Главные вкладки

    Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности " Мой край" 1 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Внеурочная программа по краеведению

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_kray_1_klass.docx229.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

     Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности «Мой край» для 1к класса разработана на основе Положения  о рабочих программах по учебным  предметам  БОУ «Нюксенская СОШ», утвержденного приказом БОУ «Нюксенская СОШ» № 01-03 133 от 30.08.2016 г. и адаптированной  основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) БОУ «Нюксенская СОШ»,  утвержденной  приказом БОУ «Нюксенская СОШ» № 01-03 133 от 30.08.2016 г.

    Основной целью программы внеурочной деятельности «Мой край» является формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселка, в котором живешь. Школьники знакомятся с природой своего края, с историей поселка.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Воспитывать любовь к малой родине;
    • Воспитывать  бережное отношение к природе малой родины;
    • Познакомить с представителями растительного и животного мира нашего района;
    • Дать понятие Красная Книга;
    • Учить  правильно вести себя в школе, на дороге;
    • Расширить знания о нашем поселке, его истории.

    Коррекционные:

    • Расширять представления о природе, обществе.
    • Совершенствовать перенос опыта, умения воспроизводить знания в новых условиях.
    • Развивать умение делать словесно – логические обобщения.
    • Учить выделять главное, существенное.
    • Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

    Содержание тем курса

     

                  Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.

                Огород.  Овощи и фрукты , выращиваемые в нашем регионе. Капуста, редис, кабачок, укроп, морковь, яблоки, вишня. Правила их сбора человеком.

    Живое и неживое. Природное и сделанное руками человека. Гора, солнце, дерево, медведь, человек, парта, здание, поселок.

    Дорога: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, обязанности пешехода, светофор, правила дорожного движения.
             Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, столовая, гардероб. Классная комната, стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного.

    Растения нашей местности. Береза, рябина, черемуха, осина, ольха, сосна, ель. Характерные признаки для каждого растения: ствол, крона, листья, цветы, плоды, семена. Использование растений человеком.
                  Птицы нашей местности. Синица, сойка, дятел, ворона, сорока, глухарь.  Внешний вид,  какое строит гнездо, как ухаживает за потомством, где живет, чем питается.  Какую пользу приносит человеку.

    Животные нашей местности. Медведь, лось, рысь, белка, кабан, волк. Внешний вид, территория обитания, какое потомство, чем питается. Какую пользу приносит лесу и человеку.

    Понятие Красная Книга. Редкие животные и растения. Охрана природы. Заповедники, национальные парки.

    Домашние животные и комнатные растения. Кошка, собака. Традесканция, хлорофитум. Правила ухода за животными, кормление, гигиена. Полив растений, пересадка.

                   Правила поведения.  Понятие этических норм и правил поведения .Приветливость, доброжелательность, умение принять гостей, доставить им радость общения, составить хорошее впечатление о себе при посещении родных, друзей, а также при встрече с другими людьми.

            Поселок. История, с чего все начиналось, старые улицы поселка, история старых зданий в поселке. Названия центральных улиц поселка. Путь из школы домой, путь из дома в школу.

            Победа в Великой Отечественной войне, ветеран, вечный огонь.

    Планируемые результаты внеурочной деятельности

    В результате реализации программы  «Мой край» по внеурочной деятельности обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

                  Воспитательные результаты — приобретение знания о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия,   любви к близким и уважения ко всему окружающему;

    Личностные результаты 

    • ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, России;
    • ценностное отношение к труду и творчеству,  трудолюбие;
    • осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
    • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
    • уважение к истории своего поселка;
    • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.

                Предметные результаты.

    • Понимать какие сезонные изменения происходят в природе.
    • Уметь определять  погоду.
    • Знать основные огородные культуры. Правила их сбора.
    • Уметь правильно применять правила дорожного движения, знать безопасную дорогу домой и в школу.
    • Знать школьные правила и правила поведения.   Применять их в школьной жизни.
    • Уметь по иллюстрациям и в природе определять березу, рябину, черемуху, сосну, ель.
    • Уметь по иллюстрациям отличить ворону, сойку, дятла, глухаря и т. д.
    • Уметь по иллюстрациям узнавать медведя, лося, кабана, белку, волка.
    • Знать что такое Красная  книга, понятие редкие животные и растения.
    • Знать правила ухода за домашними животными и комнатными растениями.
    • Иметь представление об истории села, его самобытности, интересных зданиях.
    • Иметь представление о Великой Отечественной войне, о празднике День Победы.

