Программы по внеурочной деятельности 1--3 классы
рабочая программа по зож (1 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа села Русский Турек  Уржумского района Кировской области

                                                                                                                                                                                       

Рассмотрено                                                   Согласовано:                                      Утверждаю:

на заседании МО                                           зам. директора по ВР                         директор школы

протокол №____от _______ 2011 г.           ____________Попова О.В.                          _________________Поляков А.Н.                                                                                                

                                                                                                         

                                                                                                                                         Приказ №________от __________2011 г.

ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

КЛУБ «ЗДОРОВЕЙ-КА»

Возраст детей - 6,5-8 лет

Объём часов - 33 часа                                        

Автор-составитель:

 Морозова Надежда Фёдоровна,

учитель начальных  классов

второй категории

село Русский Турек

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Клуб «Здоровей-ка» составлена на основании:

- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 года.

- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- Москва «Просвещение» 2009 год

- Проекта программы воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. А.М. Кондаков, А.Я. Данилюк. – Москва «Просвещение» 2009 год

- Устава МКОУ СОШ села Русский Турек.

- СанПиНа  № 189 от  29 декабря 2010 года.

- Программа  курса  «Расти здоровым» (1- 4-й классы),  разработанная Санкт-Петербургской школой валеологов под руководством  Г.К. Зайцева.

    Актуальность программы.  Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Программа  внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Клуб «Здоровей-ка» ориентирована на формирование у  ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Для  реализации этого направления  внеурочной деятельности используется  программа  курса  «Расти здоровым» (1- 4-й классы),  разработанная Санкт-Петербургской школой валеологов под руководством Г.К. Зайцева.

   Основная цель программы: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

   Задачи:

- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

- обеспечение физического и психического саморазвития;

- воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.

    Программа  рассчитана на 1 час в неделю и ориентирована на учащихся  1-го класса.

Предполагаемые результаты реализации программы.

    Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний):

- знание и выполнение санитарно – гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

- интерес к прогулкам, подвижным играм;

- элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- первоначальные представления  о возможном  негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Учебно – тематический план

Триместры

1

2

3

год

Учебных часов

33

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Содержание

Форма занятий

Виды

деятельности

Дата проведения

по плану

фактич.

Вводные занятия.

1

Путь в Страну Здоровию: режим дня школника.

Составление режима дня школьника.  Контроль за его выполнением. Влияние  правильного режима дня на успеваемость..

беседа

познавательная

2

Путь в Страну Здоровию: личная гигиена школьника.

Правила личной гигиены, её значение для здоровья школьника.

Беседа, наведение порядка в парте и портфеле

трудовая

Тема 1. Дружи с водой.

3

Советы доктора Воды.

Значение воды для жизни здорового человека. Составление советов «Как правильно  использовать воду».

Практическое занятие, беседа

познавательная

4

Друзья Вода и Мыло.

Понятие о микробах. Значение воды и мыла.

Просмотр

мультфильма

«Мойдодыр»

досуговая

Тема 2. Забота о глазах.

5

Глаза – главные помощники человека.

Строение глаза. Значение глаз, века, бровей. Знакомство с гимнастикой для глаз. Правила бережного отношения к зрению. Правила пользования очками.

игра

игровая

Тема 3. Уход за ушами.

6

Чтобы уши слышали.

Понятие  и значение органа слуха – уши. « Самомассаж ушей». Составление правил «Береги уши».

Практические упражнения.

Спортивно - оздоровительная

Тема 4. Уход за зубами.

7

Почему болят зубы.

Знакомство с видами зубов, их строением. Причины болезни зубов.

Беседа

Проблемно – ценностное общение

8

 Чтобы зубы были здоровыми.

Значение регулярного и правильного ухода за зубами. Практикум «Чистка зубов».

Практические упражнения.

Спортивно - оздоровительная

Тема 5. Уход за руками и ногами.

9

«Рабочие инструменты человека»

Значение рук и ног для  ведения здорового образа жизни. Правильный уход за руками и ногами. Оздоровительная минутка.

Практические упражнения.

Спортивно - оздоровительная

Тема 6. Забота о коже.

10

Зачем человеку кожа.

Строение и значение кожи.  Правила ухода за кожей. Оздоровительная минутка «Солнышко».

Практические упражнения.

познавательная

11

Если кожа повреждена

Причины повреждения кожи. Правила оказания первой помощи при обработке ранки, ожогов, обморожений.

Практикум.

Работа в парах.

Игровая

Тема 7. Как следует питаться.

12

Питание – необходимое условие для жизни человека.

Знакомство с органами пищеварения. Значение правильного питания: режим, качество и количество пищи. Знакомство с правилами приёма пищи.

Встреча с медработником ФАПа

познавательная

13

Здоровая пища для всей семьи.

 Завтрак как обязательный компонент ежедневного меню, различные варианты завтрака. Значение полезного завтрака. Золотые правила питания. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Встреча с поваром столовой

Познавательная

Тема 8. Как сделать сон полезным?

14

 Сон – лучшее лекарство.

Значение сна для здоровья. Знакомство с правилами    подготовки ко сну. Причины  тревожного сна у детей. Ознакомление детей с приёмом, помогающим избавиться от лунатизма.

Беседа

Познавательная

Тема 9. Настроение в школе.

15

 Как настроение?

Ознакомление с различными внешними проявлениями настроения и с приёмами управления своим настроением.

Практические упражнения

Проблемно – ценностное общение

Тема 10. Настроение после школы.

16

Я пришёл из школы.

Выбор адекватной реакции на настроение другого человека как способ адаптации к окружающему миру в различных ситуациях. Работа с пословицами.

Практические упражнения

Проблемно – ценностное общение

Тема 11. Поведение в школе.

17

 Я – ученик.

Знакомство с правилами поведения в школе. Анализ ситуаций. Оздоровительная минутка «Упражнения животных»

Практические упражнения

Проблемно – ценностное общение

18

Я – ученик.

Анализ ситуаций.

Сценки

Досугово – развлекательная

Тема 12. Вредные привычки.

19

Полезные и вредные привычки.

Понятие полезные и вредные привычки. Игра «Да – нет».

Беседа, игры.

Познавательная

20

Вредные привычки. Курить и пить – здоровью вредить.

Вред никотина, алкоголя и наркотиков      на организм ребёнка и взрослого человека. Памятка о полезных и вредных привычках.

Инсценировка сценок, работа в парах.

Проблемно – ценностное общение

Тема 13.. Зимние   игры  и развлечения.

21

Соревнования  на санках..

Выбор санок. Правила безопасности на санках. Соревнования на спусках с горы и по равнине.

Соревнования

Спортивно - оздоровительная

22

Конкурс снежных фигур «Фантасты».

Правила безопасности при строительстве снежных фигур.  Представление  (защита) построенной фигуры.

Работа в парах или в группах (по желанию) на школьной площадке, конкурс

Художественное творчество

23

Зимние игры..

Игры «Снайперы», «Найди клад», «Салки со снежками», «Великан» и т.п.

Игры

Спортивно - оздоровительная

Тема 14. Мышцы, кости и суставы.

24

 Скелет – наша опора.

Понятие о скелете. Строение и значение  скелета. Что такое мышцы. Первая помощь при    повреждении мышцы и кости.

Беседа, практические упражнения.

Познавательная

25

Осанка – стройная спина.

Осанка – стройная спина!  Сколиоз. Значение  и правила для поддержания правильной осанки.

Встреча и беседа  с медработником санатория.

Познавательная

Тема 15. Как закаляться.  Обтирание и обливание.

26

Если хочешь быть здоров.

Значение обтирания и обливания для здоровья человека.  Влияние солнца, воздуха и воды на здоровье человека. Признаки здорового и закалённого человека.

Турнир

Игровая

Тема 16. Народные игры.

27

Русская игра «Городки»

Знакомство с правилами народной игры.

Игра

Познавательная

Тема 17. Подвижные игры.

28

Подвижные игры.

Игры «Гуси – лебеди», «Совушки», «Космонавты» и другие.

Игра

Спортивно - оздоровительная

29

Игровые двигательные упражнения с предметами.

Упражнять учащихся в игровых двигательных упражнениях с предметами.

Игра, конкурсы.

Игровая

30

Праздник  «В поликлинике Доктора Пипеткина»

Конкурсы, игры, физкультминутки, комплексы утренней гимнастики.

Праздник

Досугово – развлекательная

Тема 18. Как правильно вести себя  на воде.

31

Обучение плаванию (теория)

Упражнения на дыхание, обучение движению ногами., руками.

Беседа, практические упражнения

Спортивно - оздоровительная

32

Скоро лето. Правила поведения на водоёме.

Правила безопасного поведения на воде и на пляже

Практические упражнения

Игровая

Тема 19. Диагностика здоровья школьников.

33

Диагностика здоровья школьников.

Диагностика соматометрических признаков: длина и масса тела, окружность грудной клетки, талии, бёдер,  длина туловища и конечностей.

Измерительные упражнения на ФАПе медработником

Познавательная

Ресурсное обеспечение программы.

Литература основная.

1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2003 год.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2007 год

3. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И.  Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. – М.: ВАКО, 2008 год

4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. М: ВАКО, 2004 год.

5. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. Книга для малышей и их родителей. Ярославль: Гринго, 1996 год

6. Ковалько В.И. Уроки физкультуры в начальной школе: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. – М: ВАКО, 2003 год.

7. Богданов Г.П. Игры и развлечения в группах продлённого дня., 1985 год.

).



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа села Русский Турек   Уржумского района Кировской области

                                                                                                                                                                                       

Рассмотрено                                                   Согласовано:                                      Утверждаю:

на заседании МО                                           зам. директора по ВР                         директор школы

протокол №____от _______ 2012г.                        ____________Попова О.В.                          _________________Поляков А.Н..                                                                                                

                                                                                                   

                                                                                                                                         Приказ   №_______от __________2012 г.

ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

КЛУБ «ЗДОРОВЕЙ-КА»

Возраст детей – 8-9лет

Объём часов - 34 часа                                        

Автор-составитель:

 Морозова Надежда Фёдоровна,

учитель начальных  классов

второй категории

село Русский Турек

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Если бы человека судили за преступление против

                                                               собственного здоровья, очень многие  получили бы высшую меру.

     Данная программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Клуб «Здоровей-ка» составлена на основании:

- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 года.

- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- Москва «Просвещение» 2009 год

- Проекта программы воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. А.М. Кондаков, А.Я. Данилюк. – Москва «Просвещение» 2009 год

- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. «Просвещение», Москва, 2010.

- Устава МКОУ СОШ села Русский Турек.

- СанПиНа  № 189 от  29 декабря 2010 года.

   Актуальность программы.  Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Программа  внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Клуб «Здоровей-ка» ориентирована на формирование у  ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Для  реализации этого направления  внеурочной деятельности используется  программа  курса  «Расти здоровым», разработанная Санкт-Петербургской школой валеологов под руководством Г.К. Зайцева.     Работа  кружка начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

       Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Акцент делается на поисковой деятельности учащихся. Занятия проводятся в форме игр, путешествий, где дети являются активными участниками процесса познания. Оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки быстро запоминаются детьми.  На занятиях рассматриваются не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Ведь мало научить ребёнка чистить зубы и делать зарядку, надо, чтобы с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Поэтому кроме познавательных бесед, деловых игр, ответов дети сочиняют сказки, рисуют, выражая своё настроение. Оздоровительные минутки «Сотвори солнце в себе», «Этюды души», «Солнышко» учат детей вежливости, доброте, любви к ближнему.    Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. Теоретические знания всегда подкрепляются практической работой. Дети учатся оказывать первую помощь, составляют меню, проводят опыты и т.д.
    Часть занятий проходят на свежем воздухе: весёлые старты, игры, походы, экскурсии.
    При планировании и проведении занятий педагог руководствуется заповедью « Не навреди» и строят свою работу на основе дидактических принципов развивающего обучения:
- принцип деятельности;
- принцип непрерывности;
- принцип целостного представления о мире;
- принцип психологической комфортности;
- принцип вариативности;
- принцип творчества.
    Программа валеологического курса «Расти здоровым» предлагает сотрудничество педагогов, врачей, родителей и детей. Поэтому на занятия приглашаются медсестра и врач. Ведётся серьёзная работа и с родителями. Для них разработан цикл бесед, направленный на формирование понятия здоровый образ жизни в семье. В конечном итоге  занятия приносят детям чувство удовлетворения, легкости, радости и желание прийти на занятие снова. Занятия частично компенсируют дефицит двигательной активности учащихся, помогают более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывают духовные и творческие способности, уменьшают количество пропущенных уроков по болезни, расширяют знания о гигиенических нормах и правилах.
 

Основная цель программы:

-  учиться быть здоровым душой и телом;

-  стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;

-  обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;

-  сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-   научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
 

 Задачи:

- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

- обеспечение физического и психического саморазвития;

- воспитание  чувства  ответственности за своё здоровье.

