Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.
статья по зож (4 класс) по теме

Мельникова Елена Николаевна

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е  иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся.

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий.
Использование новых форм и методов преподавания и раннее начало систематического обучения приводят к повышению утомляемости, росту числа детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам, нервному напряжению.
В связи с этим необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро.

Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие технологии.

При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни.

Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности.

Работая в разных классах и учитывая индивидуальные особенности учащихся, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я стараюсь использовать элементы здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е  иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервой деятельности учащихся.

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий.
Использование новых форм и методов преподавания и раннее начало систематического обучения приводят к повышению утомляемости, росту числа детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам, нервному напряжению.
В связи с этим необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.


При организации занятия выделяют три основных этапа, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и определенными видами деятельности.


Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока:
5–25-я минута – 80%;
25–35-я минута – 60–40%;
35–40-я минута – 10%.
Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которая наступает вследствие продолжительной или интенсивной работы. Биологическая роль этого состояния заключается в своевременной защите организма от истощения.


Свидетельства утомления: 
1) снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания;
2) ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
3) появление чувства усталости;
4) шум в классе.


Что заметит внимательный учитель: 
1) нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;
2) изменение почерка;
3) динамизм телодвижений (кривлянье);
4) вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;
5) жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе;
6) младшие школьники пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя “внешней” речью (проговаривание текста).

Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки.

Важным элементом здоровьесберегающих технологий является обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

 Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.

Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Утомление часто возникает в следующие периоды:

  • начало учебного года и недели;
  • возникает ежедневно к 3–4-му урокам;
  • сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
  • окончание четверти, учебного года, недели.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Уделяя особое внимание  профилактике перегрузок и для снятия усталости детей, повышения их работоспособности на уроке, я включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.

Необходимо помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учащимися цель запомнить языковой материал.

На начальном этапе обучения английскому языку включаю на урок зарядку, с использованием различного вида движений, рифмовок, песен, танцев.

Вот примеры такой зарядки:

Clap, clap, clap your hands,
Clap  your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.
Turn, turn, turn around,
Turn around together.
Clap, clap, clap your hands,
Clap  your hands together.

Touch your shoulders,
Touch your nose,
Touch your ears
Touch your toes.
Raise your hands
High up in the air,
To the sides
On your hair.

Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down.

Hands up. To the sides.

Bend left, bend right.

One, two, three, hop,

One, two, three, stop!

Stand still!

Можно использовать упражнения, помогающие снимать усталость с пальцев:

Do you have a father? Yes, I do.

Do you have a mother? Yes, I do.

Do you have a sister? Yes, I do.

Do you have a brother? Yes Ido.

Do you like your father? Yes, I do.

Do you like your mother/ Yes, I do.

Do you like your sister? Yes, I do.

Do you like your brother? Yes, I do.

В учебнике «Spotlight 2» есть очень интересная физкультминутка. Дети выполняют это упражнение с удовольствием. ( Запись № 32 на диске к учебнику).

Одной из важнейших форм релаксации являются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции.

К таким играм относятся игры пантомимы. Вот примеры таких игр.

При изучении темы «My Animals» детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями.

При изучении темы «My Day» детям дается задание изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

При изучении алфавита: изобразить букву ( нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).Ученик(и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.

 Особое внимание на уроках должно уделяется гимнастике для глаз:

        

Look left, look right

Look up, look down

Look around.

Look at your nose

Look at that rose.

Close your eyes.

Open, wink and smile.

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=13766849-68-72&n=21

Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Также активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. ( Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные).

Новизна, ожидание чего-то необычного также служит снятию напряжения учащихся. Рассказ учителя, подобранный с целью снятия усталости и напряжения не носит учебного характера, а строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Смех, вызванный забавной или остроумной историей, веселыми картинками также способствует снятию напряжения.

Задача учителя при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь, развить, а не вдолбить.

При работе с учениками среднего и старшего возраста и введении более сложного материала можно и нужно применять элементы проблемного обучения, так как самостоятельно сделанное открытие всегда вызывает чувство удовлетворения, что, в свою очередь, положительно влияет на психофизическое состояние как каждого учащегося, так и группы в целом.

Для работы с лексикой очень хороши учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов. На этапе закрепления лексики можно применять прием «озвучка» (с опорой на субтитры или без). Можно превратить это в ещё более интересное занятие, попросив учащихся «переозвучить» по-своему тот или иной отрывок.

Просмотр мультфильмов на английском языке настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.

Учащимся 10–11-х классов по душе игра-проект (Project), где они пишут проекты, защищают их, учась тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.

Необходимо уделять особое внимание профилактике перегрузок и стрессообразующих факторов при изучении иностранного языка. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжению сил. Увлекаясь объяснением нового грамматического материала, беседуя с детьми по теме или читая текст, надо помнить о здоровье школьников, о создании таких условий, которые обеспечили бы высокую работоспособность на протяжении всего урока и избежать переутомления. Чтобы помочь детям настроиться на овладение знаний в середине или в конце учебного дня им бывает необходима психологическая поддержка.

Для этого можно использовать элементы  аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка – это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психологическими функциями, укрепляет силу воли, улучшить внимание, регулировать частоту сокращения сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей аутогенной   тренировки является регуляция собственных эмоций.

В средних и старших классах аутогенная  тренировка обычно проводится в течение 3-5 минут в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности.

Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, необходимо уменьшить освещенность классной комнаты, включить тихую, спокойную музыку. После этого учащимся следует психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться.

Примеры комплексной релаксации.

Sit comfortably. Close your eyes.
Breathe in. Breathe out.
Let’s pretend it`s summer. You are lying on a sandy beach. The sun is shining. The sky is blue. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quit. Your brain relaxes. There is calm in your body. You are relaxing. Your troubles flout away. You love your relatives and friends. They love you too. You are sure of  yourself, that you have much energy.
You are in good spirits. 
Open your eyes. How do you feel?

На уроках немецкого языка можно использовать следующие рифмовки для физкультминуток.

В начале физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками типа:

Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle turnen wir.

Затем в рифмовку вместо глагола turnen вводятся глаголы marschieren, springen, Ball spielen, tanzen ит.д.

Дети произносят текст рифмовки, производят простые движения, имитирующие называемые действия.

Ich bin groß,
Du bist klein, .
Er ist lustig,
Wir sind fein!
Ihr seid sportlich,
Sie sind fleißig.
Alle kommen
Aus Leipzig!

Затем в рифмовки включаются слова, обозначающие части тела. Например:

Mit dem Kopfe nick, nick, nick.
Mit dem Finger tick, tick, tick.
Mit den Händen klapp, klapp, klapp.
Mit den Füßen trapp, trapp, trapp.
Mit dem Kopfe nick, nick, nick.
Mit dem Finger tick, tick, tick.
Einmal hin, einmal her
Rundherum ist nicht so schwer.

Затем эта же лексика закрепляется в новых более сложных рифмовках:

Die Arme, die Hände, die Füße und Bein
Wir müssen sie üben, um kräftig zu sein.
Punkt, Рunkt, Komma, Strich –
Fertig ist nun das Gesicht.
Körper, Arme, Beine dran –
Fertig ist der Hampelmann.
Hände, Füße und ein Hut.
Ist der Hampelmann nicht gut?

По теме „Sport“ использую рифмовку, под которую можно маршировать:

Wasser, Sommer, Luft und Wind
Uns’re besten Freunde sind.
Alle Kinder, groß und klein,
wollen gute Sportler sein.
Frühling, Sommer, Herbst und Winter –
Sport ist gut für alle Kinder.
Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben,
Sport und Spiel wird groß geschrieben.

Эта рифмовка вместо маршировки может сопровождаться простыми движениями: дети поднимают руки вверх, в стороны, вытягивают их вперед, делают хлопок над головой, опускают руки вниз.

Для отработки правильной осанки можно использовать рифмовку:

In der Schule und zu Haus
Sitzt gerade, Brust heraus.

