Конспект занятия "Разговоры о важном. С.В. Михалков" (3-4 класс)
план-конспект

Гарбуз Снежана Евгеньевна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikhalkov.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

классного часа

«С.В.Михалков. 110 лет со дня рождения »

Составили студентки 321 группы

Гарбуз Снежана Евгеньевна, Игнатькова Анна Александровна

МАОУ СОШ № 38, класс 4б каб. № 19

Дата проведения занятия: 13.03.2023

Смена 1 Номер урока 1

Начало урока 08:00

ФИО учителя школы:

Гурдиш-Туголукова Галина Викторовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Данилович Ольга Николаевна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

(Подпись учителя)

Цель  классного часа: расширять представления обучающихся о творчестве С. В. Михалкова,  развивать познавательную активность и интерес к творчеству писателя.

Задачи

Личностные:Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;У ребенка сформирована учебная мотивация.

Метапредметные:

Регулятивные: У ребенка развита рефлексия; Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку;Ученик способен к волевому усилию.

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений;У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать;  Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации; 

Оборудование

У учителя: проектор, компьютер, колонки, рабочие листы, распечатки отрывков из стихотворения

У учащихся: ручка

Образовательные ресурсы: https://razgovor.edsoo.ru

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

Звучит гимн

- Здравствуйте, ребята! В марте отмечается очередной юбилей известного советского поэта, военного журналиста, писателя и общественного деятеля. На протяжении всей своей жизни он писал детские книги и придумывал сценарии для мультипликационных и художественных фильмов. А чтобы узнать о ком идёт речь, послушайте отрывки из его произведений и определите их названия:

1) В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью «Каланча»,

По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.

-Кто вспомнил название стихотворения?

-Верно, это стихотворение «Дядя Стёпа». Следующий отрывок:

2) Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.

Дело было вечером,
Делать было нечего.

-А кто вспомнил название этого отрывка?

-Да, верно, это стихотворение называется «А что у вас?» или «Дело было вечером»

- Ребята, а кто же автор этих стихотворений? О ком мы сегодня будем вести речь?

- Да, автор этих весёлых произведений – Сергей Владимирович Михалков. И сегодня, 13 марта, исполняется 110 лет со дня его рождения. Сергей Михалков – автор многих известных произведений, о нём и его творчестве мы сегодня и поговорим.

Слушают гимн стоя

- Дядя Стёпа

-А что у вас? (Дело было вечером, делать было нечего)

- Это Сергей Михалков

Личностные: У ребенка сформирована учебная мотивация.

Познавательные:У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Основной

- Книги Сергея Владимировича известны многим поколениям, они – на все времена! Произведения Сергея Владимировича наполнены мягким юмором и поучительны, поэтому неудивительно, что они интересны и любимы всеми и в наши дни. Михалков работал в разных жанрах: писал пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов, сочинял стихи и басни. И у нас есть возможность увидеть Сергея Владимировича на экране и послушать, как он читает свои стихи.

Демонстрация видео. С. Михалков читает стихи.

-Из какого произведения читает отрывок Сергей Владимирович?

-Конечно, из поэмы «Дядя Стёпа». Дядя Стёпа, по фамилии Степанов и по имени Степан, не просто герой необычно высокого роста, но и пример доброты, справедливости и чести.

- А вот вы увидели Сергея Михалкова в молодости, каким он вам показался?

- Конечно, Михалков чувствовал детей, знал, как они воспринимают мир, поскольку и сам в душе оставался ребёнком. Посмотрите, с каким восхищением ребята смотрят на автора, как внимательно его слушают. «Поэт из страны детства», – говорили о Михалкове.

-Но не только весёлые детские стихи были в творчестве писателя. В первые дни Великой Отечественной войны Михалков был мобилизован для работы армейской печати, так началась его деятельность военного писателя-корреспондента. Давайте посмотрим:

Демонстрация видео «С.В. Михалков – военный корреспондент» (дикторский текст): В годы Великой Отечественной войны Михалков работал военным корреспондентом в газетах «Сталинский сокол» и «Во славу Родины», где печатались его стихи и рассказы, очерки и заметки, басни и даже юморески о фронтовой жизни солдат. Поэт на совесть служил своим согражданам, создавая правдивые статьи о происходящем на фронте. Он вместе с нашими войсками сражался за Сталинград, был контужен, а после награждён боевыми орденами и медалями. Многое готов был отдать для победы: например, вместе с художниками Кукрыниксами передал полученную Сталинскую премию на покупку тяжёлого танка КВ. По сценариям поэта сняты фильмы «Бой под Соколом», «Боевой киносборник № 12» и «Фронтовые подруги», за который он получил Государственную премию СССР. В первый же год войны Михалков написал строки, которые навсегда отложились в памяти каждого фронтовика: «…Но никогда такой народ, Как русский наш народ, Не упадёт и не умрёт И в рабство не пойдёт!..» После окончания Великой Отечественной войны на гранитной плите около Могилы Неизвестного Солдата в Москве высечены слова, которые предложил поэт: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

-Выполняя задания редакции в действующей армии, Сергей Владимирович писал очерки о героях фронта, стихи и заметки. В своих произведениях Михалков обращается ко всем читателям: солдатам и офицерам, труженикам тыла и родным бойцов. Это весь народ, вставший на защиту Родины.