Концепция по сохранению и укреплению здоровья строится на соблюдении принципов: 
- у каждого ребенка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать;
- здоровье – это состояние организма, им нужно научиться управлять;
- здоровье – это результат собственного творчества.


Для реализации программы меняются поведенческие позиции детей и педагогов.
  Особенности этих позиций:
  у детей:
 - ориентация на личностное восприятие окружающего мира – не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь, творец;
 - личная ответственность за последствия своей деятельности: для себя, для других людей и для природы;
 - сопричастность: этого достигли люди, это доступно и мне;
  у педагога:
 - не является пассивным исполнителем, а представляет творческую личность, которую отличает эрудиция и любовь к детям;
 - придерживается требований личностно – ориентированного подхода к развитию индивидуальности каждого ребенка.
   Успех работы по реализации зависит от создания здоровьесберегающей среды, высокой профессиональной компетентности и грамотности педагога, планомерной работы с родителями и тесного взаимодействия с социально – культурной сферой.

  На уроках здоровья используются следующие
методы обучения:  рассказ, дидактический рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, практический метод, познавательная игра, ситуативный метод, игровой метод,  соревновательный метод, активные методы обучения.
   В структуре метода выделяют приёмы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода. Приёмы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии и др.); информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

                            Формы работы в рамках реализации валеологического курса «Расти здоровым».

1. Беседы (учителя, медицинских работников, родителей).
2. Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов,    стихотворений).
3. Утренники, праздники здоровья.
4. Игры, соревнования с использование знаний, правил личной гигиены, уличного движения и т. д.

(«В гостях у Мойдодыра», «Светофор», «Малая Спортландия», «Ученическая скорая помощь»).
5. Устные журналы ( «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Почему мы здоровы»).
6. Смотры – конкурсы на лучшее санитарное состояние класса.
7. Организация санитарного уголка, выпуск бюллетеней, разработка памяток («Советы Доктора Айболита», «Про тебя самого»).
8. Конкурсы рисунков, плакатов, детских стихотворений, сочинений, загадок, пословиц, поговорок.
9. Практические занятия (по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за телом, за одеждой и обувью и т.д.).
10. Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть», «Легко ли быть чистюлей?», «А ты не забыл носовой платок?» и т.д.
11. Оздоровительные минутки.
12. Коллективная работа над проектами.
13. Экскурсии, прогулки.
14. Тестирование учащихся и родителей.

Программа  рассчитана на 1 час в неделю и ориентирована на учащихся  2-го класса.

Предполагаемые результаты реализации программы.

    Результаты второго уровня (приобретение школьником социальных знаний):

- высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий;

- знание и выполнение санитарно – гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

- интерес к прогулкам, подвижным играм;

- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и    социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

 - первоначальные представления  о возможном  негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

- распознавать и  анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес,) безопасна для жизни.

Становление воспитанного, социально успешного классного коллектива, в котором каждый отдельно взятый индивидуум понимает своё предназначение в жизни, умеет управлять своей судьбой, здоровый физически и нравственно, способный к самопознанию, самореализации, самоутверждению.

Учебно – тематический план

Триместры

1

2

3

год

Учебных часов

34

СОДЕРЖАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА

Название раздела

Количество часов

Ожидаемые результаты

всего

теоретических

практических

1

Твоё здоровье и учебная нагрузка

4

1

3

Учиться  анализировать  свой  образ жизни и здоровья.  Придерживаться способов  сохранения и укрепления здоровья. Научиться соблюдать режим дня. Участвовать в  подвижных спортивных играх  для развития  двигательных   способностей.

2

 Как стать Чистюлей?

4

3

1

Понимать значение сменной обуви.

Иметь и пользоваться сменной обувью. Уметь распознавать   причины заболевания ОРВИ,  гриппом и другими инфекционными болезнями.    Соблюдать элементарные  правила гигиены, защищающие от болезней.

3

Человек пришёл в мир. Мир чувств

3

2

1

Научиться распознавать признаки нарушения зрения и слуха. Соблюдать гигиенические нормативы для сохранения в норме органов слуха и зрения.

4

Хорошее настроение и здоровье

3

2

1

Соблюдать правила безопасного поведения с домашними и бродячими животными.  Поддерживать хорошее настроение в течение дня с окружающими людьми, как залог прекрасного  здоровья

5

В здоровом теле – здоровый дух

4

2

2

Умение регулярно приводить в порядок своё тело, свою одежду, обувь и получать от этого удовольствие.  Разучить и ежедневно выполнять комплекс утренней гимнастики.

6

Детям особенно вредно!

Детям опасно

4

3

1

Знать пагубные причины   употребления  курения, алкоголя и наркотиков на внешний вид и особенности поведения человека. Вести здоровый образ жизни.

Уметь противостоять взрослым соблазнам.

7

В путь-дорогу собирайся,

 за здоровьем отправляйся

5

3

2

Умение  правильно выбрать  меню для питания школьника в разное время суток. Соблюдать гигиенические требования при приготовлении еды.

8

Значение первой помощи и правила её оказания

3

2

1

Способность учащегося распознать и  оказать первую помощь при ссадинах, кровотечениях, тепловом ударе, при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

9

Сохраним природу – сохраним здоровье

3

1

2

Умение  распознать опасные для здоровья грибы, растения,  оказать первую  помощь при отравлении грибами и ягодами.

10

Итоговое занятие

1

-

1

Показать хороший уровень усвоения материала.

Календарно – тематическое планирование

Дата проведения

Название

раздела

Тема

Содержание

Форма занятий

Виды

деятельности

Ресурсное обеспечение.

план

факт.

1

Твоё здоровье и учебная нагрузка

 Твоё здоровье

Понятие об образе жизни, его составляющие.  Необходимость владения навыками здорового образа жизни.  Влияние образа жизни на здоровье.

     Способы сохранения и укрепления здоровья. Условия формирования здорового образа жизни: мотивация, желания, воля, знания, умения, навыки по соблюдению правил и норм гигиены, благоприятные внешние условия. Анализ своего образа жизни и здоровья. Жизненный успех и здоровье.

 беседа

Познавательная

2

 Секреты «успеваек» (режим дня)

Умение организовать свое время – ценное качество. Научиться соблюдать режим дня. Способствовать пониманию детьми того, что чередование труда и отдыха в режиме дня помогает поддерживать высокую работоспособность, что свободное время – это не только время для отдыха, но и для полезных дел.

практическая работа

Проблемно – ценностное общение

3

 Игры на свежем воздухе.

Важность  подвижных спортивных игр для развития  двигательных   способностей. Стремление быть ловким и сильным

игры

Игровая

4

 Прогулка в лес.

Наблюдения за осенними  явлениями природы; поэтическая страничка, игры на свежем воздухе.

прогулка

Познавательная

5

 Как стать Чистюлей?

 Сменная обувь – зачем она?

Понятие о сменной обуви, её значении для здоровья и чистоты помещений. Умение правильно выбрать обувь.

беседа

Познавательная

6

 Твой носовой платок.

Понятие о носовом дыхании, о точечном массаже. Правила пользования носовым платком.

беседа

Познавательная

7

 Понятие об инфекцион

ных болезнях.


Знание причин заболевания ОРВИ,  гриппом и другими инфекционными болезнями.    Пути передачи вируса, признаки заболевания, меры  предосторожности. Разработать правила гигиены, защищающими от болезни.

встреча с врачом

Проблемно – ценностное общение

8

 Чистота и здоровье

Умение поддерживать порядок, чистоту.  Знание простейших навыков ухода за своим телом, потребность постоянно поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид.

 праздник

Досугово – развлекательная

9

Человек пришёл в мир. Мир чувств

"Беречь глаз как алмаз".

Основные формы нарушения зрения у учащихся и их профилактика. Гигиена зрения: правила работы с текстом, освещение рабочего места. Гимнастика для глаз. Гигиенические нормативы, их значение для глаз при пользовании компьютером, телевизором. Экологические факторы, благоприятствующие зрению и вызывающие дискомфорт. Травмы глаза, их предупреждение, меры первой доврачебной помощи

 комплексное занятие)

Спортивно - оздоровительная

10

 Путешествие на станции Ушария и Носария.

Определить уровень усвоения материала об органах слуха и обоняния.

 игра- путешествие

Досугово – развлекательная

11

«Весёлые старты»

Важность  подвижных спортивных игр для развития  двигательных   способностей. Стремление быть ловким и сильным

Игра - состязание

Спортивно - оздоровительная

12

Хорошее настроение и здоровье

 Домашний зоопарк (животные дома, их влияние на настроение).

Знание правил безопасного поведения с

домашними и бродячими животными. Знание  учащимся, как животные

обороняются, пытаются предупредить человека об опасности.

беседа

Познавательная

13

 Охрана природы – залог здоровья.

Прослушивание, просматривание мультфильмов и обсуждение ситуаций. Формулировка правил.

 анализ ситуаций

Проблемно – ценностное общение

14

 Игра – путешествие на «Поляну внимания».

Определить уровень усвоения материала.

Игра - путешествие

Досугово – развлекательная

15

В здоровом теле – здоровый дух

 Бодрость с самого утра.


Умение умываться, купаться, обтираться, приводить в порядок свои вещи так, чтобы получать от этого настоящее удовлетворение.  Приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями.

 разучивание комплекса утренней гимнастики

Спортивно - оздоровительная

16

 Движение – путь к совершенству

Приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями.

 комплексное занятие

Познавательная

17

 Почему нельзя ходить без зонта в дождь.

Значение зонта в дождливую погоду. Умение правильно выбрать одежду и обувь для ненастной погоды.

беседа

Познавательная

18

 Игры и упражнения на свежем воздухе.

Важность  подвижных спортивных игр для развития  двигательных   способностей. Стремление быть ловким и сильным

Игровая

19

Детям особенно вредно! Детям опасно

О дурных привычках.

Представление о дурных привычках: курение, алкоголь, наркотики.  Причины их  употребления, немедленные и отдаленные последствия  курения, алкоголя и наркотиков. Действие дурных привычек   на внешний вид и особенности поведения человека.

 беседа

Познавательная

Представление о влиянии наркотиков на здоровье.

20

 Никогда не пробуй! (никотин, алкоголь, наркотики)

Определить уровень усвоения материала.

конкурс плакатов

Художественное творчество

21

 Круглый стол «Вредные привычки».

Опасность пассивного курения (вдыхание дыма окружающими). Права некурящих людей.

Представление об опасности возможных неадекватных действий человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. Отрабатывается умение безопасного поведения при встрече с ним.

Представление о влиянии наркотиков на здоровье. Владеть информацией об уголовной ответственности за незаконный оборот, употребление наркотиков;

 Быть убежденными, что жить без наркотиков – более предпочтительно.

 

Проблемно – ценностное общение

22

 Разучивание игры

« Валеологический светофор»

Определить уровень усвоения материала.

игра

Досугово – развлекательная

23

В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся

 Чтобы зубы не болели.



Знания о том, что вредно и полезно для зубов, о средствах гигиены полости рта, особенностях их применения;  умение правильно чистить зубы; формирование потребности ежедневно заботиться о чистоте зубов.

беседа

Познавательная

24

 Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть

Выбор правильного меню для питания школьника в разное время суток.

 комплексное занятие

Проблемно – ценностное общение

25

 В гостях у доктора Нехворайки.

Знакомство с закаливающими процедурами.

встреча с мед. работником

Познавательная

26

 Что готовили наши прабабушки

Традиции питания на Руси.

 практическое занятие

Познавательная

27

 Викторина «Что растёт на грядке?»

Знакомство с полезными продуктами: «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты».

викторина

Досугово – развлекательная

28

Значение первой помощи и правила её оказания

 Обработка царапин и порезов.

Умение оказать первую помощь при ссадинах, кровотечениях.

практическое занятие

Проблемно – ценностное общение

29

 Как избежать теплового удара.

Что такое тепловой удар? Профилактика и первая помощь при тепловом ударе.

 беседа

Познавательная

30

 Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

Понятие инородного тела. Оказание первой помощи при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

комплексное занятие

Проблемно – ценностное общение

31

Сохраним природу – сохраним здоровье

Растения, которые лечат.

 

Умение  распознавать опасные для здоровья грибы, растения. Предупреждение о возможной опасности при сборе грибов и ягод. Правила оказания помощи при отравлении грибами и ягодами.

 комплексное занятие

Познавательная

32

Растения, которые лечат.

Лекарственные травы России и нашего края. Правила сбора  лекарственных растений, свойства растений. Из чего делают медикаменты. О недопустимости бесконтрольного их употребления. Навык аккуратного обращения с лекарственными растениями и лекарствами. Знание  оказания первой помощи при отравлении.

 сбор лекарственных растений

Познавательная

33

Экскурсия «Сохраним природу –- сохраним здоровье.»

Наблюдения за весенними явлениями природы; поэтическая страничка, игры на свежем воздухе.

экскурсия

Познавательная

34

Итоговое занятие

 Игра «Последний герой»

Определить уровень усвоения материала.

 игра

Досугово – развлекательная

Ресурсное обеспечение программы.

1. Программа  валеологического курса   «Расти здоровым» 1 - 4  классы. http://openclass.ru/dig-resource/138595

2. Крутецкая В.А. Правила здоровья и оказания первой помощи. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: Школьник и компьютер: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2007.

4. Мартынов С.М. Здоровье ребёнка в ваших руках: Советы  практ. врача-педиатра. – М: Просвещение, 1991.

5. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. М: ВАКО, 2004 год.

6. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. Книга для малышей и их родителей. Ярославль: Гринго,                   1996 год

7. Ковалько В.И. Уроки физкультуры в начальной школе: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. – М: ВАКО, 2003 год.

8.  Богданов Г.П. Игры и развлечения в группах продлённого дня. 1985 год.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

   Рабочая программа  «Юные инспекторы дорожного движения» спортивно – оздоровительного направления разработана для 3 класса в МКОУ СОШ села Русский Турек на основе:

- Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования  второго поколения

-  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России авторской программы «Юные инспектора дорожного движения»

-  программы «Юные инспектора дорожного движения» (автор Н.Ф. Виноградова, издательство  Москва «Просвещение»,  2011 год издания), рекомендованной  Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования, программой учебных заведений в Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах»  и учебным планом  образовательного  учреждения в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся начальной школы и направлена на решение задач по обучению детей  безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, а также  и их воспитанию. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности (ФГОС-2).

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная.

К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС второго поколения, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

- системы знаний о природе, обществе, человеке;

- умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

- коммуникативных и информационных умений;

системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

 

Актуальность программы в том, что одной из первоочередных задач школы, семьи является активная борьба с детским травматизмом и его предупреждением.

       В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания, дано системное изложение учебного материала, адресованного учащимся начальной школы, изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать  и предотвращать опасные ситуации.

 

Цель занятий по программе: приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей части и воспитание культуры пешехода.

 

Задачи:

- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

- привитие умения пользоваться общественным транспортом;

- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Основные принципы реализации программы:

 

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствияУчащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых

 Ожидаемые результаты работы по программе:

 Программа призвана способствовать формированию у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности. Ожидается, что в результате освоения материала программы школьники будут:

Знать

Уметь

- правила дородного движения

- пользоваться правилами дорожного движения

- сигналы светофора и жесты регулировщика

- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

- правила пользования общественным транспортом

- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части

- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне

- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения

- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части

-  что несет ответственность перед другими участниками дорожного движения

- осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и

здоровье

 всех участников дорожного движения.

Способ проверки: опрос

Должны уметь: Двигаться группами и в колонне, применять правила дорожного движения для велосипедистов, выполнить практическое задание на специально оборудованной площадке, оказать первую медицинскую помощь, экономно выполнять разметку заготовок, работать по трафарету, подбирать детали для работы, собирать макет из деталей по образцу, эстетично оформлять изделие,    проявлять элементы творчества.

Способ проверки: выполнение творческих заданий, практические занятия.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии - это отслеживание знаний и умений. 

Рубежный контроль действует на протяжении всего года. Его цель, выявление и закрепление знаний, умений и навыков, осуществляется посредством контроля качества работы друг у друга и диагностики.

Итоговый контроль - выполнение зачетных работ, выставка творческих работ на уровне школы.

                      Планируемые результаты.

            В результате прохождения программы «Юный инспектор дорожного движения»  будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.                                                    

   Личностные универсальные учебные действия:

 -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,

- установка на здоровый образ жизни;

-способность к самооценке;

  Регулятивные универсальные учебные действия:

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-овладеет способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.  

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных

признаков;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-контролировать действия партнера.

-  развитие этических чувств,  доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-  развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.  

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Учебно – тематический план

Триместры

1

2

3

год

Учебных часов

34

Календарно- тематическое планирование.

п\п

занятия  в

теме

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

занятия

Вид

деятельности

дата

план

факт

Практика.

Теория.

Всего

Вводное занятие.

1

 

1

1

1

Викторина

 «Знаешь ли ты ПДД ?»

1

1

Викторина

Познавательная

Основы безопасности

2,5

2,5

5.

2

1

Виды транспортных средств.

0,5

0,5

1

презентация

Познавательная

3

2

Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности.

1

1

Практическая работа

Познавательная

4

3

Влияние погодных условий на безопасность движения.

1

1

Беседа с водителем автобуса.

Познавательная

5

4

Проектная работа

 « Таблица определения тормозного пути»

1

1

Проект

познавательная

6

5

Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»

1

1

Конкурс памяток

Социальное творчество

Правила дорожного движения.

2,5

5,5

8

7

1

Скорость движения транспортных средств.

0,5

0,5

1

Беседа

познавательная

8

2

Световые обозначения

при движении.

0,5

0,5

1

Беседа

познавательная

9

3

Правила движения транспортных средств в жилой зоне.

0,5

0,5

1

Анализ ситуаций

Познавательная

10

4

Места остановки и стоянки транспортных средств

0,5

0,5

1

. Проблемно-ценностное общение

11

5

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

1

1

Презентация

Познавательная

12

6.

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

1

1

беседа

. Проблемно-ценностное общение

13

7.

Организация движения, технические средства регулирования движения.

1

1

Познавательная

14

8.

Светофорное регулирование.

0,5

0,5

1

презентация

Познавательная

Дорожные знаки.

5

5

10

15

1

Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков.

0,5

0,5

1

Практическая работа

Познавательная

16

2.

Установка дорожных знаков. Ответственность за  повреждение 

дорожных знаков.

0,5

0,5

1

Практическая работа

Познавательная

17

3.

Предупреждающие знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1

Практическая работа

Познавательная

18

4.

Запрещающие знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1

Практическая работа

Познавательная

19

5

Предписывающие знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1

Практическая работа

Познавательная

20

6

Информационно-указательные знаки дорожного движения.

0,5

0,5

1

Практическая работа

Познавательная

21

7

Знаки сервиса.

0,5

0,5

1

Практическая работа

Познавательная

22

8

Знаки приоритета.

0,5

0,5

1

Практическая работа

Познавательная

23

9

Знаки дополнительной информации ( таблички).

0,5

0,5

1

Практическая работа

Познавательная

24

10

Дорожные указатели

0,5

0,5

1

Презентация

Познавательная

Государственное страхование

 

 

2

25

1

Страхование жизни, медицинское страхование

0,5

0,5

1

Встреча с работником страховой компании

Познавательная

26

2

Страхование имущества и транспортных средств.

0,5

0,5

1

Анализ ситуаций

Проблемно-ценностное общение

Мы – пассажиры.

2,5

1,5

4

27

1

Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров.

0,5

0,5

1

презентация

Познавательная

28

2

Метро. Особенности передвижения.

1

1

презентация

Познавательная

29

3

Практическое занятие

«Настольные игры по правилам дорожного движения».

1

1

игры

Игровая

30

4

Викторина «Азбука города»

1

1

викторина

Познавательная

Медицина.

2

2

31

1

Действия при ДТП.

1

1

Анализ ситуаций

32

2

Оказание первой доврачебной помощи

1

1

Встреча с фельдшером

Познавательная

Проектная работа

2

0

2

33

1

Подготовка к отчетному выступлению на классном конкурсе «Формула 101»

1

1

Практическое занятие

Познавательная

34

2

Отчетное выступление на классном конкурсе

 «Формула 101»

1

1

праздник

Досугово-развлекательная деятельность

Всего

15,5

16,5

34\10

Литература:

1. Анастасова Л. П. Основы  безопасности  жизнедеятельности: Учеб. для 1-2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.- 159 с.

2. Анастасова Л. П. Основы  безопасности  жизнедеятельности: Учеб. для 3-4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.- 144 с.

3. Верховский Е. И. Рабочая  тетрадь  по  курсу  «Основы  безопасности  жизнедеятельности», 1-4 КЛАССЫ".- 48 с.: ил.

 4.Дорохов А.А. «Зелёный…Желтый… Красный!» - М.: Детская литература,     1984.

5. Сюньков В. Я. Методика  преподавания  курса  «Основы  безопасности  жизнедеятельности», 1-4 КЛАССЫ": Пособие для учителя.- 79 с.

6. Тошева Л.И. Основы безопасности дорожного движения. 1-4 классы. М: ВАКО, 2011

7. Хабибуллина Е.А. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий.- СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС  2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности ГРАМОТЕЙКА. 2 класс.

Цели программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала по русскому языку, содействовать развитию речи детей, воспитывать у них интерес к предмету....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...