Классный час «Как выбрать профессию?», 4 класс
классный час (4 класс)

Семёнкина Вера Николаевна

 Классный час " Как выбрать профессию?         

Цель: выявить профессиональные склонности и интересы учащихся, подготовить учащихся к выбору будущей профессии, познакомить  с особенностями некоторых профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_vybor_professii.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

               Классный час «Как выбрать профессию?»

Цель: выявить профессиональные склонности и интересы учащихся, подготовить учащихся к выбору будущей профессии, познакомить  с особенностями некоторых профессий.

  Сегодня мы поговорим с Вами на очень важную тему, «как выбрать профессию». Ученые считают ,что у нашего современника в 200 раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего  100 лет назад.

      Выбор профессии начинается в школе. Школа дает Вам ориентировку в сложных вопросах. Но есть жизненно важная задача , для решения которой нужна особая дополнительная подготовка, задача самостоятельного выбора трудового, а значит, и жизненного пути . Уже сейчас перед Вами стоит вопрос «Школа… а что же дальше». Очень важно уже сейчас построить правильный, обоснованный проект профессионального старта. В дальнейшем могут возникнуть новые возможности, новые перспективы. Но все же обдумывать- это означает перебирать варианты, ставить вопросы и искать на них ответы, делать выбор из представляемых тебе жизнью возможностей.

       Где же узнать все о существующих профессиях? Для выбора профессии есть специальная книга, в которой перечислено более 6 тысяч  названий профессий  и должностей Общесоюзный  классификатор профессий рабочих. Должности служащих. Ежегодно выпускаются справочники об учебных заведениях- профессионально технических, средних и высших специальных. Там представлено множество профессий и специальностей в виде названий выпускаемых специалистов.

       Существуют пять типов профессий:  1тип - человек-природа ;  2тип- человек-техника ; 3тип- человек-человек ;   4тип- человек- художественный образ ;  5 тип- человек- знаковая система.

        Сейчас мы с Вами проведем тест, и вероятнее всего он поможет Вам выбрать профессию.    

Как  выбрать профессию?

Это один из самых трудных вопросов в жизни. От правильного его решения зависит очень многое. Может быть, этот тест поможет выбрать профессию?

Существует пять типов профессий.

  1. Если главный, ведущий предмет труда – это растения, животные или микроорганизмы, то перед нами тип «П» - «человек-природа».
  2. Если главный, ведущий предмет труда – технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии – это будет тип «Т» - «человек-техника».
  3. Тип «З» - «человек-знак» - характеризуется такими ведущими предметами труда, как условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
  4. Тип «Х» - «человек -художественный образ» связан с условиями построения художественного образа.
  5. «Ч» - «человек-человек». Для этого типа профессий главным предметом труда являются люди, группы, коллективы, общность людей.

Итак, начнем с того, что либо соглашаемся с пунктами программы самооценки, либо не соглашаемся. Если соглашаешься, напиши карандашом знак «+», если нет – « -«

Программа самооценки

Тип специальности

(по признаку предмета труда)

«П»

«Т»

«З»

«Х»

«Ч»

1. Легко (без внутренней скованности) вступаю в общение с новыми людьми.

   0

   0          

   0

   0

   1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить (или чинить, шить, вязать)

   0

   1

    0        

   0    

    0

3. Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты (говорят, что мне это удается)

   0

   0

    0

   1        

    0

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями (или животными)

   1

   0

    0

   0

    0

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять

   0

   0

    1

   0

    0

6. Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь

 

  0

   0

 

  0

 

  0

 

  1

7. Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (или растениями)

   1

   0

    0

   0

    0

8. Делаю мало ошибок в письменных работах

   0

   0

    1

   0

    0

9. Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших

   0

 

  2

 

   0

 

  0

 

  0

10. Взрослые считают, что у меня есть способности к определенному виду искусства

   0

   0

    0

   2

    0

11. Охотно читаю о растительном или животном мире

   1

   0

    0

   0

    0

12. Активно участвую в художественной самодеятельности

   0        

   0    

    0

   1      

    0

13. Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов

   0

   1

    0    

    0

    0

14. Подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами, мне нравится это

 

  0

 

 0  

 

  2

 

   0

    0

15. Легко улавливаю разногласия между сверстниками или младшими

    0        

    0  

   0        

    0

     2

16. Взрослые считают, что у меня есть способности к работе с техникой

    0      

    2

    0

     0

     0

17. Результаты моего творчества одобряют и незнакомые мне люди

    0

    0

    0

     2

     0

18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами (растениями или животными)

 

   2

 

   0  

 

  0

 

   0

 

   0

19. Мне удается подробно и ясно для других излагать мысль в письменной форме

    0    

    0

    2

     0

     0

20. Почти никогда ни с кем не ссорюсь

    0

    0

    0

     0

     1

21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди

    0

    1

    0

     0

     0

22. Без особого труда усваиваю иностранные слова

    0  

    0

    1

     0

     0

23. Я часто помогаю незнакомым людям

    0

    0

    0

     0

     2

24. Подолгу, не уставая , могу заниматься любимым занятием (музыкой, рисованием  и т.п.)

    0

    0

    0

     1

     0

25. Стараюсь повлиять на ход развития растений (живых организмов), улучшить, изменить их.

    2

    0

    0

     0

     0

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов машин, приборов.

    0

    1

    0

     0

     0

27. Мне обычно удается убедить сверстников или младших в целесообразности того или иного плана действия.

 

   0

 

  0

 

   0

   

  0

   

   1

28. Охотно наблюдаю за животными или растениями

    1

    0

    0

    0

     0

29. Люблю читать литературу, которую многие считают скучной (научно-популярную, литературно-критическую, публицистику)

 

   0

 

   0  

 

  1

 

   0

 

   0

30. Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия  (делать как они)  

   

   0

 

  0    

 

  0

   

 1

   

  0

Пройдя все 30 пунктов, подсчитайте сумму в каждом из столбцов. Самое большое число будет в столбцах, соответствующих наиболее подходящим вас типам профессий.

Те кто больше баллов набрал в группе профессии типа «человек-природа», то Ваши профессиональные интересы ориентированы на природу, такие присущи вам профессии, как –растениеводы, цветоводы-декораторы, специалисты по озеленению городов, сюда же входят животноводческие профессии. Если Вы выбираете эту группу профессии, то особое внимание вы должны уделять следующим школьным предметам- ботаника, биология, зоология, анатомия, физиология и т.д.  В  эту же группу входят следующие профессии- лесник, цветовод, садовод, животновод, ветеринар, птицевод, рыболов, зоотехник. Всем этим и многим другим  профессиям можно научиться на производстве, в ПТУ, техникумах. Есть так же профессии, которые можно приобрести в институтах, университетах, академиях: это инженер лесного хозяйства, инженер по землеустройству,  инженер по мелиорации, по охране и защите леса,  биолог, биохимик.

         2 группа «Человек-техника»

Эти  профессии выбирают те, кто интересуются техническими объектами (машинами, механизмами, материалами). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие предметы как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области техники относятся не только «железки», но и не металлические  материалы- ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Технических профессий- тысячи. Это самый большой тип профессий. Можно выделить несколько подтипов:

         1. Профессии связанные с обработкой , добычей грунтов, пород     ( проходчик, машинист, бульдозерист, машинист экскаватора, инженер по горным работам и т.д.)

 

2. Профессии по обработке и использованию неметаллических  материалов, изделий. (сборщик  обуви, раскройщик, столяр, плотник, оптик, ткач, прядильщик, вязальщик, оператор швейного оборудования, рабочий деревообрабатывающих станков, прессовщик изделий из пластмасс, техник-технолог )

3.Профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов, оборудования ( электросварщик, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, штамповщик, слесарь)

4. Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию механического оборудования ( слесарь-ремонтник, наладчик, техник, инженер(механик)

5.Профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений ( монтажник, бетонщик, каменщик).

6.Профессии, связанные с применением транспортных средств (водитель,техник,пилот, инженер по безопасности движения).

7.Профессии по переработке продуктов сельского хозяйства (повар, кондитер, пекарь, инженер-технолог).

        3 группа  «Человек-человек»

Вам подойдут профессии  этого  типа  если вы общительны, легко сходитесь с людьми. Это профессии связанные с воспитанием, обслуживанием, руководством, обучением. В этой области помогают ориентироваться такие предметы как история, литература и другие, связанные с изучением людей и общества.

  1. Особенность профессии этого типа – то, что труд сводится  к взаимоотношению между людьми, то есть если не ладятся взаимоотношения с людьми, то не ладится и сама работа.
  2. Вторая особенность заключается в том, что каждая из профессий требует второй подготовки.

а)  нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях.

б) нужно быть подготовленным к той или иной области производства, науки, техники,   искусства.

                        Подтипы профессий.