-Давайте прочитаем выразительно несколько отрывков из стихотворения С. В. Михалкова «Быль для детей». Мы дадим вам минутку на подготовку. Кто желает? Раздаем распечатки

-Пока вы готовитесь, я начну:

Эту быль пишу я детям…

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит – против нас.

Ученик 1:

И, когда Россия встала

В этот трудный грозный час,

«Всё – на фронт»! – Москва сказала,

«Всё дадим!» – сказал Кузбасс.

Ученик 2: «Будет каждый верный воин

И накормлен, и напоен,

Всей страной обут, одет».

 – «Всё – на фронт!» – Москва сказала.

 «Всё!» – страна ей отвечала.

– «Всё – для будущих побед!» …

Ученик 3: Дни бежали и недели,

Шёл войне не первый год.

Показал себя на деле

Богатырский наш народ

Ученик 4: Слава нашим генералам,

 Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым

– Пешим, плавающим, конным,

В жарких битвах закалённым!

 Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

- Сейчас мы познакомились с произведением «Быль для детей». Для кого оно написано? Каким чувством пропитано?

- Конечно, они написаны для подрастающего поколения и призывают знать историю, гордиться своими предками, которые сражались за нашу страну.

- Ребята, а еще по многим произведениям С.В. Михалкова созданы мультфильмы. Давайте посмотрим мультфильм «Как старик корову продавал» по мотивам стихотворения С.В. Михалкова

Мультфильм «Как старик корову продавал»
- Ребята, каких героев мультфильма вы можете назвать?
- Да, в мультфильме главными героями являются старик, скоморох, корова, барин. Что происходит в мультфильме?

- Действительно, несчастная корова перестала приносить хозяину доход, стала обузой. С утра стоит на базаре старичок, делает безуспешные попытки избавиться от животинки, но желающих купить корову всё не находилось. А позже появляется озорной скоморох, который может продать любой товар.
- Он говорит: «Не выдоишь за день – устанет рука». Как можно понять эти слова?

- Как вы думаете, что хотел сказать автор?


- Конечно. М.С. Михалков учит нас не доверять продавцам, проверять товары перед покупкой. Пишет о том, что можно продать даже самую ненужную вещь, правильно подав ее достоинства. А еще учит ответственно и бережно относиться к домашним животным.
- А какие чувства возникли у вас?
- Хорошо, а у меня возникают такие чувства: с одной стороны, жалость вызывает несчастное домашнее животное: корова прожила жизнь, принося пользу хозяину, и на исходе лет оказалась никому не нужной – молока не дает, выглядит болезненно. А еще жалость вызывает и сам старичок, потому что корова приносит одни убытки, и чтобы принести хоть какой-то доход, старичок хочет продать ее.  

-А теперь давайте немного отдохнем, все выходим из-за парт и повторяем за нами:

Как живешь?

-Вот так! (Показывают большие пальцы.)

-Как идешь?

-Вот так! (Шагают на месте)

-Как бежишь?

-Вот так! (Бег на месте.)

-Ночью спишь?

-Вот так! (Кладут обе руки под щеку.)

-А грозишь?

-Вот так! (Грозят пальцем)

-Как скачешь?

-Вот так! (Прыгают на месте)

-А плачешь?

-Вот так! (Трут глаза кулачками)

-Топаешь?

-Вот так! (Топают)

-Хлопаешь?

-Вот так! (Хлопают)

-Молодцы, садитесь. Продолжаем работать.

-Ребята, поэтическое дарование Михалкова проявилось не только в детских стихах и мультфильмах, но и в создании важного государственного символа. Какого? Давайте вспомним, как у нас начинается наш первый день учебной недели?

- Конечно, мы слушаем гимн России, а С. Михалков – автор его слов. Как это произошло? В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна, и Сергей Михалков вместе с военным журналистом начали работу. По словам Михалкова, они «старались писать текст простыми ясными словами, ведь гимн должен быть понятным любому человеку государства: от школьника до академика». Свою версию гимна друзья отправили Дмитрию Шостаковичу – советскому композитору, а сами уехали на фронт. Но именно их вариант гимна был утверждён и впервые прозвучал по радио в новогоднюю ночь 1944 года. Но время шло, страна менялась, и после ещё одной редакции Сергея Владимировича появился гимн России, который впервые прозвучал в Большом Кремлёвском дворце в канун Нового 2001 года.

- А как нужно слушать гимн, напомните нам пожалуйста?

- Верно, гимн нужно слушать стоя, при чем нужно стоять ровно, желательно молча или подпевая гимн, тем самым показывая уважение и любовь к своей Родине. В следующий понедельник, мы понаблюдаем, как вы запомнили данные правила.

- А еще у нас приготовлено творческое задание. Сейчас мы раздадим вам рабочие листы.

- Итак, в задании 1. среди представленных произведений нужно выбеать книги С.В. Михалкова, а в ответ выписать номера этих книг.

