Внеклассное чтение по произведению А. Лиханова "Крутые горы" 3 класс.
план-конспект занятия (3 класс)

Открытое занятие по внеклассному чтению.  Проведено в 3 классе. Цель: пронаблюдать взросление мальчика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2.doc79 КБ
Файл kartochki_na_dosku.docx1.81 МБ
Файл otryvki_povesti_dlya_chteniya.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Форма проведения: Внеклассное чтение

Тема: Военное детство в повести «Крутые горы» А.А.Лиханова

Цель: 
-
Увидеть Великую Отечественную войну глазами главного героя книги писателя А.А.Лиханова. Пронаблюдать, как взрослеет мальчик в условиях войны.

- Совершенствовать работу учащихся по анализу текста художественного произведения.

- Воспитывать чувства доброты, отзывчивости, доброты, сопричастности к великому подвигу нашего народа на примерах поступков героев. Донести до сознания учащихся смысл понятий благородство, доброта, совесть.

Задачи:

1. Воспитание патриотизма и любви к Родине.

2. Стимулирование читательских интересов учащихся.

3. Воспитание культуры чтения.

4. Развитие коммуникативных способностей детей.

Планируемые результаты:

-Личностные УУД: уметь оценивать поступки: хорошие и плохие, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей.

-Познавательные УУД: формирование новых знаний и новых понятий.

-Коммуникативные УУД: поиск информации при работе с книгой, умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выразительно читать.

Участники: Обучающиеся 3 а класса
Техническое оборудование: Портрет А.А.Лиханова, аудиозапись песни «Священная война» на слова Лебедева-Кумача., аудиозапись голоса Левитана, толковые словари.

Главное, одолеть бессилие –

всегда и во всем. Главное,

почувствовать себя сильным.

А. Лиханов

    Ход урока

I. Организационный момент:

- Сегодня у нас гости. Повернёмся к ним, поприветствуем их улыбкой. Повернемся ко мне и начнем наше занятие. Сегодня мы работаем в группах. Помним о правилах: работаем дружно, слушаем друг друга, не мешаем соседним группам.

- Чей портрет перед Вами? Как вы думаете, почему я его поместила на доску? Что за сточки я разместила на доске?

На столе лежат карточки.  Дополним словами из справок, чтобы понять, чем будем заниматься на занятии:

- Продолжим работу над повестью А.Лиханова  «Крутые горы»

- Будем читать части повести и попытаемся увидеть события глазами главного героя.

 - Постараемся понять, почему повесть называется «Крутые горы».

 II. Вступительное слово учителя: 

        В истории нашего народа были события особого значения. К таким событиям относится и Великая Отечественная война, получившая широкое отражение в литературе и истории. Писатели и художники, композиторы и архитекторы, кинорежиссеры стремились запечатлеть эти страшные страницы нашей истории. В том числе они отражены в повести А.А. Лиханова «Крутые горы».

 Что запомнили об авторе с прошлого занятия? (работа в группе)  Выберите факты, которые относятся к биографии писателя.. (Слайд 2)

А. А. Лиханов родился в 1935 году в городе Кирове.

Его мама всю жизнь проработала в больнице лаборанткой, отец ушел на фронт с первых дней войны.

Детство А. Лиханова проходило в тыловом городе.  Мальчик вместе со сверстниками стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьных концертах для раненых.

Сегодня это известный писатель, книги которого издаются не только в России, но и в Японии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Венгрии, Китае и в других странах.

В каком году родился писатель? Когда началась Вов? Сколько лет ему было на тот момент?

Учитель:  ( Слайд 3) Роковая дата: 22 июня 1941. Прекрасное летнее утро. На западных границах уже громыхает война. Но здесь, в тыловом городе, ещё ничего не знают. Выходной день, люди отдыхают. «Я не понял, что началась война…». Так начинается повествование.
III. Анализ произведения:

- От чьего лица ведется повествование? (От лица первоклассника Коли. Звучит сообщение Ю. Левитана о начале Великой Отечественной войны.)

- Докажите текстом то, что мальчик не понял, что началась война.

