Прощай, Азбука!
методическая разработка (1 класс)

Кобзева Оксана Юрьевна

Данная методическая разработка содержит сценарий праздника-спектакля прощания с первой учебной книгой первоклассников - Азбукой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_azbukoy_2024.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Посвящение в первоклассники

Действующие лица:

Незнайка – Ляшко

Знайка - Коннов

Пилюлькин - Сарычев

Азбука –  

Двойка – Короткова

Буквоежка – Фомин

Нечитайка – Котов

Печкин - Шестаков

Фанфары

Учитель : Здравствуйте, уважаемые родители, гости!  В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – Азбуки. 1 сентября дети пришли в школу. Им было трудно, но интересно, а родителям страшно – как же будет там детишкам? А теперь школа стала для всех родной. И сегодня у вас праздник. Сегодня мы все убедимся, что каждый из ребят может с уверенностью носить почетное звание - читатель!

(музыка из мультфильма «Незнайка» или др.), (Из рядов первоклассников пробирается Незнайка. Он весь обвешан сумками и портфелями.)

Незнайка:  Разойдитесь! Расступитесь!  (Незнайка доходит до ведущих, ставит портфели и сумки, вытирает лоб рукавом)

Незнайка:   - Ого! Здесь полный зал ребят! Привет, мои друзья! Какие вы нарядные!
(обращаясь к ведущим). Я не опоздал? Три дня собирался, замаялся совсем. Думаю, ничего не забыл. А  вы думаете, легко? Знания, они вон сколько весят! Но я твердо решил стать умным. Я если решил — все: сделаю! Где у вас тут в школу записывают?


(Из рядов учеников появляется Пилюлькин  )


Пилюлькин:  Незнайка! Незнайка! Вот ты где... (Переводит дух.) Еле догнал! (Обращается к зрителям.) Здравствуйте! Простите, что я вмешиваюсь, я понимаю, сегодня такой большой праздник...

Незнайка:  Очень большой! Просто огромный! Я в школу иду! (Ставит вновь все портфели на пол.)
Пилюлькин:   Да ну? Ты после медицинского осмотра справку о прививках забыл.  

Незнайка:  Точно! Зато видишь, сколько всего нужного собрал! (Показывает на портфели и сумки.)
Пилюлькин:   Что собрал?
Незнайка: Ну, вещи разные... Для учебы. И книги... Знаешь, что нашел — все принес!
Пилюлькин:  Все?
Незнайка: Все!
Пилюлькин:  Так я и думал! Верни мне, пожалуйста, мою «Медицинскую энциклопедию».
Незнайка:  А-а-а! Пожалуйста! Я думаю, что  болезни всякие мы сегодня проходить не будем.


( Незнайка отдает книгу. Пилюлькин заглядывает к Незнайке в портфель и достает оттуда утюг )


Пилюлькин: А это зачем тебе?

Незнайка:  Это всего лишь утюг! В школу надо ходить аккуратно одетым. Вот я и прихватил утюг, вдруг брюки помну. А еще, если с кем подерусь, к синяку приложить можно. Вот так.

( Незнайка показывает, Пилюлькин открывает следующую сумку и достает оттуда красную ручку.)
Пилюлькин: Ну а это-то зачем?
Незнайка: А это мне знакомый посоветовал, сказал, что если вдруг получу плохую оценку, то хоть моей ручкой напишут — не так обидно будет!
Пилюлькин:Да, хорошее у твоего знакомого чувство юмора. Но все это тебе не нужно!
Незнайка: Неужели все не нужно?
Пилюлькин: Я пойду Знайку поищу. Он быстро наведет порядок!   А еще у ребят спроси. Сегодня первоклассники тоже в школу собирались. Они-то тебе и расскажут, что нужно в школу с собою брать.

(Пилюлькин уходит. Под песню «Гимн Незнайки»

Незнайка танцует с маракасами)

Знайка: Здравствуйте, ребята. Здравствуй, Незнайка. Мне сказали, ты решил в школу пойти учиться? Конечно, прежде, чем отправиться на урок, нужно собрать портфель. Каждый ли из вас знает, что нужно взять в школу, а какие вещи лучше оставить дома? Сейчас проверим!

ИГРА №1. «СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ». (СЛАЙДЫ)


Знайка:
 Итак, дети, если я назову предмет, который нужно взять в школу, вы хлопайте в ладоши. Если этот предмет не нужен в школе, топайте ногами.

Учебники и книжки,

Игрушечная мышка,

Паровозик заводной,

Пластилин цветной,

Кисточки,

Краски,

Новогодние маски,

Ластик,

Закладки,

Пенал и тетрадки,

Расписание,

Дневник.


Знайка:   Ну, понял теперь, что нужно настоящему школьнику?
Незнайка: Понял! Выходит, зря я три дня потерял, собираясь...
Знайка: Зато, теперь умнее стал! На ошибках тоже учатся. Знаешь, Незнайка, а давай позовем ребят и поздравим их с праздником.

(вместе зовут первоклассников)

Незнайка. Пер-во-классни-ки! Ре-бя-та!

(Входят первоклассники)


Незнайка. А как  мы их поздравлять будем?
Знайка:   Как, как? Как поэт Цветик – стихами!

 Опять за окнами февраль,

 И школа, как большой корабль,
Уж в плаванье отправилась!

Незнайка:

Побед, открытий замечательных,
Событий ярких, увлекательных-
Просторы знаний покорять,
И на «отлично» курс держать.

(Незнайка и Знайка встают в ряд первоклассников)

1 ученик. Первоклассники рядами строгими идут.

2 ученик. Первой книге, мудрой книге отдают салют.

3 ученик. Садясь за парту осторожно,

4 ученик. Чтоб школьной формы не помять.

5 ученик. Мы азбуки свои раскрыли,

6 ученик. Открыли чистую тетрадь.

7 ученик. Мы любим нашу школу

8 ученик. Просторный светлый дом,

9 ученик. Где много дней весёлых

10ученик. Мы вместе проведём.

11 ученик. Мы друг друга выручаем,              

12 ученик. Друг без друга мы скучаем

Все вместе: Никогда и ни за что

                      Не поссорит нас никто.

(Дети исполняют песню «Про дружбу»)

Учитель. Сегодня праздник необычный. Еще раз мы встретимся с Азбукой, чтобы поблагодарить за то, что она всех детей научила читать. Сегодня мы ждем ее в гости на наш праздник.

звучит минусовка из Простоквашино.

Сцена 2. Печкин

Въезжает Печкин с письмом.

Печкин: Это я, почтальон Печкин, принес письмо для ребят- первоклассников.

Ученик 1 : Ой, мы так рады, нам еще никогда не присылали посылок!

Печкин: Только я вам её не отдам!

Ученик 2: Это почему же?

Ученик 3: На посылке написано: «Православная гимназия, имени Свт. Тихона, 1 класс.

Ученик 4: Значит нам!

Печкин: А потому, что у Вас документов нету! Почём я знаю, может это 1 класс, а может 2 или третий?

Учитель: Ребята, есть у Вас с собой документы? У меня тоже нет… Ой, я вспомнила! Есть у нас документ! Один на всех! «Журнал» называется. Здесь и все фамилии детей в алфавитном порядке, и моя фамилия, и других учителей!

Печкин изучает! Все равно не отдам! Потому что за письмо расписываться надо, а вы еще маленькие и неграмотные! (показывает на детей)

Ученик 5: Да как это неграмотные!

Ученик 6: Да мы всю Азбуку закончили, всю изучили!

Ученик 7:  Все ребята научились писать и читать. Правда ребята?

Ученик 8: Кто возьмёт на себя такую ответственность, кто распишется в извещении у Печкина? (дети поднимают руку)

Ученик 9: Пусть это сделает староста класса, Маша Короткова.

Ученики все: Согласны!

(Девочка расписывается)

Печкин: Ну, теперь все! Вот вам ваше письмо.

Учитель: Ну, что, ребята, откроем письмо? Интересно, что же в нем написано?

Дорогие ребята, вы научились читать и вот пришло время нам встретиться. В этот день я хочу поздравить всех. вас с первой школьной победой и пожелать вам дальнейших успехов в учении и передать вам в руки ваш новый учебник – Литературное чтение. Жду в гости. Ваша Азбука.

Печкин: Ребята, желаю вам быстрее встретить Азбуку. Обещайте, что будете дальше учиться на пятерки и четверки. А мне по делам надо, в Простоквашино. До свидания!

( Дети  уходят, медленно заходит Двойка)

Двойка. (передразнивает)Ребята, желаю вам быстрее встретить Азбуку...  На пятерки … На четверки,…. Ух чего захотели. (говорит, пока заходит на сцену)

- Ну, здрасьте… Я случайно узнала, что у вас сегодня праздник. А меня пригласить вы, конечно, забыли?…Ну ничего, я сама прихожу…А я без дела скучать буду. В любом классе я всегда найду друзей. Некоторые меня даже любят.

Я прелестна всем на диво!
Так изогнута красиво.
Украшаю я дневник
Коль плохой ты ученик.
Никому не верьте, детки,
Лучше двойки нет отметки!
Без меня вам нельзя.
Все лентяи мне друзья.
Лежебок, нерях люблю я.
А прилежных не терплю я.
Если хотите со мною дружить,

Нужно много двоек получить…..

Учитель. Вот так дела? Ребята, Двойка нам нужна?
Дети –Нет.

Учитель:  Нет среди нас таких. У нас дети учиться любят.

Двойка. Я не верю и сейчас проверю…Отвечайте быстро…

(Игра «ДА-НЕТ»)
Азбука дала вам знанья,
Помнить надо много лет.
Самый первый свой учебник
Помнить будете вы? 
(Да). 

Книга принесет вам радость,

Она любит аккуратность,

Дружи с книгами всегда.
Будете вы рвать их? 
(Нет). 

Книги многое расскажут,

Нужно только быть прилежным.
Не обманут никогда,
Будете лениться? 
(Нет).

Будь ты с книгой аккуратен,

Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Сохрани на много лет.
Все тебе понятно? 
(Да).

Каждая книга как ценный подарок,
Горит, как яркая звезда.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите вы? (
Нет). 

Знайте, каждая из книжек,
На вопросы даст ответ.
Книги знайте и любите,
Будете беречь их? 
(Да).

Учитель.  (Двойке). Поняла? Отправляйся в обратный путь, а сюда дорогу забудь.
Двойка. Ах, вот вы как! Ладно, если одна не справилась, позову своих друзей Буквоежку и Нечитайку, (свистит в свисток два раза). Я уже слышу их шаги. Вот они – то с вами разберутся. 

(Звук хруста вафли. Буквоед ест буквы)

(Из-за шторы появляются Буквоед и, Нечитайка ).

Двойка:  Слышали? У первоклассников праздник намечается.

Буквоед: Какая неприятность… Надо им помешать!

Нечитайка А как?

Двойка: Ребята отправились в гости к Азбуке. Она им новую книгу пообещала передать…Литературное чтение

Буквоед: Значит они еще умнее станут? Правильно!!! Нужно их опередить.

Нечитайка : Надо сбить их с пути. Без Азбуки  какой будет праздник!

Двойка Ага!

Буквоед: Тогда на обед у меня будет салат из букв!

Двойка: Бежим короткой дорогой?

Все вместе: Побежали..

Учитель.          Дорогие ребята, вот и закончили мы читать первую в вашей жизни книгу. В этот день все первоклассники отдают салют этой мудрой книге  - Азбуке. Я поздравляю вас, дети, с первой школьной победой и желаю вам дальнейших успехов в учении.

Звучит колокольчик   (музыка … выходит Азбука) Дверь откроется, если отгадаете загадку

Хоть поверь, хоть сомневайся,

Есть чудесная страна.

Не найти её на карте,

До того она мала.

Это Азбуки

Населенье в ряд стоит,

Вы, наверно, догадались?

Ну, конечно, Алфавит!

(музыка … выходит Азбука)

Королева Азбука. Здравствуйте, ребята! Я – Королева Азбука, а все буквы – жители моего королевства. А знаете, что первая Азбука появилась 1161 год назад.  Откуда взялось мое имя? Давным-давно, у наших предков алфавит открывала буква А, но называлась она тогда “Аз”. Вторая буква, которая похожа на современную букву Б, называлась “Буки”. “Аз” и “Буки” - вот и получилось слово “Азбука”! Я знаю, что вы пришли с подарками, приготовили буквы , и мы отправимся с вами в страну Литературию. Там ждет вас новая книга - это Литературное чтение.

