Проект на тему: «Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта»
проект (2 класс)

Ермилова Марина Сергеевна

В проекте уделяется внимание необходимости формирования у детей с нарушением интеллекта жизненных компетенций. Особое место в системе отводится самообслуживанию, где не только формируются, проверяются нравственные убеждения, развивается сознательность, накапливается опыт, обогащаются нравственные чувства, эмоционально- волевая сфера воспитанников. Правильная организация самообслуживания создает фундамент, на котором строится система трудового воспитания. Самообслуживание является первой ступенью в трудовом воспитании детей и имеет огромное значение для их социального развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Сявская коррекционная школа - интернат »

Проект на тему:

«Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у обучающихся младших классов с  нарушением интеллекта»

                                                                                             Подготовила и реализовали

                                                                                                      Руководитель: Ермилова М.С.,

                                                                                                                  обучающиеся 2класса

2024 г

Введение:

       В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением интеллекта. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников.

В проекте уделяется внимание необходимости формирования у детей с нарушением интеллекта жизненных компетенций. Это достигается путем привлечения детей к общественно-полезной, профессиональной и продуктивной деятельности, которые являются составными компонентами системы их трудового обучения и воспитания.

       Особое место в этой системе отводится самообслуживанию, где не только формируются, но и совершенствуются, проверяются нравственные убеждения, развивается сознательность, накапливается опыт, обогащаются нравственные чувства, эмоционально-волевая сфера воспитанников. Правильная организация самообслуживания создает фундамент, на котором строится система трудового воспитания. Самообслуживание является первой ступенью в трудовом воспитании детей и имеет огромное значение для их социального развития. Важно отметить, что дети, способные обслуживать себя самостоятельно, чувствуют себя комфортно в коллективе и имеют больше возможностей для контакта и общения, а сформированные навыки самообслуживания обеспечивают стремление делать все самостоятельно.

Тип проекта:

Социальный.

Практический.

Долгосрочный.

Стратегия и механизм реализации проекта: сентябрь 2024г – апрель 2025г.

Участники проекта:

Обучающиеся 2 класса, воспитатель, родители.

Актуальность проекта

Актуальность проекта по формированию навыков самообслуживания в младших классах объясняется тем, что это основа самостоятельности и уверенности ребенка в себе, что способствует его успешной адаптации в школе и жизни. Данный проект важен для развития базовых культурно-гигиенических навыков, таких как одевание, прием пищи и уход за собой, что освобождает педагогов от рутинных задач и позволяет им сосредоточиться на образовательном процессе.

Навыки самообслуживания — это первый шаг к самостоятельности, который учит ребенка заботиться о себе и принимать ответственные решения

Для младших школьников, которые только начинают свой путь в образовательном учреждении, умение самостоятельно справляться с базовыми потребностями помогает быстрее адаптироваться в новой среде.

Через навыки самообслуживания дети учатся правилам гигиены, что положительно влияет на их здоровье и самочувствие.

Успешное выполнение действий, таких как застегнуть пуговицу или навести порядок в своем месте, дает ребенку чувство удовлетворения и повышает его уверенность в своих силах.

Основы самообслуживания, заложенные в младшем школьном возрасте, станут фундаментом для более сложных навыков и успешной жизни в дальнейшем.

Проект по формированию навыков самообслуживания направлен на формирование у детей базовых умений, которые помогают им стать более независимыми, аккуратными и уверенными в себе, что является ключевым для успешного обучения и развития.

Гипотеза

   Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста процесс длительный, требуется необходимость проведения систематической и целенаправленной работы.

Цель проекта:

 Формировать и совершенствовать необходимые навыки самообслуживания у обучающихся с нарушением интеллекта в условиях специальной организации их практической деятельности.

Задачи:

1.Формирование мотивации к овладению навыками самообслуживания и их регулярному применению.

2.Сформировать знания, связанные с навыками самообслуживания.

3.Сформировать действия, входящие в навыки самообслуживания.

4.Расширить лексический запас: словами, отражающими деятельность по самообслуживанию.

Ожидаемыми результатами являются

Личностные: Формирование мотивации к овладению навыками самообслуживания и их регулярному применению.

Предметные: Расширение, конкретизация знаний, связанные с навыками самообслуживания; формирование действий, входящих в навыки самообслуживания; обогащение словарного запаса.

Методы работы:

1.Словесные (беседы, объяснение, рассказ)

2. Нагляные (иллюстрации, показ предметов, игрушек)

3. Практические (игры, упражнения, рисование и т.д)

4.Игровые (игровые и проблемные ситуации, дидактические, сюжетно - ролевые, тетрализованные игры)

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный Сентябрь – Октябрь

  • Определение проблемы;
  • Определение сроков реализации;
  • Изучение методической литературы по данной теме;
  • Подбор художественной литературы (стихи, пословицы, загадки, игры)
  • Разработать комплекс мероприятий по формированию навыков самообслуживания;
  • Оформить наглядные пособия (плакаты, иллюстрации, дидактические игры, способствующие формированию навыков самообслуживания);
  • Составление плана работы с детьми в разных видах деятельности;
  • Подготовить методические рекомендации для родителей по данной теме;
  • Довести до сознания родителей важность и необходимость решения проблемы по формированию у детей навыков самообслуживания и обсудить план работы.
  • Провести диагностику обучающихся 2 класса.

    На основании наблюдений и диагностики, проведенной в октябре 2024года во 2 классе «Сявской коррекционной школы - интернат» выяснилось, что у 40% обучающихся нашего класса сформированы навыки самообслуживания соответственно возрасту, у 30% - навыки находятся в стадии становления, у 30% -низкий уровень развития навыков самообслуживания.

Проблема в том, что у 30% детей нашего класса низкий уровень развития навыков самообслуживания, это характеризуется тем, что дети  не все умеют заправлять постель, складывать предметы гигиены на свои места, не всегда самостоятельно (с напоминанием) мыть  руки перед едой, чистить зубы, при одевании и раздевании  испытывают трудности при застегивании и растегивании одежды, завязывании шнурков на обуви, не все умеют складывать одежду, ухаживать за грязной и мокрой одеждой.

    Следует отметить, что большая часть обучающихся нашего класса не имеют носового платка, не всегда самостоятельно моют  руки перед едой, не выполняют требования вытирать ноги при входе в помещение; а также трудности касающиеся культуры поведения подростков:  дети не желают помогать сверстнику при самообслуживании, не всегда соблюдают правила поведения на прогулке и перемене, мало используют вежливых слов по отношению друг к другу.

На основе проведенной диагностики, результаты которой выявили основные пробелы в навыках самообслуживания обучающихся, выяснилось неравномерность владения разными группами навыков самообслуживания.

Поэтому мы приняли решение углубленно работать над темой «Формирование навыков самообслуживания детей младших классов с нарушением интеллекта»

2 этап – практический Ноябрь – Март месяц

  • Совместное поэтапное выполнение проекта;
  • Практические упражнения: «Чистота – залог здоровья», «Сушим варежки», «Чистые сапожки», «Носовой платок», «Дежурство в столовой», «Уборка в игровой комнате»,   « Порядок в моем портфеле», «Посади цветочки на лужок»
  • Беседы: «Личная гигиена», «Почему необходимо чистить зубы», «Правильное питание».
  • Практическая работа: «Уход за руками»; «Как правильно чистить зубы», « Наше дежурство по столовой», « Кто быстрее подготовится к уроку»
  •  Игровые и проблемные ситуации: «Устранение беспорядка в одежде вместе с Машей», «Аккуратно разложим салфетки», «Накорми куклу Машу», «Уложи спать куклу Машу», «Оденем куклу Катю на зимнюю прогулку», «Что сначала, что потом»
  • Дидактические игры: «Перемешанные картинки», «А у нас порядок»;
  • Сюжетно – ролевые:  «Магазин», «Парикмахерская», «К нам гости пришли», «Игрушки собрались на чаепитие», «Поликлиника».
  •  Театрализованные игры: «В гостях у друга», «Мойдодыр».
  • Проведение физкультминуток;
  • Художественное творчество (рисование, аппликация);
  • Использование фольклора в режимных моментах (потешки, стихи, загадки, считалки, песенки)
  • Воспитательские часы по  данной теме: «Одежда. Уход за одеждой и обувью», «Гигиена рук»,  «Чистота – залог здоровья», «Личная гигиена и гигиена жилища»
  • Разыгрывание ситуаций на тему: «Гигиена»
  • Настольные игры: «Веселые шнурочки», «Волшебные веревочки», «Застежки-шнурочки», « Что сначала, что потом»
  • Игры на внимание: «Что лишнее», «Найди и назови», «Найди па
  •  Чтение художественной литературы: П.Воронько «Пора спать», В.Берестов «Новый      бант», З. Александрова «Что взяла, клади на место», «Маша растеряша» Л.Воронкова, К. Чуковский " Мойдодыр», П.А.Синявский  «Кто не умывается», М. Д. Яснов «Я мою руки», В. Орлов « Хрюшка обижается», Э.Мошковская  «С добрым утром» и др.
  • Бизиборд : «Заплети косичку», «Застегни молнию», «Зашнуруй ботинок», «Волшебный шнурочек».

