Программа внеурочной деятельности "Мой край родной"
рабочая программа (4 класс)

Алена Вячеславовна Морозова

Программа разработана для учащихся 4 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_rodnoy.docx234.94 КБ

Предварительный просмотр:

G:\мм.jpeg

Пояснительная записка.

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины – деревни, города, края, в котором ты живёшь, приобщения к тому трепетному отношению, которое человек испытывает при виде родных мест, при общении с людьми старшего поколения.

Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, поселению. Программа «Мой край родной» предназначена для младших школьников, детей от 9 до 11 лет, посещающих образовательное учреждение, и рассчитана на 1 года обучения.

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю по 45 минут, в группах до 10 человек.

Участники программы:

- учащиеся 4 классов;

- учитель начальных классов;

- родители;

- музыкальный руководитель;

-школьный библиотекарь.

Цель программы:приобщить младших школьников к историко-культурным традициям родного края через активизацию их творческого потенциала; сформировать черты патриотизма и гражданственности, воспитание духовности; создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

#1048;зучение прошлого и настоящего марийского народа, его обычаев, традиций и духовной культуры;
#1060;ормирование эмоционально-положительного отношения к этнокультурному наследию;

3. Расширение кругозора воспитанников по экологии, биологии, музыке, литературе, живописи, краеведению, физической культуре;

4. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.

5. Развитие коммуникативных навыков и умений в процессе общения.

6. Воспитание уважения и любви к родному краю;

7. Прививать учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни.

Основные направления: Программа «Мой край родной» включает следующие основные направления учебной деятельности:

- историческое

- духовное краеведение

- здоровьесберегающее

Реализация программы «Мой край родной» предусматривает построение в виде теоретической и практической деятельности и воплощается в доступных для младших школьников формах:

- экскурсия;

- викторина;

- конкурсы;

- устный журнал;

- работа с документами (фотографии), с литературой, СМИ (детская газета «Ямде лий!», детский журнал «Кече»);

- работа с электронными источниками информации;

- презентация;

- игры на свежем воздухе и в помещении;

- фотовыставки;

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения;

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, коллекций, иллюстраций; практические методы: изготовление рисунков, панно - аппликаций, практические работы.

Принципы программы:

• Включение учащихся в активную деятельность.

• Доступность и наглядность.

• Связь теории с практикой.

• Учёт возрастных особенностей.

• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Программа реализуется с использованием следующих видов внеурочной деятельности: игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.

Содержание программы курса внеурочной деятельности

1. Устное народное творчество.

Загадки. Пословицы. Разнообразие марийских песен. Народные сказки. Сказки финно-угорских народов

Первые исследовательские навыки: Сбор загадок, пословиц о здоровье.Сбор народных песен.

2. Обрядовые предметы и праздники.

Национальные традиции и обычаи моего народа. Общие сведения о содержании праздников. Марийские праздники «Из еҥ шочын», «Вӱма», «Тувыртыш пайрем», «У кинде там», «У пӧрт кушкеш».

Исследовательские навыки. Оформление календаря народных праздников родной деревни (села).

3. Известные люди марийского народа.

Жизнь и творчество поэтов и писателей: К.Васин, С.Чавайн, И. С. Ключников-Палантай, А.Григорьев, Т. Евсеев, С.Суворов, В.Мосолов.

Исследовательские навыки: Оформление альбома «Наши поэты-гордость края»

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданин Республики Марий Эл, чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города (села) и края;

- установка на здоровый образ жизни.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;

- проявлять познавательную инициативность;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;

- различать способ и результат действия;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме;

- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета;

- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

- правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

- учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы;

- владеть диалогической формой речи;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Основные требования к знаниям и умениям

В результате усвоения программы «Мой край родной» учащиеся должны знать:

- правила безопасного поведения в лесу, в поле, на лугу, около водоёмов;

- возможные опасные ситуации при движении на открытой местности: ориентирование;

- лекарственные растения родного края;

- съедобные и несъедобные грибы;

- традиции и обряды марийских народных праздников;

- малые жанры марийского фольклора;

- народные промыслы;

- марийские народные песни;

- историю своего родного села (деревни);

- факторы, влияющие на здоровье человека;

-известные люди марийского народа

Учащиеся должны уметь:

- правильно собирать лекарственные растения;

- распознавать съедобные и несъедобные грибы;

- ориентироваться в лесу;

- осуществлять активную оздоровительную деятельность;

- формировать своё здоровье.

