Конспект классного часа "Имена и люди" 3 класс
классный час (3 класс)

Цель деятельности учителя:

ознакомление учащихся с историей появления имени на земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Конспект классного часа

«Имена и люди»

Выполнила:

студентка 21 группы

Лобанова Е.Д.

                                                                                                                                                     Проведение:

Проверила: Ульянова Т.А.

Челябинск, 2022

Схема конспекта

Дата проведения мероприятия: 21.04.2022

ФИО учителя: Палкина Ольга Анатольевна

Класс: 3 «В»

    Тема: «Имена и люди»

Цель: Ознакомление учащихся с историей появления имени на земле.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Подготовительная работа: составление конспекта классного часа, подготовка презентации, раздаточный материал.

Ход мероприятия/ классного часа:

Этап

Время

Содержание

Примечание

1. Организационный

2 мин

1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята, сегодня я проведу у вас классный час. Меня зовут Екатерина Дмитриевна. Давайте встанем и поприветствуем друг друга.

- Сядьте, пожалуйста, те, у кого хорошее настроение. Сядьте, пожалуйста, те, кто сегодня выспался. Сядьте, пожалуйста, те, кто готов к работе.

- Отлично, сегодня у нас будут 3 команды. За ответы на вопросы вы будете получать жетоны,  в конце классного часа мы узнаем, какая команда самая активная.

Слайд № 1

(приветствие)

2. Основной

3 мин

4 мин

2 мин

4 мин

5 мин

4 мин

2 мин

4 мин

2 мин

1. Вступление

- А так же, давайте договоримся, что отвечаете только по поднятой руке и обязательно называете свое имя.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Попробуйте отгадать ребусы. (отгадывают ребусы)

- Верно, вы разгадали все ребусы! Чем являются все ответы? (именами людей) И о чем сегодня будет наш классный час? (об именах людей)

- Правильно, тема нашего классного часа называется «Имена и люди».

- Какие цели поставим на занятии? Чему мы будем учиться? (высказывают предположения)

Цели:  

1) Узнать историю появления имен

2) Познакомится с самыми необычными именами в мире.

- А как вы думаете, что же такое имя? (имя - это то, что отличает нас от других, особенное слово для каждого человека)

- Почему людям дают имена? (Чтобы знать, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого. Чтобы позвать кого-нибудь или обратиться к кому-нибудь…)

2. История появления имен.

Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Ведь каждому хочется знать, каково значение имени, которое дали ему родители. Разнообразие имен очень велико, какие-то имена встречаются часто, какие-то редко, какие-то имена даже внешне подходят человеку, а какие-то совсем нет. В первобытном обществе не было имён и фамилий. С раннего детства людей называли:  во-первых, по внешности (Мал, Бел, Черныш), во-вторых, по черте характера (Добр, Храбр, Несмеяна), в-третьих, по месту в семье (Ждан, Третьяк, Другая), в-четвёртых, по названию животных, растений, явлений природы (Баран, Дуб, Волк).

Задание «Придумать формы имени»

- Мы часто в обращении друг к другу искажаем имена (Леха, Танька и т.д.) Нравится ли вам, когда так к вам обращаются? (высказываются)

- А теперь мы с вами наоборот, будем придумывать формы имени, например:

Александр – Саша, Сашенька, Сашуля, Санечка.

- Давайте попробуем: Мария - (Машенька, Машуня)    Артем - (Тема, Темочка)

Исключите «лишнее» имя.

     Степан, Мария, Татьяна, Дима (Дима — неполное имя);

     Анюта, Оленька, Даша, Натуся (Даша — не является

       ласкательным);

     Коля, Женя, Лёша, Вадик (Женя — может быть и мужским,  

       и женским);

     Ирина, Олеся, Елена, Анна (Анна — по количеству букв);

     Галя, Саша, Валера, Валя (Галя — женское имя среди  

       мужских);

     Антон, Никита, Андрей, Алексей (Никита — по первой  

       букве);

     Борис, Николай, Евгений, Михаил (Борис — по числу  

       слогов).

Задание «Исключи лишнее имя»

- Сейчас вы будете работать в командах. Я раздам вам карточки с именами и ваша задача логически подумать и убрать одно имя из строчки.

Степан, Мария, Татьяна, Дима (Дима — неполное имя);

Анюта, Оленька, Даша, Натуся (Даша — не является ласкательным);

Коля, Женя, Лёша, Вадик (Женя — может быть и мужским, и женским);

Ирина, Олеся, Елена, Анна (Анна — по количеству букв);

Галя, Саша, Валера, Валя (Галя — женское имя среди мужских);

Антон, Никита, Андрей, Алексей (Никита — по первой букве);

Борис, Николай, Евгений, Михаил (Борис — по числу слогов).

