статья "Патриотическое воспитание младших школьников"
методическая разработка (2 класс)
Что может сделать учитель в рамках школьного образования, чтобы воспитать патриотизм и гражданственность у подрастающего поколения?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_patrioticheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx | 440 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание младших школьников
«Тот, кто не принадлежит своей
Отчизне, не принадлежит человечеству».
Н. Г. Чернышевский
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотизма) многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
В. А. Сухомлинский в своих педагогических трудах рассматривал центральное понятие патриотического воспитания – «Родина». Он считал, что патриотизм, любовь к Родине является основой человеческой жизни, личностной гражданской позиции. Ученый писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. …Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины – это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье» Следует отметить, что значительную роль в патриотическом воспитании школьников В. А. Сухомлинский отводит родному языку, родной природе и труду.
С каждым годом тема патриотического воспитания детей и молодёжи все чаще поднимается среди педагогов. Что представляет собой патриотизм, и какую роль он играет для сегодняшнего ребенка?
Патриотизму нельзя просто научить, его необходимо воспитывать кропотливо и целеустремлённо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Школа — это один из первых и основных звеньев становления человека-гражданина.
Что может сделать учитель в рамках школьного образования, чтобы воспитать патриотизм и гражданственность у подрастающего поколения? Как приобщить школьников к ценностям государства?
Сегодня на уроках литературного чтения изучают творчество известных русских писателей, знаменитых мастеров поэтического слова. Дети знакомятся со смыслом духовных исканий литературных героев, выбора ими жизненной и общественной позиции, осознают проблемы духовного развития человечества в различные периоды истории.
Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории. Мы живём в XXI веке. Оглянувшись только в прошлое столетие, мы найдём в нём неисчерпаемый источник силы и мужества, пример истинного героизма русского народа, одержавшего победу в Великой Отечественной Войне.
Приобретая знания о подвигах наших предков, у детей происходит осмысление исторического прошлого народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре и истории, обуславливающее их гражданскую позицию.
Моя работа строится на рассмотрении вопросов воспитания у школьников патриотизма через вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел. Воспитательные возможности КТД связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника.
В своей работе я старалась сформировать у моих учеников чувства уважения к героическим страницам истории. Вместе с учащимися моего класса в рамках проекта «Опалённые войной…» были поставлены следующие задачи:
- исследовать документы своей семьи;
- изучить документы военных лет;
- познакомиться с музыкальными и художественными произведениями о войне;
- создать журнал-альманах на основе собранного материала.
Мною были разработаны этапы проекта:
1 этап
организационный: распределение заданий по группам:
- изучение документов,
2-3- знакомство с произведениями литературы и музыки,
4-изучение документальной хроники тех лет.
Роль учителя- консультирующая(1день)
2 этап
поисковый: работа в группах: сбор и анализ материала.
Роль учителя - консультирующая(1неделя)
3 этап
творческий: создание плана журнала; подготовка презентации журнала. (1неделя) Роль учителя - консультирующая
4этап
презентация: представление журнала на уроке
5этап
анализ проекта - рецензия независимых консультантов (учителей истории и литературы) и анализ проделанной работы (слово учителя).
Ожидаемые результаты проекта:
- Воспитание патриотического отношения к героическим страницам истории.
- Формирование активной жизненной позиции учащихся.
- Формирование и развитие творческих способностей учащихся.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся.
Реализация проекта дала следующие результаты:
- Учащиеся не только сами активно включились в изучение документов военных лет, семейных архивов, но вовлекли и своих близких родственников.
- Участники проекта своими сборниками привлекли внимание и педагогов, и учащихся к данной проблеме.
- Познакомились с художественными произведениями и сделали свой нравственный выбор: нет будущего без прошлого.
- Создали сборники о войне, которые могут послужить материалом для уроков литературного чтения, классных часов, общешкольных мероприятий.
- С созданными сборниками о войне учащиеся выходят в классы начальной школы.
Героический путь предков для нас — не далекая история, это часть современной жизни, нравственный стержень и мерило наших устремлений и помыслов, действий и поступков. Но сколько бы усилий не было приложено учителями и классными руководителями, основополагающим чувством в решении поставленной задачи безусловно является любовь: любовь к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к окружающим людям, к языку своего народа, к историческому прошлому Родины, национальной культуре: его обычаям и традициям. Чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается в семье.
Это чувство «родительского дома». Семья является школой понимания родины, школой воспитания.
Родители должны стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь. Если в семье ребёнок этого не чувствует, то вряд ли он услышит слова учителя о долге, чести, ответственности. Ведь как говорил французский философ Шарль Монтескье: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
Именно при глубоком эмоциональном переживании и эмпатии у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения.
Литература:
1.Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974. Т.2. — с.160.
2.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1998. — 944 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...