внеклассная работа
классный час (здоровый образ жизни, 1 класс) по теме

Инякина Светлана Сергеевна

Классный  час

по профилактике  правонарушений

среди несовершеннолетних

в рамках профилактической программы

 «Все цвета, кроме черного»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8b_kl.chas_.doc119.5 КБ
Файл situatsiya2.docx15.14 КБ
Файл situatsiya3.docx14.87 КБ
Файл situatsiya_1.docx14.21 КБ
Файл pismo.docx15.17 КБ
Файл za.pptx543.69 КБ
Файл navyki_otkaza.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа №23

имени 87 Гвардейской стрелковой дивизии

города Волжский Волгоградской области

Классный  час

по профилактике  правонарушений

среди несовершеннолетних

в рамках профилактической программы

 «Все цвета, кроме черного»

«За  компанию»

Классный руководитель

8б класс Инякина С.С.

г. Волжский

2012

        

             Классный час  «За компанию» посвящен  профилактике вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания) и правонарушений  среди подростков и пропаганде здорового образа жизни.

В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников; потребность в одобрении товарищей чаще всего и толкает подростка на эксперименты с алкоголем, курением, наркотиками.

              В настоящее время профилактика вредных привычек у подростков направлена на то, чтобы вызвать у них интерес к собственной личности, а также научить сопротивляться давлению сверстников. Сценарий кл. часа построен с учетом возрастных особенностей восьмиклассников, учтены аспекты современных профилактических программ; в нем есть и достаточно серьезная информация, и игровые моменты, и профилактические меры. Важ-но, чтобы у школьников в процессе общения развивались следующие качест-ва: умение распознавать попытки отрицательного влияния со стороны сверс-тников, умение противостоять им; умение четко формулировать аргументы против вредных привычек; положительная оценка себя, определение в выбо-ре здорового образа  жизни.

              Цели: дополнить представления восьмиклассников о вредных при-вычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакоку-рению, алкоголю, наркомании; побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; развивать крити-ческое мышление, воспитывать активную жизненную позицию в положи-тельном отношении к здоровью как величайшей ценности.

               Подготовительная работа с детьми: назначить двух учеников на роли будущих врачей (студентов Медицинской Академии). Их задача дать краткую характеристику вредным привычкам.

             

 Оборудование: ММП кл. часа (ноутбук, проектор, экран), пример-ные тексты для информационного блока врачей,  2 белых халата, бочонок с бочонками для игры, листочки с распечатанными вопросами для самодиагно-стики (по количеству учеников),  примерные диалоги для театральных  мини-атюр, конверты с творческим заданием для каждой группы, лист ватмана для акции «Мы против…», памятки «Мое здоровье в моих руках»(по количеству учеников). Лист ватмана для творческого задания, маркеры.

          Перед началом кл. часа разложить на столы конверты(по количеству групп) с листками для самодиагностики (№1),  с заданиями по группам для театральных миниатюр(№2), с творческими заданиями для каждой группы (№3), с памятками (№4).

            План классного часа:

  1. Вступительное слово. «Актуальность проблемы «За компанию»
  2. Работа в группах. Выступление первой группы и педагога-организатора СДЦДМ «Искатель» Абрамовой В.В.
  3. Игровая пауза «Что толкает людей в пропасть?»
  4. Выступление второй группы и   социального педагога СМК «Свет» Курлович Ирина Васильевна
  5. Самодиагностика «Сможешь ли ты устоять?»
  6. Выступление третьей группы и эксперта, инспектора ОМ- 1 Коцаревой И.
  7. Мозговой штурм «Причины проблем наших героев».
  8. Беседа. Групповое давление. Как его избежать? Умение сказать «нет».
  9. Итог занятия.
  10. Фильм «Наш класс выбирает…»
  11. Заключительное слово (в способо сказать «нет!»)
  12. Рефлексия занятия обучающимися.

  Х о д  к л а с с н о г о  ч а с а.

  1. Вступительное слово.

          -Добрый день, ребята, уважаемые гости! Здравствуйте! Вы восьмиклассники, люди почти уже взрослые.  И должны быть готовы к серьезному разговору. Вы  готовы?    

Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Но объединяет нас одно общее желание – все мы хотим быть счастливыми. Вряд ли найдется какой-нибудь мудрец, который сумеет дать рецепт счастья, да и мало кто из нас любит чужие советы, предпочитая свой путь проб и ошибок. И, все таки,  некоторых ошибок лучше не совершать, слишком много горя  способны они причинить.

 Есть такая пословица: «Мудрый учится на чужих ошибках, а глупец на своих собственных». И каждому из нас не хотелось, бы быть в числе глупцов. Давайте сегодня, на нашем классном часе будем учиться на историях, герои которых, наверное, очень похожи на тех, кто живет рядом с вами -  ваших одноклассников, друзей, знакомых, соседей. Они оказались в непростых ситуациях, связанных с употреблением наркотиков, алкоголя, табака, в общем,  с совершением  правонарушений.

Изучая данный статистики при подготовке классному часу, я сделала вывод, что более 50% правонарушений  среди подростков совершаются «за компанию», «чтобы не быть белой вороной», а  приобщение подростков к наркотическим веществам в большинстве случаев происходит в группе.

Поэтому тема нашего занятия сегодня «За компанию».

Уже на протяжении нескольких лет обучение,  мы работаем по программе «Все цвета, кроме черного», которая собственно ставит своей целью профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Сегодняшнее занятие входит в систему профилактической программы, поэтому я попросила бы вас с опорой на тему и ее актуальность выдвинуть цели сегодняшней встречи. Задачи:

1. Образовательные:

а) научить отстаивать своё собственное мнение и противостоять давлению со стороны кого бы то ни было.

б) формировать умение отказываться от предложенных случайными людьми  сигареты, алкоголя, наркотиков;

        2. Развивающие:

а) формировать здоровые навыки выхода из трудных ситуаций или удовлетворения внутренних потребностей,

б) формировать  устойчивое  мнение  о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

        3. Коррекционные:

а) работать по развитию грамотной устной и письменной речи, обогащать словарь учащихся новыми словами (потребность, отказ от нездоровых привычек, жизненные ценности, зависимость).

4. Воспитательные:

а) формировать  объективную  социальную  позицию;

б) воспитывать толерантность, доверие друг к другу;

в) формировать умение высказывать свое мнение, соблюдая нормы современного этикета.

Формы и методы работы: мозговой штурм, индивидуальная работа, проблемная ситуация

Оборудование: индивидуальные карточки, листы бумаги, песочные часы,  доска, фломастеры, презентация.

Кроме того, сегодня на нашем занятии присутствует экспертная группа. Это:

 Абрамова Валентина Владимировна – социальный педагог СДЦДМ «Искатель»;

Коцарева Ирина – инспектор

Ирина Васильевна – социальный педагог СМК «Свет». Это представители профилактических структур города Волжского, и мы с вами не раз встречались с ними на  наших классных часах. Они  ответят на вопросы,  которые вас интересуют, поделятся навыками правильного поведения в различных ситуациях.

