Этика общения в мессенджерах и социальных сетях для педагогов и родителей.
методическая разработка

Памятка "Этика общения в мессенджерах и социальных сетях для педагогов и родителей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этика общения в мессенджерах и социальных сетях для педагогов и родителей.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим  об этике общения в мессенджерах и социальных сетях для педагогов и родителей. Почему это важно?

Сегодня социальные сети и мессенджеры  стали неотъемлемой частью нашей жизни. Педагоги активно применяют эти блага цивилизации в работе между собой,  используют их для взаимодействия с семьями учеников. Виртуальное общение позволяет учителям всегда быть на связи с родителями, сообщать им информацию о детях и событиях в классе, а также оказывать психолого-педагогическую поддержку.

Общаться в мессенджерах можно двумя способами: через чат и индивидуально. Но общение в чате мессенджеров и соцсетей не такое безобидное, как кажется на первый взгляд. Оно несет в себе и риски - непонимание, конфликты, а иногда и травлю. Важно помнить, что за каждым сообщением стоит живой человек, и именно от нас зависит, как будет строиться наше взаимодействие. Существуют определённые правила, по которым должна строиться правильная и безопасная переписка. И педагоги, и родители должны знать эти правила, чтобы избежать недоразумений и конфликтных ситуаций.

Основные принципы этики общения

1.Уважение. Это, пожалуй, самый важный принцип. Уважайте мнение другого человека, даже если вы с ним не согласны. Соблюдайте субординацию со всеми участниками переписки в социальных сетях и чатах, не допуская неконструктивной критики и обращения на «ты».

2. Четкость и ясность.

Старайтесь выражаться максимально корректно и доброжелательно. Избегайте двусмысленных выражений, которые могут быть восприняты как оскорбление, агрессия, пренебрежение чьими-то интересами.

3. Соблюдайте конфиденциальность.

Помните, что нельзя выкладывать личные данные других участников наших обсуждений без их согласия. Защита личной информации – это обязанность каждого из нас. Несоблюдение

данного         правила         является нарушением закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». 

4.Открытость к диалогу. 

Создавайте открытые пространства для обсуждения, где каждый сможет  высказать своё мнение и задать вопросы. Отвечать на вопросы через социальные сети и в чате, нужно обращаясь лично к автору вопроса.

  • Создавайте открытые пространства для обсуждения, где каждый сможет  высказать своё мнение и задать вопросы.
  • Готовность слушать других.
  • Подход, основанный на доверии и партнёрстве.

Общение в общих чатах – это оперативно( одним сообщением можно мгновенно донести до всех важную информацию)

Удобно (без лишних встреч можно получить нужную информацию, принять решение, организовать мероприятие, отреагировать на сообщение в удобное для вас время)

Эффективно (есть возможность объединить ресурсы всех участников и возможности интерактивных средств взаимодействия для поиска оптимальных решений)

Объединяет (позволяет включить в процесс взаимодействия всех родителей, учесть мнение каждого)

Восемь преимуществ виртуального общения с родителями

  • Повышает активность и включенность родителей    в образовательную деятельность школы.
  • Экономит время на информирование родителей о школьной жизни, мероприятиях и успехах учащихся.
  • Позволяет быстро получать обратную связь.
  • Обеспечивает общение в режиме реального времени и допускает  отложенные ответы (мессенджеры, группа в социальной сети).
  • Дает возможность сочетать индивидуальную и групповую формы взаимодействия.
  • Создает условия для диалога с педагогами и родителями других  детей (чаты, блоги).
  • Позволяет продемонстрировать текстовые, видео-  и фотоматериалы.
  • Обеспечивает достаточный уровень приватности для личных  обращений (мессенджеры)

Правила общения педагогов с родителями.

1.Общайтесь в социальных сетях и чатах так, как хотите, чтобы общались с вами.

2.Соблюдайте деловой стиль при общении в переписке, четко и лаконично формулируя свое обращение.

Не присылайте каждые 1-2 слова отдельным сообщением. Убедитесь, что вы написали все, что хотели сообщить, и только затем нажимайте «Отправить». 

Следите за оформлением. Соблюдайте правила орфографии и пунктуации. Даже если вы набираете сообщение на бегу, старайтесь писать без ошибок.

 Не пишите предложения заглавными буквами,  не ставьте много восклицательных знаков. И то, и другое читается как крик. И вызывает желание перестать с вами разговаривать — хоть письменно, хоть устно. Вы же вряд ли добиваетесь именно этого?

При копировании чужого текста, обязательно редактируйте его.  Лишняя информация для родителей не нужна и небезопасна.