  1. Профессии, связанные с управлением производства, руководством людьми, коллективом.
  2. Профессии, связанные с обучением и воспитанием ( воспитатель, учитель, тренер)
  3. Профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей         ( продавец, проводник, официант, парикмахер)
  4. Профессии, связанные с информационным обслуживанием  (телефонист, юрист, экскурсовод)
  5.  Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием  людей и руководством художественными коллективами (директор, художественный руководитель).
  6. Профессии, связанные с медицинским обслуживанием людей.

              4 группа  «Человек- знаковая система».

 Их выбирают люди, которые предпочитают работать с цифрами, знаками, формулами, текстами.

 Профессии  относящиеся к этой группе:

  1. Профессии направленные на числа: контролер-кассир, оператор ЭВМ, программист, экономист, бухгалтер.
  2. Профессии, связанные с оформлением документов (секретарь-референт, секретарь-машинист, стенографист, оператор связи, переводчик, нотариус, телеграфист )
  3. Профессии, труд которых направлен на системы условных знаков ( чертежник, картограф )

               5 группа «Человек художественный образ»

Это профессии, труд которых направлен на художественные объекты или условия их создания.

  1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью: художник , декоратор, гравер, оформитель, фотограф, разрисовщик обоев, кожи, стекла, резчик по камню, дереву, бересте и т.д.
  2. Профессии связанные с музыкальной деятельностью: настройщик инструментов, артист-вокалист, (солист), артист ВИА.
  3. Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью: литературный редактор, сотрудник газеты, корреспондент.
  4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью: артист, ведущий концерта, артист цирка.

     

Задание №1 Игра « Автопортрет»

 

Цель игры - в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики  и образы людей с различными профессиями.

Процедура проведения:

  1. Все участники достают чистый лист.
  2. Каждый должен нарисовать на листке самого себя. Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо.
  3. Ведущий быстро собирает листочки, перемешивает их и раздает игрокам, но уже в случайном порядке.
  4. Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая, на Ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте  соседу справ, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если Вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию.…   Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться.
  5. Далее ведущий  быстро собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов.  Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение на нем и зачитывается выписанные профессии.

     Задание №2 Игра «Аукцион».

Запишите как можно больше профессий, относящихся к различным типам.

Класс делится на 3 команды. От участников требуется называть профессии, относящиеся к определенному типу. Название профессии записываются на доске. Выигрывает команда, игроки которой назвали большее число профессий.

Ход игры представляет собой живой диалог ведущего с игроками в условиях дефицита времени на обдумывание. Игра позволяет легко и непринужденно обнаружить степень общей информированности о мире профессий, выявить направленность профессиональных интересов учащихся.

Во время игры многие школьники часто впервые ощущают, насколько мало они осведомлены о мире профессий. Главная задача ведущего-помочь «пожить» какое-то время этим информационным голодом.

Обычно игра занимает от 5 до 15 минут и успешно используется на уроке .Наличие таких атрибутов, как деревянный молоток, гонг, символические призы придают игре особую привлекательность.

Профессии какой группы было вспомнить легче всего?

Как вы думаете почему?

Пора подводить итоги.

Самая большая ценность у каждого из нас - это жизнь. И мы хотим прожить ее интересно, полезно, счастливо, а чтобы жизнь была интересной, нужно выбрать дело, которое будет по душе. И сейчас вы находитесь в том возрасте, когда необходимо задуматься над будущей профессией и начать шаг за шагом приближаться к своей мечте. Я думаю, сегодня один шаг мы с вами уже сделали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 1 класса по теме: «Прощание с первым классом»

Классный час для учащихся 1 класса  по теме: «Прощание с первым классом»...

Классный час "Время выбрало нас".

Материал, посвящённый войне в Афганистане....

Классный час «Знакомство с ВОВ», посвященный 75 - летию победы в великой отечественной войне. Классный час разработан учителем начальных классов Семерниной Н.В., для обучающихся 1 - 4 класса.

Классный час «Знакомство с ВОВ»,посвященный 75 - летию победы в великой отечественной войне.Классный час разработан учителем начальных классов Семерниной Н.В.,  для обучающихся 1 - 4 ...

Работа классного руководителя .Тематика классных часов в 3-А классе

в разработке представлена тематика класных часов классного руководителя Порчинской Н.А. для обучающихся 3-А класса на весь учебный год по месяцам, с формами проведения и обсуждаемыми вопросами...

Классный час в 3-а классе «Самоуправление в нашем классе»

Классный час в 3-а классе«Самоуправление в нашем классе»...

Классный час "Как выбрать самую лучшую профессию?"

Цель: Знакомство с профессиямиЗадачи  Образовательные задачи:· расширить представления учащихся о профессиях;· учить ориентироваться в мире профессий;· учить в...