Рабочая программа по кружку "Рукотворный мир" 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа кружка "Рукотворный мир" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rukotvornyy_mir.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Т. ПОНОМАРЕВА»

 «РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

____________ А.В. Кунавина

протокол № 1

от «___» ____________ 2023 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР

_____________ К.Г. Гузикова

 от «___»____________ 2023 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «СОШ № 22»

_____________ Ж.Н. Микитчук

приказ № ______  

от «___»_____________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

кружка «Рукотворный мир»

во 2«А» классе

учителя начальных классов

Светцевой Ларисы Николаевны

        

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета        

Протокол № ____        

от «___»________________ 2023 г.

                                     

Саратов, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов   в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования .

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию  традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Цели программы:

  • Развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
  • Формирование универсальных учебных действий младших школьников;
  • Создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности;
  • Развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
  • Развитие нравственных качеств, формирование бережного отношения к традициям своего народа и своей семь

Работа в творческих мастерских  представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • Патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • Трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • Ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • Ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • Формирование информационной грамотности современного школьника;
  • Развитие коммуникативной компетентности;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135

Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

         

РАЗДЕЛ  I

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

       

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой  деятельности.

       

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • Внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • Выраженной познавательной мотивации;
  • Устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Планировать свои действия;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • Адекватно воспринимать оценку учителя;
  • Различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Проявлять познавательную инициативу;
  • Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться, приходить к общему решению;
  • Соблюдать корректность в высказываниях;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • Владеть монологической и диалогической формой речи;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
  • Анализировать объекты, выделять главное;
  • Осуществлять синтез ;
  • Проводить сравнение и  классификацию;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • Осознанно строить сообщения в различных формах;
  • Использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • Расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • Использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • Оказывать посильную помощь в оформлении класса, школы, своего жилища;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • Сформировать навыки работы с информацией.

РАЗДЕЛ  II

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

  1. Основы культуры труда и самообслуживания.

Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья. Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.

Организация рабочего места для работы с различными материалами ( рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).

Анализ  объекта и его назначения.

Данный раздел раскрывается при организации творчества во  всех мастерских 1,2,3,4 класса.

  1. Технология ручной обработки материалов.

Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала.

Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами.

Приемы работы с природными материалами.

Практические работы:

1 класс: композиции из листьев;

2 класс: композиции из листьев, композиции из соломки, шахматы из шишек;

3 класс: работа с листьями (эстамп), работа с ракушками, украшение яичной скорлупой.

Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы  с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений.

Практические работы:

1 класс: лепка фигурок животных, композиции из пластилина;

2 класс: лепка героев сказок,  фигурок домашних животных, составление коллективных композиций;

3 класс: лепка посуды;

4 класс: лепка из соленого теста.

Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги.

Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой.

Практические работы:

1 класс: новогодние игрушки, поделки из бумаги, простейшие модели оригами;

2 класс: аппликации, работа с гофрированным картоном, объемные игрушки из бумаги, оригами;

3 класс: куклы из геометрических фигур, поделки из гофрированного картона; подвижные игрушки из картона;

4 класс: игры из бумаги, бумагопластика (основы квиллинга), маски для карнавала.

Текстильные материалы. Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений.  Приемы работы с текстильными материалами.

Практические работы:

1 класс: прихватка, аппликации из ниток, простейшее плетение;

3 класс: куклы из драпа, изонить;

4 класс:  мягкие игрушки, вышивка, футляры из драпа, макраме.

  1. Конструирование и моделирование.

Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов.

Практические работы:

1 класс: кораблик, самолет;

2 класс: вертушка, парашют, конструирование мебели;

3 класс:  игрушки из поролона.

  1. Дизайн.

Понятие «Дизайн». Основы дизайна. Виды дизайна ( дизайн стекла, ткани, дерева, металла). Простейшие приемы дизайна. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами.

Практические  работы:

3 класс: различные способы украшений, украшение коробок, рамок под фотографии, панно, бусы;

4 класс:  декупаж вазы, плетение из бисера, украшение шкатулки.

Тематическое планирование

2 класс (34 часа)

№ п/п

Название мастерской

Тема занятия

Планируемый объект

Форма организации

Кол-во часов

1

Мастерская флористики

Работа с природным материалом(листья,цветы,веточки,крылатки).