    Тематическое планирование

    33 часа, 1 час в неделю

    № п/п

    Тема занятия

    Кол.-во часов

    Коррекционная работа

    Виды деятельности

    1

    Наступила осень.

    1

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Творческая работа.

    2

    Что нам осень подарила.

    1

    Развитие зрительного восприятия и узнавания. Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Творческая работа.

    3

    Живое и неживое.

    1

    Развитие зрительного восприятия и узнавания. Расширение словарного запаса.

    Слушание объяснений учителя

    Практическая работа

    4

    Составление коллекции листьев деревьев и кустов. Оформление выставки: растения осенью. Урок-практикум

    1

    Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Экскурсия,

    творческая работа

    5

    Моя школа. Правила поведения в школе.

    1

    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся

    Коррекция и развитие связной речи

    Слушание объяснений учителя

    Беседа,

     практикум

    6

    Учимся быть пешеходами. Движение по тротуару

    1

    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся

    Экскурсия

    Слушание объяснений учителя

    Беседа, практикум

    7

    Безопасный путь от школы до дома

    1

    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся

    Коррекция и развитие связной речи

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

    Мини проект

    8

     Осень. Природа готовится к зиме

    1

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Творческая работа. Наблюдение за демонстрациями учителя.

    9

    Тело человека. Уход за руками.

    1

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

    Наблюдение за демонстрациями учителя.

    10

    Растения нашей местности.

    3

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

    Экскурсия

    Творческая работа

    11

    Птицы нашей местности.

    4

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

    Экскурсия

    Творческая работа

    12

    Животные нашей местности.

    4

    Развитие зрительного восприятия и узнавания.

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

    Экскурсия

    Творческая работа

    13

    Домашние питомцы.  Комнатные растения. Уход за ними

    2

    Расширение представлений об окружающем мире

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Слушание объяснений учителя

    Выполнение работ практикума

     игра

    14

    Красная книга Вологодской области.

    1

    Расширение представлений об окружающем мире

    Коррекция и развитие связной речи

    Расширение словарного запаса.

    Слушание объяснений учителя

    Просмотр учебного фильма

    15

    Весна – пробуждение природы

    2

    Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

    Слушание объяснений учителя

    Экскурсия

    Игра

    16

    Моя малая родина.

    2

    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся

    Коррекция и развитие связной речи

    Слушание объяснений учителя

    Экскурсия

    Беседа

    Творческая работа

    17

    Страничка истории.

    1

    Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

    Слушание объяснений учителя

     игра – путешествие.

    18

    Я смогу!

    2

    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся

    Коррекция и развитие связной речи

    Слушание объяснений учителя

    Благоустройство территории

     

    19

    День Победы

    1

    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся

    Коррекция и развитие связной речи

    Слушание объяснений учителя

    Экскурсия

    20

    Занятие – обобщение

    1

    Коррекция и развитие личностных качеств учащихся

    Коррекция и развитие связной речи

    Слушание объяснений учителя

    Игра

    Используемая литература.

    Полуянов П. Месяцеслов: Для детей/ Худож. Э. В. Фролова. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1979. – 272 с., ил.

    Красная книга Вологодской области. Том 2. Растения и грибы/Отв. ред. Конечная Г. Ю., Суслова Т. А.-Вологда, ВГПУ, изд-во «Русь», 2004.- 360 с.

     Красная книга Вологодской области. Том 3. Животные/Отв. ред. Болотова Н. Л., Ивантер Э. В., Кривохатский В. А..-Вологда, 2010.- 216 с.

    Шорыгина Т. А. Домашние  животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.- 72 с.

    Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.- 64 с.

    Шорыгина Т. А.  Какие месяцы в году? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.- 64 с.

    Шорыгина Т. А. Домашние  животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.- 72 с.

    Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу?  Путешествие в мир природы и развития речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.

    Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.- 96 с.

    Бабенко В. Г. Птицы города. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 48 с.: ил.

    Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.- 88 с.

    Интернет ресурсы.

     https://rosuchebnik.ru/

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по адаптивной физкультуре для 1 дополнительного класса для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

    Данный материал пригодится тем учителям начальных классов,которые обучают детей с уственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...

    Адаптированная программа по предмету «Изобразительная деятельность» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс

    Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельност...

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Россий...

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

    Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра...

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российс...