- Теперь давайте проверим, каждая команда по очереди озвучивает один ответ. (озвучивают)

Значение имен.

- Теперь, давайте со слайда вы будете читать значение своих имен. Вы видите свое имя и начинаете читать.

Владислав – Владеющий Славой. Михаил – равный, подобный Богу. Никита – победитель. Ариэт – совесть, честь. Алина – благородная. Алия – величественная. Вита – жизнь, жизненная. Дилёра – радующая сердце, красивая. Маргарита – жемчужина. Даниил, Данил – судья Божий. Арсений – мужественный. Алексей – защитник. Тания – умная. Вероника – несущая победу. Ирина – миролюбивая, заботливая. Алиса – благородная. Полина – солнечная. Иван – подарок Божий. Айдар – всеми любимый. Тимофей – почитающий Бога. Дмитрий – земледелец. Максим – величайший. Кирилл – повелитель. Марк – «молоток», сильный и стойкий.

- Отлично, теперь вы знаете значение вашего имени.

- Человек проносит свое имя через всю свою жизнь. Человек может лишиться богатства, званий, наград, но никто не может лишить его имени. Доброго, ласкового, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, называют знаменитыми.  Именами этих людей называют города, улицы, корабли.

- А каких вы знаете знаменитых людей? (высказываются)

- Как вы думаете, из скольких букв состоит самое длинное имя в мире? (высказывают предположения)

- Самое длинное в мире имя состоит из 1478 букв. Чтобы его прочитать, требуется не менее десяти минут. Оно представляет собой ряд слитых воедино названий исторических мест, имена известных дипломатов, ученых и еще многого другого. В одном селе в Индии есть парень по имени Я люблю картошку. В Нижнем Тагиле родители назвали свою дочурку, родившуюся в День Независимости, коротко и ясно - Россия. Также в Россия живут Ангел, Ветер, Воля, Амур, Север, Луна, Весна, и т.д.
- Большинство современных русских имен пришли к нам в 10 веке из Византии, были записаны в списках  и объявлены единственными «верными».

- А как называют людей, у которых одинаковые имена? (тезки)

- Есть даже отдельная наука, которая изучает имена, фамилии, отчества людей. И эта наука называется таким сложным словом – антропонимика.

Динамическая пауза.

- Давайте все встанем и немного передохнем. Будем делать простые упражнения, что немного размяться. Потянемся вверх, покрутим головой вправо и влево, теперь давайте разомнем ноги – прижмите к себе сначала правое колено, затем левое, теперь немного попрыгайте, только тихо! Отлично присаживайтесь. (выполняют упражнения)

Викторина

- А теперь предлагаю вам викторину, в которой я буду давать характеристику сказочного героя или называть произведение, а вы должны назвать его имя. Каждая команда будет отвечать по очереди, если вы не знаете ответ, то на вопрос будет отвечать следующая команда.

1.Этот герой живет в Солнечном городе, у него много друзей. Он попадает в смешные ситуации.  ( Незнайка )

2. Эта девочка настолько мала, что в ее имени размер ее роста. (Дюймовочка)

3. Эта девочка, которая живет в стране чудес, подарила свое имя многим современным девочкам. ( Алиса )

4. У этого мальчика имя в самой популярной детской книге про волшебство, по которой отсняты фильмы. ( Гарри Потер )

5.Как звали братца и сестрицу из одноименной сказки? ( Сестрица Аленушка и братец Иванушка )

6.Как звали девочку из произведения «Волшебник Изумрудного города»? (Элли)

7. Как звали девочку, у которой один чулок был очень длинным? ( Пеппи )

8. Какое имя дал папа Карло своему деревянному сыну? ( Буратино )

9. Как зовут красавицу, которая любит носить лягушачью кожу? ( Василиса)

10. Как зовут девочку из стихотворения А. Барто, которая очень любит плакать? ( Таня )

11. Как зовут мальчика из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино»?

( Федор )

12. Этот сказочный герой с необычным именем любит жить на крыше. ( Карлсон )

13. Как зовут девочку, которую обижала мачеха? ( Золушка )

14. Как звали человека, совершившего первый космический полёт? (Юрий Гагарин)

15. Он вырос в волчьей стае. (Маугли)

- Последний вопрос на скорость, кто быстрее ответит.

16. Как звали трёх богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

- Вы отлично справились с заданием!

Наше имя на японском языке.

- Ребята, людям всегда интересно и весело читать свое имя на другом языке. Давайте попробуем записать свое имя на Японском.

- Ну что, посмотрим, какие получились у вас имена. (озвучивают)

- У вас получили очень забавные и интересные имена. Вы, все большие молодцы!

- Теперь каждая команда, посчитайте свои жетоны. И побеждает команда №….

Исключите «лишнее» имя.

     Степан, Мария, Татьяна, Дима (Дима — неполное имя);

     Анюта, Оленька, Даша, Натуся (Даша — не является

       ласкательным);

     Коля, Женя, Лёша, Вадик (Женя — может быть и мужским,  

       и женским);

     Ирина, Олеся, Елена, Анна (Анна — по количеству букв);

     Галя, Саша, Валера, Валя (Галя — женское имя среди  

       мужских);

     Антон, Никита, Андрей, Алексей (Никита — по первой  

       букве);

     Борис, Николай, Евгений, Михаил (Борис — по числу  

       слогов).

Исключите «лишнее» имя.

     Степан, Мария, Татьяна, Дима (Дима — неполное имя);

     Анюта, Оленька, Даша, Натуся (Даша — не является

       ласкательным);

     Коля, Женя, Лёша, Вадик (Женя — может быть и мужским,  

       и женским);

     Ирина, Олеся, Елена, Анна (Анна — по количеству букв);

     Галя, Саша, Валера, Валя (Галя — женское имя среди  

       мужских);

     Антон, Никита, Андрей, Алексей (Никита — по первой  

       букве);

     Борис, Николай, Евгений, Михаил (Борис — по числу  

       слогов).

Исключите «лишнее» имя.

     Степан, Мария, Татьяна, Дима (Дима — неполное имя);

     Анюта, Оленька, Даша, Натуся (Даша — не является

       ласкательным);

     Коля, Женя, Лёша, Вадик (Женя — может быть и мужским,  

       и женским);

     Ирина, Олеся, Елена, Анна (Анна — по количеству букв);

     Галя, Саша, Валера, Валя (Галя — женское имя среди  

       мужских);

     Антон, Никита, Андрей, Алексей (Никита — по первой  

       букве);

     Борис, Николай, Евгений, Михаил (Борис — по числу  

       слогов).

Исключите «лишнее» имя.

     Степан, Мария, Татьяна, Дима (Дима — неполное имя);

     Анюта, Оленька, Даша, Натуся (Даша — не является

       ласкательным);

     Коля, Женя, Лёша, Вадик (Женя — может быть и мужским,  

       и женским);

     Ирина, Олеся, Елена, Анна (Анна — по количеству букв);

     Галя, Саша, Валера, Валя (Галя — женское имя среди  

       мужских);

     Антон, Никита, Андрей, Алексей (Никита — по первой  

       букве);

     Борис, Николай, Евгений, Михаил (Борис — по числу  

       слогов).

Слайд № 2- 5

(ребусы)

Слайд № 6

(цели и тема)

Слайд № 7

Слайд № 8

Раздаточный материал

(карточки с заданием)

Слайд № 9-12

3. Заключительный

2 мин

Подведение итогов.

- Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (отвечают)

- Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. На эту тему существует поговорка: “Не имя красит человека, а человек имя”. Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.

- Вы сегодня были очень активные. Спасибо, классный час окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа для 1 класса " Здравствуйте, птицы!"

Конспект классного часа1  класс Здравствуйте, птицы! Цели и задачи: уточнить представление о птицах; расширить знания об особенностях пернатых; развивать умение наблюдать; воспитывать б...

конспект классного часа в 1 классе "Знание - сила"

Конспект классного часа в 1 классе "Знание - сила" в форме игры "Звёздный час"...

Конспект классного часа в 1 классе "Мы умеем делать добрые дела"

Классный час был проведен в 1 классе совместно с учителем православной культуры. На занятии рассматривалось понятие "добродетель". Занятие проходило в форме живого общения с детьми в сочетании с актив...

Конспект классного часа для 1 класса "Знание - сила"

Выполняя различные увлекательные задания, дети помогают Буратино понять необходимость учиться, быть любознательным и усидчивым....

Конспект классного часа в 3 классе на тему:"Знай правила движения, как таблицу умножения"

Конспект классного часа в 3 классе на тему:"Знай правила движения, как таблицу умножения" со следующими целями:        1) формирование представления младших шко...

Конспект классного часа "Наш дружный класс" (1 класс)

Цель деятельности: формирование у учащихся доброжелательного отношения друг к другуПланируемые результаты:Предметные:-Развитие нравственных качеств учащихся;-Обучение навыкам группового взаимодействия...