Сегодня мы будем работать с вами в группах, на которые вы разделились по временам года, выбирав календарный лист.

Итак, у нас есть три рабочие  группы. Представитель  от каждой группы выберет себе задание и тему для обсуждения в группе, а затем с презентует ее публично.

Самое  время начать   активную работу, прошу выйти представителей.

Внимание, задание: в ваших свертках написаны истории, вы знакомитесь с ними и выполняете задание, подготавливаясь к презентации его перед классом и экспертами.

(работа в группах 10 мин)

2. Работа в группах. Разбор ситуации №1. 

Ядумаю, что самое время начать.

Ситуация №1: «Лена не могла поверить своему счастью – она наконец-то оказалась на море, среди своих сверстников и в далеке  от родителей и бабушки. Она очень быстро сошлась с  девочками из своего отряда, но была сильно расстроена известием о том, что все девочки – курят. Все время в  лагере Лена проводила в компании заводил и «прикольных девчонок», которые все чаще подсмеивались надтем, что она не курит.

Сначала Лена ходила в «курилку» с девочками  просто поболтать, а пото псмеиваясь над ними, и, почуяв себя взрослой, она решительно потянулась за сигаретой. И так продолжалось на протяжении всей лагерной смены, а уже  по приезду домой, она не смогла  избавиться от этой привычки. А еще говорят оздоравливаться поехала!»

Задание:

  • Назовите  причины, по котрым Лена пристрастилась к курению?

  • Прочитайте историю и составьте на ее основе письмо к курильщику, приводя доводы о вреде курения и предлагаюя героине истории альтернативу.

Спасибо большое, за ответ и обсуждение проблемы, а теперь хотелось бы услышать мнение экспертов.

 Абрамова Валентина Владимировна, педагог-организатор СДЦДМ «Искатель», которая не первый раз притсутствует на нашем классном часе.

Спасибо, Валентина Владимировна. Ребята, вы можете задать интересующие вас вопросы специалисту.

3. Игровая пауза «Что толкает людей в пропасть?»

Перед обсуждением следующей ситуации, мне хотелось бы провести  с вами небольшую игру. При входе в кабинет вы разбирали календарные листы с датами. Так вот,  каждое число – это ваш номер, как в лотарее, то чей номер выпадет, тот  отвечает на поставленный ему вопрос. А так, как наш классный час носит профилактический характер, то тема вопросов – очевидна.

Вопросы:

  1. Какая вредная привычка может появиться с одного раза?
  2. Какая вредная привычка несет программу самоликвидации всех потомков человека?
  3. От какой вредной привычки появляется 25 болезней?
  4. Какие вредные привычки отравляют человека, разрушают его организм?
  5. Какие вредные привычки начинаются с невинных забав, а заканчиваются нищетой, болезнью, смертью?
  6. Как вы думаете, что толкает людей в пропасть смерти, болезни?
  7. Почему люди становятся рабами вредных привычек?
  8. Верно ли, что от курения погибает ежегодно 10000 человек?
  9. Правда ли, что есть безвредные наркотики?
  10. Правда ли, что большинство людей не курит?
  11. Отказаться от курения легко?
  12. Что необходимо делать, чтобы устоять от вредных привычек?

Спасибо всем отвечающим. Очень приятно знать, что вы реально оцениваете всю глобальность проблемы и в курсе о способах помогающих устоять от вредных привычек.  

4. Разбор  ситуации № 2.

А теперь мы  возвращаемся к нашим грустным и вто же время поучительным историям.

Ситуация №2.

«День рождения явно удался. Недаром Лешка так старался и весь день хлопотал на кухне. Он пригласил новых одноклассников на свой праздник, он надеялся растопить  людинку в отношениях и завязать настоящую дружбу.

Одноклассники довольно быстро «приняли»Лешку, правда, в их отношении к себе мальчик чувствовал какую-то снисходительность; чуть презрительно они смотрели на Лешку, когда то приходил в школу пешком,, сверху внпз оглядывали его «прикид», явно не из новой коллекции бутика, да и разговор мальчику не удавалось поддержать.

Мам немного посидела с детьми за общим столом, а потом удалаилась к подруге, дабы не мешать молодому поколению.

Ребята заметили отсутствие взрослых и предложили Лешке сбегать за выпивкой, так как «у нас на столе всегда есть что –то покрепче лимонада» - так аргументировали све предложение ребята.

Сказано – сделано, на сортле бутылки с водкой и пивом, а в голове уже не детская эйфория и бесстрашие.

Кто-то из девочек оценил машину, стоявшую возле подъезда и Лешка  сказал, что это его машина. Слово за словом и подростки оказались в шашине, где громко «бахает» музыка, визжат девочки и кто-то постоянно мешает рулить… одно неловкое движение… разбита машина соседа, не подлежит ремонту машина мама, да и у Машки сотресение – вот уж, действительно, день рожденья – грустный праздник…»

Задания:

  • Какие доводы вы привели бы Леше, чтобы не совершать проступок, повлекший за собой правонарушение?
  • Какой вариант поведения вы могли бы предложить главному герою, чтобы избежать таких прлоблем?  Обиграйте этот вариант.

Спасибо за выступления. Хочется услышать специалиста  в этих вопросах.  Социальный педагог  СМК «Свет» Курлович Ирина Васильевна.

Герой  предыдущей истории не смог устоять от соблазна принять алкоголь. А ка у вас с  саморегуляцией. Я предлагаю проверить.

5. Самодиагностика «Сможешь ли ты устоять?».

     Вопросы:

  1. Любишь ли ты смотреть телевизор?
  2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше 3 часов ежедневно?
  3. Хотелось ли тебе попробовать закурить?
  4.  Можешь ли ты просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?
  5.  Пробовал ли ты алкогольные напитки?
  6.  Любишь ли ты уроки физкультуры?
  7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
  8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
  9. Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?
  10. Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки? Сможешь отказаться?

-Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили словом «да»? Умножьте полученное число на 5. Вы получили количество баллов. Итак:

0 – 15 баллов: вы умеете управлять своими желаниями. Как и все люди , вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент вы в состоянии понять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред. Получается, что если вам кто-нибудь предложит «расслабиться», то вы легко откажетесь. Вас не так-то просто купить на всякую дешевку. У вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

20 – 40 баллов: ваша «зона  удовольствий» нередко вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает воли. Видимо, вы очень много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого вы можете потерять очень много приятного в будущем. Если вам предложат « немного кайфа» , вы можете согласиться. К сожалению, большинство наркоманов так и начинали. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

40 – 50 баллов: вас, как говорится, можно брать голыми руками. Вы буквально заряжены на получение всяческих удовольствий. За любой вид «кайфа» вы будете готовы отдаться в рабство какому-нибудь подонку. Таких, как вы слабаков не так уж и много. Вам грозит беда!

Вернемся к   историям, и будем учиться с их помощью.

6. Разбор  ситуации  №3.

«В дверь позвонили. Сережа с неохотой оторвался от компьютера. На пороге стоял его сосед по подъезду Витек( он на 4 года старше Сергея и они общались не так уж часто). Хотя… хотя Сережа был бы не прочь оказаться в их компании подростков, чем-то напоминающих героев американского боевика , таких же важных, богатых и привлекательных для местных девчонок. Сережа просто бредил  тем временем, когда окажется с ними по одну сторону, а пока он был на противоположном берегу.

И вот, он шанс, сойтись со своими героями… Витек попросил Сергея передать его знакомому какой-то сверток, и при этом обещал целых 100 баксов. Вот она настоящая жизнь. Сергей выполнил «просьбу».

Вечером мама предупредила Сергея, что она наслышана про   эту компашку и ей не нравится «такие гости». Сергей пропустил мимо ушей замечание мамы.

На следующий день друг Витек снова попросил Сергея об одолжении и тот не отказался выполнить просьбу. Но только на этот раз  тот кому Сережка должен  был передать сверток был подставным лицом из ФБР.  Сережу увезли отттуда  прямо в участок.

Мама настаивала, на невиновности сына, на что ей инспектор ответил: «Эх, дама! А знаете ли вы сколько  людей благодаря вашему сыну эту дрянь попробовали? Ведь не маленький он, должен понимать в чем тут дело…»

Задание.

  • Выражение «хозяин положения» означает человека, имеющего право и желающего поступать так, как он считает нужным в конкретной ситуации. Был ли у Сергея шанс стать «хозяином положения»?
  • Что помешало Сергею после  предупрежэдения мамы бросить этот легкий заработок?

То, что совершил герой этой зарисовки называется преступлением, точнее нарушение статьи 228 Уголовного Кодекса Россиийской Федерации. Самое время послушать инспектора  ОМ-2 Коцареву Ирину ________________.

7. Мозговой штурм.

Заслушав все истории,  мне хотелось бы  получить ответ на вот какой вопрос: в чем причины происхождения этих ситуаций? Почему эти ситуации имели место быть?

Давайте заслушаем все мнения, проведем «мозговой штурм».

8. Групповое давление. Как его избежать? Умение сказать «нет».

Попадая в «дурную компанию» героям этих историй не хотелось выделяться, а желание произвести впечатление «стать своим» взяло вверх.

А знаете ли вы, что в таких  компаниях или группах  общение носит манипуляционный характер , характер группового давления.

Что такое манипуляция – это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения.

Такое поведение может быть вызвано рядом причин:

  •  Близостью и привлекательностью авторитета;
  • Наличием «стадного чувства»;
  •  Слабыми внутренними мотивами, отсутствием внутренней саморегуляции;
  •  Стремлением людей соответствовать  компании: «Делай как все, и в компании ты станешь свой».

 Ребята, а каким же образом, возможно избежать групповое давление?

Действительно умение сказать «нет» очень важно для человека. Давайте сейчас попробуем это с вами сделать. Психологи приводят 8 основных правил отказа.

1 Правило: говори  - «нет, спасибо!»

2 Правило: объясни причину отказа;

3 Правило: повтори несколько рах свой ответ твердо и уверенно.

4.Правило: уходи, когда тебе предложили что-то противящее тебе самому;

5 Правило: смени тему разговора.

6 Правило: Избегай критических ситуаций.

7  Правило: используй прием «холодного душа»

8 Правило:  Дружи в стречайся с теми, кто тебя понимает, кто поможет тебе в трудный момент, кто придет к тебе на помощь и поддежит тебя.

Слова –помощники   в  « умении сказать НЕТ» 

  1. Непохоже, чтобы мне сегодня стало от этого хорошо
  2. Я не собираюсь загрязнять организм
  3. Не сегодня, наверное.
  4. Нет, не хочу неприятностей.
  5. Сейчас не могу. Моя мать нюхает меня, когда я прихожу домой.
  6. Эта дрянь не для меня
  7. Нет, спасибо
  8. Не думаю, что ты достаточно знаешь, какой вред это приносит организму.
  9. Лучше предложи мне витамины.
  10. Нет, спасибо, это опасно.
  11. Нет, я это пробовал, и мне не понравилось.
  12. Мне не хочется умереть молодым.
  13. Я хочу быть здоровым.
  14. Это мне ничего не даст.
  15. Я и без этого себя прекрасно чувствую
  16. Нет, я и так много воюю со своими родителями.

Оказывается, нужно не только правильно давать отказ на предложение совершить правонарушение, но и постараться как можно реже попадать в ситуацию, где вам могут это предложить.

Испльзуя эти правила, я надеюсь, вы избежите подобныйх, ситуаций и компаний.

Важно уметь правильно принимать решение, не впопыхах, не под влиянием сиюминутного настроения, а основательно, обдуманно, чтобы не было потом горьки за совершенные ошибки. Возьмите эти памятки и покажите своим друзьям, соседям, приятелям, чтобы они также как и вы смогли сказать веское «нет».

9.  Итог занятия.

Нужно научиться говорить нет, ведь  сказав «НЕТ», вы можете:

– хорошо к себе относиться;
– заставлять других уважать себя за то, что вы личность;
– сохранить отношения с родителями;
– сохранить здоровье;
–защитить себя от несчастья

- защитить себя от влияния

И подводя итог сегодняшнему занятию я желаю вам  дружить и встречаться с  теми,  кто васпонимает, кто поможет в трудный момент, кто придет к на помощь и поддежит вас.

Я желаю Вам   альтернативу пагубному  поведению «за компанию», альтернативу, которую вы выдвинули в своих анкетах. За компанию можно: учить уроки, ходить в кино, гулять по городу, слушать музыку, танцевать, заниматься спортом, играть в компьютерные игры, в общем жить интересно.  И меня это радует.

10.Фильм про класс.

(слайды: картинки о семье, о здоровом образе жизни.)

Помните, что во многих случаях умение сказать «нет» - это проявление не слабости, а собственной силы, воли и достоинства.

Я прошу вас оценить  сегодняшний классный час по трем критериям: мне понравилось и я узнал много нового, что-то заставило меня задуматься; мне было интересно, но я все это уже знал; ничего нового не вынес из классного час а;

 Всем большое спасибо за  активное участие .

Ребята, вы не раз говорили на классных часах о вредных привычках. Так что же такое – вредные привычки? (Ученики называют их.) Действительно , наша жизнь так многообразна: полна разных интересов, увлечений,  соблазнов, к сожалению, порой пагубных. Я предлагаю вам сего-дня поговорить о вредных привычках и о вашем здоровье, о выборе, который нам постоянно приходится делать (Слайд  1 «Мое здоровье в моих руках»).

           - Предлагаю вашему вниманию прослушать информацию. Будьте вни-мательны! (К доске выходят ученик и ученица в белых халатах).

           2. Информационный блок «Врачи о вредных привычках» (Слайд 2)

         - Поблагодарим наших будущих врачей за полезную информацию! Насколько вы были внимательными , мы проверим, проведя игру «Что толкает людей в пропасть?» («Заморочки из бочки»).

          3. Игровая пауза «Что толкает людей в пропасть?» (Слайд 4).

 (Дети вытягивают по-одному бочонку из бочки с номером  вопроса и отвечают).

         

- Молодцы, ребята! Хорошо отвечаете на вопросы.  Асможете ли вы противостоять вредным привычкам? Предлагаю вам проити самодиагностику. Откройте конверт №1. Ответьте на вопросы словами «да»  или «нет».

      4. Самодиагностика «Сможешь ли ты устоять?»(Слайд 5).

     Вопросы:

  1. Любишь ли ты смотреть телевизор?
  2. Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше 3 часов ежедневно?
  3. Хотелось ли тебе попробовать закурить?
  4.  Можешь ли ты просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?
  5.  Пробовал ли ты алкогольные напитки?
  6.  Любишь ли ты уроки физкультуры?
  7. Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
  8. Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
  9. Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?
  10. Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки? Сможешь отказаться?

-Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили словом «да»? Умножьте полученное число на 5. Вы получили количество баллов. Итак:

0 – 15 баллов: вы умеете управлять своими желаниями. Как и все люди , вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент вы в состоянии понять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред. Получается, что если вам кто-нибудь предложит «побалдеть» от какой-либо дряни, то вы легко откажетесь. Вас не так-то просто купить на всякую дешевку. У вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

20 – 40 баллов: ваша «зона  удовольствий» нередко вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает воли. Видимо, вы очень много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого вы можете потерять очень много приятного в будущем. Если вам предложат « немного кайфа» , вы можете согласиться. К сожалению, большинство наркоманов так и начинали. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

40 – 50 баллов: вас, как говорится, можно брать голыми руками. Вы буквально заряжены на получение всяческих удовольствий. За любой вид «кайфа» вы будете готовы отдаться в рабство какому-нибудь подонку. Таких, как вы слабаков не так уж и много. Вам грозит беда!

      - Помните: если вы не избавитесь  от вредных привычек, то они избавятся от вас! (Слайд 6).

        5. Театральные миниатюры «Умей сказать: «НЕТ!». (Слайд 7).

- Сейчас вам предстоит разыграть миниатюры. Темы ситуаций в конверте №2. Постарайтесь проявить весь свой артистизм,  чтобы  миниатюра была достоверной. В помощь вам предлагаются диалоги. (Приложение 1).

       Миниатюра 1 «Не нюхай клей – будешь умней». (К доске выходят 2 ученика, разыгрывают миниатюру).

          - Как вы считаете, правильно ли сделал ученик, что отказался от назойливого приглашения? Как бы вы себя повели в подобной ситуации?

       Миниатюра 2 «С водкой дружить – здоровье сгубить».

           - Одобряете ли вы поведение одноклассника? Что бы вы сказали в подобной ситуации?

        Миниатюра 3 «Внимание – берегись наркомании».

          - Сталкивались ли вы с подобными ситуациями?  Что бы вы говорили в ответ на такие предложения?

        Миниатюра 4 « Сигарета – не конфета!»

          - Как бы вы действовали на месте  этих ребят?

        - Очень важно в таких ситуациях уметь сказать твердое и решительное «НЕТ!» Если вы все же попали в плен вредной привычки, Старайтесь избавиться от нее изо всех сил. Если вам это удастся, вы настоящий герой!

        Как гласит китайская мудрость: «Тот, кто может победить другого, - силен, тот, кто побеждает самого себя, - воистину могуществен». (Слайд 8).

            6. Творческие задания «Путь к здоровью».

     - Чтобы доказать правильность своего выбора, выполним задания. У каждой группы оно свое. Откройте конверт №3.

       Задание для 1 группы: попробуйте составить пословицы, отражая тему классного часа, запишите их. (В случае затруднения детям можно предложить в качестве образца сборник с пословицами).

         Пословицы, которые были составлены учениками:

  1. Не кури ты сигареты, ешь котлеты и конфеты.
  2. Физкультуру посещай, алкоголь не потребляй,
  3. Не куришь сигареты – в карманах есть монеты.
  4. Куришь – здоровье губишь.
  5. Будешь спортом заниматься – не будешь в больнице валяться.

   Задание для 2 группы: собери разрезанное стихотворение; пронумеруйте для удобства двустишия, подготовьте группой его выразительное исполнение. (Можно предложить и озаглавить это стихотворение).

      Пусть каждый запомнит: курение – яд!

И факты уже за себя говорят.

Болезни желудка и легких развал,

А печень курильщика?! Если б ты знал!

Ее ты разрушил, и голос хрипит.

Задором мальчишеским взгляд не блестит.

И нет настроенья, и жизнь не мила.

Тебя сигарета к тому привела.

Ты слышишь, подросток и взрослый народ?

Пусть тяга к куренью навеки умрет!

Ведь жизни не будет, где дым сигарет.

Одумайтесь, люди, и дайте ответ.

Займитесь-ка спортом зимой и весной!

И летом, и осенью – всякой порой!

На лыжи вставайте, идите в бассейн.

А летом на речку компанией всей.

В лесу погуляйте, идите в поход.

Куренья дурман очень скоро пройдет.

Читайте, учитесь, добрейте душой.

Друзья, объявите курению бой!

Тогда вы увидите в небе зарю.

И с радостью скажете: «Я НЕ КУРЮ!»

Тогда вам откроется тайна одна,

Что жизнь без куренья успеха полна!

Мы все родились, чтоб здоровыми быть.

Давайте всем миром здоровье хранить!

         Задание для 3 группы: постройте лестницу здоровья, используя в качестве ступеней следующие понятия: труд, жизнь, походы, путешествия, алкоголь, злоба, книги, театр, отдых, наркотики, новые встречи, зависть, спорт, курение, месть, праздники (каждое слово записано на отдельной карточке). Какие слова вы не возьмете? Почему? Дополните пустые карточки своими словами (Дети написали : любовь, дружба).

           Задание для 4 группы: нарисуйте антирекламу вредным привычкам; придумайте лозунг.

           (На подготовку задания дается 5-7 минут. Затем каждая группа защищает свое задание – готовую работу).

          - Ребята, вы молодцы! Отлично справились с заданиями! Ваша уверенность в правильном выборе здорового образа жизни растет с каждой минутой.

           7. Слайд-фильм «Я выбираю здоровье!»

            8. Рефлексия.

     (Каждой группе раздается карточка с заданием: продолжите фразу:

  1. Если мне предложат наркотик, то … .
  2. Я выберу спорт вместо … .
  3. Если я буду участвовать в акции против вредных привычек, то выберу девиз: … .)

 ( Учитель вывешивает ватман «Акция «Мы против…». Каждая группа встает и хором называет девиз. А один ученик от группы записывает его на ватман).

        Были выбраны девизы:

  1. Мы за здоровый образ жизни!
  2. Мы за спорт!
  3.  Спорт – это жизнь! Вредные привычки – это смерть!
  4. Живи здоровым!

(Акция проходит замечательно)

     

Приложение 1.

 Первый диалог «НЕ нюхай клей – будешь умней»

Ученик 1.Пойдем с пацанами мультики в подвале посмотрим.

Ученик 2. Какие еще мультики в подвале?

Ученик 1. Ну, клею понюхаешь и увидишь.

Ученик 2. Нет, мне это не интересно, я мультики уже не смотрю.

Ученик 1. Да каждый увидит то, что ему интересно!

Учение 2. Мне интересно футбол посмотреть.

Ученик 1. Ну так футбол увидишь.!

Ученик 2. Так я его на стадионе или по телеку увижу! Зачем мне твой подвал?

Ученик 1. Да что ты понимаешь? Там идевчонки будут!

Ученик 2. О! как раз напомнил! Яже на свидание опаздываю!

 Второй диалог «С водкой дружить – здоровье губить!»

Ученик 1. Гони двадцатку, пацаны за водкой сбегают, нужно 23 февраля отметить.

Ученик 2. Нет у меня двадцатки!

Ученик 1. Ну я тебе займу, потом отдашь.

Ученик 2. Да нет: у меня правило: никогда не брать взаймы.

Ученик 1. Ладно, мы тебя угостим, раз ты такой бедный.

Ученик 2. Я не бедный. Просто пить не хочу.

Ученик 1. Ну, так посидишь за компанию.

Ученик 2. За компанию ни пить ни сидеть не хочу.

Ученик 1. Так ты что, откалываешься от коллектива?

Ученик 2. Нет, просто мне это не нитересно.

Третий диалог. «Внимание – берегись наркомании!»

Ученик 1. Хочешь улететь далеко-далеко? Могу дать колесо (таблетку). Сразу забудешь обо всех проблемах.

Ученик 2. Нет, я со своими проблемами и без колес справлюсь.

Ученик 1. Даже Рональдо, и тот колеса глотал!

Ученик 2. Ну и пусть глотает, я же не попугай, чтоб за ним все повторять!

Ученик 1. Так ты ж кайф поймаешь!

Ученик 2. Мне и без кайфа неплохо.

Ученик 1. Я считаю, что в жизни все нужно испытать!

Ученик 2. А я так не считаю!

Ученик 1. Все, кто колеса пробовал, не жалеют.

Ученик 2. А я не жалею, что не пробовал.

Четвертый диалог «Сигарета – не конфета!»

Ученик 1. Я сегодня пачку «Мальборо» на спор выйграл. Курить будешь?

Ученик 2. Нет, я не курю.

Ученик 1. Сейчас же все курят! Ты что, не крутой?

Ученик 2. Значит, не крутой.

Ученик 1. А-А, ты здоровье бережешь, хочешь, чтоб все вокруг были больные, а ты один здоровый. Да?

Ученик2. Некури и ты,  тоже будешь здоровым.

Ученик 1. А если мне нравится курить?

Ученик 2. Ну а мне нравится не курить!

Приложение 2.

Памятка

«Мое здоровье в моих руках»


        1. Если ты стоишь перед выбором, сделай его в пользу здоровья.

  • Помни: «силен тот, кто побеждает самого себя».
  • Если ты не избавишься от вредных привычек, то они избавятся от тебя!
  • Сумел побороть в себе тягу к вредным привычкам, помоги в этом другу.
  • Оглянись: вокруг много интересных занятий.
  • Каждый день говори себе: «Мое здоровье в моих руках!»



Предварительный просмотр:

Ситуация №2.

«День рождения явно удался. Недаром Лешка так старался и весь день хлопотал на кухне. Он пригласил новых одноклассников на свой праздник, он надеялся растопить  льдинку в отношениях и завязать настоящую дружбу.

Одноклассники довольно быстро «приняли»Лешку, правда, в их отношении к себе мальчик чувствовал какую-то снисходительность; чуть презрительно они смотрели на Лешку, когда то приходил в школу пешком, сверху вниз оглядывали его «прикид», явно не из новой коллекции бутика, да и разговор мальчику не удавалось поддержать.

Мам немного посидела с детьми за общим столом, а потом удалилась к подруге, дабы не мешать молодому поколению.

Ребята заметили отсутствие взрослых и предложили Лешке сбегать за выпивкой, так как «у нас на столе всегда есть что –то покрепче лимонада» - так аргументировали свое предложение ребята.

Сказано – сделано, на столе бутылки с водкой и пивом, а в голове уже не детская эйфория и бесстрашие.

Кто-то из девочек оценил машину, стоявшую возле подъезда и Лешка  сказал, что это его машина. Слово за словом и подростки оказались в машине, где громко «бахает» музыка, визжат девочки и кто-то постоянно мешает рулить… одно неловкое движение… разбита машина соседа, не подлежит ремонту машина мама, да и у Машки сотрясение – вот уж, действительно, день рожденья – грустный праздник…»

Задания:

  • Какие доводы вы привели бы Леше, чтобы не совершать проступок, повлекший за собой правонарушение?
  • Какой вариант поведения вы могли бы предложить главному герою, чтобы избежать таких проблем?  Обыграйте этот вариант.



Предварительный просмотр:

Ситуация №3.

В дверь позвонили. Сережа с неохотой оторвался от компьютера. На пороге стоял его сосед по подъезду Витек( он на 4 года старше Сергея и они общались не так уж часто). Хотя… хотя Сережа был бы не прочь оказаться в их компании подростков, чем-то напоминающих героев американского боевика , таких же важных, богатых и привлекательных для местных девчонок. Сережа просто бредил  тем временем, когда окажется с ними по одну сторону, а пока он был на противоположном берегу.

И вот, он шанс, сойтись со своими героями… Витек попросил Сергея передать его знакомому какой-то сверток, и при этом обещал целых 100 баксов. Вот она настоящая жизнь. Сергей выполнил «просьбу».

Вечером мама предупредила Сергея, что она наслышана про   эту компашку и ей не нравится «такие гости». Сергей пропустил мимо ушей замечание мамы.

На следующий день друг Витек снова попросил Сергея об одолжении и тот не отказался выполнить просьбу. Но только на этот раз  тот кому Сережка должен  был передать сверток был подставным лицом из ФБР.  Сережу увезли оттуда  прямо в участок.

Мама настаивала, на невиновности сына, на что ей инспектор ответил: «Эх, дама! А знаете ли вы сколько  людей благодаря вашему сыну эту дрянь попробовали? Ведь не маленький он, должен понимать в чем тут дело…»

Задание.

  • Выражение «хозяин положения» означает человека, имеющего право и желающего поступать так, как он считает нужным в конкретной ситуации. Был ли у Сергея шанс стать «хозяином положения»?
  • Что помешало Сергею после  предупреждения мамы бросить этот легкий заработок?

3



Предварительный просмотр:

Ситуация №1: «Лена не могла поверить своему счастью – она наконец-то оказалась на море, среди своих сверстников и в далеке  от родителей и бабушки. Она очень быстро сошлась с  девочками из своего отряда, но была сильно расстроена известием о том, что все девочки – курят. Все время в  лагере Лена проводила в компании заводил и «прикольных девчонок», которые все чаще подсмеивались надтем, что она не курит.

Сначала Лена ходила в «курилку» с девочками  просто поболтать, а пото псмеиваясь над ними, и, почуяв себя взрослой, она решительно потянулась за сигаретой. И так продолжалось на протяжении всей лагерной смены, а уже  по приезду домой, она не смогла  избавиться от этой привычки. А еще говорят оздоравливаться поехала!»

Задание:

  • Назовите  причины, по котрым Лена пристрастилась к курению?

  • Прочитайте историю и составьте на ее основе письмо к курильщику, приводя доводы о вреде курения и предлагаюя героине истории альтернативу.

        



Предварительный просмотр:

Мой дорогой друг!

Пишу - и пытаюсь представить тебя. Какой ты, курильщик?

         Возможно, ты – женщина.  Неужели тебе не хочется быть _________________________?! Ведь у курильщиков жёлтые пятна на ______________, ____________________ голос, морщины, ___________________ цвет лица, а изо рта неприятно пахнет дымом. А как же твое предназначение – быть __________________________________________?

         Если ты мужчина и не заботишься о своем здоровье, подумай об _________________. Пассивное курение еще ______________________.

Может быть ты мой сверстник – подросток 14-17 лет. А между тем, курение наносит _______________ молодому растущему организму.  А ведь ты находишся в самом прекрасном возрасте. И меня __________________ что ты уже куришь. Для меня кукрящий подросток напоминает______________________________. И мне кажется, что ты начал курить потому что___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Я сам(а) никогда не курил(а), потому что______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

А твоя первая сигарета – это результат того, что (подчеркните Ваши варианты и Ваш ответ):

- ты уступил сверстникам, дабы не  портить с ними отноршения;

- ты пошел на временный компромисс со сверстниками;

- ты всегда хотел быть первым во всем со сверстниками;

- ты вместе со сверстниками сознательно хотел быстрее приобщитиься к миру взрослых;

- ты подумал, что «нет ничего в этом сложного, всегда можно будет потом от казаться от сигареты»;

- другое_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я думаю тебя должно волновать твое пристрастие к сигаретам, только потому, что оно наносит вред твоему организму:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А средства на приобретение сигарет? Где их можно достать подростку? Ты____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. А может ты готов совершить правонарушение ради того, чтобы купить пачку сигарет?

Ты считаешь, что курение дает тебе_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Многим курильщикам кажется, что сигарета помогает в стрессовой ситуации. Но лично я не знаю ни одного человека, которому курение помогло решить проблемы в учебе, с родителями или друзьями. Оно скорее ______________, а не ________________проблемы. 

Зависмость от курения можно победить, если__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подумай и прими правильное решение. Найди силы сказать себе: «______________! Сигарета – мой ________! Я_________, я смогу бросить курить!». Зачем тебе сокращать свою жиз_____________. Ради чего рисковать, зная, что курение приводит к серьезным нарушениям здоровья, инвалидности и преждевременной смерти. «Меня это никогда не коснется», - самая опасная позиция, которая приводит  к непоправимым ошибкам.

         У человека всегда есть выбор: закурить впервые или воздержаться, повторить попытку или нет. Решение принимаешь ТЫ!

 

ЭТО ТВОЙ  СОЗНАТЕЛЬНЫЙ  ВЫБОР!

Лидеры

Учитель быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо – в зависимости от того, сколько надо подгрупп), кто вскочил со своего места, объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды. Лидеры получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется разделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому учитель должен обратить ситуацию в позитивную, скажем, предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЗА к о м п а н и ю » Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в рамках профилактической программы «Все цвета, кроме черного»

Слайд 2

Цели : дополнить представления восьмиклассников о вредных привычках; продолжить воспитание отрицательного отношения к табакокурению , алкоголю, наркомании; побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников, развивать умение сказать «нет»; развивать критическое мышление, воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.

Слайд 3

2. Работа в группах . Разбор ситуации №1.

Слайд 4

3. Игровая пауза « Что толкает людей в пропасть?»

Слайд 5

4.Разбор ситуации № 2 .

Слайд 6

5. Самодиагностика « Сможешь ли ты устоять?» . Любишь ли ты смотреть телевизор? Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше 3 часов ежедневно? Хотелось ли тебе попробовать закурить? Можешь ли ты просидеть перед телевизором, оставив все свои дела? Пробовал ли ты алкогольные напитки? Любишь ли ты уроки физкультуры? Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты? Умеешь ли ты не повторять своих ошибок? Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее? Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки? Сможешь отказаться?

Слайд 7

Сделаем выводы: 0 – 15 баллов: вы умеете управлять своими желаниями. Как и все люди , вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент вы в состоянии понять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред. Получается, что если вам кто-нибудь предложит «расслабиться», то вы легко откажетесь. Вас не так-то просто купить на всякую дешевку. У вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий. 20 – 40 баллов: ваша «зона удовольствий» нередко вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает воли. Видимо, вы очень много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого вы можете потерять очень много приятного в будущем. Если вам предложат « немного кайфа» , вы можете согласиться. К сожалению, большинство наркоманов так и начинали. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия. 40 – 50 баллов: вас, как говорится, можно брать голыми руками. Вы буквально заряжены на получение всяческих удовольствий. За любой вид зависимости вы будете готовы отдаться в рабство. Таких, как вы слабых личностей не так уж и много. Вам грозит беда ! Вам необходимо работать над собой!

Слайд 8

6. Разбор ситуации №3.

Слайд 9

7 . Мозговой штурм .

Слайд 10

8. Групповое давление. Манипуляция. Что такое манипуляция – это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения.

Слайд 11

Т акое поведение может быть вызвано рядом причин: Близостью и привлекательностью авторитета; Наличием «стадного чувства»; Слабыми внутренними мотивами, отсутствием внутренней саморегуляции ; Стремлением людей соответствовать компании: «Делай как все, и в компании ты станешь свой».

Слайд 12

Психологи приводят 8 основных правил отказа. 1 Правило: говори - «нет, спасибо!» 2 Правило: объясни причину отказа; 3 Правило: повтори несколько раз свой ответ твердо и уверенно. 4 Правило : уходи, когда тебе предложили что-то противящее тебе самому; 5 Правило: смени тему разговора. 6 Правило: Избегай критических ситуаций. 7 Правило: используй прием «холодного душа» 8 Правило: Дружи встречайся с теми, кто тебя понимает, кто поможет тебе в трудный момент, кто придет к тебе на помощь и поддержит тебя.

Слайд 13

Слова –помощники в « умении сказать НЕТ» Непохоже , чтобы мне сегодня стало от этого хорошо Я не собираюсь загрязнять организм Не сегодня, наверное. Нет, не хочу неприятностей. Сейчас не могу. Моя мать нюхает меня, когда я прихожу до­мой. Это не для меня Нет, спасибо Не думаю, что ты достаточно знаешь, какой вред это прино­сит организму. Лучше предложи мне витамины. Нет, спасибо, это опасно. Нет, я это пробовал, и мне не понравилось. Мне не хочется умереть молодым. Я хочу быть здоровым. Это мне ничего не даст. Я и без этого себя прекрасно чувствую Нет, я и так много воюю со своими родителями.

Слайд 14

С казав «НЕТ» , вы можете: – хорошо к себе относиться ; – заставлять других уважать себя за то, что вы личность ; – сохранить отношения с родителями ; – сохранить здоровье ; – защитить себя от несчастья - защитить себя от влияния

Слайд 15

Мы предлагаем альтернативу: За компанию можно: учить уроки, ходить в кино , гулять по городу, слушать музыку, танцевать , заниматься спортом, играть в компьютерные игры, в общем жить интересно.

Слайд 16

Помните, что во многих случаях умение сказать «нет» - это проявление не слабости, а собственной силы, воли и достоинства.



Предварительный просмотр:

Навыки отказа

Цели программы

Умение противостоять убеждению.

Задачи

Каждый учащийся будет иметь возможность продемонстрировать умение:

  • распознать потенциально проблемную ситуацию;
  • использовать шаги в умении сказать «Нет» для того, чтобы уберечь своих друзей, весело провести время, не попадать в неприятные истории и все время контролировать ситуацию.

Необходимые материалы

  • Видео «Ты можешь сказать НЕТ»
  • Плакат «Навыки отказа»
  • Рабочие листы «Навыки отказа»
  • Ролевые игры «Навыки отказа»
  • бумага
  • маркер

Замечание: Прохождение курса «Навыки отказа» может занять несколько уроков и к нему можно периодически возвращаться в течение года.

Из-за важности этого курса, мы бы рекомендовали уделять соответствующее количество времени на теоретический материал, практические занятия в ходе изучения курса «Навыки отказа». Приведенные ниже уроки могут быть либо расширены, либо сокращены в зависимости от потребностей конкретного класса.

Вступление

  1. Попросите учеников вспомнить момент, когда кто-нибудь из их друзей просил их сделать что-то, чего они не хотели или что-то, что, по их мнению, могло плохо кончиться. Попросите желающих осудить то, что они чувствовали. Спросите учеников, что бы они сделали, чтобы не попасть в проблемную ситуацию.
  2. Расскажите ученикам, что вы попытаетесь найти способы избежать неприятностей, особенно когда друзья предлагают им сделать что-то, чего они не хотят. Объясните, что эти способы называются «умением сказать «нет». Отметьте, что вы хотите, чтобы во время прохождения этого курса они постоянно помнили о следующих целях:
  • сохранить своих друзей;
  • хорошо проводить время;
  • не попадать в затруднительные ситуации;
  • самим контролировать ситуацию.
  1. Объясните ученикам, что «Навыки отказа» состоят из пяти шагов, которые им предстоит изучить. Однако перед этим покажите ученикам, что представляют собой «Навыки отказа» в целом. С помощью помощника смоделируйте и покажите пример (найдите кого-нибудь, кто бы смог помочь вам – родители, учитель, ученик из старших классов и т.д.)

Основная часть

  1. Попросите учеников перечислить то, о чем друзья могут попросить их, но что они не хотели бы делать, – например то, что является противозаконным, небезопасным, противоречащим школьным или семейным правилам или просто то, что им кажется неправильным – и написать это на бумаге. (Эти так называемые «опасности» будут использоваться на протяжении всех уроков, поэтому сохраните их.) Попросите их подумать о ситуациях в школе, дома, во дворе, в любое время года. Если ученикам требуется помощь в перечислении «затруднительных ситуаций», спросите их «Если бы я был(а) учеником в школе, о чем бы меня могли попросить и что было бы плохо?»
  2. Попросите учеников написать на листке бумаги то, о чем их, возможно, просили и что могло привести к неприятным ситуациям. Скажите, что это не обязательно показывать всем, просто нужно подумать об этом и написать на листке.
  3. Скажите ученикам, что сейчас они посмотрят первую часть фильма, в которой мальчику предлагают сделать что-то, что может привезти к беде. Попросите учеников обратить внимание на то, что мальчик ответил, чтобы отказаться.
  4. Покажите вступление и Сцену 1 видеофильма «Ты можешь сказать НЕТ»; остановить фильм, когда вы увидите слова «Задавайте вопросы».

 

ШАГ 1

Попросите учеников, могут ли они сами сказать, какой первый шаг умения отказаться? Раздайте рабочие листы и повесьте плакат «Навыки отказа», на котором показан только ШАГ 1. Покажите первый шаг и примеры ключевых фраз:

  1. Задавайте вопросы (например, «Что..?», «Зачем..?»)

С помощью затруднений, перечисленных в списке, вместе с помощником продемонстрируйте ШАГ 1. Когда вы «выясните, что это опасно», закончите ролевую игру словами «Это опасность!». Особо подчеркните, чтобы человек, задающий вопросы, должен продолжать задавать их до тех пор, пока не будет определена опасность. Продолжайте обсуждение, моделирование и ролевую игру до тех пор, пока это необходимо.

  1. Скажите ученикам, что сейчас они посмотрят продолжение фильма. Попросите их обратить особое внимание на то, что говорит девочка для того, чтобы отказаться и в то же время не потерять друзей. Покажите Сцену 2 видеофильма; остановите фильм, когда вы увидите слова «Назовите опасность, последствия и альтернативы».

Спросите учеников, с помощью каких шагов девочка смогла отказаться и не потерять друзей. Обсудите следующие три шага и ключевые фразы «Навыков отказа».

ШАГ 2.

Назовите опасность («Это …»)

Объясните, что использование юридических терминов, например «вандализм», «нападение» или «незаконное владение», часто заставляет людей более серьезно задуматься о том, что они делают. Возможно, вам будет необходимо обсудить с учениками некоторые юридические термины. Скажите ученикам также, что многие проступки не имеют юридических названий, например, когда вы зло подшутили над кем-то или не сказали родителям, куда вы идете после школы. Объясните, что люди, применяющие навыки отказа всегда могут сказать «Это может привести к беде», «Это неправильно» или «Это плохо».

ШАГ 3.

Определите, какие могут быть последствия. («Если я сделаю это…»)

Объясните, что у действий бывают различные последствия: юридические, последствия в школе, в семье, в здоровье и личные последствия, как для себя самого, так и для окружающих. Затем кратко обсудите их. Скажите, что последствия могут быть различными для каждого человека.

ШАГ 4.

Предложите альтернативу («Вместо этого, почему бы нам не…»)

Подчеркните, что, предлагая альтернативу, человек отвергает действия, а не человека, которые предложил это. Отметьте, что альтернативы лучше работают, если они подходят для ситуации. Добавьте, что они не должны быть более привлекательными, чем те, что предложил товарищ, а могут просто быть очень простыми, например «давай пойдем погуляем» или «посидим и поговорим». Скажите ученикам, что хорошо бы иметь несколько возможных альтернатив, которые можно предложить в различных ситуациях. Попросите учеников придумать и обсудить некоторые из возможных альтернатив.

Используя проблемные ситуации из составленного ранее листа, с помощью ассистента смоделируйте Шаги 1-4:

  1. Задавайте вопросы («Что..?», «Зачем..?» и т.д.)
  2. Назовите опасность («Это…»)
  3. Определите, какие могут быть последствия («Если я сделаю это…»)
  4. Предложите альтернативу («Вместо этого, почему бы нам не…»)

На давите на учеников. Дайте им понять, что ответы на эти вопросы действительно работают.

Продолжайте моделировать шаги; возможно, вам понадобится «думать вслух», чтобы ученики имели возможность проследить за процессом размышлений от шага к шагу; или «попросить помощи» у разных учеников, чтобы понять, насколько хорошо они понимают то, что происходит на каждом шаге.

Потренируйтесь с некоторыми учениками; вы можете помогать с ключевыми фразами, а ваш ассистент может изображать человека, предлагающего что-либо опасное. Помните, что нельзя использовать давление.

ШАГ 5.

Попросите учеников назвать последний шаг и ключевые фразы «Навыков отказа» и обсудите их:

Отойди подальше, но не закрывай за собой дверь. («Если ты изменишь свое мнение…»)

Обратите внимание, что уход от опасной ситуации помогает человеку, использующему навыки, избежать неприятностей и показать другу, что он настроен серьезно и решительно.

Расскажите о различных способах, которыми можно предложить альтернативу. Это может быть интересное или увлекательное занятие, к ним можно подключить других людей, подчеркнуть, насколько важна дружба. Если ученики плохо понимают, какими способами можно предложить альтернативу, попробуйте описать это другими словами, например «убедить» или «уговорить» кого-то заняться чем-нибудь другим. Скажите, что друзья не обязательно согласятся на все, что иногда нужно просто уйти и дать другу возможность передумать. Объясните, что нужно «оставить за собой открытую дверь», только если после предложения альтернативы, они получили четкий ответ, показывающий, что друзья не пойдут за ними. Расскажите, что они «оставляют дверь открытой» только для того, чтобы дать понять свои друзьям, что они по-прежнему хотят быть друзьями и все делать вместе.

Используя проблемные ситуации из составленного ранее листа, с помощью ассистента смоделируйте Шаги 1-4:

  1. Предложите альтернативу («Вместо этого, почему бы нам не…»)
  2. Отойди подальше, но не закрывай за собой дверь. («Если ты изменишь свое мнение…»)

Предоставьте слово ученикам. Например, «Предположим, что ваш друг предложил вам пойти в магазин и помочь ему украсть пару кроссовок. Вы сказали своему другу, что это плохо, что если вы сделаете это, то могут быть проблемы с полицией и с родителями. Теперь вы можете предложить альтернативу.»

Не давите на учеников.

Продолжайте моделировать шаги; возможно, вам понадобится «думать вслух», чтобы ученики имели возможность проследить за процессом размышлений от шага к шагу; или «попросить помощи» у разных учеников, чтобы понять, насколько хорошо они понимают то, что происходит на каждом шаге.

Потренируйтесь с некоторыми учениками; вы можете помогать с ключевыми фразами, а ваш ассистент может изображать человека, предлагающего что-либо опасное. Пройдите все шаги и помните следующие моменты, когда будете проходить Шаги 4 и 5:

  • Напомните ученикам, что их альтернативы должны быть конкретными, но могут быть простыми.
  • Включите ситуации, когда ученики не должны «оставлять открытой дверь», потому что человек согласился на альтернативу. Не поддерживайте учеников, которые пропускают предложение альтернативы и сразу перескакивают на следующий шаг.
  • Не давите на учеников, не позволяйте им давить друг на друга.
  • Небольшой толчок или жест с вашей стороны может подсказать ученикам, что можно двигаться дальше.
  • Перед тем, как начать ролевую игру расспросите учеников о том, как они собираются «продавать» свою альтернативу, и в процессе игры помогайте им ключевыми фразами, которые подходят к их ситуации.

Смоделируйте все пять шагов «Навыков отказа»:

  1. Задавайте вопросы («Что..?», «Зачем..?» и т.д.)
  2. Назовите опасность («Это…»)
  3. Определите, какие могут быть последствия («Если я сделаю это…»)
  4. Предложите альтернативу («Вместо этого, почему бы нам не…»)
  5. Отойди подальше, но не закрывай за собой дверь. («Если ты изменишь свое мнение…»)

Проиграйте несколько ролевых игр с разными учениками. Варьируйте окончания ролевых игр. Попросите учеников потренироваться в парах.


Заключение

Попросите учеников еще раз подумать о той ситуации, о которой они ранее написали на своих листочках, и мысленно проиграть эту ситуацию и то, как бы они поступили теперь, зная «Навыки отказа».

Еще раз повторите ученикам, что они проходят эти навыки для использования их в будущем, и что им не нужно беспокоится о том, что сейчас они не могут всего запомнить, и слова кажутся искусственными. Объясните, что после некоторой практики они будут легче использовать эти навыки в жизни, и эти навыки станут частью их самих, и каждый раз они будут находить свои собственные слова и методы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Применение здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности и внеклассной работе ( из опыта работы)

В работе описала, как применяю здоровьесберегающие технологии на практике в процессе учебной деятельности и внеклассной работе....

Отчет о работе классного руководителя 2 класса по внеклассной работе

отчет по  воспитательной  работе за 1 полугодие...

"Воспитание творческой личности ребёнка через внеклассную работу" работа по самообразованию классного руководителя

Как через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...