Конспект урока на тему "Общение? Это просто!"
план-конспект занятия по зож (2 класс) по теме

Богаткина Наталья Александровна

Насколько легче бы жилось человеку, если бы он уже с рождения умел правильно и эффективно общаться! Умел бы находить общий язык с разными людьми, умел бы слушать и слышать, правильно доносить свою точку зрения до собеседника и побеждать в спорах. Но, к сожалению, от рождения в нас не заложены все эти навыки и способности, и задача школы и родителей – научить  ребенка общаться, т.е грамотно выстраивать отношения с окружающими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 76»

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ

 ВО 2 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: ОБЩЕНИЕ? ЭТО ПРОСТО!

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

БОГАТКИНА Н.А.

УЛЬЯНОВСК

 2012

Тема: Общение? Это просто!

Цель: формировать коммуникативные навыки детей.

 

Задачи: 

-помочь детям разобраться в самих себе;

-научиться лучше понимать других людей;

 - развитие начальных знаний об общении;

 - воспитать этические нормы поведения при общении друг с другом.

Ход занятия

 

Вводная часть.

 Здравствуйте,  ребята!

Я пришла к вам, чтобы пообщаться, вы узнаете от меня многое интересного, а я от вас.

Но сначала я хочу рассказать вам одну историю.

Послушайте стихотворение А.Усачёва  «Главное».

Зелёного крокодила

Зелёная мать учила:
-Можешь ты быть учёным,

Конструктором или поэтом,

Но главное- быть зелёным!
Запомни, пожалуйста ,это.

Пузатого гиппопотама

Учила пузатая мама:
Можешь ты быть акробатом,
Конструктором или поэтом.

Главное- быть пузатым.
Счастье сынок в этом.
А серого сына шакала
Серая мама пугала:
-Можешь ты быть инженером,

Учёным или поэтом.
Главное- быть серым,

Маленьким и незаметным.

Вопросы по стихотворению:

-Почему это стихотворение называется «Главное»?
-Как вы думаете, а что бы сказала ваша мама?
-Чему же главному вас учат в школе и дома?    

 
Да, в школе вас учат не только получать знания, чтобы стать образованным, уметь применять их в жизни, но и учат жить дружно в коллективе, быть воспитанным. И дома, и в школе учат уважать людей, быть честными и добрыми.

Итак, ребята, сегодня мы поговорим с вами на тему - как правильно общаться. Это сейчас для вас главное. Ведь общение играет в жизни человека важную роль, и общению нужно учиться, чтобы оно приносило пользу и радость.

Ребята, как вы думаете, а что же такое «общение»?(ответы)

Даже простой обмен новостями- это уже общение. Общение между людьми происходит постоянно, но, конечно, всегда по-разному. Это может быть или задушевная, доверительная беседа двух друзей, или шумная игра во дворе, или совместное выполнение домашнего задания, или разговор по телефону. В магазине, на улице, в классе, в театре- везде, где есть хотя бы 1 человек, мы вступаем в общение.

- Зачем мы общаемся? (чтобы познакомиться, подружиться,  рассказать о себе, узнать о другом человеке, получить новую информацию и передать ее)

1 часть: «Общение с помощью слов».

Задание 1. Собери пословицу.

  • Ласковое слово, что весенний день.
  • Недоброе слово больней огня жжёт.
  • Пчела жалит жалом, а человек - словом.
  • Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

-Ребята помните, что сказанное слово оказывает большое значение на человека.

- Если я вам скажу вы сегодня молодцы! Эти слова вас (порадовали)

- Если вам скажут: «Давай с  тобой дружить!» (помирят)

- Если вам скажут: «Не грусти, у тебя все получится!» (поддержат)

- Если вам скажут: «Я не хочу с тобой дружить!» (обидит)

В  речи  культурного  человека,  умеющего  общаться,  обязательно  должны  быть  слова  вежливости.  Вежливость  -  неотъемлимое  качество  общения.  

Задание 2.  Ребятам  раздаются  карточки  со словами и задание, они должны отобрать слова по своему заданию.  Работа в парах.

  • Назовите  слова  приветствия.

( Здравствуйте! Доброе  утро! Добрый  день!  Добрый  вечер!  Приветствую  вас! )

  • Выскажите  просьбу.

(  Вы  можете  мне  сказать..?  Не  могли бы  вы мне сказать..?  Скажите , пожалуйста..?  Разрешите  попросить  вас…  Будьте  добры ! )

                      *    Какими  словами  лучше  всего  начать  знакомство ?

( Разрешите  представить  вам… Разрешите  познакомить  вас..  Познакомтесь…  Вы  знакомы..?   Как  тебя  зовут?   Позвольте  познакомиться. )

  • Как  принято  извиняться  в  культурном  обществе?

( Приношу  вам  свои  глубокие  извинения…   Позвольте  мне  извиниться…  Простите  за… )

  • Есть  ли  несколько  слов  утешения  и  ободрения  у  вас  в  запасе ?

(  Благодарю  вас… Спасибо.  Разрешите  поблагодарить  вас…  Заранее  благодарен.  Признателен  вам.  Примите  мою  благодарность. )

                      *   Как  попращаться , чтобы  людям   было  приятно  вновь  встретить  тебя ?

(  До  свидания!  Надеюсь  видеть  вас  ещё!  Доброго  пути!  До  завтра!  Всего  хорошего!  Всегда  рады  вас  видеть!  Приятно  было  познакомиться!)

-Какие же слова мы собрали ?

-Они помогут вам в общении.

- Слово можно произнести по-разному. Вот смотрите, у меня есть такое предложение.  Один ребенок прочитает так: «друг познается в беде» (удивленно), а другой так: «Друг познается в беде» (грустно). Какое настроение у первого ребенка? А у второго? Как вы догадались, я ведь произнесла одни и те же слова? Да многое зависит от интонации. Мы понимаем человека не только по тому, что он сказал, но и  как он это сказал.

- Предлагаю вам выполнить простое и очень наглядное задание. 

Задание 3.

Игра «Диалог».

Цель: осознание и творческое воспроизведение детьми различных выразительных интонаций.

Сначала учитель разъясняет детям значение слова «диалог» (разговор двух или большего числа людей). Затем предлагает выслушать смешной

диалог, выразительно читая стихотворение В. Лугового «Жил_был»:

– Где жил?

– Забыл.

– Где был?

– Забыл.

– Что ел?

– Забыл.

– Что пил?

– Забыл.

Выясняется, какое слово постоянно повторяется одним из участников диалога (забыл). Учитель предлагает разыграть диалог: читает первую строчку стихотворения и все вопросы (строгая интонация), а учащиеся хором повторяют слово забыл (плаксивая интонация). В конце диалога

«забывчивый» громко плачет.

Игру можно варьировать:

1) Учитель, разделив класс на две

группы, поручает им исполнение обеих ролей, причем строгая и плаксивая интонации сохраняются. Вопросы и ответы декламируются хором и сопровождаются жестами и мимикой.

2) Из числа детей в классе выбирается забывчивый герой. Вопросы задаются хором детьми каждого ряда поочередно. Интонации при этом можно предлагать самые различные.

3) Театрализация стихотворения двумя учащимися у доски (после того как дети запомнят реплики).

Эта игра тренирует детей в выразительной декламации, воспитывает умение выслушивать другого, понимать его.

 

- Молодцы! Все справились с заданием! Теперь вы знаете, что при общении надо обращать внимание не только на слова, но и на  интонацию.

Игра «Ты хороший»

Учащиеся встают в круг, взявшись за руки. По часовой стрелке, стоящему рядом человеку говорят «Ты хороший потому, что…» и говорят положительные черты характера одноклассника.

 

Какие правила нужно соблюдать при общении словом?

Правила «Как нужно общаться».
1.Внимательно слушать собеседника.
2. Доверять друг другу.
3.Не допускать насмешек.

4.Каждый имеет право на своё мнение.

2 часть: «Общение с помощью мимики».

Часто люди выражают свое отношение к другим людям не используя слова.

-  Посмотрите, что выражает мое лицо сейчас? (радость)

-  Выражение лица человека - это (мимика).

- Что можно сделать  с помощью мимики? (передать настроение, показать отношение).

- Кому нужно владеть мимикой? (актеру, клоуну, всем людям).

- давайте поиграем с вами в игру  «Зеркало». Мне нужен один помощник. Это будет Винни-Пух. Он  зеркало, а вы  его отражение,  повторяй за ним.

     

 

- Какую мимику на своем лице вам больше всего нравилось изображать? (ответы детей).

 

 Просмотр фрагмента мультфильма «По дороге с облаками»

   

-Каким был тигренок? По каким признакам вы это выяснили?

-А какое настроение было у обезьянки?

-По каким признакам вы это выяснили?

-Что изменилось? Почему?

Скажите, какие пословицы подойдут к данной ситуации?

Задание «Собери пословицу»

  • Был бы друг, найдется и досуг.
  • Дальний путь, да ближний друг.
  • Дружба заботой да подмогой крепка.

3 часть: «Общение с помощью жестов». 

Послушайте, я вам расскажу одну историю.

Летом, я познакомилась в поезде с девочкой. Она сказала, что зовут ее Кетти, ей столько же лет,  сколько и вам. Она приехала из другой страны,  плохо знает русский язык, но хочет подружиться со мной.

Как вы думаете, с помощью чего мы с ней общались (с помощью слов, жестов)? Посмотрите, если бы я со злым выражением лица встретила девочку, захотела бы она общаться со мной (нет).

-  А теперь попробуйте понять меня без слов и интонации

«Тихо», «Показываю на часы».

- Что мне сейчас помогало в общении с вами? (руки)

-Как называется этот язык? (жесты)

-  Что помогают делать жесты? (выразить эмоциональное состояние, указать на что-то, изобразить что-то).

Поговорим о жесте приветствия.

  • В Японии при встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном, глубина которого зависит от возраста и положения обеих сторон.
  • Иранцы при встрече пожимают друг другу руки, затем прикладывают правую руку к сердцу
  • Эскимосы в знак приветствия ударяют знакомого кулаком по голове и плечам.
  • В Новой Зеландии маори приветствуют друг друга, потираясь носами.

- Попробуем поздороваться так же как жители этих стран

Ребята, когда мы с Кетти прощались а мне с помощью жестов передала, а вот , что попробуйте отгадать.

- Предлагаю немного отдохнуть.

Игра называется «Повторяй, не зевай».

- Как живешь? Вот так!

- Как идешь? Вот так!

- А бежишь? Вот так!
- Как встаешь? Вот так!

- Ну а спишь? Вот так!

- Как даешь? Вот так!

- А берешь? Вот так!

- А танцуешь как?

 

Итог:

Послушайте одну историю.

Пахарь и крот.

Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:

- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

Пахарь отвечает:

- Я пашу не только для себя, но и людям.

Удивился Крот:

- Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.

- Но ведь вы же – кроты, мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.

 

 

Как можно назвать Пахаря? Какой принцип заложен в его отношение к жизни, к другим людям? А как можно назвать Крота? Каким принципом руководствуется он? Кого бы вы выбрали себе в друзья?

 На следующем уроке мы выделим круг вашего общения по вашим рисункам и побеседуем о правилах общения с разными людьми.

- Сегодня мы с вами общались разными способами.

- Какое настроение сложилось у вас от нашей встречи?  

- Наше занятие подходит к концу. Мы научились немного понимать людей без слов, узнали, как согревают теплые слова, сказанные от души. Желаю вам хорошего настроения и добрых слов! Учитесь общаться, и пусть общение приносит вам только радость.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общение? Это просто!

Слайд 2

ЗЕРКАЛО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике "решение простых задач на нахождение остатка"

В предлагаемом конспекте излагаются основные способы и методы проведения урока по теме, для достижения главной цели - научить детей решать задачи на нахождение остатка.Здесь используются имеющиеся у н...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

конспект урока по математике 2 класс (КРО)Тема урока: «Решение простых арифметических задач»

конспект урока по математике 2 класс (КРО)Тема урока: «Решение простых арифметических задач...

Конспект урока по математике "Решение простых задач на умножение и деление"

Конспект урока был составлен и реализован с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Материал имеет коррекционно-развивающую направленность....