"Формирование финансовой грамотности через систему классных часов".
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Минченкова Ольга Викторовна

В статье кратко раскрывается понятие финансовой грамотности, приводится планирование классных часов для формирования финансовой грамотности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_attestatsii.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности через систему классных часов.

Финансовая грамотность — это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах и позволяющие принимать разумные решения по управлению своими финансами.

Финансово грамотный человек планирует свои доходы и расходы (ведёт свой бюджет), живёт в рамках этого бюджета, не имеет больших долгов; рационально использует финансовые услуги, умеет отстаивать свои права как потребителя финансовых услуг.

Современные дети постоянно сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Обучающиеся начальной школы вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

Грамотность в сфере финансов воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Исходя из этого, мною была разработана система классных часов (с 1 по 4 класс) в объёме 32 ч.

1 класс

1

Для чего нужны деньги?

2

Хочу и надо

3

Доходы и расходы                                  

4

Планирование и бюджет

5

Семейный бюджет                                    

6

Деньги. Зачем они нужны?                

7

Увлекательная нумизматика

8

Деньги разных стран. Семь чудес света.

2 класс

1

В мире денег

2

История происхождения денег

3

Расходы семьи: как остаться при деньгах

4

Карманные деньги. Сколько нужно для «хорошей» жизни

5

Как делать сбережения или Как накопить на свою мечту ?

6

Что такое экономия? Кого называют банкротом?

7

Платежи

8

Бизнес-игра «Юные взрослые»

3 класс

1

Как устроен мир денег

2

Как размножаются деньги

3

«Карманные деньги» (Мой бюджет)

4

Бюджет семьи. Деньги любят счёт.

5

Современные деньги России

6

Деньги разных стран

7

До какой степени можно верить рекламе?

8

«Своя игра»

4 класс

1

Цена товара.                  

2

Нужно ли брать кредит?

3

Наши налоги

4

Опт и розница

(деловая игра)

5

Как устроен магазин. Хитрости рекламы.

6

Как можно попасть в «финансовые неприятности»

7

Мой первый бизнес- план

8

Мой первый бизнес- план

На этих занятиях обучающиеся знакомятся с экономическими терминами. На протяжении четырех лет составляем экономический словарь.

Проявляют свои творческие способности: рисуют комиксы, плакаты, баннеры, эскиз своей монеты, банкноты, банковской карты. Сочиняют рекламные слоганы.

Проводят исследования: какой стране принадлежат монеты домашней коллекции, сравнивают свойства металлических и бумажных денег.

Итогом каждого года является игра или проект.

1 класс - Бизнес – игра «День рождения»

2 класс - Бизнес-игра «Юные взрослые»

3 класс - «Своя игра»

4 класс - Мой первый бизнес- план

Данные классные часы тесно связаны с курсом математики, т.к. обучающиеся учатся читать, записывать и сравнивать цену и стоимость, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними, такие как рубль и копейка.

Прослеживается связь с окружающим миром, т.к. обучающиеся знакомятся с основными понятиями финансовой грамотности, осваивают умения ставить опыты, узнают правила товарно-денежных отношений, государственную валюту; оценивают характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников), в том числе с позиции развития товарно-денежных отношений; учатся договариваться о распределении функций и ролей, в том числе в сфере товарно-денежных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению

«Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, ...

Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению

Формирование  читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению...

Статья "Формирование культуры здоровья через систему внеурочной деятельности"

Статья в журнале "Создание экологизированной образовательной среды" (из опыта работы в рамках ОИП)Автор Иванова Л.И....

Воспитательная работа через систему классных часов

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование. Воспитательная работа через систему классных часов....

Формирование мотивации ЗОЖ через систему внеклассных мероприятий

В настоящее время  наблюдается увеличение количества школьников,   страдающих самыми различными хроническими приобретенными заболеваниями. Немаловажной причиной неблагополучия  здо...

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (на примере решения финансовых задач). Урок математики по формированию финансовой грамотности в 1 классе.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (на примере решения финансовых задач). Урок математики по формированию финансовой грамотности в 1 классе....

«ФИНАНСОВЫЙ ПАЗЛ» Гайд для педагогов по формированию финансовой грамотности на уроках и во внеурочной деятельности

Аннотацияк гайду для педагогов«Финансовый пазл»       Данный гайд создан с целью формирования финансовой грамотностина уроках и во внеурочной деятельности. Он...