Как можно реализовать воспитательный потенциал урока?
статья (1 класс)

Чиркова Юлия Викторовна

 Сегодня всё больше стали говорить о воспитании. Воспитание - это особый сложный процесс, который трудно уловить и сложно оценить результат, которому нельзя научить сразу, за несколько занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_mozhno_realizovat_vospitatelnyy_potentsial_uroka.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Как можно реализовать воспитательный потенциал урока?

Воспитать человека  интеллектуально,

не воспитав его нравственно,

значит, вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

      Сегодня всё больше стали говорить о воспитании. Воспитание - это особый сложный процесс, который трудно уловить и сложно оценить результат, которому нельзя научить сразу, за несколько занятий. Это отсроченный процесс.

      Существует мнение , что воспитание- это сверхурочная деятельность, дополнительная деятельность классного руководителя. Но на самом деле, каждый урок обладает большим воспитательным потенциалом. И для того, чтобы этот потенциал реализовать, не нужно прилагать дополнительных усилий.  Учителю нужно правильно расставить акценты , использовать приемы на уроке.

      Хотелось бы зачитать такое стихотворение Ларисы Емельяновны Миллер:

Надо в школах ввести очень важный предмет-

Тот, которому равного, думаю, нет:

Надо радости с раннего детства учить.

Надо эту науку в программу включить.

Надо залежи счастья учиться искать.

Надо знать, как суметь его не расплескать,

Чтобы в возрасте позднем, почти на краю

Сохранить нерасплесканной радость свою.

Лариса Миллер 2011 год

       На самом деле, этот особый предмет , как - будто бы уже есть по частичке, в нашем каждом уроке.

        Современный ребенок живет иллюзией свободы. С одной стороны - это хорошо, он может проявить себя. С другой стороны свобода стала приравниваться к ситуации безнаказанности. Нет границ, что можно, что нельзя. А ведь свобода граничит с ответственностью. Значительно снизилась ценность других людей. На первый план вышло переживание и позиционирование себя. В следствии чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. То, на чем старшие поколения выстраивали свою жизнь.Это вызывает противоречие.

     Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводит к самоизоляции детства.

   А как сегодня представлено у детей то, что считается важным? Согласно мониторингам и исследованиям происходит трансформация ценностей. Среди молодежи все чаще звучит нежелание иметь детей. Обязательным условием вступления в брак, является  финансовая и  профессиональная  состоятельность. Меняется понятие дружбы. Появилось понятие потребительской дружбы. Меняется отношение преемственности поколений. Молодежь проявляет интерес к истории и традициям своей семьи , но не  проецирует эти ценности на себя. Отсутствует единая воспитательная линия "семья- школа".

       Надежда Егоровна Щуркова сказала: "Воспитание- целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни."

       Наша задача  создать такие отношения у ребенка, что он поймет, что для него жизнь, семья, Родина , природа, познание- показатели достойной жизни. Когда мы видим проявление грубости, мы говорим , что человек не воспитан, у него нет этих ценностей. Учить детей ценностно воспринимать мир сложная задача, которую необходимо решать уже в начальных классах.  

       В ноябре 2022 года, вышел Указ президента РФ , в котором определены нравственные ориентиры, традиционные ценности, которые формируют нравственное отношение гражданина России, которые необходимо защищать. Это - жизнь, достоинство, права и свободы, патриотизм , служение Отечеству, гражданственность, крепкая семья, созидательный труд, милосердие и справедливость, взаимопомощь, единство народов России.

       Задача учителя - на любом уроке необходимо обращать внимание детей на эти ценности, проговаривать их, закреплять.    Если педагог хочет сделать свои уроки личностно- развивающими, воспитывающими необходимо реализовать следующие действия:

1) постараться установить уважительные, доверительные отношения со своими учениками. Ведь именно это поможет педагогу стать для детей значимым взрослым.

2) постараться увлечь ребят совместной деятельностью  на уроке

3) постараться наполнить коммуникацию на уроке ценностно- ориентированным содержанием.

Пока у младших школьников нет противоречивых чувств как у подростков, пока они хотят довериться взрослому, важно доверие не потерять, а заложить основу уважительного отношения ко всем взрослым, старшим.

В конечном итоге воспитание должно перейти в самовоспитание.

Как можно реализовать воспитательный потенциал урока?

Разложить урок на несколько механизмов, на три составляющие:

1) Содержание. Воспитательный потенциал  реализуется через содержание. Знание о ценностях , которые есть, событиях. Учителю на всех уроках необходимо специально обращать внимание  на эту ценность. Это великие открытия, важные события.. На окружающем мире  мы проговариваем такие ценности, как любовь к природе, значимость жизни человека. На литературном чтении берем ценностные примеры из жизни писателей и поэтов, примеры из текстов рассказов, сказок.  На математике из текстов задач., и т.д.

2) Организация самого урока. Пример учителя, как выстраивать свою жизнь и деятельность с точки зрения ценностей.

3) Отношения, которые  проявляются во взаимоотношениях с учениками на уроке,  и которые продолжаются после него. Нельзя выделить конкретное время для воспитания и сказать, что сейчас закончится учебная деятельность и начнется воспитательная.  Всё взаимосвязано и  переплетено. (Пример : Н.Е. Щуркова "Дети идут в столовую...")

Содержание. При планировании урока , исходя из темы, определить, какую ценность мы сегодня обсудим. (Функц.. грам . Математика . Тема : " Про наливные яблочки" . Ценность : крепкая семья , все делают сообща, взаимопомощь, единство, уважение к труду. Функц. грам. . Читательская грамотность .Пляцковский "Урок дружбы" На примере воробьев воспитываем милосердие, доброту, дружеские отношения и т.д. )

В конце урока проговорить, какую ценность мы сегодня проговорили? В начальной школе уровень обсуждения ценностей должен быть наивысшим. Каждый день и урок должны быть наполнены ценностями.

У разных типов урока свои воспитательные ресурсы. 

    На уроках изучения нового материала - воспитание познавательного интереса, любознательности, возможность совершать открытия, удивляться границам непознанного, погружаться в историю открытий и биографию ученых, чтобы иметь идеалы и образцы для восхищения.

     На уроках закрепления изученного воспитательный ресурс в преодолении трудностей, во взаимопомощи, в воспитании умения исправлять свои ошибки, в умении коллективно учиться, а это значит работать в команде, делиться своими радостями и трудностями, почувствовать потребность в дружбе, в сострадании.

   На уроках контроля и учета знаний воспитываются характер, умение собраться , сосредоточится, довести дело до конца. Накопить опыт интеллектуальной, творческой, кропотливой и самостоятельной работы.

Важный момент, какие отношения складываются на уроках.

Надежда Егоровна Щуркова в своей работе "Парадоксы" писала:

 Парадокс : " Нет дисциплины там, где воспитывается дисциплина. Воспитание- это принятие ценностей, пронизывает нашу жизнь. Нельзя заниматься отдельно воспитанием.

Воспитывая и развивая детей, нужно быть оптимистом, потому что воспитательный результат может быть очень отсрочен. Ждать как итог воспитательного урока невозможно. Нужно не ждать  воспитательного результата сегодня, сразу после урока, но всегда стремиться его достичь.

Симон  Соловейчик писал:

"Волны воспитания- это любовные волны, они идут не по умственному каналу "понимаю- не понимаю", а по душевному каналу " принимаю- не принимаю". Понимаю умом- принимаю душой" .

А еще он сказал: "На самом деле воспитывать- значит учить человека относиться к людям и делу по- человечески, по правде".

Вывод:

1. Развитие воспитательного потенциала через систему ценностей.

2. Непрерывность процесса формирования ценностей у ребенка.

3.  Единая линия "семья- школа".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воспитательного потенциала в МОУ Александроневская сош

Программа по воспитательной работе в школе....

Презентация "Воспитательный потенциал урока"

Презентация использовалась при выступлении на методическом семинаре в школе. Каждый урок должен нести воспитательный потенциал для развития личности младшего школьника....

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ

Цель собрания: выявить потенциальные возможности семьи в воспитании детей. Задачи собрания:-  способствовать формированию адекватной, гибкой и прогностичной родительской позиции и уста...

Воспитательный потенциал школьных традиций

Из опыта работы транслирую свою педагогическую деятельность на протяжении последних 20-ти лет. ...

Воспитательный потенциал школьных традиций. Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной  системы. Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональ...

Как можно реализовать дневник успеха

Дневник успеха» — это одна из главных и действующих методик для достижения целей, личностного успеха и признания!...