конспект внеурочного занятия
классный час (4 класс)

Альфира Ахтямова

конспект внеурочного занятия  к 110 летию со дня рождения Фарида Яруллина "Он нак и не увидел "Шурале""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fya_konspekt.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Альфира Равилевна Ахтямова, 89375795597

учитель начальных классов МБОУ Базарно-Матакской гимназии им. Наби Даули  Алькеевский МР РТ, 23 года стажа

Конспект внеурочного занятия  «100 лет со дня рождения композитора, автора первого татарского балета «Шурале Г, Тукая Фарида Яруллина»

Цель занятия: ознакомление учащихся с национальной культурой и историей своего народа через творчество и биографию  композитора Яруллина

Задачи:

Образовательные:

- расширять общий и музыкальный кругозор детей, знакомя их с жизнью и творчеством композитора Фарида Яруллина;

- создавать на занятие эстетическую, эмоционально-положительную атмосферу;  

Воспитательные:

- воспитывать подрастающего гражданина-патриота, имеющего представление о мировом уровне музыки композиторов Татарстана;

Развивающие:

 - способствовать развитию интереса школьников к музыке родного края;  

Планируемые результаты

Предметные: узнавать образцы ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России и мира;

Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре.

Коммуникативные УУД: формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса, владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

Познавательные УУД: формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки.

Конспект

  1. Орр . момент
  2. Целеполагание

(на доске) «ОН ТАК И НЕ УВИДЕЛ ШУРАЛЕ»

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Подсказка: связано с музыкой.

Какие цели поставим на этот урок?

3. Основная часть урока

а) знакомство с биографией и творчеством Яруллина

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством татарского композитора Фарида Яруллина, который за свою короткую жизнь написал много музыкальных произведений.

Показ  портрета Фарида Яруллина.

Ребята, мы познакомимся с биографией и творчеством композитора при помощи этих облаков слов и важные моменты будем фиксировать на доске в форме дерева.

1914-1943 , 110

- Как вы думаете, что означают эти цифры? (годы жизни). Как долго прожил?  Какая юбилейная дата?

Казань, Москва

- Что означают эти записи? (В 1929 году окончил среднюю школу в г. Уфа. В 1930–1933 гг. — учился в музыкальном техникуме в Казани). В 1937 окончил Рабфак Московской консерватории, в 1939 г. — Татарскую оперную студию при Московской консерватории.

«Шурале» по мотивам сказки Г. Тукая

-Как объясните? будучи студентом Московской консерватории, молодой татарский композитор Фарид Яруллин получил от своего профессора Генриха Литинского интересное задание: использовать сказку Габдуллы Тукая «Шурале» в качестве основы балета и сочинить для пробы первые сцены.

Эти сцены оказались настолько удачными, что педагог тут же обратился к драматургу Ахмету Файзи с просьбой написать либретто. Либретто было закончено через неделю. Началась напряжённая работа: на лето 1941 года была назначена Декада татарского искусства в Москве, и предполагалось, что на ней, в числе других достижений Татарской Автономной Республики, будет показан первый национальный балет.

либретто А. Файзи, Л. Якобсона

Яруллину в сжатые сроки пришлось выполнить титанический труд. Как известно, на постановку "Шурале" в Казань был приглашен известный ленинградский хореограф Леонид Якобсон. Ему сразу не понравилось либретто, принадлежавшее перу А.Файзи, и балетмейстер взялся сам его переделать. Фактически он разработал совершенно другой сюжет, и сегодня балет "Шурале" известен именно в его версии. В результате Ф.Яруллину пришлось заниматься не только переработкой имевшегося материала, но и сочинять много новой музыки. Сохранились рассказы о том, что его буквально запирали в комнате гостиницы "Совет", дабы ничто не отвлекало композитора от работы. Порой он сбегал оттуда, спустившись по водосточной трубе.

1941, Ульяновское пехотном училище, лейтинант

1943, при освобождении Белоруссии

- Так почему же он не увидел «Шурале», как вы думаете?

1945, театр имени Мусы Джалиля 

Премьера балета "Шурале" состоялась в победном сорок пятом, незадолго до окончания войны, но, к сожалению, уже после гибели композитора. 

Ленинградский(ныне Мариинский) театр оперы и балета , 1950

Государственная премия Республики Татарстан им. Г. Тукая, 1958

б) чтение либретто

После чтения 1, 2 актов высказывание предположений, что произойдёт далее.

в) просмотр фрагментов балета

4. Рефлексия

а) Что вам сегодня запомнилось? Какие чувства возникали в течение урока?

б) д\з по желанию – нарисовать афишу

*На партах облака из слов

        *На доске облако из слов, портреты, образуется дерево из важных дат и событий жизни композитора, здания театров, фотографии

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Конспект внеурочного занятия по ОРИГАМИ,тема занятия.Базовая форма Треугольник. Лис и Уточка (сказка «Хитрый Лис и умная Уточка»)

В рамках внеурочной деятельности в начальных классах,мною была разработана и внедрена программа по изучению Оригами- искусству складывания из бумаги.На одном из занятий,при изучении базовой формы Треу...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

Конспект внеурочного занятия "Волшебный мир театра" (игра - занятие с элементами театрализации )1 класс

Задачи данного занятия - в интересной, увлекательной форме познакомить детей с удивительным миром театра, профессиями людей: режиссером - постановщиком, дирижером, оркестром, осветителями сцены, костю...

Методическая разработка конспекта внеурочного занятия «Волшебный мир Оригами» Тема занятия «Маленькие вестники с фронта»

Данная методическая разработка предназначена для проведения внеурочного занятия в 3 классе. Разработка внеурочного занятия составлено в соответствии с ФГОС НОО, раскрывает организацию занятия в услови...