Классный час " Язык - душа народа"
план-конспект

Зольникова Ольга Витальевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_yazyk_-_dusha_naroda.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Язык — душа народа» (2 класс)

Цель: сформировать у второклассников осознание ценности родного языка как духовного наследия народа, пробудить интерес и бережное отношение к нему.

Задачи:

  • познакомить с понятием «родной язык» и его значением в жизни человека и народа;
  • расширить представления о богатстве и выразительности родного языка;
  • развить умение слушать, говорить и понимать родную речь;
  • воспитать уважение к языку своего народа и интерес к его истории;
  • стимулировать желание говорить правильно и красиво, беречь чистоту речи.

Длительность: 40 минут.
Форма: беседа с элементами игры, творчества и познавательной деятельности.
Оборудование:

  • мультимедийный проектор/доска;
  • карточки с пословицами и заданиями;
  • листы бумаги, цветные карандаши;
  • аудиозаписи народных песен, стихотворений на родном языке;
  • изображение символа «Язык — душа народа» (например, дерево с листьями-словами).

Ход занятия

1. Вводная часть (5 мин)

Учитель:

«Ребята, послушайте стихотворение:

Язык — как душа, он живёт и растёт,
В нём мудрость народа, в нём песня поёт.
Слова, как росинки, на травинках лежат,
И каждый на них свой отпечаток кладёт.

Как вы думаете, почему язык называют душой народа? (Ответы детей.)
Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по стране нашего родного языка. Узнаем, почему он так важен, как его беречь и делать ещё красивее».

Обсуждение:

  • Что значит «родной язык»?
  • На каком языке вы говорите дома?
  • Какие слова вы чаще всего слышите от мамы, папы, бабушки?

2. Основная часть (25 мин)

Этап 1. «Почему язык — душа народа?» (7 мин)

  • Беседа:
  • Как язык помогает людям понимать друг друга?
  • Что можно передать с помощью слов? (мысли, чувства, сказки, песни, знания).
  • Почему важно говорить на родном языке?
  • Рассказ учителя (кратко):
  • Язык передаётся от родителей к детям, как сокровище.
  • В языке живут традиции, пословицы, сказки нашего народа.
  • Он объединяет людей, даже если они живут далеко друг от друга.

Этап 2. «Слова — наши друзья» (8 мин)

  • Игра «Назови ласково»: учитель называет слово, дети — ласковую форму (дом — домик, солнце — солнышко, мама — мамочка).
  • Задание «Красивые слова»: дети по очереди называют слова, которые им кажутся особенно красивыми или тёплыми (например, «радость», «дружба», «улыбка»). Учитель записывает их на доске.
  • Обсуждение: почему эти слова вызывают добрые чувства?

Этап 3. «Пословицы о языке» (5 мин)
Учитель читает пословицы, дети объясняют их смысл:

  • «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь».
  • «Доброе слово и кошке приятно».
  • «Язык мой — друг мой».
  • «Сначала подумай, потом скажи».

Вывод: слова могут радовать или огорчать — нужно говорить бережно.

Этап 4. «Как беречь родной язык?» (5 мин)

  • Обсуждение:
  • Что портит речь? (грубые слова, слова-паразиты, слишком быстрый говор).
  • Как говорить красиво? (чётко, вежливо, с улыбкой).
  • Правило-памятка (вывешивается на доску):
  1. Говори ясно и не торопись.
  2. Выбирай добрые и точные слова.
  3. Слушай собеседника.
  4. Учи новые слова, читай книги.
  5. Не используй грубые слова.

3. Практическая часть (5 мин)

Творческое задание «Дерево добрых слов»

  • Дети рисуют дерево (каждый на своём листе или коллективно на большом плакате).
  • На листочках пишут или рисуют слова, которые хотят «посадить» в своё дерево (например, «спасибо», «извини», «помогу», «люблю»).
  • Обсуждают: почему выбрали именно эти слова?

4. Заключительная часть (5 мин)

Рефлексия:

  • Что нового вы узнали о родном языке?
  • Какое слово сегодня вы постараетесь чаще говорить?
  • Почему язык называют душой народа?
  • Что вы можете сделать, чтобы беречь свой язык?

Подведение итогов:

  • учитель благодарит детей за активное участие;
  • вручает каждому ученику карточку-памятку «Как беречь родной язык» (см. ниже).

Заключительное слово учителя:

«Ребята, родной язык — это наше богатство. Он как солнце: согревает, освещает путь, объединяет нас. Давайте говорить красиво, думать о смысле слов и беречь наш язык. Ведь в нём — душа нашего народа, наша история и наша любовь. Спасибо за занятие!»

Исполнение песни о родном крае или чтение стихотворения (по выбору).

Памятка «Как беречь родной язык» (для учеников)

  1. Говори чётко — чтобы тебя понимали.
  2. Выбирай добрые слова — они делают мир светлее.
  3. Не торопись — сначала подумай, потом скажи.
  4. Читай книги — так ты узнаешь новые слова и станешь говорить красивее.
  5. Слушай старших — они знают много пословиц и сказок.
  6. Не используй грубые слова — они ранят сердца.
  7. Задавай вопросы — если не знаешь значение слова.
  8. Рассказывай о своём народе — делись сказками, песнями, традициями.
  9. Береги язык — он как драгоценность, переданная тебе предками.
  10. Гордись своим языком — он делает тебя частью большого народа.

Дополнительные материалы

  • Книги для чтения: народные сказки, пословицы и поговорки, стихи о родном крае.
  • Аудио: записи народных песен, сказок в исполнении профессиональных чтецов.
  • Игры:
  • «Скажи иначе» (заменить грубое слово на вежливое);
  • «Угадай пословицу» (учитель показывает картинку-ситуацию, дети вспоминают подходящую пословицу);
  • «Цепочка слов» (каждый называет слово на последнюю букву предыдущего).
  • Домашнее задание (по желанию):
  • расспросить бабушку или дедушку, какие слова они использовали в детстве;
  • нарисовать «портрет» своего родного языка (в виде человека, дерева, солнца);
  • выучить и рассказать дома пословицу о языке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословица- душа народа

"Пословица -душа народа" - внеклассное мероприятие для начальной школы. Мероприятие  ориентировано на проведение в школе. во неурочное и каникулярное время. В сценарии много интересных конкурсов,...

Внеклассное мероприятие. Праздник "Русская народная песня -душа народа".

Праздник "Русская народная песня -душа народа" был подготовлен и проведен с учащимися 2 класса....

Классный час "Фольклор - душа народа"

Классный час "Фольклор - душа народа...

Родной язык - душа народа

Сценарий открытия районного фестиваля  детского творчества "Тиринь келесь – раськень ойме. Родной язык – душа народа". Задача фестиваля: поддержка и развитие детск...

Методическая разработка (2-4 кл.) на тему : "Родной язык - живая душа народа"

Разработка внеклассного мероприятия к Международному дню родного языка...

сценарий конкурса "Родной язык- душа народа"

Пырӻы табызы.Балахчина сарнапча. «Тигір чолы»Сарын соонда, фанфара истелче, ведущайлар сыхча.1.Ведущий:   Изеннер аарлыӻ алҷылар, іҷе-пабалар, туӻан-чаӻыннар, ӱгренҷілер паза ӱгр...

Классный час "Русский язык- душа народа"

Материал в рамках популяризации русского языка...