Развитие художественного и эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста. февраль 2024г
статья

Третьяк Елена Борисовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fev_1.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУСОН РО «СРЦ Константиновского района»

«Развитие художественного и эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста»

Воспитатель: Третьяк Е.Б.

        Февраль 2024г

Развитие художественного и эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста.

Искусство - это мир совершенства, красоты, гармонии. Правильное общение с ним, соответствующее его эстетической природе, гармонизует внутренний мир ребенка, развивает чувство прекрасного, способность различать хорошее и плохое, истинное и ложное, доброе и злое. Без этого нет становления цельного человека, гармоничности его личности.

Искусство приобщает учащегося к сущностным, духовным мировым процессам, что является одной из главных задач образования 21 века. Именно в этом смысле искусство становится необходимой составной частью образования, относится к его фундаментальным основам.

На современном этапе развития Российского государства, на фоне многообразных изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка, которое невозможно представить вне гармонизации его личности с окружающим миром.

В связи с этим не уменьшает сегодня интерес к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Развивать личность художественно- эстетически, отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте - детстве. Именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский). Школьный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Формирование творческих интересов, художественного вкуса и эстетических качеств младшего школьника осуществляется различными  средствами, в том числе средствами изобразительного искусства.

Наука эстетика рассматривает художественный вкус как одну из главных характеристик художественной культуры личности, связывает его с уровнем развития эстетической культуры общества.

С точки зрения эстетики художественный вкус формируется художественным опытом личности и его качество зависит от опыта общения человека с искусством. Эмоциональные переживания у детей младшего школьного возраста, связанные с восприятием  произведения искусства, (красоты, мастерства), оставляют след в душе ребенка и влияют на формирование художественного вкуса. С годами первое общение с «прекрасным» через искусство часто переходит в потребность понимать, знать, воспринимать и оценивать то или иное произведение искусства, что в свою очередь формирует эстетические качества личности.

Развитие художественного вкуса у младших школьников на занятиях изобразительного искусства дает возможность в их старшем возрасте познавать, приобщаться к прошлому, видеть, понимать и ценить прекрасное, правдивое в национальном достоянии, которое выражено в художественных картинах русских мастеров живописи. Обладая художественным вкусом, школьники младшего возраста понимают специальный язык искусства, в процессе обучения получают знания о его видах и жанрах.

Художественный вкус – это способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.

Художественный вкус формируется средствами  художественного воспитания.

Художественное воспитание – формирование потребности в общении с искусством, способности воспринимать искусство во всем его жанрово-видовом многообразии и социально-исторической определенности, умения адекватно оценивать эстетические достоинства произведений искусства.

Художественное воспитание в свою очередь  является одной из важнейших частей эстетического воспитания и способствует формированию эстетического сознания человека.

Формирование художественного вкуса зависит от различных факторов: художественный опыт; возраст человека, его интересы и потребности; жизненный опыт личности и так далее.

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Первой особенностью эстетического воспитания в младшем школьном возрасте является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель.

Еще не малую роль играет окружающая его атмосфера, в которой он учиться (школа, класс). Там ему должно быть уютно и спокойно.

Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения.

Практика показала, что дети воспринимают и оценивают живопись по цвету, форме, светосиле предметов, композиционным моментам, стилю изображения. Особую роль в восприятии детьми живописи играет декоративность художественной картины. Так, яркая по колориту, красочная, написанная лаконично в плоскостной манере, художественная картина вызывает наибольший интерес у ребенка, чем та, в которой присутствуют серые оттенки и тона.

Как отмечает Т.Г. Казакова[2], по данным ученых, при восприятии живописи дети проявляют интерес к картинам бытового жанра, пейзажа и натюрморта. В сюжетных картинах детей привлекает увлекательное своеобразие содержания, мальчикам наиболее интересны батальные или спортивные сцены, девочкам больше предпочтительны изображения животных. Восприятие и оценка живописи детьми младшего школьного возраста во многом зависит от личностного отношения ребенка к изображенным явлениям и предметам, от их наблюдений и жизненного, художественного опыта.

Для успешного развития художественного вкуса воспитанников младшего школьного возраста средствами рисунка и живописи, большое значение имеет обучение детей правилам композиции: гармоническому заполнению рисунком всей поверхности листа бумаги; композиционному ритму; выбор формата и его расположение (вертикально, горизонтально); перспективы; построение предметов, изображаемого; законов цветоведения. Причем методика преподавания и обучение правилам живописи и рисования не должно идти по пути заучивания схем и таблиц, а должна быть направлена на формирование художественно-творческой активности ребенка.