3 этап – заключительный Апрель месяц

  • Диагностика уровня формирования у детей младшего школьного  возраста навыков самообслуживания.
  • Подготовка и проведение открытого мероприятия «Если хочешь быть здоров!»

   Проводя итоговую диагностику в апреле месяце 2025 года выяснилось, что у 50% - обучающихся 2 класса навыки самообслуживания показали соответственно возрасту, у 35% - находятся в стадии становления, у 15% -  обучающихся низкий уровень развития навыков самообслуживания.

Заключение:

    На основании наблюдений за обучающими и результатам диагностики, решение проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся 2 класса требует дальнейшего развития. В процессе совместной работы с родителями мы стремились к тому, чтобы выполнение навыков самообслуживания стало для подростков естественным процессом, не вызывающим трудностей, чтобы в дальнейшем постоянно формировались и совершенствовались навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, умываться, чистить зубы, соблюдение норм личной гигиены и т.п.)

Совершенствование навыков самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.

План работы с родителями

Родительские собрания на темы:

  • «Формирование навыков самообслуживания детей младшего возраста».
  • Консультации: «Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности», «Как приучить ребенка следить за своей одеждой и обувью».
  • Индивидуальные беседы: «Одежда по сезону», «Как ухаживать за молочными зубами»,  «Как научить ребенка одеваться».
  • Памятка для родителей: «Внешний вид ученика», «О чем стоит задуматься»
  • Анкеты – вопросники.
  • Папка – передвижка «Будем опрятными»
  • Оформление фотовыставки: «Я все могу!»
  • Ваставка литературы (методической, художественной)

Литература:

1.Бережная О.В., Прядко Н.А. Модель работы по формированию социально- бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки, культуры, образования.2016.№ 3.С.88-90.

2.Гусева И.Н., Саханева С.В.Культурно – гигиенические знания и умения младших школьников с нарушением интеллекта / Интегративные тенденции в медицине и образовании.2016.т. 1-1.с.53-57.

3.Киселева. А.В., Шилович Е.А. Формирование навыков самообслуживания и бытового труда у детей с особенностями психофизического развития // Специальная психология. 2016. №1(108).С.36-42.

4. Олейникова Н.П. Социально- бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся коррекционных школ VIII вида // Коррекционная педагогика.2012. №5С. 11-14.

5. Тельпис И. Формы и методы работы с несовершеннолетними воспитанниками разного возраста по формированию социально – бытовых навыков, 2015.

6. Конина У.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплекс./Е.Ю.Конина-М:Айрис-Пресс,2020,-12с.

7.Моржина  ,Е.В.Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома/Е.В.Моржина-М.:Теревинф,2017-157с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование навыков критериального оценивания учащихся младших классов"

«Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разу...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ )

МАтериал посвящен вопросам обучения  чтению детей с интеллектуальными нарушениями....

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности

Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслужи...

Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов

Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов...

Упражнения для формирования навыка чтения у обучающихся 2 класса с ОВЗ

Предлагается 5 видов упражнений на развитие осознанного навыка чтения....

Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с ОВЗ

В статье представлен материал по формированию навыка самообслуживания и обучающихся с УО (ИН) и с РАС...

Картотека игр по формированию навыков самообслуживания у детей младших классов с нарушением интеллекта. (часть 2)

Перечень и содержание  игр по формированию навыков самообслуживания у детей младших классов с нарушением интеллекта....