Я смеялся, не понимая, что началась война, ничего ещё толком не зная, и махал приветливо рукой вслед отцу, радуясь, что на последок он всё-таки догадался подарить мне значок ГТО…».)  На столе лежат карточки синего цвета.  На них записаны слова. (война)

(Звучит песня «Священная война», постепенно стихающая.) (слайд 4)

- Коля не понял, что началась война, он даже не представлял, что такое война. Но он видел, что в жизнь ворвалось что-то нехорошее, какое-то общее горе. А горе делает людей взрослее. Как же мальчик постепенно начинал понимать, что такое война? (Открытки отца с надписью «Родина-мать зовёт!», продуктовые карточки, завариха вместо гречневой и пшенной каши, обмен вещей на продукты.)

Работа с текстом.

- Так что же узнал Коля о войне. (Война-это горе, это голод.)

- Коля видел, что постепенно начинают исчезать вещи из гардероба. А что, как реликвия, осталось неприкосновенным и почему? (Костюм отца. Эта вещь - священная память об отце, защитнике Родины, воине. Неизвестно, какую судьбу ему уготовила война.)

- Идёт второй год кровопролитной войны. Но в городе, где живет наш герой, работают заводы, фабрики, школы.

( Слайд 5)(Работа с текстом) Какой была школа, где учился Коля? Найдите нужный отрывок. («Парты в нашем классе стояли в четыре ряда …Школа работала в три смены…».) 
-  Легко ли было учиться детям во время войны?  

- Почему дети учились в такой тесной, маленькой школе в неприспособленных классах, при свечах и керосиновой лампе, писали на старых газетах?  Зачитайте. (Всему причина – война, разруха, нехватка помещений, электроэнергии. Страна работала под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы». И это понимали не только взрослые, но и дети.) Какие слова подходят к этом, отрывкам?(горе, разруха, бомбежки)
- Коля вместе с мамой идёт по полуосвещенной улице в школу. Что в это время ему ещё раз напоминают, что идёт война? (Заводские гудки, похожие на вой доисторического чудовища.)
- Наш герой уже понимает, что наступила лихая година, где-то гремит война. Но кто ему показал настоящую войну здесь, в тыловом городе? («Но настоящую войну мне показал Вовка Крошкин. Вовка Крошкин мне поведал о санитарном поезде, который прибыл в их город». Ребята вместе с учительницей пошли к нему.) (Слайд 6)

- Найдите описание санитарного поезда. («… и я увидел, что окна в вагоне без стекол - только в углах торчали острые, похожие на ножи осколки, а обшивка в разных местах пробита рваными дырками…».) Детей осенила страшная догадка: санитарный поезд бомбили.
- Что особенно потрясло детей?  Зачитайте. («…и мы увидели жуткое… Тот, кто лежал на носилках, был укрыт с лицом…».) 
- Всенародное горе. Похоронные извещения. Женщины - вдовы. Дети - сироты. Подходя к санитарному поезду, Коля увидел поразивших его женщин, беззвучно плакавших. Почему одна женщина особенно поразила его? Зачитайте. «Одна женщина потрясла меня особенно… Я посмотрел на неё, и мне сделалось страшно».

Глаза - зеркало души. Они бывают добрые и злые, сияющие, весёлые. А как автор говорит о глазах этой женщины? Прилагательные, которые использует автор при описании глаз. («Прозрачные, пустые, остекленевшие» .

Пустые глаза – значит в душе тоже пусто.

- О чем говорят слова Анны Николаевны: «Им не поможешь…». (Мертвых не воскресишь. Утрата невосполнимая.) Какие слова подберем к этим отрывкам?  (горе, бомбежки, похоронки)..Зачитайте слова, которые мы подобрали. Какой войну мы видим вместе с Колей? Какой характер носят эти слова?(Отрицательным)

- Посмотрим, как это отражается на мальчике? Коля взрослеет на наших глазах. (слайд 7) Все больше и больше война приоткрывает ему свой страшное лицо. И вместе с этим в его душе появляется новое чувство. Какое решение принимает Коля? Почему? (сопричастность ко всему, что происходит). Мама не сумела скрыть войну от него. В детском сердце рождается сострадание к семьям погибших, к раненым. Как и у взрослых, лютой ненавистью к захватчикам наполнилась и его душа: он решил помогать Родине. (…«Гады, - прошептал я, - гады!…Я буду шить кисеты. И я буду ненавидеть немцев…».)

- Какое горе постигло Анну Николаевну? (Погиб сын.)
Какой видели учительницу ребята, зачитайте?
(Она приходила в школу и работала, никому не жаловалась. Горе не сломило ее, не очерствило ее душу, она осталась такой же доброй и строгой. А в сердцах детей просыпалось милосердие, они искренне сочувствовали ее горю.)
- Трудное военное время. Как зеницу ока берегут люди свои продовольственные карточки. И вот в семье Коли горе: украли карточки.

- Семья голодает. Мама находит выход, как спасти ребенка от голода. Зачитайте. Почему мальчика грызет беспощадная совесть, когда он ест «донорский паек» мамы? («Ведь я ел как бы мамину кровь, и это было ужасно…»).

- А что такое совесть? Найти значение этого слова в «Толковом словаре». (Совесть это ответственность за свои поступки.)

- Коля и Вовка чувствуют удовлетворение от того, что делают свое важное дело: шьют кисеты, помогают фронту. Как относились в школе к их делу? (Их инициативу вместе с учительницей поддержал весь класс, учительница предложила собирать табак.) 
- Вот настал долгожданный момент: вручение кисетов бойцам. Зачитайте описание этого торжественного момента. («Настала недолгая пауза… я никогда, не забуду этого…» Мальчик «заревел» оттого, что солдаты кричали им «Ура!».) 

Отрывок читает наизусть Костя Махин.  Какие важные слова сказал Коле отец?
-Зачитайте последние строки повести. («…Поезд уходит на войну. Война продолжалась…И много было впереди всего. У меня - крутых гор. У отца - трудных дней. 

- В конце повести Коля уже не беспомощный первоклашка, которого водит за ручку мама. На наших глазах герой повзрослел, научился переживать, сочувствовать горю.

IV. Подведение итога

- Ребята, почему повесть называется «Крутые горы»?

- Покорение крутых гор – дело трудное. Это может сделать только сильный, ответственный, мужественный человек. Когда автор давал повести такое название, он имел в виду не только горы, с которых Коля катался на лыжах, но и жизненные трудности, испытания.

-Как бы ни тяжелы были годы войны для Коли, Вовки, учительницы и других героев повести, им удается сохранить человеческие качества.

Сегодня мы мысленно вернулись к суровым годам войны. Страшной войны для нашего народа. Преодолев тяжелейшие испытания, сохранив свои душевные качества, наш народ пришел к желанной Победе

VI. Рефлексия. «Продолжи предложение»

Используемые источники:

1. Лиханов А. А. Крутые горы. Кикимора. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 160 с.

2. Лиханов А. А. Собрание сочинений в семи томах. – Т. 4. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. – 672 с.

3. Мамончикова Е. Б. Классный час—читательская конференция по повести Альберта Лиханова « Крутые горы»: 5 класс » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Источник: https://infourok.ru/chitatelskaya-konferenciya-po-knige-aalihanova-krutie-gori-959221.html


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.

Я не понял, что началась война, и позже, когда собралось много родственников и отцовских друзей, все выпивали, как на празднике, а потом отец встал – в черном пиджаке со значком ГТО на серебряной цепочке, надел на крутой лоб крапчатую модную кепку с длинным козырьком и закинул за плечи брезентовый походный мешок….

    Потом все встали, и отец подошел ко мне. Я почувствовал, как он подхватил меня, подбросил вверх, к солнцу, и я счастливо рассмеялся.

Я смеялся, не понимая, что началась война, ничего еще толком не зная, и махал приветливо рукой вслед отцу, радуясь, что напоследок он все-таки догадался, все-таки подарил мне значок ГТО на серебряной цепочке.

Отец шел по пыльной жаркой улице, а справа и слева от него и мамы шли гости; они шагали, взявшись под руки, словно собрались на прогулку, и заняли всю булыжную мостовую. Они еще пели про Катюшу – замечательная такая песня, – отец оборачивался иногда, а я стоял возле бабушки и все улыбался, потому что у меня было хорошее настроение.

2.

Парты в нашем классе стояли в четыре ряда, оставляя узкие проходы, такие узкие, что учительница ходила по ним боком. К концу каждого урока становилось жарко и душно, на переменке дежурные строго-настрого всех выгоняли, открывали настежь все форточки. Школа была старая, маленькая, неприспособленная для такого множества учеников…

Школа работала в три смены, первышам, конечно, уступали первую, и подниматься приходилось рано, потому что уроки начинались в восемь….

Отгромыхал медный звонок, которым помахивала нянечка в коридоре, вошла в темный класс учительница Анна Николаевна, как всегда кутаясь в мягкий платок и держа в одной руке керосиновую лампу.

3.

— Вы знаете, почему такие узкие проходы между рядами в нашем классе? — спросила Анна Николаевна настойчиво и ответила сама себе: Потому что идет война и школы в нашем городе, большие и удобные, отданы раненым, там госпитали… Вы знаете, почему вы пишете на старых газетах, а не на тетрадях? Потому что идет война и фабрики, где делали тетради, разрушены… Вы знаете, почему вместо ярких лампочек у нас горит керосинка, а на партах свечки? Потому что энергии не хватает заводам, потому что заводы работают на всю мощь, чтобы сделать побольше снарядов!

 4.

Вовка не успокоился. Он шагал вдоль вагонов и наконец остановился около одного, протянув руку:

– Гляди! – проговорил он, и я увидел, что окна в вагоне без стекол – только в углах торчат острые, похожие на ножи осколки, а обшивка вагона в разных местах пробита рваными дырками.

Бомбили! – сказал Вовка, и я со страхом представил себе, как вот в этот вагон, возле которого я стою и до которого могу свободно дотронуться рукой, ударили бомбовые осколки, как разом вылетели окна, хотя они, наверное, и были заклеены крест-накрест бумагой, чтобы выдержать эту волну. Но взрыв был близко, полоски бумаги не спасли, и, может быть, раненые, лежавшие на второй полке, упали на пол.

5.

Мы увидели жуткое.

Тот, кто лежал на носилках, был укрыт с лицом, но серое одеяло оказалось коротким, и из-под него виднелись желтые, словно восковые, ноги. Санитар и мама с теткой положили носилки в сани, санитар полез обратно в вагон, а мама подбежала к нам, схватила меня и Вовку за плечи и потащила в сторону, подальше от вагона и храпящей лошади. Мама тяжело дышала.

6.

Я подошел к краю обрыва и обернулся, чтобы увидеть их лица. Некоторые женщины беззвучно плакали. А другие — нет, не плакали, и лица их были угрюмы. Одна женщина поразила меня особенно.

Она стояла одна; она была еще совсем молодая, но платок, низко надвинутый на лоб, делал ее старухой. Я посмотрел на эту женщину, и мне сделалось страшно. Ее глаза были прозрачные, как бы пустые.

7.

Мы с Вовкой сидели на одном стуле, тесно прижавшись друг к другу, и я думал про Анну Николаевну. Вчера мы с Вовкой видели убитого бойца, а сегодня узнали, что кто-то погиб у Анны Николаевны. У нашей учительницы. Может быть, муж. Или брат. Или даже сын. Анна Николаевна никогда не говорила нам, кто у нее есть. Она приходила в школу всегда строгая, подтянутая, и мне всегда казалось, что учительница не обращает на войну внимания. Будто нет никакой войны.

Она строго спрашивала по арифметике, по русскому, по чтению, она требовала, чтобы мы старались делать тонкие волосковые линии в буквах на уроках чистописания и никогда не говорила про войну.

8

 — Откуда? — спросил я снова маму, и, увидев мою настойчивость, она, наконец, ответила:

 — Ну, это такой паек… донорский.

Донорский! Это слово я знал, потому что на всех углах в городе висели плакаты. На плакатах были нарисованы розовощекие тетеньки и красные кресты с красными полумесяцами. Донорами назывались женщины, которые сдавали свою кровь, только эти женщины должны быть румяными, а у мамы было зеленое лицо.

 — Ты сдала кровь! — крикнул я, понимая уже, что крик этот пустой, понимая, отчего в том доме мама прижимала к руке вату с запекшейся кровью.

Я посмотрел на кулечки, которые лежали передо мной, вгляделся в мамино зеленое лицо и заплакал оттого, что оказался таким подлецом.

Ведь я ел как бы мамину кровь, и это было ужасно…

9.

Полковник Николаев шагнул вперед и крикнул раскатистым голосом:

 — Товар-рищи бойцы! К нам приехали представители одной из школ города, где сформирована наша часть. Они вручат вам кисеты, которые сшили ребята этой школы. Скажем же им спасибо!

Настала недолгая пауза, я ждал, что скажет еще полковник Николаев, но он молчал. И вдруг… Вдруг… Я никогда не забуду этого, сколько бы времени ни прошло с тех пор, потому что забыть этого нельзя.

Мгновенье была тишина, и вдруг раздался рокот. Сперва я не понял ничего. А когда понял, заревел. Не выдержали нервы. Над площадкой, где стояли бойцы, неслось раскатистое, громовое, мощное:

 — У-у-р-р-а-а-а!

Ура! Бойцы кричали «ура»!

Они кричали это нам. Анне Николаевне и нам с Вовкой, каким-то там первоклашкам.

10.

Поезд уходил на войну.

Война продолжалась…

И много было впереди всего.

У меня – крутых гор. У отца – трудных дней.

война

совесть

война

совесть

разруха

сочувствие

разруха

сочувствие

бомбежки

сопричастность

бомбежки

сопричастность

горе

милосердие

горе

милосердие

смерть

завариха

смерть

завариха

похоронка

голод

похоронка

голод

продуктовые

карточки

продуктовые

карточки

А. А. Лиханов родился в 1935 году в городе Кирове.

Его мама всю жизнь проработала в больнице лаборанткой, отец ушел на фронт с первых дней войны.

Детство А. Лиханова проходило в тыловом городе.  Мальчик вместе со сверстниками стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьных концертах для раненых.

Сегодня это известный писатель, книги которого издаются не только в России, но и в Японии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Венгрии, Китае и в других странах.

Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, в первые дни войны ушёл добровольцем на фронт. В звании сержанта вернулся с войны и дожил до старости.

Окончил сельскую школу, Владимир работал слесарем, грузчиком, рабселькором районной газеты. Служил в армии в ракетных войсках.

Родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области. Сын лесника.

1.  Продолжим работу ______________ А.Лиханова «Крутые горы»

2.  Будем читать ______________повести и попытаемся увидеть события глазами____________________.

3. Постараемся понять, почему повесть называется____________________

Слова для справок: над повестью, части, «Крутые горы», главного героя.

1.  Продолжим работу ______________ А.Лиханова «Крутые горы»

2.  Будем читать ______________повести и попытаемся увидеть события глазами____________________.

3. Постараемся понять, почему повесть называется____________________

Слова для справок: над повестью, части, «Крутые горы», главного героя.

1.  Продолжим работу ______________ А.Лиханова «Крутые горы»

2.  Будем читать ______________повести и попытаемся увидеть события глазами____________________.

3. Постараемся понять, почему повесть называется____________________

Слова для справок: над повестью, части, «Крутые горы», главного героя.

1.  Продолжим работу ______________ А.Лиханова «Крутые горы»

2.  Будем читать ______________повести и попытаемся увидеть события глазами____________________.

3. Постараемся понять, почему повесть называется____________________

Слова для справок: над повестью, части, «Крутые горы», главного героя.

1.  Продолжим работу ______________ А.Лиханова «Крутые горы»

2.  Будем читать ______________повести и попытаемся увидеть события глазами____________________.

3. Постараемся понять, почему повесть называется____________________

Слова для справок: над повестью, части, «Крутые горы», главного героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Дети получат представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, познакомятся с героями Бородинской битвы....

«ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л. Н. ТОЛСТОГО». 4 класс

Методическая разработка урока по литературному чтению:«ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л. Н. ТОЛСТОГО»,отражающего опыт применения и результат эффективного ис...

«Страна детства» Внеклассное чтение по произведениям С.В. Михалкова.

Для  развития у учащихся интереса  и  мотивации к чтению проводятся уроки внеклассного чтения. Одной из тем такого урока в 3 классе является «Книги о детях и для детей»....

урок внеклассного чтения по произведениям Н. Н. Носова для 2 класса

Цель:  создание устойчивой положительной мотивации к чтению           книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова. Задачи:...

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...