Краеведческая работа в школе
проект (4 класс)

Таланова Ольга Юрьевна

     Краеведение прочно вошло в общеобразовательные учреждения и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

    Основными особенностями  краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов поисковой работы, занятия теоретического и практического характера, изучение местных объектов природы  в их естественной обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskaya_rabota_v_shkole._talanova_o.yu_._2.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Краеведческая работа в школе”

     Краеведение прочно вошло в общеобразовательные учреждения и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

    Основными особенностями  краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов поисковой работы, занятия теоретического и практического характера, изучение местных объектов природы  в их естественной обстановке.

Таким образом в школе функционируют  определенные направления по развитию краеведения:

- работа школьного краеведческого кружка в рамках клуба исследователей научной компетенции (КИНК);

- пришкольный летний лагерь «Экологическая тропа»

- передвижная фотовыставка  «Голубые озёра Казани», «История Алацкой дороги», «Окна Казани»

- открытые уроки учителей истории, географии, учителей начальных классов

- организация экскурсий, походов

 С 2015 года наша школа стала площадкой для проведения республиканских научно- практических конференций .

 Первая НПК «Краеведческий калейдоскоп» она была приурочена к 80летию Высокогорского муниципального района РТ и проводилась в рамках условий Стратегии развития образования в Республике Татарстан «Будущее-Киләчәк» на 2010-2015 годы, Стратегии сохранения историко-культурного наследия Республики Татарстан до 2030 года.

В данной конференции были определены следующие секции:

- Экологические особенности водоёма (речки, пруда, озера, родника) ландшафта (леса, поляны, оврага),  в населённом пункте проживания участника конференции, а так же предложения его сохранения;

- Проведение исследований и мониторинга объектов природы, обитателей флоры и фауны, включая  занесённых в Красную книгу РТ

- Этнография- история археологических находок (могильные памятники, древние стоянки и селения) на территории населённого пункта проживания участника конференции, а так же предложения его сохранения.

- История (памятные события) почётных граждан формировавших социум (создание деревень, усадьб, школ, развитие ремесла, предприятия) на территории населённого пункта проживания участника конференции;

2016г- Республиканская НПК юных краеведов «Краеведческий калейдоскоп»  на приз Хакимова Р.С. Вице-президента Академии наук Республики Татарстан.

2017г- Республиканская  Ассамблея юных краеведов «Алацкая  дорога»  на  приз Хакимова Р.С. Вице-президента Академии наук Республики Татарстан, директора Института истории  имени Ш. Марджани Академии наук  Республики Татарстан

2018г.-  Республиканская  Ассамблея юных краеведов «Алацкая  дорога»  на  приз Хакимова Р.С. Вице-президента Академии наук Республики Татарстан, директора Института истории  имени Ш. Марджани Академии наук  Республики Татарстан

ИЗ опыта работы:

  1.  Одним из первых  проектов моих учеников стал проект  «Великая Отечественная война  семье каждого ребенка». В процессе его реализации решались задачи патриотизма, воспитание в детях уважения к людям, отстоящим мир на земле, веру в торжество справедливости и правды.  Ребята учились выступать перед большой аудиторией. Было не легко. Убедительно,  с достоинством, чувством гордости они делились с незнакомой публикой своими рассказами.

2. Очень увлекательной оказалась работа над следующей исследовательской работой «История моей школы». В котором приняли участие и учащиеся класса, и родители, и педагог-организатор, библиотекарь, работники школьного и районного музеев, и редактор районной газеты «Высокогорские вести» и работники архива Высокогорского района. С данным проектом мы с  ученицей ездили на научно- практическую конференцию «Малые Ломоносовские чтения» в гимназию №7 г. Казани. В ходе работы менялось отношение учеников к школе. Ценной стала преемственность поколений, выпускников. Узнали о роли школы во время ВОВ.

3. не менее познавательным был проект «История возникновения села Высокая Гора»

 4.    Хочу обратить ваше внимание на  экологический проект « Быть или не быть Комаровке» и  проект по благоустройству пришкольной территории «Мы построим город –сад».  С данными проектами мы с ребятами заняли первые места в республиканском конкурсе исследовательских творческих работ «Деревенька моя» в г.Осиново Зеленодольского района.  Ребята очистили берег пруда в с. Высокая гора, своими руками соорудили клумбы, посадили цветы, изготовили таблички с просьбой соблюдать чистоту и беречь природу. А так же сделали пробы воды в Санэпидемстанции.  Работа в этом направлении оказалась настолько увлекательной, а диапазон открытий настолько широк, что в школе теперь организован клуб «Юных краеведов» и мы вместе занимаемся изучением экологии и геологии Высокогорского района, в частности каскадом прудов в селе Высокая гора и работаем над проектом «Моя малая Родина».

По продолжительности это долгосрочный проект (в течение второго полугодия учебного года); по числу участников – групповой (дети, педагоги, родители). Количество участников в группах варьируется  на каждом этапе, так как ребёнку предоставляется  право выбора того участка работы, который ему интересен. Такое сочетание предполагает достижение наибольшего воспитательного и образовательного успеха. Следующими проктами были:

5. История возникновения храма Рождества Богородицы в селе Высокая гора.

6. Казанский авторемонтный завод. КАРЗ

7. Экологический проект «Быть или не быть Комаровке»

8. Проект о водных объектах села «Каскад прудов». Посадка растений, занесенных в Красную книгу (ирис- касатик сибирский)

9. Рыба подает сигнал SOS

Практика показывает, что подобная совместная проектная деятельность детей школьного возраста, педагогов, родителей создаёт ситуацию успеха, радость, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительного окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.

Коллективная проектная работа организует учеников, помогает решить проблему лидерства, учит терпимости, формирует понимание того, что итогом деятельности должен стать готовый продукт. В целом это маленькая подготовка к взрослой жизни.

В завершении исполнение гимна юных краеведов. Песни «Давайте сохраним»

Таланова О.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формы краеведческой работы в начальной школе»

В докладе раскрыты основные формы краеведческой работыв начальной школе...

Краеведческая работа в начальной школе.

Выступление на методическом объединении учителей нач. классов. Отчет о работе по данной теме....

Эколого-краеведческая работа на уроках математики в начальной школе как аспект личностного развития ребенка

    Работая с учебниками математики для начальной школы, я обратила внимание на то, что в них мало  задач связанных с экологией и совсем нет задач по краеведению. Восполнить этот...

Краеведческая работа как одно из направлений работы школьника, способствующее созданию ситуации успеха и повышения социализации учащихся.

Рассказывается об опыте работы по созданию ситуации успеха и повышению социализации учащихся...

Краеведческая работа в школе.Статья

       Одним из важных средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и ...

Республиканская конференция исследовательских краеведческих работ «Жить, помня о корнях своих…» Тема работы: "Мои корни"

Свою работу мы назвали «Мои корни». У дерева есть корни: они питают его и удерживают в земле, чтобы не вырвало ветром, чтобы стояло крепко! А «корни» человека – это его п...

Краеведческая работа в школе

Краеведческая работа ....