Статья Патриотическое воспитание младших школьников
статья

Авдонина Дарья Александровна

Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patrioticheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, зарождаясь из любви к своей «малой родине». Патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников - это воспитание уважения к истории своей страны, к ее национальным традициям.

Патриотизм (от греческого слова patris–отечество) -это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и уважительное отношение к её истории.

С чего начинается чувство к Родине? Начинается оно у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, братьям, сёстрам, бабушкам, дедушкам. Чувство любви к родному дому, саду, селу, своей малой родине. Это корни, которые связывают ребёнка с родным домом, его ближайшим окружением. Это и есть для ребенка Родина близкая и понятная, со своей культурой и традициями.

Тема малой Родины является важной для гражданско – патриотического воспитания. Начинать нужно с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он может и не замечать. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не страну, а Родину своего детства.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств. И это зависит от слаженной работы школы, семьи и всего социума.

Цель патриотического воспитания:

* развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к традициям и культуре страны, развитие у учащихся лучших качеств патриотов России.

Важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил её, кто прилагает усилия, чтобы она стала ещё краше, богаче, стала могучей державой. Малая Родина – это то место, где ты родился и вырос, где прошли твои школьные годы. И каждому из нас надо уметь быть полезным своей Родине.. А для этого надо много знать и уметь. С детства совершать дела, которые были бы на благо своего дома, школы, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.

Младший школьный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнок будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка добротой, милосердием, сопереживанием, толерантностью.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

По своему содержанию понятие патриотизм многогранно: это и ощущение неразрывности с окружающим миром, и уважение к культуре своей страны, и гордость за свой народ, свою Родину. Для младшего школьного возраста характерны податливость педагогическим влияниям, наибольшая обучаемость, сила и глубина впечатлений. Период школьного возраста наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень сильны и ярки, поэтому остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. В этот период начинают развиваться те черты характера ребенка, которые незримо связывают с национальной культурой, со своим народом, со всей Родиной. Возможности для такого воспитания заложены во впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок, в народных песнях, музыке, играх. Эти эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных патриотических чувств.

Огромную роль в воспитании младших школьников играет педагог. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Истоки такого отношения к нему кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта.

Поведение, взгляды, отношения педагога являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Но здесь надо предостеречь от слишком прямолинейного воздействия на детей высокими фразами и понятиями. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняет детей в этом священном чувстве».

Гражданско – патриотическому воспитанию способствуют следующие формы работы: празднование общегосударственных праздников, связанных с героическим прошлым России; проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; организация работы школьных музеев; участие в охране памятников истории и культуры родного города; проведение и организация фестивалей патриотической песни; проведение и организация военно – патриотических игр; проведение тематических классных часов; участие в конкурсах связанных с прошлым нашей Родины.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

• любящий свой народ, свой край и свою Родину;

• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности…

Патриотическое воспитание и гражданское становление личности – неотъемлемая часть общей культуры государства. Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение настоящими гражданами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России. В своей работе, в качестве форм гражданско-патриотического воспитания школьников через внеклассную и внеурочную деятельность я учу любить и беречь свою семью и членов своей семьи. С этой целью провожу такие мероприятия как классные часы «Традиции моей семьи», «Крепка семья – крепка Россия», где учащиеся рассказывают о своих семьях, о семейных традициях. Учу составлять свою родословную, отображать тему в рисунках, фотографиях. Часто занятия на эту тему проводятся в форме ролевой игры.

Каждый год проводим с классом мероприятия «День пожилых людей», «День матери» с приглашением дедушек, бабушек, мам. Это позволяет детям испытать чувство гордости за своих мам, бабушек, дедушек, дает наглядный пример проявления внимания и чуткости. Научатся уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников. Провести Дни именинников с играми и поздравлениями. Дети с большим удовольствием заранее готовятся к таким дням: делают открытки, пишут поздравления и пожелания.

Уделять несколько минут гражданско - патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке и этому мне помогает наш УМК «начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. В учебниках хорошо подобран необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы подводя его к нужному мнению. В результате я заставляю ненавязчиво каждого ученика изучать историю страны на уроках окружающего мира. Отправляемся в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны: «Путешествие по Золотому кольцу», «Путешествие по Москве», «История Московского Кремля», «Путешествие по Санкт – Петербургу», «Путешествие по музеям мира» и т. д. На уроках литературного чтения – через различные произведения. Ведь в этом учебнике много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Уроки русского языка учат любить русский язык и русское слово. На занятиях внеурочной деятельности в 4 классе, изучая курс «Рассказы по истории Самарского края», у учащихся формируется общее представление об истории Самарского края как части истории России; формируется уважительное отношение к населенному пункту, региону, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; обучающиеся приобщаются к социальному опыту предшествующих поколений, духовно-нравственным и культурным ценностям, к многовековой российской истории.

Специфика курса «Рассказы по истории Самарского края» состоит в следующем:

· познание истории Отечества через историю городов региона, старейших сёл, населенных пунктов;

· историко-антропологический подход – изучение деяний великих земляков (от князя Г. Засекина до земляков-космонавтов; изучение бытовой истории рядовых самарцев и их повседневной жизни);

· цивилизационный подход - понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса – связь истории региона с мировой историей;

· изложение материала в доступной для младших школьников форме, форме рассказа.

В начальной школе проводятся различные совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей. Так для воспитания патриотизма в работе я использую народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществляется на уроках ИЗО и технологии.

Не менее важным условием гражданско - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко я использую при работе с детьми и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому – то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому задача образования, собрать, воедино все ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к статье "Патриотическое воспитание младших школьников"

Презентация к статье "Патриотическое воспитание младших школьников"...

Статья «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения...

Статья "Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских культурных традиций"

Формирование современного образованного человека – гражданина своего Отечества....

Статья "Патриотическое воспитание младших школьников".

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение ист...

Статья " Патриотическое воспитание младших школьников".

Данная статья поможет учителям начальных классов в работе по патриотическому воспитанию младших школьников....

статья "Патриотическое воспитание младших школьников"

В статье описана система патриотического воспитания, которая состоит из пяти направлений. Представлен опыт работы по всем направлениям, перечислены мероприятия, направленнные на воспитание патриотизма...

статья "Патриотическое воспитание младших школьников"

Что может сделать учитель в рамках школьного образования, чтобы воспитать патриотизм и гражданственность у подрастающего поколения?...