- участвовать в игровой забаве, в праздниках;

- использовать народные традиции в своей жизни;

- распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, пословицы, колыбельные песни);

-узнавать государственную символику своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;

- различать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);

- адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

- готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте.

Ожидаемые результаты:

  • Увеличение количества учащихся, занимающихся творческими видами деятельности;
  • Занятия учащихся проектно-исследовательской деятельностью;
  • Участие детей в школьных и районных мероприятиях, конкурсах художественной самодеятельности;
  • Увеличение количества родителей, участвующих в учебно-воспитательном процессе школы;
  • Удовлетворенность учащихся, родителей и учителей реализацией программы.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры и её влияние на здоровье человека.

Календарно-тематическое планирование

4 класс

Тема

Кол-во

часов

Форма занятия

Дата

проведения

Примечание

1. Устное народное творчество.

1.

Марий муро нерген. Марий калык муро.

1

Беседа с использованием ИКТ

2.

Такмак-влак

1

Беседа с использованием ИКТ

3.

Калыкмут-влак

1

Беседа с использованием ИКТ

4.

Тушто-влак

1

Беседа с использованием ИКТ

5.

Ныл йолташ (марий калык йомак)

1

Работа по содержанию

6.

Шонет-курыкыс савырет (китай калык йомак)

1

Работа по содержанию

7

Сонарзе ден пӱнчӧ.

(удегей калык легенде)

1

Работа по содержанию

8

Кече ден йӱр

(йомак) Ошел Васлий

1

Работа по содержанию

9

Ӱдыр куштымо курык

(легенде)

1

Работа по содержанию

10

Мардеж

( йомак семын)

1

Работа по содержанию

11

Мераҥ

(манси калык йомак)

1

Работа по содержанию

12

Рывыж ден каза

(руш калык йомак)

1

Работа по содержанию

13

Шыҥа молан йыҥыса?

(бурят калык йомак)

1

Работа по содержанию

2. Обрядовые предметы и праздники.

14

Калык йӱла

1

Беседа с использованием ИКТ

15

Изи еҥ шочын

1

Беседа с использованием ИКТ

16

Вӱма. В.Ижболдин

1

Беседа с использованием ИКТ

17

Марий тӱр. А.Александров

1

Беседа с использованием ИКТ

18

Шыҥашовыч. И Андреев

1

Беседа с использованием ИКТ

19

Тувыртыш пайрем.

И Андреев

1

Беседа с использованием ИКТ

20

Тоштым пагалат да уэмдат

1

Беседа с использованием ИКТ

21

Шокталте, шӱвыр. А. Мокеев

1

Беседа с использованием ИКТ

22

Паша. С Чавайн

1

Беседа с использованием ИКТ

23

У кинде там. В.Иванов

1

Беседа с использованием ИКТ

24

Уста кугезына-влак. Ю.Артамонов

1

Беседа с использованием ИКТ

25

У пӧрт кушкеш. В.Крылов

1

Беседа с использованием ИКТ

26

Политехника знаний М.Казаков

1

Беседа с использованием ИКТ

3. Известные люди марийского народа.

27

Калык мурызо. К.Васин

1

Беседа с использованием ИКТ

28

Куэ. С.Чавайн

1

Беседа с использованием ИКТ

29

Муро- илыш, муро-вий. М.Казаков

1

Беседа с использованием ИКТ

30

Шӱшпык сем. О.Герасимов

1

Беседа с использованием ИКТ

31

Худлжник да мер пашаеҥ. В.Кудрявцев

1

Беседа с использованием ИКТ

32

Чолга кумыл. В.Крылов

1

Беседа с использованием ИКТ

33

Сергей Суворов (очерк) М.Большаков

1

Беседа с использованием ИКТ

34

Туныктышо гыч академик марте. Е. Макаров

1

Беседа с использованием ИКТ

Учебно-методическая литература для учителя.

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М., 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования / Министерство образования и науки РФ. – М.,2010,2022.

3. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. – М., 2011.

4. Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. – М., 1991.

5. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу: пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.

6. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. –М.: Просвещение, 2011.

7. П.Е.Емельянов, В.В.Крылов. Учебное пособие «Марла лудшаш», 4 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"

Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...

программа внеурочной деятельности кружка "Родной край"

Программа внеурочной деятельности в 3 классе...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"

данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...

Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"

Материал кружка содержит сведения о Самарской области....

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край».

 Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку е...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"

Рабочая программа внеурочной деятельности (пояснительная записка)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс

Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...