»
статья (1 класс)

Ночевнова Валентина Тарасовна

Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора школьников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_svyaznoy_rechi_u_detey_s_ovz.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Формирование связной речи у детей с ОВЗ»

Введение.

Работая не один год воспитателем, я столкнулась с противоречием: с одной стороны, нарушение речи у детей может быть скорректировано только путем целенаправленного систематического педагогического воздействия, а с другой - трудности при общении, а в наиболее выраженной форме и отказ ребенка с ОНР от речевой коммуникации. Неустойчивое внимание, повышенная утомляемость, низкая продуктивность познавательной деятельности снижают эффективность занятий, так как ребенок пассивен и трудно удержать его интерес к выполнению традиционных упражнений и заданий педагога. Моими воспитанниками являются дети 7-8 лет с тяжелыми нарушениями речи – ОНР III уровня.

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания - они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети с диагнозом ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Все это негативно сказывается на усвоении детьми содержания Образовательной программы, препятствует успешному достижению ребенком целевых ориентиров дошкольного образования, обозначенных в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, затрудняет процесс подготовки старших дошкольников к систематическому школьному обучению.

      Поэтому целью моей работы с детьми является развитие речи, профилактика и коррекция ее недостатков, а также формирование у воспитанников умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации в наиболее доступной им форме - игре.

 Актуальность работы.

Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора школьников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Работая с детьми ОНР, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.

 Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

 Эффективным приёмом решения задачи по развитию связной речи, исходя из моей практики, является сказка. Она используется как средство коррекции и развития коммуникативной функции речи детей с ОНР. Согласно особенностями детской психики, сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не  сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. «Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он - засушенный цветок», - говорил В. А. Сухомлинский.

Дети передают содержание сказки, одновременно развитию мелкой моторики, а также сочетанию речи с движением руки.          

Содержание работы.

Начиная работу со сказками, я поставила перед собой задачи:

- большое внимание уделила выбору сказок, сюжетам, которые широко использую в своей коррекционной работе;

-продумала и создала схему работы по сказкам;

-создала благоприятную эмоциональную атмосферу;

- разработала пособие с играми по сюжетным сказкам.  

Я с удовольствием использую сказку как одну из форм коррекционной работы с детьми, наиболее эффективной в старшем возрасте, которая способствует развитию всех сторон речи, а также активизации психических процессов. Они могут быть артикуляционные, пальчиковые, фонетические и др. Одним из главных источников познания действительности (событий, существующих и действующих лиц, образца поведения, характера героев и т.д.) являются сказки и их персонажи. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны, и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.

Русские народные сказки ввожу детям в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражаю глубокие моральные идеи. Через сказки я учу доброму отношению к людям, показываю высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Например, сказка «Волк и семеро козлят». Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. При этом у детей происходит  желание повторить наиболее интересные высказывания героев, что способствует развитию речи.

Для сказок использую различные виды игр.

Принцип «Обучение - через игру».

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности ребенка, удивительный феномен существования. Именно обучение в игре и через игру позволяет каждому ребенку поверить в свои силы, а именно дает возможность обучать детей, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности и сохраняя здоровье детей.

Игра может быть прекрасным коррекционным инструментом. Игры по сюжету сказки помогают выработать чувство родного языка, умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. В то же время игры отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.

2.Принцип мотивирования.

 Я стараюсь, чтобы обучение было воспринято с радостью и интересом детьми, мотивируя их эмоциональную выразительную речь поощрения, поддержкой, одобрением. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, в течение занятия применяю словесные, наглядные, практические игры, так как игра может быть прекрасным коррекционным инструментом, и в то же время игра побуждает к общению.

Основное содержание работы включает наиболее частое использование сказок «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лисичка–сестричка и серый волк».

При работе со сказками я использую художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ логопеда, направленный на активизацию творческих способностей детей. Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий, поведения детей.  Полезно помнить, что для формирования связной новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь.

Используемая литература:

-Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.

-Шорохова О.А. занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкатерапия.-М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. -208с.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над формированием связной речи у детей с использованием инновационных технологий.

В работе говорится о том, что при использовании  схем, моделей  дети хорошо усвоят общий способ составления описательных рассказов....

Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и вос­питания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе

Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятств...

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи у детей – инофонов"

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование  лексико-грамматических  представлений   и развитие связной речи у детей – инофонов"...

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Аннотация: Статья посвящена  работе с текстом на уроках развития речи учащихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие связную речь детей с ТНР. Ключевые слова, понятия: работа с т...

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Статья посвящена видам работы с текстом. Содержатся виды работ, задания, формирующие связную речь у детей с нарушениями речи....