1 - Дядя Стёпа

2 – Важный совет

3 – Три поросенка

4 - Новогодняя быль

5 – Гуси-Лебеди

- Ребята, какие книги вы поставите на полку, посвященную С. Михалкову?

- Почему книга 5 не подходит?

- Молодцы, продолжаем! В задании 2 нужно решить кроссворд. Посмотрите на слайд, на нем прописаны вопросы. У вас есть несколько минут для решения кроссворда.

1. Произведение, в котором содержится мораль (нравоучение) и высмеиваются пороки людей (басня)

2. Что случилось с елочкой в канун Нового года? (нарядили)

3. Время суток, когда делать нечего. (вечер)

4. Одна из профессий С.В. Михалкова: человек. который освещает события в газетах и журналах (корреспондент)

5. Вставьте пропущенное слово:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная … народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой! (мудрость)

6. Решите загадку С.В. Михалкова:

Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг

Угадайте – кто?.. (индюк)

7. Вдруг

Какой-то лапой дверь,

Прыгаем через порог…

Кто же это? (щенок)

8. Кем был Дядя Стёпа? (милиционер)

9.  Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

Где же ... ? (солнце)

10. Главная заслуга С.В. Михалкова (гимн)

- Ребята, что у вас получилось? Давайте проверим

- В задании 3 нужно угадать героя по его описанию. Также даем вам несколько минут на выполнение.

1. Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги. (Дядя Стёпа)

2.  Да так ли! Уж выглядит больно худой!

— Не очень жирна, но хороший удой. (корова)

3.  Нос распух, не видно глаза,

Перекошена щека,

И, впиваясь, как игла,

На хвосте жужжит пчела. (щенок)

4.  Отыскал на кухне угол —

С головой забрался в уголь,

Вылез чёрный — не узнать. (ТрезОр)

- Ребята, давайте проверим.

- Молодцы! Переходим к следующему заданию:

В каком произведении поются эти строки?

«Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк?» (Три поросенка)

- Сегодня мы упомянули, что в душе С.В. Михалков оставался ребёнком. В каком стихотворении он признается в страхе темноты? (Сила воли)

- А что же такое сила воли? (такая сила, которая не даёт нам бросить дело, когда мы сталкиваемся с трудностями)

- Молодцы, справились со всеми заданиями. Ребята, не выбрасывайте рабочий лист. Посмотрите, на нем написано важное высказывание С.В. Михалкова, кто готов прочитать?

«Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!»

- Действительно, книги – это огромный мир знаний, откройте его для себя! Книги здорово развивают нашу фантазию и мышление, помогают приобрести жизненный опыт. Всегда при чтении я представляю внешность героев, все их действия, и создается ощущение, что я смотрю фильм.

Смотрят видеоролик

- Из произведения Дядя Стёпа

Ответы детей

Смотрят видеоролик

Выразительное чтение

- Для детей

- Патриотизм

Смотрят мультфильм

-Старик, скоморох, корова, барин

-Старик пытается продать свою старенькую корову

- Понимание двоякое: корова дает так много молока, что руки устают её доить и корова совсем не дает молока, поэтому выдоить хоть что-то из нее очень сложно

-Перед покупкой товары нужно проверять, нельзя полностью доверять продавцам, бережно относиться к животным, не бросать их

Ответы детей

- Он написал гимн России

- Гимн нужно слушать стоя, мужчины без головных уборов

Выполняют работу на рабочих листах

- 1, 2, 3, 4

- «Гуси-лебеди» - это народная сказка

Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

Регулятивные: Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.Ученик способен к волевому усилию

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений;

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации;  

Заключительный

- Пришло время подвести итоги. Мы с вами много узнали о жизни и творчестве С. В. Михалкова

-Почему мы сегодня говорили именно о С.В. Михалкове?

- Верно, что нового вы о нём узнали? Какие произведения вспомнили?  С какими новыми произведениями познакомились? Какие его произведения еще можете назвать?

- Что показалось вам самым интересным? А может, что-то оказалось скучным?

-А наш классный час подошел к концу, спасибо за работу! До свидания!

- Сегодня, 13 марта, 110 лет со дня его рождения.

- «Новогодняя быль», «Трезор», «Щенок», «Дядя Стёпа», «Три поросёнка», «Сила воли», «Как старик корову продавал»

Регулятивные: У ребенка развита рефлексия. Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства) 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства)Цели урока:- расширять читательский кругозор детей. Ознако­мить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «Мо...

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...

Конспект литературного чтения. С.В.Михалков Если. 3 класс.

Тема: С. В. Михалков «Если»Цель: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалкова; совершенствовать навык чтения, умения формулировать вопр...

Конспект урока по литературному чтению "С. Михалков .Если" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "С.Михалков . Если". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России&quo...

Конспект урока "С. Михалков «Если»" (3 класс, УМК "Школа России)

Тема урока: С. Михалков «Если»Цели урока: работать над техникой и выразительностью чтения, развивать воображение, логическое мышление, обучать правильному построению ответов на поставленны...