Картотека социо-игровых игр
картотека

Манцырева Алена Петровна

Игры классифицированы на 

Игры для рабочего настроя

Игры- разминки (разрядки)

Игры социо- игрового приобщения к

делу

Игры творческого

самоутвержден

ия

Игры вольные (на воле)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsio-igrovye_1.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР

(СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ)

Подготовила: учитель-логопед Манцырева А.П.

Классификация игр социо-игровой технологии

Игры для рабочего настроя

Игры- разминки (разрядки)

Игры социо- игрового приобщения к

делу

Игры творческого

самоутвержден

ия

Игры вольные (на воле)

главные задача

принцип

могут

при их

выполнении

игры,

игр – пробудить

всеобщей

использоваться в

учитывается

выполнение

интерес детей

друг

доступности,

процессе усвоения

художественно-

которых

к другу,

поставить

элемент

или закрепления

исполнительский

требует

участников игры

в

соревнования

учебного

материала;

результат

действия

простора и

какие-то

смешного,

если дети учатся

свободы

зависимости

друг

несерьезного

что-то различать,

передвижени

я,

от друга,

выигрыша;

запоминать,

т.е. их не

обеспечивающие

дадут детям

систематизироват

ь и

всегда можно

общее

повышение

возможность

т.п., то они

научатся

выполнять в

мобилизации

размяться

этому в процессе

комнате

внимания и тела.

выполнения

игровых заданий

Игры для рабочего настроя

«Эхо»

Воспитатель (или ребѐнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок.

«Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.).Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз. Говорящий произносит, играющие «эхом» повторяют приглушѐнно, но точно так же, как было произнесено водящим.

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, игрушка и др.) передаѐтся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты:

-передающий называет предмет, принимающий – признак этого предмета;

-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи, например,

-глядеть друг другу в глаза;

-вставать, если согласны с высказыванием принимающего. Передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.

«Неиспорченный телефон»

Дети передают друг другу слово шѐпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово, переданное первым игроком.

Варианты:

-слово, трудное слово, скороговорка (считалка);

-две телефонные линии (эстафета) - быстрый неиспорченный телефон.

«Буквы-загадки»

  1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении.
  2. «Буква-хоровод». Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он загадал. Остальные отгадывают букву.
  3. «Строим буквы». Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор)

«Летает – не летает»

Воспитатель называет существительные, дети выполняют заданные движения

(самолѐт – хлопают в ладоши или машут руками, шкаф – ничего не делают или прижимают руки вдоль тела). Тот, кто ошибается, выходит из игры. Логопед подбирает слова на неодушевлѐнные, одушевлѐнные предметы: синица, муха, журавль, комар, ракета, парашютист, страус, акробат, тополиный пух.

Варианты: растѐт - не растѐт, двигается – не двигается, больше – меньше, живое – неживое и др.

Игры для приобщения к делу

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель или ребѐнок-ведущий просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребѐнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чѐткими, связными.

«Пишущая машинка»

Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

-хлопают перед собой в ладоши;

-двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой);

-выбрасывают вверх правую руку вправо, щѐлкая при этом пальцами;

- выбрасывать вверх левую руку влево, щѐлкая при этом пальцами. Варианты:

-изменять темп движений,

-вводить речевое сопровождение,

-передавать эстафету глазами, голосом.

«Спор предлогами»

Воспитатель предлагает детям по картинке между 2-3 группами разыграть спор: между предлогом и словами (1 гр. – девочка в пальто, 2 гр. – девочка в сапогах, 3 гр. – девочка в лесу); между разными предлогами: 1 гр. – книга на столе, 2 гр. - книга под лампой, 3 гр. - книга у меня, 1 гр. - книга над полом, 2 гр. - книга в комнате, 3 гр. - книга перед глазами и т.д.). Дети выполняют задания по одному из группы, по порядку (эстафета). Каждое   высказывание   связано   с    предыдущим    интонацией оспаривания или интонацией подтверждения.

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель (ребѐнок-ведущий) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребѐнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чѐткими, связными.

«Составь слово»

Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний, в собирании, чтении слов на скорость. Слоговые карточки дети соединяют, читают, записывают слова. Побеждает тот, кто соберѐт больше слов.

Вариант: составить слова из букв (слогов) одного длинного слова.

«Знаки препинания»

Воспитатель предлагает детям озвучить знаки препинания, отличая вопросительную интонацию от утвердительной, восклицательной, повествовательной в данном предложении (В лесу родилась ѐлочка: !, ?, .).

Вариант: не читающим детям предлагается картинный материал, чистоговорки, строки стихотворения (символы).

Игры разминки (разрядки)

«Руки-ноги»

Один хлопок – команда рукам: их надо или поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть.