1.Композиция из листьев «Листопад»

2.Композиция из листьев «Сказочная птица»

3. Композиция «Подводный мир»

Индивидуальная

Групповая

1

1

2

2

Мастерская лепки

Лепка фигурок, композиции из пластилина

1.Герои сказки «Колобок».

2.Составляем композицию

3. Домашний любимец

Групповая

Коллективная

Индивидуальная

2

2

1

3

Мастерская игротеки

Работа с природным материалом

Шахматы из шишек.

Сказочный герой.

Фигурки животных.

Сюжетная композиция.

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

Парами

4

4

Мастерская Деда Мороза

Новогодние игрушки из цветной бумаги

  1. Птица из гофрированной бумаги
  2. Объемная игрушка. Домик Деда Мороза
  3. Шар из цветной бумаги

Индивидуальная

Индивидуальная

Групповая

1

2

1

5

Мастерская коллекции идей

Поделки из цветной бумаги

  1. Аппликация в рамке «Подарок»
  2. Аппликация на складном картоне «Речка и корабли»
  3. Поздравительные открытки с окошком
  4. Букет для мамы
  5. Цветы (квиллинг)

Индивидуальная

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Коллективная

2

2

2

1

3

6

Мастерская  оригами

Сюжетные аппликации

  1. Композиция «Солнце»
  2. Композиция «Попугаи»

Групповая

Коллективная

2

1

7

Мастерская

конструиро-

вания и моделирования

Вертушки,

парашют,

  1. Вертушка
  2. Парашют

Индивидуальная

Индивидуальная

2

2

РАЗДЕЛ  III

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1

Работа с природным материалом(листья, цветы, веточки, крылатки). Композиция из листьев «Листопад»

06.09

06.09

2

Работа с природным материалом(листья, цветы, веточки, крылатки). Композиция из листьев «Сказочная птица».

13.09

13.09

3

Композиция из листьев «Подводный мир».

20.09

20.09

4

Композиция из листьев «Подводный мир».

27.09

27.09

5

Лепка фигурок, композиции из пластилина. Герои сказки «Колобок».

04.10

04.10

6

Лепка фигурок, композиции из пластилина. Герои сказки «Колобок».

11.10

11.10

7

Лепка фигурок, композиции из пластилина. Составляем композицию.

18.10

18.10

8

Лепка фигурок, композиции из пластилина. Составляем композицию.

25.10

18.10

9

Лепка фигурок, композиции из пластилина. Домашний любимец.

08.11

10

Работа с природным материалом. Шахматы из шишек.

15.11

11

Работа с природным материалом. Сказочный герой.

22.11

12

Работа с природным материалом. Фигурки животных.

29.11

13

Работа с природным материалом. Сюжетная композиция.

06.12

14

Новогодние игрушки из цветной бумаги. Птица из гофрированной бумаги.

13.12

15

Новогодние игрушки из цветной бумаги. Объемная игрушка. Домик Деда Мороза.

20.12

16

Новогодние игрушки из цветной бумаги. Объемная игрушка. Домик Деда Мороза.

27.12

17

Новогодние игрушки из цветной бумаги. Шар из цветной бумаги.

10.01

18

Поделки из цветной бумаги. Аппликация в рамке «Подарок».

17.01

19

Поделки из цветной бумаги. Аппликация в рамке «Подарок».

24.01

20

Поделки из цветной бумаги. Аппликация на складном картоне «Речка и корабли».

31.01

21

Поделки из цветной бумаги. Аппликация на складном картоне «Речка и корабли».

07.02

22

Поделки из цветной бумаги. Поздравительные открытки с окошком.

14.02

23

Поделки из цветной бумаги. Поздравительные открытки с окошком.

21.02

24

Поделки из цветной бумаги. Букет для мамы.

28.02

25

Поделки из цветной бумаги. Цветы(квиллинг).

06.03

26

Поделки из цветной бумаги. Цветы(квиллинг).

13.03

27

Поделки из цветной бумаги. Цветы(квиллинг).

20.03

28

Сюжетные аппликации. Композиция «Солнце».

03.04

29

Сюжетные аппликации. Композиция «Солнце».

10.04

30

Сюжетные аппликации. Композиция «Попугаи».

17.04

31

Конструирование. Изделие «Вертушка».

24.04

32

Конструирование. Изделие «Вертушка».

08.05

33

Моделирование. Изделие «Парашют».

15.05

34

Моделирование. Изделие «Парашют».

22.05

35

Резерв. Готовим выставку.

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....