Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 2 класс.
рабочая программа (2 класс)
Документ содержит рабочую программу по курсу внеурочной деятельности "Я - гражданин России" за 2 класс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа № 20 г. Южно-Сахалинск
СОГЛАСОВАНО на заседании УТВЕРЖДЕНО
методического совета МАОУ СОШ № 20 приказом директора
г. Южно-Сахалинска приказ № от 39-ОД
протокол № от_____________ 2021г. от 01.09.2021
А. А. Тишевский _________
РАССМОТРЕНО
На заседании МО______________
Протокол № _____от _____________ 20___г.
Руководитель МО ___________________
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
для учащихся 2 класса
по духовно - нравственному направлению
Я – гражданин России
(название программы, курса, дисциплины)
Составитель: Кутакова Ирина Сергеевна – учитель начальных классов
(ФИО, должность)
Южно-Сахалинск, 2021г.
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 2 класса разработана на основе:
- Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждено Правительством РФ от 29.05.2015г. № 996-р).
- Основы государственной молодёжной политики РФ на период до 2025г. (утверждено Правительством РФ от29.11.2014 № 2403-р).
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М, Тишков В.А.).
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных общеобразовательных программ» (методические рекомендации).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
- Учебного плана МБОУ «Средняя школа №10» г. Рославля на 2020-2021 учебный год.
- Авторской программы «Я – гражданин России», автор Власенко И.Г. опубликованной в журнале «Завуч начальной школы» №8, 2011г. и относится к духовно – нравственному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Новизна. Программа «Я - гражданин России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Актуальность программы. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
2. Цели и задачи
Цель программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России» заключается в том, чтобы создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
3. Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации: патриотическое объединение.
4. Содержание
Общий годовой план работы составляет - 34 ч, из них: теоретических -13, практических -21.
“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Ценностные установки:
- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
- родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
- доброжелательный;
- порядочный;
- самодисциплинированный;
- уверенный;
- терпимый (толерантный);
- самостоятельный;
- ответственный;
- целеустремленный (особенно к знаниям);
- внимательный к сверстникам;
- аккуратный;
- уважительный;
- любящий;
- интеллектуальный;
- здоровый;
- общительный;
- любознательный;
- сопереживающий;
- воспитанный;
- трудолюбивый;
- открытый;
- активный;
- социально зрелый и др.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Содержание | Способ достижения | Формы деятельности |
Первый уровень результатов | ||
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта. | Беседа, лекция |
Второй уровень результатов | ||
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом. | Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать). | Дебаты, тематические вечера, диспут |
Третий уровень результатов | ||
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой. | Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде. | Акции, социальные проекты |
6. Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Количество часов | в том числе: | |
лекция | практическая работа | |||||
1 | Урок Мира | 07.09 | 1 | 1 | ||
2 | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | 14.09 | 1 | 1 | ||
3 | Обязанности ученика в школе. Беседа | 21.09 | 1 | 1 | ||
4 | Осень в родном городе. Фотоконкурс | 28.09 | 1 | 1 | ||
5 | Подумай о других. Беседа с элементами игры | 05.10 | 1 | 1 | ||
6 | Я – ученик. Беседа с творческим заданием | 12.10 | 1 | 1 | ||
7 | Родной край в древности. Экскурсия в музей. Инф. | 19.10 | 1 | 1 | ||
8 | Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры | 26.10 | 1 | 1 | ||
9 | Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. | 09.11 | 1 | 1 | ||
10 | Мой портфель. Игра – экспромт | 16.11 | 1 | 1 | ||
11 | Моя любимая мамочка. Презентация | 23.11 | 1 | 1 | ||
12 | Школьная символика (гимн, герб, флаг) | 30.11 | 1 | 1 | ||
13 | Мой любимый город. Беседа | 07.12 | 1 | 1 | ||
14 | Наш город. Конкурс визиток | 14.12 | 1 | 1 | ||
15 | О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков | 21.12 | 1 | 1 | ||
16 | Самый уютный класс. Конкурс | 28.12 | 1 | 1 | ||
17 | Экология нашего города. Беседа | 11.01 | 1 | 1 | ||
18 | День добрых волшебников. Вывешивание кормушек | 18.01 | 1 | 1 | ||
19 | Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры | 25.01 | 1 | 1 | ||
20 | Мы и наши права. Урок – игра | 01.02 | 1 | 1 | ||
21 | Игры на развитие произвольных процессов | 08.02 | 1 | 1 | ||
22 | Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений | 15.02 | 1 | 1 | ||
23 | Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений | 22.02 | 1 | 1 | ||
24 | Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – рисунков | 01.03 | 1 | 1 | ||
25 | По каким правилам мы живем в школе? Игра | 15.03 | 1 | 1 | ||
26 | Широкая Масленица. Игра | 22.03 | 1 | 1 | ||
27 | Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов | 29.03 | 1 | 1 | ||
28 | Здесь живет моя семья. | 05.04 | 1 | 1 | ||
29 | Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие | 12.04 | 1 | 1 | ||
30 | День птиц. Выставка рисунков | 19.04 | 1 | 1 | ||
31 | День птиц. Выставка рисунков | 26.04 | 1 | 1 | ||
32 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Промежуточная аттестация. Тестирование | 03.05 | 1 | 1 | ||
33 | Герои Советского союза – наши земляки. Экскурсия в музей | 17.05 | 1 | 1 | ||
34 | Открытка ветерану. Акция | 24.05 | 1 | 1 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Я гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Я – гражданин России» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Я - гражданин России"
Содержание курса внеурочной деятельности.Содержание первого класса сосредоточено на понимание сути Истоков. Система духовно – нравственных ценностей будет формироваться на основе системообразующ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе «Я - гражданин России»
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...