3.Будьте вежливыми и тактичными.

  • поздоровайтесь в начале сообщения, если сегодня вы общаетесь впервые;
  • не забывайте добавить к просьбе «пожалуйста»;
  • для того, чтобы обсудить сложную ситуацию, лучше созвониться.
  • Помните, что любой участник переписки может использовать ее в суде, чтобы доказать факт оскорбления в свой адрес.  Оскорблением могут посчитать не только нецензурные выражения, но и субъективное мнение о родителях или других людях, даже если педагог выразил его вежливо. На основании переписки в социальных сетях суд может наложить штраф за публичное оскорбление до 50 тыс. руб. (ст. 5.61 Кодекса об административных правонарушениях) 

4.Предотвращайте конфликты. Держите нейтралитет, общайтесь одинаково со всеми родителями. не вступайте в спор и не занимайте чью-либо сторону;

  • при назревании конфликта между участниками чата, призвать участников беседы не смешивать личное и деловое общение, прекратить обсуждение темы; если того требует ситуация, пригласить участников беседы на личную встречу;

5.Голосовые сообщения — только по договоренности. Не всем комфортны голосовые сообщения. Вы можете отправить голосовое сообщение собеседнику, только если вы с ним договорились, что вам обоим подходит такой формат общения. Их можно отправлять в редких случаях, когда нет возможности сообщить письменно.

Прежде чем записывать голосовое сообщение, сформулируйте его. Никому не нужно слушать 2-минутный ролик, где вы пытаетесь сами понять, что хотите сообщить.

Лучше сопроводить голосовое сообщение текстом. Например, «здесь я рассказываю о…..».

6. Временные рамки общения.

Установите четкие границы времени для общения в мессенджерах. Установите правило для собеседников писать сообщения не раньше 07:00 и не позже 21:00, если сообщение  не требует особой срочности.

7.Дозируйте эмОдзи (смайлики)

Старайтесь использовать эмодзи, чтобы подчеркнуть оттенок смысла, но они не должны быть главным содержанием сообщения.Не заменяйте слова (смайликами)эмодзи. Внимательно изучайте значения смайлов, чтобы не попасть в неловкое положение.

8.  Пишите только по делу. При обсуждении важных вопросов в общих родительских чатах отслеживайте сообщения не по теме. Мягко, но настойчиво возвращайте родителей к изначальной теме разговора. Чтобы удобно было фиксировать сообщения по одному вопросу, в теме сообщения обозначьте его суть.

9.Следить за тем, чтобы обсуждение вопросов, которые могут негативно повлиять на репутацию школы, происходило только при личной встречи участников чата (родителей/законных представителей обучающихся) и в присутствии администрации Школы.

Памятка для родителей «Этика поведения в родительских чатах»

Участники родительских чатов объединены вовсе не дружбой, а необходимостью. Именно поэтому все родители должны соблюдать элементарную этику общения в чатах.

В классных коллективах решаются организационные вопросы. Но, пролистывая чат ежедневно, можно понять, что любую, даже самую интересную идею, можно превратить в полный абсурд.

Так происходит потому, что большинство родителей (законных представителей) просто не слышат друг друга. Они не допускают мысли о том, что у кого-то может быть другая точка зрения. Отсюда бесконечные конфликты и споры. Участники вступают в диалоги только для того, чтобы оспорить чье-то мнение, «выделиться из толпы». Чтобы родительский чат стал действительно важным инструментом, родители и должны соблюдать элементарную этику общения в подобных группах.

Чтобы родительский чат стал действительно важным инструментом, родители должны соблюдать элементарную этику общения в подобных группах.

  1. Обходиться без благодарностей

Наверняка, каждый участник родительского чата частенько видит картину: выложено сообщение, а за ним еще 20 сообщений с репликами «спасибо». К слову, между этими репликами еще и встречаются уточняющие вопросы от особо непонятливых родителей. К концу таких

«диалогов» можно потерять суть главной информации и понимания того, что же все-таки надо сделать. Постоянные благодарности в родительском чате совершенно ни к чему. Это засоряет всю беседу, в результате чего многие не могут найти нужную информацию. Достаточно поставить реакцию эмодзи на сообщение.

  1. Уважать чужой отдых

Конечно, все родители ставят родительские чаты на беззвучные режимы. Но все-таки не стоит начинать обсуждение проблем до 7 утра и после 20 вечера. Люди приходят с работы и хотят отдохнуть после тяжелого дня, а не вступать в дискуссии. Следует уважать чужой отдых и хотя бы смотреть на часы перед тем, как отправить сообщение.

  1. Запрет на аудиосообщения

Отправление голосовых сообщений в родительский чат - моветон. Это раздражает многих родителей, особенно, когда таких аудиосообщений несколько подряд и их продолжительность составляет больше минуты. Лучше коротко написать свое мнение, тем более голосовые сообщения мало кто будет слушать или они станут доступны не тем, кому непосредственно адресованы.

  1. Никаких поздравлений

В мессенджерах есть отличные функции - можно отправлять яркие анимации, стикеры, картинки. Однако это уместно только в личной переписке. В родительском чате подобные элементы недопустимы. Бесконечные картинки с ангелочками, довольные смайлики и череда реплик

«спасибо» - просто лишний мусор в родительской группе и в чате для педагогов. Кроме того, иногда праздники не являются общими.

  1. Запрет на глупые посты

Частенько в родительском чате проскакивают сообщения - объявления личного характера. Для таких сообщений существуют специальные группы как в мессенджерах, так и в социальных сетях. Совершенно ни к чему засорять ими

  1. Взаимная вежливость

В родительских чатах без споров не обойтись. Родители спорят по поводу и без повода, иногда споры ведутся даже по пустякам. Но даже в таких случаях все родители обязаны вести себя вежливо по отношению к собеседникам. Ни в коем случае нельзя переходить на личности, оскорблять кого-то из родителей или ставить себя выше других. Если сложно справиться с агрессией, лучше вообще промолчать и не вступать в баталии.

  1. Спам и реклама

Не публиковать в чат:

-фэйковые новости;

-вопросы по поведению любого ребенка и любые конфликтные ситуации. Все вопросы могут обсуждаться в только в личной переписке с родителем и педагогом;

-постороннюю информацию в виде фото или картинок, рекламу;

-просьбы о передачи информации о здоровье своего ребенка, время опоздания и т.п. (эту информацию пишите лично классному руководителю). (Мой ребенок не придет в школу, мы поедем к зубному врачу – пишут в общую группу)

8.Не учить других

В родительском чате часто выясняется, что некоторые родители пишут безграмотно. Есть и такие, которые физически не могут терпеть ошибки в самых простых словах. Нужно запомнить: у каждого родителя свой уровень образования. Никаких фраз относительно безграмотности кого-то из родителей в чате быть не должно.

9.Не принимайте важных решений в момент переписки

Помните: все важные решения при общении с родителями должны быть обдуманными и взвешенными. Не принимайте их под влиянием эмоций или минутной слабости. Лучше такие решения принимать по результатам личных встреч и устных бесед.

10.Предотвращайте конфликты.

Держите нейтралитет, общайтесь одинаково со всеми родителями. Если назревает конфликт, призывайте родителей не смешивать личное и деловое общение в чате. При необходимости приглашайте на личную беседу.

Выясняйте отношения в частной беседе

Если у вас есть личный вопрос к конкретному участнику чата, лучше написать их в личное сообщение, а не выносить в публичное поле.

Заключение

Этика общения в мессенджерах и социальных сетях – это не просто набор правил, а культура, которую мы создаём вместе с вами. Уважая друг друга и соблюдая этические нормы, мы сможем построить более крепкие и доверительные отношения как в классе, так и вне его. Взаимодействие между педагогами и родителями – это ключ к успешному обучению и развитию наших детей. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Общение педагога с родителями"

Часто общение учителя с родителями характеризуется непонима­нием и взаимными претензиями. Отрицательные чувства родителя, возни­кающие от подобного «общения», не способствуют возникновению ж...

"Ситуации общения в Интернете. Социальные сети."

Занятие с классом по вопросам общения в социальных сетях. Безопасность личной информации....

Мастер класс «Безопасность ребёнка в социальных сетях и сети Интернет»

Мастер класс «Безопасность ребёнка в социальных сетях и сети Интернет»Выполнил: учитель начальных классов МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» Зарубина А.МЦели и задачи:актуализировать ...

«Электронная почта и страница в социальной сети «Вконтакте» -один из способов общения с родителями школьников»

В основе сотруднического взаимодействия семьи и учителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу....

Ребенок, родители и социальные сети

Ребенок, родители и социальные сети...

Тренинг для педагогов. Тема: «Проблемы общения педагога с родителями»

План занятияТренинг взаимодействия педагога с родителями:- Первый этап тренинга посвящен применению психологических знаний при общении с родителями в своей педагогической практике.- Второй этап посвящ...

Этика общения между родителем и педагогом.

Уровень общения между родителем и педагогом....