В младшем школьном возрасте процесс изображения у детей бывает важнее результатов законченной работы над рисунком. Ребенок выбирает тему и размышляет над сюжетом, как нарисовать ту или иную линию, положить мазок краски, чтобы получилось красиво. Практика показала, что процесс изображения сопровождается эмоциональной реакцией воспитанника на то, что он рисует. Не редко дети во время работы комментируют то, что они рисуют и представляют себя в качестве изображаемых героев, наделяют их чертами своего характера. Содержание рисунков воспитанников – это мечты и желания ребенка. Воплощая мечты и воображаемое в рисунках, дети передают на бумагу свои наблюдения и жизненный опыт.

мнение специалистов в области детского творчества заключается в том, что школьникам необходимо приобщаться к красоте, развивать художественный вкус с помощью бесед, дидактического материала, изучения школьниками произведений живописи. Но, без умения детьми рисовать и без элементарных знаний техники живописи и рисунка невозможно по-настоящему приобщаться к красоте. Если не развивать творческие и изобразительные способности, эстетический и художественный вкус детей в младшем школьном возрасте, то в старшем возрасте подростки охладевают к искусству и не могут выразить себя в творчестве, передать на живописной основе задуманное. Поэтому важно с раннего возраста воспитывать у детей отношение к изобразительному искусству, как к виду деятельности, который требует от человека огромного трудолюбия и глубоких знаний в данной области. В развитии эстетических чувств и художественного вкуса детей младшего школьного возраста необходимы сочетания теоретических и практических знаний, навыков в области изобразительного искусства. Как отмечает А.Д. Алехин[1], если человек занимается творчеством и занимается изобразительной деятельностью, то воспитывать, приобщать его к искусству значительно легче. Освоение детьми младшего школьного возраста основ изобразительной грамоты в изостудии, творческом объединении – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно- выразительных средств.

Для развития художественного вкуса воспитанников младшего школьного возраста необходимы занятия разных видов: занятия на основе декоративно-прикладного искусства (к ним относятся лепка из пластилина или глины, художественно-оформительские работы, аппликация, декоративная живопись); рисование с натуры; беседы о живописи и произведениях художников; посещение выставок живописных, декоративных и графических работ.

Понимая, переживая и оценивая художественные картины, (репродукции, иллюстрации) того или иного времени, воспитанники осознают историю, и быт времени, в котором было создано произведение искусств.

Беседы о живописи, показ детям иллюстраций художественных произведений целесообразно сопровождать практической работой, выполнению заданий по рисованию. Занятия рисованием требуют от педагога умения создать атмосферу и определенный эмоциональный настрой у  воспитанников при работе над изображением.

Детские рисунки одно из звеньев в критериях оценки их художественного вкуса. Рисунки воспитанников помогают педагогу понять об отношениях ребенка к окружающим его людям, природе, тому или иному произведению искусства. Яркие цвета в рисунке, старательность его выполнения указывают на то, что ребенка радует сюжет создаваемого изображения и он испытывает положительные эмоции, соответственно темные оттенки в работе указывают на то, что ребенок испытывает отрицательные эмоции либо к персонажам изображения, либо к теме занятия. Поэтому педагог регулярно просматривает не только работы детей, выполненные  на занятиях, но и предлагает воспитанникам приносить для просмотра и анализа рисунки, выполненные в домашних условиях. Авторы самых удачных, интересных работ могут участвовать в выставках детского творчества и поощряться грамотами, благодарственными письмами или призами, что дает ребенку стимул в его дальнейшей творческой деятельности.

Часто педагог на занятиях изобразительным искусством дает детям задание, которое выполняется в коллективной форме. Например, коллективная работа на тему «поздравительная открытка к Новому году». При таком подходе к работе дети стараются максимально красиво изобразить доверенную им тему, вспоминая приобретенные знания на занятиях рисованием, ведь результат работы будет зависеть от каждого отдельно взятого воспитанника. Детский коллектив является средством формирования личности каждого ребенка. В творческом коллективе воспитанники осознают свои способности и возможности, успехи творческой деятельности, оценивают результат приобретенных знаний о живописи, делятся мнением о той или иной живописной работе, обмениваются знаниями об изобразительном искусстве. Дети первого класса общеобразовательной школы еще недостаточно самостоятельны и организованны, ограниченны в жизненном опыте. В детском коллективе важно приобщать воспитанников к дружеским и доверительным отношениям между собой. Для развития художественного вкуса, полезно коллективное обсуждение рисунков, а также репродукций художественных произведений. При коллективном обсуждении живописных работ, педагог направляет внимание детей на характер образа, решение сюжета, композиционные моменты, колорит работы и так далее.

Беседы о художественных картинах великих мастеров живописи могут переходить в диалог, благодаря коротким выступлениям, докладам, подготовленными детьми о художниках.  На занятиях такого рода педагог создает обстановку свободного обсуждения темы между воспитанниками. Беседы также важны для выяснения уровня развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста.

