Адаптированная программа по внеурочной деятельности "Конструирование"
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Бурдинская Ирина Владимировна

Данная образовательная программа отличается  от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по конструированию.           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_konstruirovanie_2-4_klass.docx87.12 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная программа

по внеурочной деятельности

«Конструирование»

2-4 класс

(год реализации 1 год)

г. Поронайск, 2023

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Конструирование»  для обучающихся

2-4 класса составлена на основе нормативных документов и программ:

  • ФЗ № 273 от 29.12. 2012 г «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03. 07. 2016г).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017г. №09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённых постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020г. № 28. 
  • Составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант2) ГКОУШИ г. Поронайска.
  • Устав ГКОУШИ г. Поронайска.
  • Учебный план ГКОУШИ г. Поронайска.  

Общая характеристика внеурочной деятельности «Конструирование»:

Новизна программы: в системе работы используются инновационные методы и приёмы организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ.  Используются информационно-коммуникативные, интерактивные, игровые, здоровьесберегающие, технологии уровневой дифференсации и индивидуализации. самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Конструирование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Актуальность программы. Одной из основных проблем у детей с ограниченными возможностями здоровья – нарушение связи с миром, ограниченная мобильность, недостаток контактов со сверстниками и взрослыми, эти дети такие же способные и талантливые, как и обычные, и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку. Поиск средств, методов, путей помощи учащимся с ОВЗ является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности.

Цель программы:

Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через конструирование.

Задачи:

  1. Развитие мелкой моторики рук, снятие физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.
  2. Увеличение способности детей к концентрации внимания, развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
  3. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
  4. Знакомить детей различными видами конструирования многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
  5. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Принцип построения программы:

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности. Своеобразие и отличительная особенность программы «Конструирование» – это широкий спектр предлагаемых видов конструирования. Программа предполагает постепенное знакомство учащихся с несколькими видами конструирования (техническое и художественное) конструирование из природного и бросового материала, из бумаги, конструирование из строительного материала, конструирование из деталей конструкторов, а также некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек. Знакомясь с различными видами конструирования, ребенок, исходя из своих возможностей и интересов, имеет возможность выбора выполнить то практическое задание среди предлагаемых, которое наиболее интересно и доступно для него. По желанию обучающегося для создания на занятиях комфортной среды допускается присутствие родителей, членов семьи, готовых принять участие в выполнении творческого задания. Это помогает ребенку в приобретении устойчивых навыков работы с различными материалами и инструментами, способствует укреплению семейных отношений и доверительного климата в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Участие детей в выставках, фестивалях, конкурсах разных уровней (от институционального до международного) является хорошим мотиватором для освоения обучающимися новых умений, технологий.

Программу внеурочной деятельности осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными  нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

Данная образовательная программа отличается  от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по конструированию.          

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
       1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала. 
       2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.

       3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

Одно из главных условий успеха обучения детей и их развития  – это индивидуальный подход к каждому ребенку.

Методы:

 - действия детей по подражанию взрослого;

 -  использование совместных действий,

 -  действия детей по подражанию,

-   действие детей  по образцу и самостоятельно.  

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа «Конструирование» направлена на общеинтеллектуальное развитие личности и осуществляется по данному направлению внеурочной деятельности.

Сроки реализации образовательной программы: 4 года обучения.

2 класс – 34 часов (1 час в неделю).

3 класс – 34 часов (1 час в неделю).

4 класс – 34 часов (1 час в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения программы курса «Конструирование»:

В результате изучения курса «Альтернативное рисование» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

2 класс

Личностные результаты:

  • формирование понятия социальной роли «ученик».
  • эмоционально реагирует на окружающую школьную жизнь.
  • понимает эмоциональное состояние окружающих его людей.
  • понимает, что можно и чего нельзя.
  • проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение).
  • выражает самостоятельность при выполнении посильного поручения.
  • проявляет желание трудиться.
  • оознает, что определенные его действия несут для него опасность (не чистить зубы, не мыть руки и др.).
  • наблюдает за окружающими предметами и явлениями по инструкции педагога.
  • может обратиться к взрослому за помощью, используя вербальные и невербальные способы.
  • пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов.
  • проявляет положительное отношение при включении в деятельность с учителем, взаимодействует со сверстниками.
  • участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах, в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций, поделок и др.).

Предметные результаты:

  • работает в коллективе и паре;
  • воспроизводит в постройке знакомый предмет, находит его конструктивное решение;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
  • поддерживает замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности;
  • конструирует по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость конструкции;
  • различает геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;
  • умеет объединять фигуры по цвету и форме;
  • использует постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх.

3 класс.

Личностные планируемые результаты:

  • имеет представление о роли ученика.
  • проявляет заинтересованность в посещении школы.
  • понимает, что может, а то пока ему не удается.
  • выражает бережное отношение к своему здоровью.
  • проявляет самостоятельность при выполнении поручений.
  • проявляет интерес к сверстнику как объекту взаимодействия.
  • обращается к взрослому за помощью с помощью вербальных и невербальных средств.
  • пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления и поддержания контактов.
  • сремится управлять своими эмоциями в процессе взаимодействия с педагогами, одноклассниками.
  • сремится помочь педагогу.
  • участвует в совместной деятельности.
  • проявляет бережное отношение к своим вещам, принадлежностям.
  • наблюдает за окружающими предметами и явлениями.

Предметные результаты

  • работает в коллективе и паре;
  • воспроизводит в постройке знакомый предмет, находит его конструктивное решение;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
  • поддерживает замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности;
  • конструирует по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость конструкции;
  • различает геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;
  • умеет объединять фигуры по цвету и форме;
  • использует постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ

4 класс.

Личностные планируемые результаты:

  • принятие социальной роли «ученик», «одноклассник».
  • проявляет положительное отношение к школе.
  • выражает бережное отношение к своему здоровью, сообщает об изменениях в организме.
  • пьзуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления и поддержания контактов.
  • принимает и оказывает помощь педагогу.
  • управляет своими эмоциями в процессе взаимодействия с педагогами, сверстниками.
  • принимает участие в коллективных делах и играх.
  • с помощью педагога ориентирован на понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности.
  • проявляет самостоятельность при выполнении заданий.
  • проводит наблюдения.

Предметные результаты

  • работает в коллективе и паре;
  • воспроизводит в постройке знакомый предмет, находит его конструктивное решение;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
  • поддерживает замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности;
  • конструирует по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость конструкции;
  • различает геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;
  • умеет объединять фигуры по цвету и форме;
  • использует постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх.

Содержание программы

Мозаика.

Знакомство с инструментами и приспособлениями для мозаики, с правилами безопасности труда при работе с инструментами; правила содержания рабочего места. Изучение технологии выполнения мозаики; правил подбора тоновых соотношений (простые варианты). Знакомство с основными правилами при выполнении подготовительных и оформительских работ. Развитие интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения.

Лего-конструирование.

Закрепление знаний о видах деталей (квадрат, прямоугольник и т.д.) и их скреплением. Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Создание моделей из трех основных видов конструктора по образцу и замыслу. Сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры. Проговаривания, полученных фигур.

Плоскостное конструирование. Знакомство детей с плоскостным материалом (названия и свойства плоскостных геометрических фигур, счетные палочки, мозаика, веревочки, фасоль, горох и др.). Обучение простым конструктивным действиям из плоскостного материала. Обучение конструированию из геометрических фигур одинаковой и разной величины (сначала по подражанию, а потом самостоятельно), из счетных палочек, спичек, фасоли, мозаики и т.д. Обучать достраивать вторую половину изображения. Обучать конструктивному моделированию: собирать целую фигуру или изображение из частей (сначала используется метод наложения, затем – метод практических проб и зрительного сравнения). Обучение детей правильному определению положения предметов относительно друг друга, закрепление пространственных отношений: «наверху», «внизу», «слева», «справа». Развитие плоскостного конструирования и моделирования (нерасчлененные образцы-рисунки и схемы).

Конструирование из природного материала.

Знакомство с природным материалом. Учить сравнивать материалы между собой (форма, цвет, структура и т.д.). Использование одного и того же материала в различных композициях. Обучение детей правильному определению положения предметов относительно друг друга, закрепление пространственных отношений: «наверху», «внизу», «слева», «справа». Закрепление знаний эталонов формы и цвета. Формирование четких представлений о предметах и явлениях окружающей среды.

Конструирование из бумаги.

Составление плоскостных изображений предметов по предложенным картинкам. Классификация геометрических фигур по форме. Конструирование по показу. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Различные способы разметки. Конструирование из модулей. Подготовка модулей. Создание коллективной работы. Проговаривания, полученных фигур.

Пластилинография.

Знакомство с основными приемами лепки из пластилина: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо. Знакомство с разными приемами и способами в рисовании пластилином. Учить смешивать пластилин, находить разные оттенки. Учить делать сюжетные рисунки из пластилина по изученным произведениям.

Учебный план

п/п

Наименование раздела

Количество часов

2 класс

3 класс

4 класс

1

Мозайка

6

4

2

2

Лего-конструирование

6

7

8

3

Плоскостное конструирование

4

4

5

4

Конструирование из природного материала.

7

6

4

5

Конструирование из бумаги.

6

7

8

6

Пластилинография.

5

6

7

Итого:

34

34

34

Описание материально-методическим оснащением:

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

  1. Мозайка разных размеров
  2. Лего-конструктор (большие,  средние, мелкие детали)
  3. Плоские геометрические фигуры, танграммы
  4. Ветки, шишки, листья, камешки, ракушки т.д.
  5. Бумага разного формата и цвета.
  6. Ножницы
  7. Клей
  8. Краски
  9. Дощечки
  10. Пластилин
  11. Салфетки
  12. Строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, наборы мозаики: пластмассовые, кнопочные, магнитные различных геометрических форм и размеров; сборно – разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные; наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки , конструктор "Окошки".
  13. наборы разрезных предметных картинок с различной конфигурацией разрезов (прямые, фигурные, структурные);
  14. наборы разрезных сюжетных картинок с разрезами, соответствующими смысловым частям;
  15. наборы предметных или сюжетных картинок с вырубленными частями круглой, квадратной, треугольной формы, которые необходимо вставить в определенное место (как по краям картинки, так и в ее середине);
  16. наборы вырубных сюжетных или предметных картинок по типу puzzle;
  17. наборы предметных или сюжетных картинок на кубиках;
  18. наборы палочек; полоски бумаги, картона, ткани разной длины и ширины, разного цвета;
  19. магнитные доски;
  20. наборы геометрических фигур;
  21. штампы, трафареты, пуговицы разного размера и различных цветов;
  22.  природный материал: ракушки, камушки, шишки, жёлуди, каштаны;
  23. муляжи овощей и фруктов.

Перечень основных средств обучения

  • Интерактивная доска.
  • Аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка», «Картотека детских песен».
  • Доска передвижная, напольная магнитно-маркерная
  • Пробковая доска
  • Планшет
  • Компьютер

Наглядный материал 

  • Тематические альбомы;
  • Разрезные карточки;
  • Тактильные дорожки;
  • Строительные  пособия;
  • Специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др.), градусник настроения с магнитным креплением, коммуникативная система обмена карточками Pecs, расписание "Сейчас нам потребуется", лабиринт симметричный двойной для подготовки к письму, игра "Тропинка", игровой набор «Страна Монтессори», мячи массажные:
    предметные картинки сооружений, построек (дома, вокзалы, мосты и др.), архитектурных памятников отечественной культуры;
  • Натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
  • Расходные материалы: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), бумага разного цвета и др.

Календарно-тематическое планирование 2 класс

Наименование  (темы)

Количество часов

(теория-практика)

1 четверть

1

Правила безопасной работы

1 ч

2

Танграмм

1 ч

3

Осеннее дерево

4

Школа (лего-конструирование)

5

Город (лего-конструирование)

1 ч

6

Фрукты

7

Конструирование из природного материала "Осенний лес"

1 ч

8

Овощи

1 ч

2 четверть

1

Ягоды (гроздья рябины)

1 ч

2

Конструирование из мозайки "Грибок"

1 ч

3

Домик

4

Узор из листьев на полосе

1 ч

5

Новогодние игрушки

6

Новогодний шар из полос

7

Новогодняя гирлянда

8

Разноцветные бусы на ёлку

1 ч

3 четверть

1

Снегогвик

1 ч

2

Зайчик

1 ч

3

Медвежонок

1 ч

4

Зимний лес

1 ч

5

Самолёт

1 ч

6

Танк

1 ч

7

Поздравительная открытка "День Защитника Отечества"

1 ч

8

Светофор

1 ч

9

Поздравительнвая открытка: 8 марта

1 ч

10

Цветок для мамы

1 ч

11

Посуда

1 ч

4 четверть

1

Полосатый коврик

1 ч

2

Праздник "Весны и труда"

1 ч

3

Поздравительная открытка с "9 мая"

1 ч

4

Башня

1 ч

5

Весеннее дерево

1 ч

6

Колобок

1 ч

7

Это страницы зелёного лета

1 ч

Календарно-тематическое планирование 3 класс

Наименование  (темы)

Количество часов

(теория-практика)

1 четверть

1

Правила безопасной работы

1 ч

2

Сбор природного материала

1 ч

3

Солнце

4

Букет

5

Вырезание из бумаги круг, квадрат, треугольник

1 ч

6

Узор из геометрических фигур

7

Жучок

1 ч

8

Овощи

1 ч

2 четверть

1

Ёжик

1 ч

2

Весёлые погремушки

1 ч

3

Мост

4

Птичка

1 ч

5

Рыбка

6

Скрученная гирлянда

7

Гирлянда из двух полосок

8

Игрушки на ёлку

1 ч

3 четверть

1

Снегогвик

1 ч

2

Весёлые поросята

1 ч

3

Будка для собаки

1 ч

4

Домик с заборчиком

1 ч

5

Складываение разрезных картинок

1 ч

6

Конструирование из палочек

1 ч

7

Поздравительная открытка "День Защитника Отечества"

1 ч

8

Ветка мимозы

1 ч

9

Поздравительнвая открытка: 8 марта

1 ч

10

Цыплёнок в скорлупе

1 ч

11

Весенние цветы

1 ч

4 четверть

1

Звезда

1 ч

2

Праздник "Весны и труда"

1 ч

3

Поздравительная открытка с "9 мая"

1 ч

4

Посуда

1 ч

5

Браслет из бросового материала

1 ч

6

Бусы из бусинок

1 ч

7

Это страницы зелёного лета

1 ч

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Наименование  (темы)

Количество часов

(теория-практика)

1 четверть

1

Правила безопасной работы

1 ч

2

Сбор природного материала

1 ч

3

Фрукты на тарелке

4

Овощи на тарелке

5

Мышка

1 ч

6

На пруду

7

Двухэтажный дом

1 ч

8

Домик с заборчиком для гномов

1 ч

2 четверть

1

Городок для кукол

1 ч

2

Мост для пешеходов

1 ч

3

Мой город

4

Башенка и забор для птички

1 ч

5

Домик для собачки

6

Новогодняя открытка

7

Дед Мороз в технике мозайка

8

Снегурочка в технике мозайка

1 ч

3 четверть

1

Снежинки

1 ч

2

Машина

1 ч

3

Кораблик

1 ч

4

Самолёт

1 ч

5

Ракета

1 ч

6

Флаг России

1 ч

7

Поздравительная открытка "День Защитника Отечества"

1 ч

8

Вазочка для цветов

1 ч

9

Поздравительнвая открытка: 8 марта

1 ч

10

Парусник

1 ч

11

Рыбки в аквариуме

1 ч

4 четверть

1

Звезда

1 ч

2

Праздник "Весны и труда"

1 ч

3

Поздравительная открытка с "9 мая"

1 ч

4

Чайник

1 ч

5

Птичка

1 ч

6

Бабочка

1 ч

7

Лето красное идёт

1 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные программы внеурочной деятельности для детей с ЗПР

Адаптированные программы внеурочной деятельности для детей с ЗПР на домашнем обучении...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий «Развитие познавательных процессов» для обучающейся 3 «В» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обу

Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования...