Рабочая программа " Азбука нравственности"
рабочая программа (3 класс)
Программа создана с целью реализации миссии школы, направленной на создание благоприятных условий для получения качественного и доступного образования, полноценной саморегуляции и успешности каждого ученика с учётом его наклонностей и способностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
"СОГЛАСОВАНО" на заседании ПС протокол № " " 2020 | "УТВЕРЖДЕНО" приказом директора по школе № " " 2021 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
"Азбука нравственности”
Количество часов в неделю – 1, всего 10 часов
учитель начальных классов
Маслова Л.Н.
Калининград
2021
Пояснительная записка
Данная программа составлены на основе программы внеурочной деятельности ООП НОО МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда. Программа создана с целью реализации миссии школы, направленной на создание благоприятных условий для получения качественного и доступного образования, полноценной самореализации и успешности каждого ученика с учётом его склонностей и способностей.
Программа духовно - нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона « Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа « Азбука нравственности» составлена на основе программы Л. В. Мищенковой « Уроки нравственности, или « Что такое хорошо и что такое плохо». Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна программы, в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно - нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
Цель программы:
- создать условия для воспитания настоящего духовно - богатого, социально - активного гражданина своей Родины;
- воспитывать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию, самовыражению;
- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;
- начать формирование второго уровня воспитательных результатов;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения
в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп на основе
толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому
образу жизни;
- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей
индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности
учащихся;
- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества.
Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 10 часов (1 час в неделю) с продолжительностью занятия 40 минут.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Основные направления программы духовно - нравственного развития и воспитания учащихся «Азбука нравственности»
Содержание духовно - нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.
3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.
4.Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально - психологическое.
5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Ценностные ориентиры содержания внеурочных занятий
Содержание программы "Азбука нравственности" в том, что «Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе, и своих поступках, их нравственной сущности.
Планируемые результаты
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально - ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Личностные, метапредметные результаты:
В результате освоения программы "Азбука нравственности" формируются следующие личностные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
У ученика будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные умения:
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные учебные умения:
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные учебные умения:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание программы
Культура общения ( 2 ч)
Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним.
Самовоспитание ( 2 ч)
Как я работаю над собой. Конец каждого дела обдумай перед началом.
Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
Совесть - основа нравственности. «Досадно мне, что слово честь забыто». Заветы предков. «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».
Искусство и нравственность ( 2 ч)
Искусство и нравственность. Обзор курса этикета.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
Культура общения ( 2 ч) | ||
1 | Культура общения в современной семье. | 1 |
2 | О терпимости к ближним. | 1 |
Самовоспитание ( 2 ч) | ||
3 | Как я работаю над собой. | 1 |
4 | Конец каждого дела обдумай перед началом. | 1 |
Общечеловеческие нормы нравственности (4 ч) | ||
5 | Совесть - основа нравственности. | 1 |
6 | «Досадно мне, что слово честь забыто» | |
7 | Заветы предков. | |
8 | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | 1 |
Искусство и нравственность ( 2 ч) | ||
9 | Искусство и нравственность. | 1 |
10 | Обзор курса этикета. | 1 |
Итого: | 10 часов | |
Список литературы:
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3.Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
4.Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
5.Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
6.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Календарно - тематическое планирование к программе" Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 1 кадетском классе)
Календарно - тематическое планирование к программе по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(1 класс)...

Пояснительная записка к программе" Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 5 кадетском классе)
Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(5 класс)...

2.Рабочая программа «Азбука нравственности"
Курс «Азбука нравственности» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно- нравственного направления и направлен на формирован...

Рабочая программа "Азбука нравственности"
Данная программа направлена на поддержку становление и развитие высоконравственного, творческого гражданина России. Обеспечивает реализацию одного из направлений духовно нравственного воспитания: восп...

Рабочая программа "Азбука нравственности" 3 класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством....
Рабочая программа "Азбука нравствености"
1 класс...
