Школьный музей - хранитель культурно-исторического наследия
статья
В статье представлены направления работы школьного музея, как ресурса духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный музей как хранитель культурно-исторического наследия
Антонян Л.В.
Руководитель школьного музея, учитель начальных классов
МБОУ “Школа №24”
Спасибова С.А.
Учитель начальных классов
МБОУ “Школа №24”
“Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего” В.О.Ключевский
Одним из приоритетов воспитания школьников является формирование духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
В нашей школе одним из ресурсов воспитания подрастающего поколения является школьный музей “Нижегородская старина”, который был основан в сентябре 1998 года. В этом году музей отметил Юбилей “Нам 25 лет”. На торжественное мероприятие были приглашены ветераны педагогического труда, бывшие экскурсоводы музея, учителя, помогавшие создавать музей, представители Администрации района. Гостям была представлена праздничная программа, проведена экскурсия по постоянной экспозиции “Лента нашей истории”, рассказывающая о важнейших этапах жизни нашей школы: людях, событиях, достижениях. В теплой, душевной обстановке ветераны делились воспоминаниями о становлении школьного музея, обсуждали важность музейной педагогики в воспитании школьников, рассказывали о радостных достижениях в поисковой и краеведческой работе.
За время существования музея были созданы постоянные экспозиции “Быт и культура нижегородцев XIX - XX веков”, “Нижегородский кремль”, “По улицам родного города”, “Нижегородские промыслы”, “Полотенце - жизнь и судьба”, “Русская деревянная ложка”, “Нижегородское ополчение 1612 года”. Данные экспозиции содержат музейные экспонаты, помогающие учащимся соприкоснуться к истории, культуре и традициям Нижегородской области, направленные на сохранение исторической памяти и развитие познавательного интереса школьников.
Ежегодно в музее ко Дню Победы проводятся экскурсии “Память сердца”, посвященные вкладу горьковчан в годы Великой Отечественной войны. С целью сохранения памяти о подвиге советского народа в трудные военные годы проводятся акции “Блокадный хлеб” и “Бессмертный полк”. В 2023 году в музейной рекреации был открыт информационный стенд “Нижний Новгород - Родина героев”.
В течение года в музее были организованы уроки истории и окружающего мира, библиотечные уроки, мастер-классы по технологии, открыты выставки. Традиционно в апреле на базе музея проходит “Выставка пасхальных композиций”, в которой участвуют все обучающиеся школы. К Дню Победы был проведен мастер-класс по изготовлению гвоздик в рамках акции “К Вечному огню”.
Школьный музей постоянно пополняется новыми экспозициями. Ежегодно в рамках научно-исследовательской деятельности в музее организовывается работа временных выставок. Ребята с интересом участвуют в конкурсе “История обычных вещей” в рамках мега-проекта “МЫ ВМЕСТЕ”. Юные исследователи собирают редкие экспонаты для выставок и проводят экскурсии для гостей, учеников и учителей нашей школы. На протяжении последних двух лет в музее были представлены временные выставки “Эти удивительные броши”, “История подстаканника”, “Монеты и купюры разных стран”, “Дух эпохи СССР”, “Цветочная фантазия”. Были разработаны и проведены экскурсии на темы: “Историческое и культурное наследие и традиции народов земли нижегородцев”, “Мы - российский народ”, “Эхо ушедшей эпохи”, “Военные преступления нацистов и их пособников против мирных жителей на оккупированной территории нашей страны в годы ВОВ”. Экскурсоводы школьного музея являются победителями районных и городских конкурсов юных экскурсоводов “Я горжусь тобой, Нижний Новгород”, “Юные хранители славы нижегородцев”, “Настоящая сила - в справедливости и правде”. В этом учебном году экскурсоводы музея стали финалистами регионального этапа Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций.
По результатам 2022-2023 учебного года музей занял первое место в городском смотре-конкурсе “Лучший музей образовательного учреждения города Нижнего Новгорода - 2023”. В данной номинации музей “Нижегородская старина” побеждает не первый год благодаря активной работе Совета и Актива музея.
Таким образом, школьный музей представляет собой центр, в котором осуществляется образовательная и воспитательная деятельность, ориентированная на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Культурно-историческое наследие Белгородской области"
Волоконовка - маленькое пятнышко на карте нашей области. Но как дорог нам посёлок, в котором мы родились и выросли, где живут близкие нам люди, где похоронены наши предки! ...

Использование культурно-исторического наследия Санкт – Петербурга и его пригородов при изучении творчества А. С. Пушкина в начальной школе
Какое счастье, что у нас есть Пушкин, который помогает нам и нашим детям жить, чувствовать счастье сотворчества с ним, делает нас гармоничнее и добрее… Статья - выступление в...

Культурно-историческое наследие Сарова как основа духовно-нравственного воспитания младших школьников.
"Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место", сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна в наше время....

ХРАМЫ СТАРОГО ОСКОЛА, КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Свою работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников мы строим на примере культурно-исторического наследия Белгородчины. В 1990 году Старый Оскол был отнесен к чис...
Влияние культурно – исторического наследия на воспитание подрастающего поколения.
Воспитание на основе гуманитарной картины мира требует открытия учащимися красоты окружающего мира, места и роли человека – творца в нем. Это возможно только благодаря приобщению детей к человеч...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»
Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ...
Выступление по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Выступленние по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»...