Рабочая программа " Азбука нравственности"
рабочая программа (3 класс)

Маслова Людмила Николаевна

Программа создана с целью реализации миссии школы, направленной на создание благоприятных условий для получения качественного и доступного образования, полноценной саморегуляции  и успешности каждого ученика с учётом его наклонностей и способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_azbuka_nravstvennosti.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38

"СОГЛАСОВАНО"

 на заседании ПС

протокол

"   "             2020

"УТВЕРЖДЕНО"

приказом директора

по школе

"    "         2021           

Рабочая программа

внеурочной деятельности

"Азбука нравственности”

Количество часов в неделю – 1, всего 10 часов

                                                                        учитель начальных классов
                                                                                              Маслова Л.Н.

Калининград

2021

Пояснительная записка

Данная программа составлены на основе программы внеурочной деятельности ООП НОО МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда. Программа создана с целью реализации миссии школы, направленной на создание благоприятных условий для получения качественного и доступного образования, полноценной самореализации и успешности каждого ученика с учётом его склонностей и способностей.

Программа духовно - нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона « Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа « Азбука нравственности» составлена на основе программы Л. В. Мищенковой « Уроки нравственности, или « Что такое хорошо и что такое плохо». Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна программы, в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно - нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.

В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.

Цель программы:

- создать условия для воспитания настоящего духовно - богатого, социально - активного гражданина своей Родины;

- воспитывать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию, самовыражению;

- обеспечить достижение учащимися первого уровня воспитательных результатов;

- начать формирование второго уровня воспитательных результатов;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

сформировать систему нравственных ценностей;

сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах поведения

в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп на основе

толерантности;

- формировать экологически воспитанную личность;

- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому

образу жизни;

создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей

индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности

учащихся;

- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества.

Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

Место в учебном плане

Программа рассчитана на 10  часов (1 час в неделю) с продолжительностью занятия 40 минут.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии;

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Основные направления программы духовно - нравственного развития и воспитания учащихся «Азбука нравственности»

Содержание духовно - нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.

4.Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально - психологическое.

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Ценностные ориентиры содержания внеурочных занятий

Содержание программы "Азбука нравственности" в том, что «Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе, и своих поступках, их нравственной сущности.

Планируемые результаты

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально - ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

 Личностные, метапредметные результаты:

В результате освоения программы "Азбука нравственности" формируются следующие личностные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

У ученика будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные умения:

Ученик научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные учебные умения:

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные учебные умения:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Содержание программы

Культура общения ( 2 ч)

Культура общения в  современной семье. О терпимости к ближним.

Самовоспитание ( 2 ч)

Как я работаю над собой. Конец каждого дела обдумай перед началом.

Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Совесть - основа нравственности. «Досадно мне, что слово честь забыто». Заветы предков. «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

Искусство и нравственность ( 2 ч)

Искусство и нравственность. Обзор курса этикета.

Тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Количество часов

Культура общения ( 2 ч)

1

Культура общения в  современной семье.

1

2

О терпимости к ближним.

1

Самовоспитание ( 2 ч)

3

Как я работаю над собой.

1

4

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

Общечеловеческие нормы нравственности (4 ч)

5

Совесть - основа нравственности.

1

6

«Досадно мне, что слово честь забыто»

7

 Заветы предков.

8

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1

Искусство и нравственность  ( 2 ч)

9

Искусство и нравственность.

1

10

Обзор курса этикета.

1

Итого:

10 часов

Список литературы:

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3.Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  

4.Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

5.Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.

6.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Календарно - тематическое планирование к программе" Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 1 кадетском классе)

Календарно - тематическое планирование к программе по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(1 класс)...

Пояснительная записка к программе" Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 5 кадетском классе)

Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(5 класс)...

2.Рабочая программа «Азбука нравственности"

Курс «Азбука нравственности»  введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно- нравственного  направления  и направлен на формирован...

Рабочая программа "Азбука нравственности"

Данная программа направлена на поддержку становление и развитие высоконравственного, творческого гражданина России. Обеспечивает реализацию одного из направлений духовно нравственного воспитания: восп...

Рабочая программа "Азбука нравственности" 3 класс

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством....