Роль здоровьесберегающих технологий при реализации ФГОС НОО
статья по зож на тему

Валентина Тихоновна Острокостова

Выступление на районной научно-практической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rayonnoy_konferentsii.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

IV РАЙОННАЯ НАУЧНО  -  ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ

«РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

                                                                                               Подготовил:

                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                               МКОУ «Щученская СОШ»

                                                                             Острокостова Валентина Тихоновна

Ноябрь, 2013 г.

                                                                                                                       В.Т.Острокостова

                                                                                                                       МКОУ «Щученская СОШ»

                                                                                             

РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

                                                                    Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем не болел,

                                                                    то во всяком случае поддерживать у него высокий уровень

                                                                    здоровья вполне возможно.

                                                                                                                                     Н.М. Амосов

          Образовательный процесс в школе в связи  с введением  ФГОС начального общего образования постоянно усложняется  и требует от обучающихся большого умственного и нервно-психологического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Эти данные  подтверждают и профилактические осмотры детей нашей школы медицинскими работниками. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья школьников  как никогда актуальна. Можно с уверенностью сказать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья ребенка больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

        Уже на этапе адаптации детей к школе перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью?  Одним из главных секретов хорошего самочувствия обучающихся начальных классов и их высокой активности в учебном процессе является применение игровых оздоровительных технологий обучения и воспитания, поэтому подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей педагогической деятельности при работе с детьми младшего школьного возраста.

        Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в начальной  школе;
  • снижение уровня заболеваемости  учащихся;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

          В нашей школе работает программа «Здоровье», которая охватывает все ступени обучения, в том числе и начальные классы. Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпризов, с которыми

сталкивается ребенок, переступая порог школы, - это… запрет на движение. Такую ситуацию Н.М.Амосов обозначил как явное противоречие условий социальной жизни законам биологии, приводящие к детренированности «рабочих» функций организма. Ведь движение является неотъемлемым фундаментом детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических процессов.

     Поэтому, работая над задачей создания здоровьесберегающей среды для обучающихся начальной школы, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей:

       1. Утренняя зарядка. Зарядка до занятий служит прекрасным организационным и мобилизующим фактором. Во время ее проведения происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый ритм, что приводит к повышению общей работоспособности. Зарядка может проходить  под музыку и включать в себя комплекс упражнений , выполняемый в такой последовательности: для осанки, мышц плечевого пояса и рук , мышц туловища, нижних конечностей , на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются  новые упражнения или усложняются уже изученные ранее.

       2. Игровые перемены. Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Согласно статистике, до 24 часов в неделю учащиеся уделяют просмотру телепередач. Появление компьютера  еще больше усугубило обездвиженность детей и подростков.

Школьные уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Игры позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе со школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества.  Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.

      3. Уроки Здоровья. Подробнее хотелось бы остановиться на уроках здоровья, которые проводятся один раз в неделю в первом или во втором полугодиях.  Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса. Главная цель проведения этих уроков -  всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

      4. Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии. Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением

нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 35-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамической паузы, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно, лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но учитывая, что динамичность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут,  часть времени урока следует использовать на проведение физкультурных пауз.

 Из всех нагрузок с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.

      На уроках в начальной школе широко использую веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождаются выразительным хоровым произношений четверостиший.

      Физкультурные минутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.

      Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальных классах, систематически провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка.  Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

      Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников такой:

  • проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки и использование элементов на обычных уроках;
  • организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров, контроль классных санитаров за соблюдением обучающимися правил личной гигиены, опрятность одежды;
  • проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности.
  • оздоровление детей в условиях школы: обучающиеся школы ежедневно получают полноценное горячее питание, 3 раза в неделю  - молоко по губернаторской программе «Школьное молоко»,

  -  1    раз в месяц с детьми проводятся занятия в плавательном бассейне ФОК «Заводской»

      (г. Лиски)

  • организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни;

  • проведение Дней здоровья (1 раз в четверть);

               -  работа с родителями обучающихся.

      Нельзя не упомянуть, что в работе с родителями большое место занимают совместные классные мероприятия. Среди них особенно можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и соревнования: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Веселые старты», « Зов джунглей»,  «А ну-ка, мамы!»

      Работая над данной  проблемой на протяжении трёх лет, после активного изучения и применения на практике с  классным коллективом уже можно сделать конкретные выводы.

      Анализ динамики заболеваемости показывает, что есть тенденция к уменьшению обострения хронических заболеваний, осложнений после болезни, процента пропущенных дней 1 ребенком, увеличение учащихся, не болевших ни разу. Анализ работы показывает, что это является результатом  увеличения двигательной активности детей, прочным формированием знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

   Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Список литературы

  1. Агапова И.А. Как правильно подготовить ребенка к школе. – Москва, «Просвещение», 2010 г.
  2. Захарова Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников.- Волгоград, «Учитель», 2007 г.
  3. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Волгоград, «Учитель», 2010 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о роли здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей является одной из актуальнейших в педагогике. Многочисленные исследования, проводимые психологами, педагогами, медиками, свидетельству...

Роль дополнительного образования в реализации ФГОС НОО второго поколения.

Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет (национальный проект Образование»; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; новая реда...

Здоровьесберегающие технологии при реализации ФГОС 2 в начальной школе

Данная презентация содержит иллюстративный материал для сообщения по теме  "Здоровьесберегающие технологии"...

Роль здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе в условиях внедрения ФГОС.

Научить здоровью нельзя ,нужно воспитать в детях потребность быть здоровыми....

Статья на тему: "Роль педагога в условиях реализации ФГОС в общеобразовательной организации".

Современная  школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Образовательные приоритеты и положения ФГОС требуют большого внимания к личнос...

«Роль здоровьесберегающих технологий в повышении эффективности образовательного процесса»

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства....