Консультация "Организация проектной деятельности по ознакомлению с родным городом по теме ВОВ"
консультация

олейник эльвира робертовна

Ознакомление дошкольников с родным городом и страной — это знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитания. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к семье, к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять приумножать богатство своей Родины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное                        учреждение детский сад № 124

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тема: «Организация проектной деятельности по ознакомлению с родным городом по теме ВОВ»

                                                   Подготовила: воспитатель группы №5

                                                                Олейник Эльвира Робертовна                                                                                        

                              г. Калининград, 2022

Организация проектной деятельности по ознакомлению с родным городом по теме ВОВ

     В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.

   Ознакомление дошкольников с родным городом и страной — это знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитания. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к семье, к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять приумножать богатство своей Родины. Поэтому

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:

• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• Воспитание уважения к труду;

• Расширение представлений о  Калининграде , своем городе;

• Знакомство детей с символами  города;

• Развитие чувства ответственности и гордости за свой город;

• Формирование толерантности, чувства уважения к людям других национальностей, их традициям.

   Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств,

Чувство Родины.

     Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Поэтому система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

• семья

• детский сад

• родная улица

• родной город

• страна, символика

• права и обязанности

  Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного города); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее интересные места.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

раздел  «Патриотическое воспитание детей»

 младшая группа: Дать первые представления о родной стране (название родного города). Знакомить с родной культурой, с изделиями (игрушками) народных мастеров. Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке).

средняя группа: Продолжать воспитывать любовь к родному городу; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (о достопримечательностях). Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

старшая группа: Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к своему городу. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного города; о замечательных людях, прославивших свой город. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

подготовительная группа: Расширять представления о родном городе. Продолжать знакомить с достопримечательностями. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России и Санкт-Петербурга. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Продолжать расширять знания о государственных праздниках. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

• Работа с детьми

• Работа с родителями

• Оснащение развивающей среды

• Взаимодействие с социумом

    Патриотическое воспитание - это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Без памяти о Великой отечественной войне 1941-1945 годов, о Великой Победе в этой войне немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования. Великая Отечественная война - это подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают ещё жить рядом с нами, подвиг, без

которого не было бы ни нас, ни Росси и... Именно поэтому, Великая Отечественная война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в воспитании патриотических начал у детей старшего дошкольного возраста. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими людьми. Тогда детям легче соотнести их с собой, легче на них равняться. Только вглядываясь пристально в прошлое, можно найти верные и надёжные пути в грядущее, воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

      Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

     Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

    Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин. 

Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

    Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить, т.к. привлекая родителей к работе над проектом,  создаются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Проект «Всей семьей в Калининград», был реализован с детьми среднего дошкольного возраста. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, истории города и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

 Однако, как показывает практика, патриотическое воспитание переживает сегодня кризис. Дети – дошкольники не интересуются национальными особенностями своего народа и не соблюдают их, отсутствуют или фрагментарны знания о родном городе, педагоги и родители не всегда используют возможность рассказать интересные истории о городе, районах, улицах. Вместе с тем, именно рассказ, беседа, путешествие по интересным местам малой родины, общение с знаменитыми горожанами помогает воспитанию настоящего патриота.

На основе этих трудностей возникает противоречие между низким уровнем патриотизма детей дошкольного возраста и недостаточным использованием для этой цели проектной деятельности. С учетом потребности в разрешении противоречия была сформулирована проблема исследования: как влияет проектная деятельность на развитие патриотизма у дошкольников?

Цель: выявить влияние проектной деятельности на развитие патриотизма у детей дошкольного возраста.

Объект: патриотическое воспитание дошкольников.

Предмет: проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников.

Проект предусматривает проведение мероприятий в двух направлениях:

совместная деятельность с детьми;

взаимодействие с родителями, социумом.

Необходимое ресурсное обеспечение проекта:

информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);

материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, спортивный инвентарь, дидактические и развивающие пособия);

экспонаты мини- музея.

Формы и методы проекта.

Проект осуществляется в несколько этапов:

организационно-подготовительный,

основной (этап непосредственной реализации),

итоговый (результативный, рефлексивный).

Организация и реализация проекта с детьми и родителями включает в себя несколько этапов:

• погружение в проект;

• организация деятельности;

• осуществление деятельности;

• презентация результатов.

Темы образовательного проекта.

Мой родной город.

Месторасположение города, его экономическое и социальное значение. История возникновения. Национальности людей, населяющих город.

Улицы Моего города.

“Малая родина” – мой дом, двор, улицы города по маршруту от дома до детского сада. История возникновения первых улиц, главных магистралей.

Транспорт города.

Виды транспорта. История создания городского транспорта.

Природа родного края.

Флора и фауна. Беседа о сохранении природы.

Наше наследие.

Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Фольклор, ремёсла, обряды, традиции, праздники. Архитектура города.

Защитники родной земли.

Славные подвиги защитников родной земли. Памятники воинам.

Исторические памятники.

Краеведческий музей. История его создания.

  Трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине у ребёнка, не имеющего достаточного количества знаний о ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе, понятнее и роднее будет становиться ему его большая Родина, Россия. А для того, чтобы любить свой город, надо его хорошо знать. Ведь каждый город уникален, он как драгоценный камень неповторим и прекрасен. Мы только должны показать детям город так, чтобы в их глазах, он засверкал своими неповторимыми гранями.

    Наблюдая за детьми, мы увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, мы убедились в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города, родители мало рассказывают детям о родном городе его достопримечательностях. Этим и было обусловлено создание проекта по формированию у детей любви и интереса к родному городу, их малой Родине.

  В ФГОС ДО сказано: «Условия реализации Программы дошкольного образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям». Все эти требования мы постарались учесть при разработке и реализации проекта.

Пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать – и я пойму! » — стала главным девизом нашего проекта.

Реализация  проекта:

Методическая работа:

1. Подбор и изучение методической литературы.

2. Пополнение «методической копилки» по ознакомлению дошкольников с родным городом:

- разработки конспектов занятий, развлечений, анкет, опросников, схем, памяток, КВНов, викторин   для работы с детьми и родителями;;

- разработка экскурсионных маршрутов по ознакомлению с родным городом;

- подборка и оформление консультативного материала для родителей.

3. Пополнение предметно-развивающей среды ДОУ: методическая и художественная литература, картины, иллюстрации, альбомы, дидактические игры, стенды, фотографии.

4. Создание методического пособия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  ДОУ «Ознакомление дошкольников с городом Калининградом» (из опыта работы ДОУ) ( как конечный результат проекта).

5. Разработка дидактических игр по ознакомлению с родным городом.

6. Конкурсы детских рисунков и творческих работ: «Мы любим наш город», «Я люблю свой детский сад».

7. Создание копилки видеофильмов «Виртуальная экскурсии по городу Калининграду».

8. Выставка совместного творчества  «Храните чудо из чудес – леса,  озера, синь   небес», «Город моей мечты», «Мой любимый детский сад». Отв. воспитатели, родители.

Работа с родителями:

Консультации:

- «Походы выходного дня»

- «Как любить свой город».

Совместные экскурсии:

- Экскурсия с родителями в Историко – художественный музей ;

- Экскурсия с родителями в музей Мирового океана;

- Экскурсия с родителями в Ботанический сад на 1 июня – День защиты детей;

- Экскурсия с родителями в музей Янтаря

Поисково-познавательная (проектная) деятельность – это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым (педагогами и родителями) открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. В поисково познавательной (проектной) деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

     Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), помогающие ему действовать во

всех обстоятельствах жизни и деятельности.

   Данное планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о семье, родном городе, крае, в котором они живут. Отдельные темы были приурочены к конкретным события и праздникам, что обеспечило связь с общественной жизнью Мурманска.

   Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.

ЛИТЕРАТУРА

Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.

Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.

Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.

Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....

Проектная деятельность обучающихся. Проект по теме «Краски серого города»

Актуальность проекта состоит в том, что город Нижневартовск, который начал строится в 80-х годах, «застыл» в серых цветах и тонах, нет контрастности, один дом похож на другой. Всё это создаёт грустную...

Программа внеурочной деятельности "С любовью к родному городу"

Приводится  программа  внеурочной  деятельности для  учащихся  начальной  школы "С любовью к родному  городу"...

Презентация программы внеурочной деятельности "С любовью к родному городу"

Приводится  прзентация  программы  внеурочной  деятельности  для  учащихся  начальной  школы  "С  любовью  к  родному  городу"...

Программа внеурочной деятельности "С любовью к родному городу"

Приводится  программа  внеурочной  деятельности  "С  любовью  к  родному  городу"  1-4  класс...

Реализация проектной деятельности в ГПД . Занятие для 4 класса. Тема: «Любимый город. Памятник Петру Великому на Сенатской площади».

Начнем его с  небольшой экскурсии в историю. Существует старинная финская легенда: «Много людей в старые годы принимались строить город на болоте. Никому не удавалось. Но вот пришел сю...

Проектная деятельность с детьми младшего школьного возраста по теме "Были о пыли"

ull;Вид проекта: исследовательский, среднесрочный, коллективный.•Цель: определить, от чего зависит уровень запыленности помещения санатория.•Объект исследования: экологическое пространство...