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель или ребѐнок-ведущий хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).

Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.

«Заводные человечки»

Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения (в зависимости от номера).

Вариант:

-выполнение упражнений на счѐт, на хлопки – смена движений,

-изменение темпа выполнения,

-выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т.п.

«Слова на один звук»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют слова на заданный звук. Задание выполняется малыми группами.

Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

«На 5 органов чувств»

Дети задумывают ситуацию, изображают по заданному «билетику»: нарисованному (нос, глаз, рот, ухо, пальцы) или написанному. Воспитатель во время игры обращает внимание на работу каждого их органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, которые проявляются в поведении человека. На первом этапе играть по одному органу чувств, на втором – по 2, по 3, на третьем – все 5 (сценка-история про персонаж в обстоятельствах). Варианты:

-прожить кусочек выдуманной истории с персонажем и обстоятельствами,

-усложнение – сравнение персонажей (карлик - великан, Дюймовочка – Карабас Барабас, мышка – медведь).

«Ловить зверюшку»

Играющие по очереди берут «билетики» с заданием кого они должны ловить (кузнечика, бабочку, чужую кошку, своего котѐнка и т.п.). Играющий выполняет задание, остальные встают в том случае, если превращение произошло и «зверушку поймали». Воспитатель просит назвать

«отгаданную» зверушку и сравнивает с заданием в «билетике». Вариант: выполнение задания парами, тройками и т.п.

Игры для творческого самоутверждения

«Стихи по ролям»

Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приѐмами исполнения.

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определѐнную позу (фотографию) какого- нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

«Фраза с заданными словами»

Воспитатель называет   набор   слов   (лестница,   человек,   часы).   Дети

составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и

«Собрать диалог»

Воспитатель предлагает детям вспомнить героев знакомых сказок, фразы из этих сказок. Дети договариваются между собой, кто за какого героя будет проговаривать реплику, определяют последовательность (в группе играющих возникает определѐнный сюжет с действующими лицами, характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики (фразы), постепенно доводя диалоги до 3-5 .

Игры вольные (на воле)

«Воробьи-вороны»

Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда

«Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель или ребѐнок-ведущий – ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определѐнной черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребѐнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о- о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребѐнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!»). Играющие убегают – догоняют.

Вариант:

-вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде:

«Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или

«Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило).

«День наступает – всѐ оживает, ночь наступает – всѐ замирает»

Воспитатель или ребѐнок-ведущий произносит «День наступает – всѐ оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребѐнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всѐ замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

Вариант:

-использование любых движений «День наступает – всѐ оживает»

-использование        целенаправленных        движений        «День        наступает        –        всѐ оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание).

«Люблю – не люблю»

Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребѐнок) передаѐт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

«Встань по пальцам»

Воспитатель (ребѐнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

«Зеркало»

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнѐров –

«зеркало»,        другой        –        стоящий        перед        ним.        «Зеркало»        должно повторять движения.

Варианты:

воспитатель (ребѐнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие –

«осколки зеркала», его отражающие;

-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т.д.)

«Изобрази профессию»

Играющие изображают действия, характерные определѐнной профессии (шофѐр садится, берѐтся за руль, включает двигатель, едет по дороге). Дети называют профессию.

Варианты: дети называют ряд действий, показанных задумщиком, группой детей; нарисовать предметы, узнанные в показе (врач – градусник, таблетки, шофѐр – автомобиль, руль)

Рекомендуемая литература:

  1. В. Букатов. «Шишел-мышел взял да вышел», настольная книжка воспитателя по социо-игровым технологиям в старшей и подготовительной группе детского сада…, М., «НИИ школьных технологий», 2008
  2. Карманная энциклопедия социо-игровых приѐмов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие…, под. ред. В. Букатова
  3. А. Ершова, В. Букатов. «Возвращение к таланту» педагогам о социо- игровом стиле работы. Красноярск, 1999г.
  4. Е.Е Шулешко, А.Г. Ершова, В.М. Букатов. «Социо-игровые подходы к педагогике», Красноярск,1990г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Социо-игровая технология как одна из модификаций интерактивного обучения в начальной школе »

Материал содержит игровые формы организации групповой работы на уроке в начальной школе: способы деления в группы, игровые разминки, дидактические игры. Использованы материалы сайта  http://www.o...

Консультация для педагогов на тему: "Организация непосредственной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии"

Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, ...

«Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология

Обучение участников мастер-класса применению социо-игровой техноло­гии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии».  Конспект и презентация...

Проект на тему: «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»

Проект на тему:«Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Применение социо-игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе МАСТЕР КЛАСС

Актуальность          Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую актив...