При работе над темой „Der Winter“ необходимо стремиться к тому, чтобы материал физкультминуток органически включался в урок и дал возможность закрепить лексику путем называния выполняемых действий. С этой целью можно заучить следующие рифмовки:

Schön ist der Winter
für Große und Kinder.
Eins, zwei, drei, vier,
Schlittschuh laufen alle wir.
Fünf, sechs, sieben, acht,
wir machen eine Schneeballschlacht.
Hurra, es ist so weit!
Heute Nacht hat es geschneit!
Schnell einen Ball gemacht,
und auf, zur Schneeballschlacht.
He – juchhe –
Im ersten, weichen Schnee!

При работе над темой „Das Zimmer“ использую рифмовку:

Eins, zwei, drei, vier
unser Zimmer fegen wir.
Eins, zwei, drei, vier
Staub wischen alle wir.

Для проведения физкультминуток при прохождении темы „Der Frühling“ использую стихотворение, которое дети рассказывают, разводят руки в стороны, вверх, вперед, в стороны, вниз. Welche Freude, welche Wonne!

Wieder scheint die liebe Sonne!
Wir lieben die Sonne, die Blumen, den Wind,
und wollen das alle so froh, wie wir sind.
Schöner Frühling, komm doch wieder,
Lieber Frühling, komm doch bald!
Bring uns Blumen, Laub und Lieder,
Schmücke wieder Feld und Wald!

К теме „Der Sommer“ хорошо подходит рифмовка:

Heute ist das Wetter warm,
heute kann’s nicht schaden.
Schnell herunter an der See,
heute geh’n wir baden.
Eins, zwei, drei, vier,
alle, alle baden wir,
schwimmen wir, tauchen wir,
In der Sonne liegen wir.
Kommt, wir wollen Blumen pflücken,
unser Zimmer damit schmücken.

К теме „Der Herbst“ и для закрепления множественного числа существительных хорошо подходит рифмовка:

Es regnet, es regnet und alles ist nass
Plätze, Straßen, Bäume, Dächer, Häuser, Graß.
Mäntel, Jacken, Stiefel, Mützen!
Sollen uns vor Kälte schützen!

Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, cнять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений.

Для 5-го класса:

1. Крепко зажмурьте глаза на 3–5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-немецки).

2. Быстро поморгайте глазами в течение 30–60 сек (считаем десятками от 10 до 100 по-немецки).

Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.

 На уроках английского языка тоже можно проводить  гимнастику для глаз, не забывая при этом повторять лексику (например, цвета, названия стран и т. д.), буквы, числа. Вы можете разместить в разных местах в классе разноцветные кружки (цветочки, буквы, числа) и попросить учащихся: "Look at the yellow/ red / blue flower, please! Find the letter "H” in our classroom, please!” А в средних классах: "Look at the map of Great Britain/the USA/ Australia / Etc.” При изучении алфавита гимнастику для глаз можно проводить следующим образом: «Нарисуйте в воздухе взглядом букву "G” / "F” / "S”» и т. д. 

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.

Итак, здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранении духовного и физического благополучия школьников.

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка – задача особой важности для преподавателей иностранного языка. Задача школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Литература:

  1. Журнал “Здоровье ребенка”, №10, 2010 г. Е. Березникова.
  2. Статья Л. Зариповой, ГОУ СОШ “Школа здоровья”
  3. Журнал “Иностранные языки в школе” № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.
  4. Приложение к журналу “Иностранный язык в школе” Методическая мозаика № 5, 2005 год,
  5.  Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс «Английский  в фокусе» (Spotlight 2), Москва, «Просвещение», 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: «Использование игровой технологии на уроках иностранного языка в начальной школе».

Цель: показать необходимость использования игровой  технологии на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

Деятельностные технологии на уроках иностранного языка.

Использование деятельностных технологий на уроках иностранного языка, игры с движениями и перемещением для повышения эффективности урока....

Современные педагогические технологии на уроках иностранного языка Интегративная учебная деятельность.

Современные требования к урокам приводят к поиску новых технологий и методик. Один из них интегративные технологии....

Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в условиях введения ФГОС нового поколения

Изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Согласно Программе обучени...

Кейс-технология на уроках иностранного языка

Выпускная работа на тему "Использование кейс-технологии как условие развития умений диалогической речи на иностранном языке"...

Игровые технологии на уроках иностранного языка

Введение……………………………………………………………&helli...

Интерактивные технологии на уроках иностранного языка

Применение интерактивных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе...