статья "Патриотическое воспитание младших школьников"
методическая разработка (2 класс)

Ершова Алла Вячеславовна

Что может сделать учитель в рамках школьного образования, чтобы воспитать патриотизм и гражданственность у подрастающего поколения?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников                                                                        

 «Тот, кто не принадлежит своей                

 Отчизне, не принадлежит человечеству».

                                                                                                Н. Г. Чернышевский

            Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотизма) многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

            В. А. Сухомлинский в своих педагогических трудах рассматривал центральное понятие патриотического воспитания – «Родина». Он считал, что патриотизм, любовь к Родине является основой человеческой жизни, личностной гражданской позиции. Ученый писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. …Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины – это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье» Следует отметить, что значительную роль в патриотическом воспитании школьников В. А. Сухомлинский отводит родному языку, родной природе и труду.

          С каждым годом тема патриотического воспитания детей и молодёжи все чаще поднимается среди педагогов. Что представляет собой патриотизм, и какую роль он играет для сегодняшнего ребенка?

             Патриотизму нельзя просто научить, его необходимо воспитывать кропотливо и целеустремлённо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Школа — это один из первых и основных звеньев становления человека-гражданина.

             Что может сделать учитель в рамках школьного образования, чтобы воспитать патриотизм и гражданственность у подрастающего поколения? Как приобщить школьников к ценностям государства?

             Сегодня на уроках литературного чтения изучают творчество известных русских писателей, знаменитых мастеров поэтического слова. Дети знакомятся со смыслом духовных исканий литературных героев, выбора ими жизненной и общественной позиции, осознают проблемы духовного развития человечества в различные периоды истории.      

             Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории. Мы живём в XXI веке. Оглянувшись только в прошлое столетие, мы найдём в нём неисчерпаемый источник силы и мужества, пример истинного героизма русского народа, одержавшего победу в Великой Отечественной Войне.

                   Приобретая знания о подвигах наших предков, у детей происходит осмысление исторического прошлого народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре и истории, обуславливающее их гражданскую позицию.  

             Моя работа строится на рассмотрении вопросов воспитания у школьников патриотизма через вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел. Воспитательные возможности КТД связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника. 

              В своей работе я старалась сформировать у моих учеников чувства уважения к героическим страницам истории. Вместе с учащимися моего класса в рамках проекта «Опалённые войной…» были поставлены следующие задачи:

- исследовать документы своей семьи;

-  изучить документы военных лет;

- познакомиться с музыкальными и художественными произведениями о войне;

-  создать журнал-альманах на основе собранного материала. 

                         Мною были разработаны этапы проекта:

1 этап

организационный: распределение заданий по группам:

  1. изучение документов,

2-3- знакомство с произведениями литературы и музыки,

4-изучение документальной хроники тех лет.

Роль учителя- консультирующая(1день)

2 этап

поисковый: работа в группах: сбор и анализ материала.

Роль учителя - консультирующая(1неделя)

3 этап

творческий: создание плана журнала; подготовка презентации журнала. (1неделя) Роль учителя - консультирующая

4этап

презентация: представление журнала на уроке

5этап

анализ проекта - рецензия независимых консультантов (учителей истории и литературы) и анализ проделанной работы (слово учителя).

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Воспитание патриотического отношения к героическим страницам истории.
  2. Формирование активной жизненной позиции учащихся.
  3. Формирование и развитие творческих способностей учащихся.
  4. Развитие коммуникативных навыков учащихся.

E:\статья\ФОТО для статьи\20191121_082332.jpg

Реализация проекта дала следующие результаты:

  1. Учащиеся не только сами активно включились в изучение документов военных лет, семейных архивов, но вовлекли и своих близких родственников.E:\статья\ФОТО для статьи\20191121_081310.jpg          E:\статья\ФОТО для статьи\20191121_080905.jpg

E:\статья\ФОТО для статьи\20191121_081413.jpgE:\статья\ФОТО для статьи\20191121_081439.jpg

  1. Участники проекта своими сборниками привлекли внимание и педагогов, и учащихся к данной проблеме.
  2. Познакомились с художественными произведениями и сделали свой нравственный выбор: нет будущего без прошлого.
  3. Создали сборники о войне, которые могут послужить материалом для уроков литературного чтения, классных часов, общешкольных мероприятий.
  4. С созданными сборниками о войне учащиеся выходят в классы начальной школы.  

Героический путь предков для нас — не далекая история, это часть современной жизни, нравственный стержень и мерило наших устремлений и помыслов, действий и поступков. Но сколько бы усилий не было приложено учителями и классными руководителями, основополагающим чувством в решении поставленной задачи безусловно является любовь: любовь к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к окружающим людям, к языку своего народа, к историческому прошлому Родины, национальной культуре: его обычаям и традициям. Чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается в семье.

Это чувство «родительского дома». Семья является школой понимания родины, школой воспитания.  

Родители должны стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь. Если в семье ребёнок этого не чувствует, то вряд ли он услышит слова учителя о долге, чести, ответственности. Ведь как говорил французский философ Шарль Монтескье: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».                           E:\статья\ФОТО для статьи\20191121_082022.jpg         E:\статья\ФОТО для статьи\20191121_081910.jpg

            Именно при глубоком эмоциональном переживании и эмпатии у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения.

Литература:

1.Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974. Т.2. — с.160.

2.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1998. — 944 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...