Главные вкладки

    Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности " Мой край" 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
    рабочая программа (3 класс) на тему

    Авторская рабочая программа по краеведению

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл arp_moy_kray_3_klass_klyueva_l._a.docx264.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности «Мой край» для 3 к класса разработана на основе Положения  о рабочих программах по учебным  предметам  БОУ «Нюксенская СОШ», утвержденного приказом БОУ «Нюксенская СОШ» № 01-03 133 от 30.08.2016 г. и адаптированной  основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) БОУ «Нюксенская СОШ»,  утвержденной  приказом БОУ «Нюксенская СОШ» № 01-03 133 от 30.08.2016 г.

    Программа является авторской.

    Основной целью программы внеурочной деятельности «Мой край» в 3 к классе  у детей  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является  продолжение формирования  понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живем начатое в 1,2 классах. Расширение представления о животном и растительном мире  своего края.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Воспитывать любовь к малой родине;
    • Воспитывать  бережное отношение к природе малой родины;
    • Познакомить с представителями растительного и животного мира нашего района;
    • Продолжить работать с  Красной  Книгой;
    • Познакомить с крупнейшими населенными городами Вологодской области;
    • Расширять знания о нашем поселке, его истории, знаменитых людях.

    Коррекционные:

    • Расширять представления о природе, обществе.
    • Совершенствовать перенос опыта, умения воспроизводить знания в новых условиях.
    • Развивать умение делать словесно – логические обобщения.
    • Учить выделять главное, существенное.
    • Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

    Содержание тем курса

    Вологодская область. Положение области в пределах Российской Федерации.  История области. Символы области. Вологодский говор.

    Сухона- главная река Вологодской области. Судоходство. Половодье, паводок. Использование реки человеком, охрана реки. Малые реки своей местности, названия, проблемы малых рек.

    Понятия город, село, деревня. Главные отличия.  Крупнейшие города Вологодской области. Вологда-столица. История город, его современность, главные достопримечательности. Череповец- город металлургов. Главный промышленный центр Вологодской области. Знакомство с крупнейшими предприятиями: Северсталь, Фосагро. История города Тотьма. Связь Вологодской области и Северной Америки. Великий Устюг-родина Деда Мороза. Туристический центр Вологодской области, вотчина Деда Мороза.

    Нюксеница. Нюксенский район.  Положение  района, села.  Границы, символика, крупные  населенные пункты. Основные занятия населения. Главные достопримечательности. Охраняемые территории района.

    Охраняемые территории Вологодской области. Национальный парк, заповедник, заказник.

    Животные.  Характерные животные Вологодской области. (По выбору)  Места их обитания, поведение. Правила поведения в природе.  Рыбы.  Характерные рыбы Вологодской области. (По выбору)  Места их обитания, поведение. Правила поведения в природе.  Птицы.  Характерные птицы Вологодской области. (По выбору)  Места их обитания, поведение. Правила поведения в природе.  Насекомые.  Характерные насекомые Вологодской области. (По выбору)  Места их обитания, поведение. Правила поведения в природе.  Грибы. Знакомство с грибами Вологодской области. Съедобные и ядовитые. Меры предосторожности при сборе грибов. Растения. Знакомые незнакомцы. Деревья и кустарники, травы. Многолетние и однолетние растения. Многообразие растений. Охрана растений.

    История Нюксеницы. День рождения села. Подарок селу.

    Планируемые результаты внеурочной деятельности

    В результате реализации программы  «Мой край» по внеурочной деятельности во 3 к классе обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):   

        Личностные результаты 

    • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
    •  воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
    • сформирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
    •  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
    •  овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
    •  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
    •  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
    •  принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
    •  Сформирование  навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
    •  воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
    •  развитие этических чувств,проявлениедоброжелательности,эмоционально-нравственнойотзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
    • Сформирование  установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
    •  проявление готовности к самостоятельной жизни.

    Предметные результаты

    • Иметь представление  о положении Вологодской области.
    • Знать  герб и флаг Вологодской области, Нюксенского района
    • Уметь находить Вологодскую область на карте России, находить Вологду, Череповец, Тотьму, Великий Устюг, Нюксеницу  на картах Вологодской области.
    • Уметь по иллюстрациям определить крупнейшие города Вологодской области  и дать краткую характеристику им.
    • Уметь кратко рассказать основные характеристики  Нюксенского района.
    • Иметь представление об  истории Нюксеницы.
    • Знать центральные улицы и правильно называть свой адрес и адрес школы.
    • Знать крупнейшие охраняемые территории Вологодской области.
    • Уметь по иллюстрациям определять животных, птиц, рыб,  насекомых, грибы и растения Вологодской области.
    • Знать правила поведения в природе.

    Тематическое планирование

    34 часа

    1 час в неделю

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Коррекционная работа

    Виды деятельности

    1

    Вологодская область

    2

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Игра

    Просмотр фильма

    Творческая работа

    2

    Сухона-главная река Вологодской области.

    2

    Развитие зрительного восприятия и узнавания. Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Просмотр фильма

    Творческая работа

    3

    Малые реки

    1

    Развитие зрительного восприятия и узнавания. Расширение словарного запаса.

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

    4

    Город, село, деревня

    1

    Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

    Слушание объяснений учителя

    Игра

    5

    Вологда – столица Вологодской области

    2

    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие связной речи

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

     Игра-путешествие

    Просмотр видеосюжета

    6

    Череповец – город металлургов

    2

    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие связной речи

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

    Игра-путешествие

    Просмотр видеосюжета

    7

    Тотьма – город мореходов

    2

    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие связной речи

     Слушание объяснений учителя

    Игра-путешествие

    Просмотр видеосюжета

    8

     Великий Устюг – родина Деда Мороза

    2

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Игра-путешествие

    Просмотр видеосюжета

    9

    Нюксеница – мой дом

    4

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

     Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

    Игра-путешествие

    Экскурсия

    Просмотр видеосюжета

    10

    Охрана природы в Вологодской области

    2

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

    Просмотр учебного фильма

    11

    День животных

    2

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

    Творческая работа

    12

    День рыб

    2

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

    Творческая работа

    13

    День птиц

    2

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

    Творческая работа

    14

    День насекомых

    2

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

    Творческая работа

    15

    День грибов

    2

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

    Творческая работа

    16

    День растений

    2

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

    Творческая работа

    17

    С Днем рождения, Нюксеница!

    1

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение мини-проекта

    18

    Занятие – обобщение

    1

    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся

    Коррекция и развитие связной речи

    Слушание объяснений учителя

    Игра

    Используемая литература.

    Полуянов П. Месяцеслов: Для детей/ Худож. Э. В. Фролова. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1979. – 272 с., ил.

    Сумароков В. П.  Летопись земли Нюксенской.- Вологда: Вологодский ИПК и ППК. 1995.

    Бурова Л. И., Гриценко М. Е., Логовеева Г. П. Родной край. Книга для младших школьников. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1998. – 208 с.

    Малков В. М. По земле Вологодской. – Вологда: Сев.-Зап. Кн. Изд., 1968.- 399 с.Особо охраняемые природные территории, растения и животные Вологодской области.- Вологда: Изд. Русь, 1993. -256 с.

    Баранов С. Ю., Скупинова Е. А. Сказания о Земле Вологодской. – Вологда: ООО «Учебная литература», 2011. -192 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по адаптивной физкультуре для 1 дополнительного класса для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

    Данный материал пригодится тем учителям начальных классов,которые обучают детей с уственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...

    Адаптированная программа по предмету «Изобразительная деятельность» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

    Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельност...

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

    Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра...

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российс...