В моих кармашках буквы весёлые живут.

        Они стихи читают и песенки поют.

        Было буквы 33 – весёлая семейка!

Убежали пять из них, их найти сумей-ка!

А без них – ну как тут быть – и пол слова не сложить!

Вед:         Буквы убежали – их не обижали?

Алф:        Дружно жили-поживали, никого не обижали.

        Я ума не приложу, их нигде не нахожу!

Вед:        Чтобы буквы отыскать, нужно их тебе назвать.

        

Буквоежка Мы их спрятали в загадках

                    На деревьях и на грядках.

                Часто повторятся,

                Но в словах скрываются

Нечитайка:        Задание трудное моё вы сразу не поймёте,

                   В начале слова и в конце вы буквы те найдёте:

 

Девочка 1: Мы стихи сейчас прочтём,

Буквы нужные найдём!

Буквоежка:

Мышонку мама-мышка шептала: «Шалунишка!,

Шумишь, шуршишь, болтаешь, ты маме шить мешаешь!»

(отвечают,)

Нечитайка:         «Ква-ква!» - кричит квакушка.

                 «Ку-ку!» - кричит кукушка.

Целый день по леску  

Разносится ква-ква, ку-ку!

(отвечают)

Буквоежка: Открыло утром солнышко хрустальное оконце.

Очень-очень горячи солнца рыжие лучи!

(отвечают)

Нечитайка:        Летний ливень, летний ливень, в лужах солнышка лучи,

Летний ливень, летний ливень, лучше землю промочи!

(отвечают)

Буквоежка : Аист аисту твердит: «Пропадает аппетит.

Мне б попробовать на вкус ананас или арбуз!»

(отвечают)

(Под музыку выходят дети (из другого класса)-буквы. Кружатся)

Азбука: Вас я, видеть очень рада!

 Становитесь  буквы  рядом.  

От души детей поздравьте,

Слово нужное составьте, чтобы дети смогли вернуться назад. Это слово - школа.

(буквы под музыку выстраиваются в слово школа)

ВЕД:        Что ж за слово такое, без которого нам никак не обойтись? Давайте все вместе скажем.

Дети из зала: хором «ШКОЛА»! (звучит фоновая музыка, буквы складывают слово «школа»)

Нечитайка:

Ты прости нас, Алфавит! Очень ты на нас сердит?

Мы решили отдохнуть, от работы увильнуть!

Буквоежка:

День за днём, из года в год обучаешь ты народ!

Буквы складываешь в слоги, пишите слова, предлоги!

Нечитайка:

Только видим, что без вас,

Пропадем в без дела в раз!

Буквоежка:

Возьмите нас с собой, мы исправимся!

Учитель: Возьмем их с собой, ребята? Проведем перекличку. Все на месте?

Благословляет Господь мои строки,
Чтоб не были дети в миру одиноки,
Пусть Азбука в трудные дни вдохновляет
И, в добрый час! Пусть вам Бог помогает!

А - Ангел-хранитель во всём помогает,
Где бы ты ни был, тебя окружает.

Б - Бог в твоём сердце, дарит Он радость,
Что бы греха в тебе не осталось.

В - Вера всегда человеку нужна,
В трудное время поможет она.

Г - Гордость-большой и калечащий грех,
С нею не ждёт ни покой, ни успех.

Д - Дом-это мама, дом-это папа,
Дом-это церковь, ходить в неё надо.

Е - Евангелие-книга научит любить,
Людям подскажет, как добрыми быть.

Ё - Ёлка наряжена на Рождество,
В доме от праздника очень светло.

Ж- Жизнь нам с тобою дарована Богом,
Ведёт Он по жизни делом и словом.

З - Звёздочка в небе ярко сияет,
Нам о рожденье Христа возвещает.

И - Иконостас алтарь отделяет,
Словно завесой его закрывает.

Й -Йодль особое пенье без слов,
А у христиан икос-основа основ.

К - Крест капли крови имеет Христа,
Значит спасает и лечит всегда.

Л - Любовь милосердна и терпива.
Бог есть Любовь и в любви Его сила.

М - Мама Христа- это Дева Мария,
Заступница наша и очень любима.

Н - Небо прекрасно, Господь там живёт
И нас с тобою в Дом Свой ведёт.

О - Образ святого есть в каждом доме,
Радость, добро исходят с иконы.

П - Пасха - праздник с торжественной службой,
Поститься до Пасхи важно и нужно.

Р - Рай предназначен для тех, кто безгрешен,
Кто чист душой и имеет надежду.

С - Свечи зажжём и молитвы прочтём,
Душам своим покой обретём.

Т - Троица -это триединение.
Бог Отец, Дух Святой, Бог Сын -для спасения.

У - Угол красный в каждом доме,
Смотрит Бог на нас с иконы.

Ф - Фома Апостол уверился в вере,
И нам укрепляться нужно на деле.

Х - Хор церковный Богу поёт,
Умиротворенье людям несёт.

Ц - Господом Церковь в помощь дана,
О спасении вечном расскажет она.

Ч - Чудо случилось - родился Господь,
Спасения нашего и кровь и плоть.

Ш - Школа воскресная нас обучает
Навыкам службы, к добру призывает.

Щ - Щит духовный очень сильный,
Сдержит тёмные он силы.

Ъ - Твёрдость, уверенность в жизни нужна.
Без этих качеств будет беда.

Ы - это мЫсли, ы - это мЫ.
Дальше держаться должнЫ от враждЫ.

Ь - Нам мягкий знак смягчает слова
И христианину мягкость нужна.

Э - Эти слова ты запомни, дружок,
"Бог есть Любовь, а любовь это Бог".

Ю - Юзы - тоже, что оковы,
Жить без искушений должны быть готовы.

Я - Яблоко первые люди вкусили,
Из рая за грех изгнаны были.

Вот и подошел расставания час.

И грустно мне немного сейчас.

Но за вас я спокойна,

В жизнь войдете вы достойно.

Получайте знания приличные,

И отметки только отличные.

На память об этом празднике я приготовила вам сюрприз. О нем вам расскажет главный смотритель всех школьный книг – наш библиотекарь Ольга Филипповна .

Библиотекарь: Ребята!  Доброго вам пути в мире знаний, а чтобы успешно преодолевались все трудности, помните этот наказ:

Будь послушным – это раз.
Попусту не трать слова – это два.
С лучших лишь пример бери – это три.
А четыре – знай всегда: жизнь – не радость без труда.
Старших надо уважать, малышей не обижать – это пять.
Если порученье есть, принимай его за честь – это шесть.
Будь внимателен ко всем – это семь.


Чтение: Наш праздник подошел к концу, но я, ребята, с вами не прощаюсь. До новых встреч!

Учитель. Для посвящения первоклассников в юные читатели прошу всех встать.

- Обещайте бережно относиться к каждому учебнику и к каждой книге!

Все: Обещаем!

Учитель. Обещайте подружиться с книгой!

Все: Обещаем!

Учитель. Обещайте стать активными читателями библиотеки!

Все: Обещаем!

Учитель. Я надеюсь, что вы будете выполнять свои обещания.

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Прощай, Азбука!"

В этой методической разработке вы найдёте материал для проведения последнего занятия по "Азбуке".  Благодаря подобранному материалу дети надолго запомнят этот день. В разработке встретятся сказоч...

Праздник "Прощай, Азбука!"

Театрализованное представление, подготовленное к завершению  работы над "Азбукой". Стихи. Конкурсы....

Прощай, азбука!

Урок прощания с азбукой для 1 класса...

Сценарий утренника "Прощай, азбука!"

Данное мероприятие в игровой форме помогает обобщить знания учеников 1 класса по программе обучения грамоте. Ребята отправляются на поиски пропавших букв. Им на пути встречается много преград. Красочн...

Праздник «Прощай, Азбука!»

Праздник в 1 классе...

Праздник "Прощай, Азбука".

Сценарий праздника прощания с Азбукой....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....