 Художественно-эстетический вкус помогает не только видеть и различать прекрасное от безобразного, но и развивает желание познавать¸ оценивать и развивать стремление самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Это стремление зависит от социальных, возрастных и образовательных условий развития ребенка.

Значение развития художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте особенно велико. Поскольку в том возрасте особенно повышенная восприимчивость психических функций к внешним воздействиям, происходит совершенствование познавательных процессов, на этом этапе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Что способствует расширенному и углубленно изучению художественно-эстетического вкуса .

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Стандартные и нестандартные формы работы

Организация процесса обучения осуществляется не только посредством стандартных методов, есть также и нестандартные методы обучения. Нестандартными они называются ввиду того, что кардинально отличаются от привычных. Разработка нетрадиционных методов и внедрение их в образовательный процесс обусловлено тем, что получение знаний само по себе является сложным процессом, который требует постоянной выработки способов и средств повышения эффективности получения знаний. В мире образования всегда необходимо быть открытым к инновациям. Данные методы сочетают в себе разнообразные формы и приемы, которые разительно отличаются от привычных классических методов обучения. Нетрадиционные методы обучения относятся к современным методам. Это связано с тем, что ранее в образовании были приемлемы только традиционные методы, а все отличные от них были недопустимы для внедрения в образовательный процесс. 
В настоящее время встречаются как сторонники, так и противники нетрадиционного обучения. Поэтому вопрос выбора методов обучения для каждого педагога является открытым и решается индивидуально. Главным условием выбора метода обучения является соответствие поставленным образовательным целям, возрасту учащихся и содержанию.
Принципы технологии нетрадиционного обучения следующие: Принцип самооценки промежуточных и итоговых результатов обучения – направлен на определение уровня овладения определенными знаниями, умениями, навыками и видами деятельности, за конкретный промежуток времени, либо по итогам изучения темы или раздела учебного предмета. Принцип систематичности и регулярности - систематическое отслеживание результатов своей деятельности, отбор наиболее интересных работ в свой «портфель», организация их в предусмотренную структуру.

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Они весьма подвижны, динамичны. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей, особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания.

Понятие форма (от латинского forma - наружный вид, внешнее очертание) означает "способ организации и способ существования, выражения содержания предмета, процесса, явления". Форма организации воспитания - это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников.

Понятие форма организации воспитания употребляется в широком и узком смысле. С учетом этого следует подходить и к классификации форм организации воспитания. В широком понимании формы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании правомерно говорить о воспитании в процессе обучения как об одной их форм организации воспитания, о внекласcной и внешкольной воспитательной работе и о семейном воспитании как о важных формах организации воспитания.

При такой классификации форм организации воспитательной деятельности имеются в виду не отдельные, разовые мероприятия, а весь процесс воспитания.

В педагогической литературе обычно дается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: участвует ли в воспитательном процессе весь класс, отдельные ученики, небольшие группы учащихся. С учетом этого раскрываются такие формы: 1) фронтальная, или массовая, работа; 2) групповая, или кружковая, работа (с постоянным или меняющимся составом учащихся); 3) индивидуальная работа. Это наиболее распостраненная и вместе с тем научно обоснованная классификация. Она раскрывает такие организационные формы, в которых находят отражение отношения воспитателей и воспитанников в процессе воспитания, формы их общения.

Имеются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методики воспитательного воздействия. При такой классификации формы воспитания подразделяются на такие группы: 1) словесные формы (собрания, лекции , доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.); 2) практические (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков и т.п.); 3) наглядные формы (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.). Такая классификация имеет в виду прежде всего проведение разовых воспитательных мероприятий.

Т.А. Ильина предлагает рассматривать формы как общие (универсальные): лекции, конкурсы, вечера, праздники и т.д. и специальные, имеющие определенную специфику: формы эстетического, трудового, нравственного и т.п. характера.

Выбор нестандартных методов требует соблюдения меры, потому что учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес к традиционным методам и успеваемость заметно понижается. В общей системе место нетрадиционных занятий должно определяться самим педагогом в зависимости от условий содержания материала, конкретной ситуации и индивидуальных особенностей самого педагога. 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

 Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...

Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста

В данном материале  раскрываются  формы и методы работы по развитию внимания,памяти и воображения у учащихся начальных классов....

Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

В своей работе автор доказывает важность общения для развития речи и как следствие успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще....

Статья "Формирование эстетической воспитанности у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира"

Статья "Формирование эстетической воспитанности у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира"...

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Выступление на родительском собрании. Тема: 1. «Почему дети говорят неправду»,2. «Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».

Консультациии для родителей помогут разобраться, как реагировать на детскую ложь, выявить ее причины и помочь воспитать в детях честность, правдивость. Помочь в этом помогут ситуации из разных литерет...

Задания для выявления развития когнитивного уровня здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста

Задания для  выявления развития когнитивного уровня здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста ...