Курсовая работа
методическая разработка по зож по теме

Золотова Марина Сергеевна

Курсовя работа на тему: "Развитие физических качест младших школьников  на переменах с помощью игрового метода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

       Одной из главных задач, решаемых в процессе физического обучения и воспитания в школе, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествам принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

      Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физических качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

      О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

     Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, двигательной активности, получении внешней информации. Педагоги всех времен отмечали её благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических качеств и способностей.

     Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей и подростков. Прежде всего, интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации, когда приходится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявляя при этом в игре ловкость, быстроту, выносливость, силу.

     Потребность человека в тренировке мышц обусловлена природой. Эта потребность выливается у детей и подростков в игру. Играя, дети и подростки тренируются физически.

      Включение подвижных игр на уроки физической культуры помогает в решении не только специальных задач, но и оживить учебный процесс. Игра выступает как средство физической и технической подготовки, как метод решающий воспитательные задачи, в том числе, связанного с активизацией внимания и повышения эмоционального состояния обучающихся, повышают интерес к урокам.

        На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования:

 «Игра - как метод развития физических качеств».

Цель нашего исследования — раскрыть потенциал подвижных игр,  применяемых в физкультурно — оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня младших школьников, для совершенствования жизненно важных навыках и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и укрепления здоровья учащихся посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма.

Задачи исследования:

1. Проанализировать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

2.   Дать характеристику внеурочным  формам организации игр.

3.   Разработать программу игр и физических упражнений на переменах с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности.

4. Рассмотреть особенности методики развития физических качеств детей младшего школьного возраста;

5.  Изучить воспитательные возможности народных игр и пути формирования духовно — нравственного воспитания учащихся;

6. Разработать и проверить на практике экспериментальную программу использования народных игр для духовно- нравственного воспитания младших школьников.

     


 Глава I. Игра - как метод развития физических качеств.

      1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

      Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д [6].

     В этой связи весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы (чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы, в теплое время заниматься при открытых форточках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать достаточный приток свежего воздуха в рекреационные (от лат. recrealio - восстановление сил) помещения и коридоры. Необходимо также заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном буфете или столовой во время перемен, в хорошую погоду проводить с ними прогулки или спокойные игры на свежем воздухе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома заниматься утренней гимнастикой и т.д.

     Необходимым элементом санитарно-гигиенической работы в младших классах является регулярное (не менее одного раза в учебную четверть) проведение медицинских осмотров, проверка веса ребят, их слуха, зрения. Учителям также следует иметь в виду, что когда ребенок вдруг становится замкнутым или сверх обычного подвижным, когда он с трудом сосредоточивается на восприятии изучаемого материала, страдает забывчивостью и снижает качество успеваемости, причины всех этих аномалий подчас могут быть связаны с физическим недомоганием и ухудшением состояния здоровья. В этих случаях нужно своевременно обращаться за помощью к врачу. [6]

      Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором: в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клетками). К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400-1500 граммов и приближается к весу мозга взрослого человека, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобные доли [5].

    Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение. Интенсивное развитие нервно- психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.

 Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В психологии и педагогике утвердилась идея JI.C. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей [5].

    Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности.

    Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия.     Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают неточности в определении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных признаков.

   Однако, как отмечалось выше, у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и тематике. Но здесь нужна определенная мера. Попытка в 60-70-с гг. повысить теоретический уровень образования в начальных классах оказалась неудачной: она привела к перегрузке ребят и снижению качества их знаний [5].

     Это, однако, не снимает задачи развития у младших школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое па части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обобщения, формулировать правила и т.д.

Опытами профессора Л.В. Занкова и его сотрудников установлено, что при целенаправленном развитии у ребят формируются способности к восприятию и определению существенных признаков изучаемых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее количество этих признаков и раскрывать наиболее важные из них [9].

    Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происходят в совершенствовании памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механическая память, причем ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных учащихся определенные трудности. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они предпочитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учении. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глубокому осмыслению знаний и развития логической памяти.

     Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной

заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в

преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что

у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с прудом сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителя стремятся использовать различные педагогические Приемы, чтобы сделать учение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно формировать понимание своих школьных обязанностей. Об этом, в частности, писал еще К.Д. Ушинский: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность» [2].

Важными особенностями характеризуется организация практической

деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и в их жизни игра занимает заметное место, они начинают осоз навать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. [6]

 1.2.        Внеклассные формы организации игр

в настоящее время выделяют урочные и внеурочные формы занятий физическими упражнениями. Кроме урочных форм, физическом воспитании широко представлены и неурочные формы организации занятий. Они направлены  на укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности, организацию активного отдыха, атак же на развитие двигательных способностей умений и навыков. Как было отмечено в реферате к физкультурно оздоровительным мероприятиям относятся несколько разновидностей занятий, на которых с большим успехом и эффективностью используются подвижные игры:

     - утренняя гимнастика до учебных занятий;

  • физкультминутки и физкультпаузы на уроках;
  • игры и физические упражнения на удлиненных переменах;

    -  ежедневные физкультурные занятия в группах продлённого дня.

        1.3. Программа игр и физических упражнений на переменах

  Программа «Подвижные перемены» составлена для активизации физкультурно - оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися 1-4 классов в учебное и каникулярное время [таблица 1.1.]. Программа представляет собой комплексы подвижных игр и комплексы физических упражнений. Это решает проблемы двигательной активности учащихся. В процессе игры существенно улучшается кровообращение утомлённого мозга детей, усиливается дыхание, что благоприятно сказывается на общем состоянии организма.

   Программа рассчитана на 38 часов, включая каникулярное время. Учитывая специфику проведения подвижных перемен ( проводятся в учебное время после 2 и 3 урока) 1час занятий распределяется на 5 учебных дней по 12 минут. В каникулярное время с детьми проводится комплексное занятие длительностью 1 час.

        Требования к организации подвижных перемен:

       -        занятия проводятся на свежем воздухе (при температуре до - 10 градусов);

       -        занятия проводятся в спортивном зале школы ( при температуре ниже 10 градусов);

       -        дети, которые относятся к специальной медицинской группе, во время подвижных перемен участвуют в играх, не связанных со значительной нагрузкой;

       -        при проведении подвижных перемен нужно дозировать физическую нагрузку;

       -        все упражнения в играх должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям детей;

       -        проводимые игры должны быть простыми по содержанию, доступными для детей и вызывать у них интерес;

       -        физическая нагрузка должна соответствовать возрастным особенностям учащихся;

       -        игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать слишком большой игровой азарт;

       -        в играх должна быть предусмотрена возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию;

      -площадка для проведения игр должна соответствовать требованиям техники безопасности и правилам игры;

    -спортивный инвентарь подбирается согласно условиям игры ( обручи, мячи, кегли, скакалки, кубики) [6].

   Четкая организация игры, неуклонное выполнение соответствующих правил способствуют правильному развитию моторики у школьников. [6]

                       

                   

  Таблица тематического распределения часов

                                                                                           таблица 1.1.

№ п/п

Содержание (разделы, темы)

Количество часов по авторской программе.

1 четверть.

I.

Подвижные игры на свежем воздухе.

9 часов.

2 четверть.

II.

Подвижные игры в спортивном зале.

10 часов.

3 четверть.

III.

Подвижные игры в спортивном зале.

11 часов.

4 четверть.

IV

Подвижные игры на свежем воздухе.

8 часов.

Итого:

38 часов

Цели и задачи.

      -популяризация подвижных игр;

      -        главная цель дать возможность каждому ребёнку побывать в движении, почувствовать своё тело;

      -        развитие мышечной активности;

      -осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности;

      -        развитие интереса к выполнению упражнений;

      -развитие любознательности, наблюдательности, потребности в выполнении упражнений, культуры общения учащихся;

      -        развивать у учащихся культуру выполнения физических упражнений;

      -        формирование у учащихся сознания необходимости подвижных перемен для сохранения собственного здоровья.

        2. Содержание обучения.

        Первая четверть.

        I. Подвижные перемены на свежем воздухе - 9 часов Подвижные игры [9]: «Не ошибись», «Стоп», «Челнок», «Выставка картин», «Второй лишний», «Мяч среднему», «Группа смирно», «Эстафета с обручами», комплексы упражнений - №1, №2, №3, №4, №5- 8 часов. Комплекс занятий в каникулярное время. Спортивные эстафеты - «Посадка картошки», «Бег пингвинов» - 1 час.

        Вторая четверть.

        II. Подвижные перемены в спортивном зале- 10 часов. Подвижные игры [7]: «Точный расчёт», «Передай мяч», «Волк во рву», «Карусель», «У медведя во бору», «Воробушки - попрыгунчики», «Тропинка», «Колесо», комплексы упражнений-.!^ 1,        №2,        №3        -8 часов. Комплекс занятий в каникулярное время. Спортивные эстафеты - «Попади в цель», «Передал садись» - 2 часа.

Третья четверть.

       III. Подвижные перемены в спортивном зале - 11 часов. Подвижные игры: «Конники-спортсмены», «Пустое место», «Попади в цель», «Воробышки», « С бережка на бережок», «Рыболов», «Защити товарища!», «Догони свою пару!», «Эстафета со скакалкой», «Загони льдинку», упражнений комплексы - №1, №2, №3,        №4,        №5        -10 часов.

Комплекс занятий в каникулярное время. Спортивная эстафета - «Переправа» - 1

час.

         Четвертая четверть.

          IV.        Подвижные перемены на свежем воздухе — 8 часов.

Подвижные игры — «Прыжок за прыжком», «Коршун и наседка», «Игры с кеглями», «Ястреб и утки», «Боевые петухи», «Охотники и утки», «Поезда», «День и ночь», комплексы упражнений - № 4, №5 - 8 часов. [6]

     1.4. Методика развития физических качеств

      Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростносиловых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.

       К координационным способностям относятся точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движения, ориентирования в пространстве [8].

Кондиционные способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость.

       Физические качества, по существу, являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости. Физические качества органически связаны с физическими способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях.

       В настоящее время принято различать пять основных физических качеств: силовые (сила), скоростные (быстрота), координационные (ловкость и равновесие), выносливость, гибкость.

       Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам посредством мышечных усилий и напряжений. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду - при метаниях, собственному телу - при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику [2].

       Характеризуется: килограммы - оценивается абсолютная сила без учета собственного веса и относительная сила - абсолютная сила, деленная на вес человека.

Средства развития: упражнения с повышенной сопротивляемостью. Они делятся на две группы:

     -упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (например, набивные мячи), противодействие партнера, игры с перетягиванием, сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.), метание и толкание мячей.

     -упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, упражнения в висах, упорах, лазание по канату) [9].

     В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. В младшем и среднем школьном возрасте не следует форсировать развитие собственно силовых способностей. Упражнения должны иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов. Однако полностью исключать последние не следует, так как, например, упражнения, связанные с сохранением статических поз, полезны для выработки правильной осанки.

      Основной задачей силовой подготовки в школе является развитие крупных мышечных групп спины и живота, от которых зависит правильная осанка, а также тех мышечных групп, которые в обычной жизни развиваются слабо (косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей, мышцы задней поверхности бедра и др.).

     Типичными средствами развития силы являются: в 7-9 лет — общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет — общеразвивающие упражнения с небольшими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т.д.

        Методы развития:

        - метод серийных упражнений;

        - метод интервальных упражнений [3].

        Быстрота - способность человека совершать действия в минимальный ля данных условий отрезок времени.

     Характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движения.

     Средства развития:

     -        упражнения комплексного воздействия: спортивные и подвижные игры, эстафеты, виды единоборств;

     -        упражнения, направленные на развитие отдельных компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, стартовая скорость, спурты, скоростная выносливость компонентов скоростных способностей, обработка скорости отдельных движений, старт;

    - скоростно-силовые упражнения: метания, прыжки;

    - упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой [1].

    Если скоростная работа выполняется на фоне утомления, то развивается скоростная выносливость, а не максимальное проявление быстроты.

   Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.

    При развитии быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в младшем школьном возрасте и спортивные игры в среднем и старшем имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту.

      В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т.п.

     Методы развития:

     повторный;

     переменный (с варьирующими ускорениями);

     игровой;

     соревновательный [6].

    Ловкость (координация движений) - способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

    Характеризуется: «Координационные возможности (в статике, динамике, равновесии, ориентирование в пространстве, чистота движений в ограниченном пространстве» (По А.И.Яроцкому) [8].

    Средства развития: Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны.

    Гимнастические упражнения.

    Прыжки в длину и высоту.

    ОРУ с предметами различной формы, массы, объема.

    Подвижные игры.

    Совместные упражнения в парах, небольшой группой с мячами, гимнастическими палками, скакалками.

    Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, встать, лечь).

    Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

    Любые физические упражнения, выполняемые в различных сочетаниях, представляющих элементы координационной трудности.

    Методы развития:

    соревновательный;

    метод повторных упражнений;  

    игровой.

    Развитие равновесия - еще один путь развития координированности человека. Равновесие — способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

    Существует два способа развития этой способности: 1) упражнения в действиях, затрудняющих сохранение равновесия, например, в ходьбе на ограниченной опоре; 2) упражнения в действиях с прямолинейными и угловыми ускорениями, например, в кувырках с различными направлениями.

    Методы развития:

    метод повторных упражнений;

    метод интервальных упражнений [5].

     В младшем школьном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Школьники младшего возраста очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация. В младшем и среднем школьном возрасте сравнительно легко развивается способность поддерживать равновесие тела, усиленно развивается точность движений (способность дифференцирования и воспроизведения пространственных, силовых и временных параметров движений). В дальнейшем в связи с наступлением периода полового созревания происходит либо замедление, либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество.

     Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности, способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности.

Характеризуется временем, в течение которого человек выполняет физическую работу.

     Средства развития: физические упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые продолжительное время:

циклические упражнения: бег, ходьба, чередование ходьбы и бега в различном темпе, ходьба на лыжах в переменном темпе;

подвижные игры с повышенной моторной плотностью [7].

     У младших школьников целесообразно развивать выносливость, прежде всего к работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к анаэробно-гликолитическим возможностям организма.

     Методы развития:

     метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности;

     повторных упражнений или более активных упражнений с небольшими интервалами.

    Различают выносливость общую и специальную.

    Общая выносливость - это способность к непрерывной двигательной деятельности с умеренным напряжением в течение длительного времени (например, ходьба на лыжах).

   Специальная выносливость - выносливость в определенной деятельности:

   Скоростная выносливость - сочетание быстроты и выносливости (бег на короткую дистанцию), силовая выносливость - сочетание силы и выносливости (многократное выполнение приседаний, подтягиваний).

    Силовая выносливость - способность длительно выполнять сложнокоординационные движения с максимальным напряжением мышц.

   Скоростно-силовая выносливость - способность длительно выполнять  сложнокоординационные движения с критической скоростью и максимальным напряжением мышц.

   Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Это свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата [2].

   Характеризуется максимальной амплитудой движения.

   Средства развития:

   Выполнение упражнений с большой амплитудой, так называемые упражнения в растягивании;

    Общеразвивающие упражнения с предметами и без;

    Прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к груди;

    Упражнения у гимнастической стенки;

    Глубокие приседания на всей ступне;

    Наклоны вперед, назад, в стороны;

    Махи ногами вперед-назад;

  «Стретчинг» — методика развития гибкости с помощью статических упражнений [1]. Методы развития:

    Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой и интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения [4].

    В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости, поскольку чрезмерное ее повышение ведет к деформации суставов и связок и затем к их «разболтанности», нарушает осанку и отрицательно сказывается на проявлении других физических способностей. Ее надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечит беспрепятственное выполнение необходимых движений.

     При развитии гибкости особое внимание следует обратить на увеличение подвижности позвоночника (прежде всего, грудного отдела), тазобедренных и плечевых суставов.

  К началу выполнения упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреться до появления пота, чтобы избежать мышечных травм; упражнения следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду, причем вначале медленно, потом быстрее.

    Признаком прекращения упражнений на растягивание является появление сильных мышечных болей и снижение амплитуды движений.

  Работу по развитию гибкости нужно совместить с развитием силовых качеств, что обеспечит соответствующую соразмерность в их проявлении.

 Упражнения на гибкость удобно давать занимающимся в виде самостоятельных заданий на дом.

   В занятиях с детьми доля статических упражнений должна быть меньше, а динамических — больше.

 Растягивающие упражнения необходимо выполнять по наибольшей амплитуде и при этом резких движений надо избегать.

   Наибольшее увеличение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9-10 лет, активной в 10-14лет. У девочек наиболее высокие темпы прироста отмечены в 14-15 лет и 16-17 лет, у мальчиков - в 9-10, 13-14 и 15-16 лет. Возраст - 13-15 лет наиболее благоприятны для развития подвижности в различных суставах. У девочек во всех возрастах показатели гибкости на 20-30% выше, чем у мальчиков [6].

    Работа над развитием гибкости в младшем и среднем школьном возрасте оказывается в 2 раза более эффективной, чем в старшем. Амплитуда движений уменьшается с возрастом, и повысить уровень развития этого качества уже намного труднее. [10]

Вывод: на основании нашего исследования мы смогли объективно доказать, что систематическое использование и применение подвижных игр с различными образовательными задачами, во внеурочных формах организации занятий физическим воспитанием значительно повышает эффект развития функциональных систем организма, качественно изменяет программу по развитию физических качеств младших школьников и является одним из основных методов формирования личности, обеспечивает социальную компетентность и учет позиции  других людей, умением интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, выделять нравственные аспекты поведения с принятыми этическими принципами и ориентироваться в социальных ролях и межличностных  построенный на принципах уважения позиции других людей.

  Глава II.  Методика обучения подвижным играм

      2.1. Обучение подвижным играм.

       Подвижные игры одно - из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующему полноценному развитию растущего организма. Поэтому подвижным играм отведено значительное место в школьной программе по физической культуре. Предлагаемая методика обучения подвижным играм для удобства применении раздела на три части и сгруппирована по периодам и этапам подробным описанием всех фрагментов проведения игры.

      Существует два варианта изложения методики обучения подвижным играм первый наглядный тезисно-графический (в виде схемы) позволяет сразу и в целом охватить последовательность обучения легко ориентироваться в ней. Второй описательный, более подробный. О нем мы и расскажем. [10]

     1 часть. Подготовка к игре.

     Первый период (до урока).

     1-й  выбор игры.  Подготовка к проведению игры  начинается с её выбора. Правильно подобранная игра  принесёт ожидаемый результат  в решении поставленных задач как перед игрой, так  и перед уроком в целом. Выбирая игру на уроке , необходимо учитывать: задачи урока, задачи игры, место игры в уроке,  состав играющих, соответствие игры учебной программе, условия проведения игры, наличие инвентаря.

  1. Задачи урока.  Выбранная игра должна соответствовать задачам урока. Если в поставленных  на уроке задачах есть закрепление и совершенствование изученных упражнений, тогда полезно провести подвижную игру, в которой встречаются данные упражнения, что бы играющие  умели применять  и выполнять  их в игровых, усложнённых условиях. Если же задачами урока предусмотрино ознакомление и разучивание упражнений или технических приемов, то подвижную игру  с выполнением изученных упражнений проводить не рекамендуется.
  2. Задачи игры. Выбирая игру на уроке, надо знать, какие задачи решаются в ходе игры. Необходимо, чтобы задачи, решемые в игре, были посильны играющим в тот или иной момент, чтобы они  вписывались в задачи урока и его содержание.
  3.  Место игры в уроке.  Придумывая содержание урока  и подбирая подвижную игру, следует предусмотреть место игры среди других упражнений.  Необходимо, чтобы  игра отвечла задачам определенной части урока и правильно сочеталась с другими упражнениями.  Подвижные игры можно включать во всей части урока.  Для вводной части урока подбирают игры на развитие внимания, быстроты реакции. Здесь  полезно давать игры, которые  своими двиготельными действиями  частично или полностью подготавливают занимающихся  к основной части урока.

       В основную часть  урока включают игры  способствующие развитию физических качеств, овладению двигательными умениями  и навыками, овладению техникой выполнения изученных приемов в игровых условиях,  развития игрового мышления, воспитанию морально- волевых качеств.

       Для заключительной части  подбирают мало подвижные игры, активизирующие внимание, способствующие  снижению физической нагрузки, помогающие занимающимся без проблем переходить к другим видам деятельности.

  1. Состав играющих. Подбирая игру, следует  учитывать состав играющих(количество, пол, возраст, подготовленность),  а  также их интересы. Количество участников  играет важную роль в выборе игры.  Надо обеспечит активное участие всех занимающихся в игре, которая должна соответствовать данному количеству играющих.

   Для более   активного вовлечения занимающихся в игру, необходимо придумать рациональную организацию игр. Например, распределить играющих на 2-3 группы, каждая из которой играет на своей части площадки.

     Игра должна быть  доступна (посильна) для занимающихся данного пола и возраста по сложности выполняемых упражнений, по физической нагрузке,  по умственному развитию,  по игровому мышлению.

    Для занятий на уроке  следует подбирать такие игры, в которых двигательные действия и приемы соответствовали бы физической подготовленности играющих, а содержание игры- их игровому мышлению.

  1. Соответствие игры учебной программе. Подбирая игру, следует руководствоваться школьной программой  по физической культуре для соответствующего класса.
  2. Условие проведения игры. Выбирая ту или иную игру, необходимо учитывать условия, в которых проводиться игра (спорт зал или открытая площадка, их размеры,  состояние площадки, температура воздуха, наличие ветра, солнца,  отвлекающих объектов).
  3.  Наличие инвентаря. Игру выбирают исходя из имеющегося инвентаря. Желательно для повышения активности  и интереса к игре иметь достаточное его количество или придумать варианты,  обеспечивающие проведение игры  с ограниченным количеством инвентаря. [6]

        2-й этап. Подготовка к игре. Подготовка к игре  до урока заключается в подготовке инвентаря. Хорошо продуманная подготовка к игре является залогом успешного её проведения.

  1. Подготовка площадки для этого надо убрать оборудование, спортивные снаряды или разместить их на площадке так,  чтобы предупредить травматизм. Подумать, в какой части площадки разместить играющих и где будут проходить игровые действия.
  2. Подготовка инвентаря.  Необходимый для проведения игры инвентарь надо подобрать и положить в удобное место, чтобы его расстановка (раздача) не занимала много времени. Продумать способы раздачи инвентаря и сбора его после игры.

     II часть. Проведение игры.

     Второй период (на уроке).

     1-й этап. Подготовка играющих к игре.  До начала игры  необходимо подготовить играющих, распределить их на команды, группы, выбрать актив.

  1. Расстановка играющих. Разместить играющих для объяснения и начала игры надо  в том построении, из которого начинается игра. Так играющие яснее представят ход игры, направление движения,  игровые действия.
  2. Распределение на команды. В командных играх участвуют несколько команд. Чтобы игра проходила интересно, состав команды должен быть одинаков по силам, количеству, полу, росту  играющих.

      Для распределения на команды используют несколько способов:

      а) играющиеся распределяются на команды  учителем. Зная способности, уровень физической и технической подготовленности детей, учитель может составить равные по силам команды;

     б) капитаны набирают в свою команду игроков по очереди. Чтобы избежать негативных эмоций, капитанам разрешается выбрать только обусловленное количество игроков, остальные распределяются по расчету или учителем;

     в) играющиеся распределяются на команды по расчету на первый, второй, третий... первые номера- одна команда, вторые-вторая команда и т. д.

     г) распределение на команды проводится фигурной маршировкой.  При передвижении в колонне по одному подаётся команда: «Налево (направо) по два (три, четыре) марш!».  Каждая колонна составляет одну команду.

  1.  выбор актива.  До начала игры учитель разъясняет функции актива, а в ходе игры руководит действиями актива. Правильно выбранный актив играет значительную роль в успехе проводимой игры. В актив входят капитаны, водящие, судьи, помощники  учителя. [13]

       2-й этап. Объяснение игры.  Ознакомление с игрой  и её изучение начинают с объяснения, в котором входят:

      -настрой на игру;

      -собственное объяснение игры;

      - разучивание текстов в соответствии с её содержанием;

      -сообщение правил игры.

        1.Настрой на игру. Настраивая на игру, учитель сообщает занимающимся цель игры, задачи,  решаемые в игре. Сообщает так же  какие изученные упражнения, действия и приемы нужны в игре.  Настройка на игру  должна быть доказательной, конкретной и краткой.

       2. Объяснение игры должно логично изложенным, доступным, кратким, эмоциональным и образным. Объяснение игры- это  не просто пересказ её содержания, а переработаны, тщательно  продуманный,  адаптированный вариант рассказа, оптимально реализующий игровой сюжет.

       3. Разучивание текстов.  Рифмованный текст, который надо произносить в ходе игры, разучивается после объяснения. Только когда играющие хорошо запомнили  данный текст, можно начинать игру.

   4. Сообщение правил игры.  Все подвижные игры проводятся по определенным правилам, которые необходимо соблюдать играющим. Следует сообщить играющим, сто за не соблюдение правил игрок или команда получают штрафные очки.

      3-й этап. Показ игры.  Когда объяснение для понимания игры недостаточно, необходимо показать игру:

     -действия играющих;

     -отдельные фрагменты;

     -игру в целом;

     -осуществить пробное проведение игры.

  1. Показ действий играющих. Отдельные действия игроков показывает учитель или подготовленные ребята. Показывать можно ролевые действия играющих и т. д.
  2. Показ отдельных фрагментов игры. Осуществляют играющие по указанию учителя.
  3. Показ игры в целом. Сложную игру, трудную для понимания, можно показать в целом. Тогда в показе участвуют большинство игроков.
  4. Пробное проведение игры. Если игра сложная, то  её проводят от начала до конца с учебной  целью. Игра проходит с комментарием учителя. [16]

      4-й этап. Ход игры.  Это самый трудный и ответственный этап в проведение подвижной игры. Только педагогически правильное руководство ходом игры обеспечит достижение планируемого результата. Ход игры включает в себя начало игры, руководство игрой, окончание игры.

  1. начало игры. Игру всегда начинают организованно, по сигналу, команде или распоряжению, которые должны четко поданы, слышны или видны играющим.
  2.  Руководство игрой. Руководить игрой- значит вести её в нужном русле. Руководство игрой включает в себя наблюдение, обучение игровым действиям  и приёмам, действия по усложнению игры, судейство игры.

         В ходе игры учитель должен  учить играющих игровым действиям и приемам. Для этого можно использовать несколько способов:

          а) не останавливая игру, по её ходу подсказывать, как надо выполнять то или иное действие, куда перемещаться, какой прием применять;

          б) останавливая игру. Остановив игру, объяснить и показать определенные действия или прием, не затрачивая на это много времени, и проконтролировать их выполнение;

          в) в перерыве обучению можно уделить больше времени, указать на ошибки, предложить более рациональное применение изученных двигательных действий, умений и навыков.

  1. окончание игры. Заканчивать игру нужно организованно и своевременно. Необходимо стремиться к тому, чтобы к моменту окончания  были выполнены задачи,  поставленные перед собой. В этом случае игра доставит удовольствие и вызовет желание ее повторить. [18]

       5-й этап. Итог игры. Это конечный результат, к которому стремились играющие в ходе игры. Итог игры следует подвести тактично, доброжелательно, предварительно успокоив учащихся.

  1. Результат игры. После окончания игры учитель, выслушивает мнение судей и помощников, объявляет результат игры. Называет победителей, последующие занятые места, а  в тех игра, где  нет победителей, лучших игроков.
  2. Анализ действий играющих. Делая анализ, учитель отмечает лучшие моменты игры, активность учащихся, правильные и рациональные действия игроков, их взаимодействия, умение применять изученные  двигательные умения и навыки в игре. Указывает на недостатки в игре, допущенные ошибки,  неправильные действия, нарушения правил, состояние игровой дистанции.

         6-й этап.  Оценивание действий играющих.  Проводя игру, учитель может оценивать деятельность  играющих в ходе игры или  во время её анализа. Оценивать рекомендуется:

         а) умение применять и выполнять в игре  изученные двигательные умения и навыки;

         б) знание правил и умение их соблюдать;

         в) умение согласованно действовать в  игре с партнёром;

         г)действия актива.

     7-й этап.  Закрепление и совершенствование игры.

  1. Разучивание вариантов игры. Для лучшего овладения игрой  и её закреплением рекомендуется разучивать различные её варианты, которые описаны в соответствующей литературе рождаются в ходе проведения подвижных игр.
  2.  Проведение соревнований. Для совершенствования подвижных игр  целесообразно  проводить различные виды соревнований на уроке и во время внеклассной работы с целью совершенствования изученных умения и навыков и постепенного приобщения  занимающихся к спортивной деятельности. [17]

     III часть. Корректировка методики проведения игр. Третий период (после урока).

     1-й этап. Корректировка методики использованной  при проведении игры.

     Корректировка методики проведенной игры  предусматривает экспресс анализ и собственную корректировку.

  1. экспресс-анализ проведенной игры.  Это быстрое осмысление своих действий в проведенной игре. Экспресс — анализ  можно делать непосредственно в ходе игры после каждого этапа, а так же после её проведения. Иногда полезно выполнить более глубокий анализ проведенной игры, это  предостережёт в дальнейшем от многих собственных ошибок.
  2. Корректировка методики обучения.  После анализа проведенной игры надо сделать корректировку отдельных этапов методике обучения. Это будет способствовать совершенствованию всей методики обучения подвижным играм.

Участие школьников в подвижных играх следует рассматривать как составную часть  управляемого процесса физическим развитием,  эффективность которого можно повысить, если  реализуются на практике научно обоснованные средства физического воспитания в сочетание с рациональной методикой обучения подвижным играм.

 Используя в своей работе данную методику  обучения подвижным играм, анализируя и корректируя её, учитель физической культуры постепенно, от игры к игре, по крупицам будет накапливать бесценный опыт обучения подвижным играм,  становиться мастером своего дела. [14]

 2.2. Народные подвижные игры  в процессе  развития ребенка.

    Сегодня мы всё чаще  обращаемся к опыту наших предков, к  истоком народного образования и воспитания, поскольку именно  там мы находим ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

    Предпочтение  в процессе поиска  новых средств и методов  организации воспитания  отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются  в современные  учебно-воспитательные системы.

     Нормы и правила воспитания, выработанные народной «педагогикой», проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народной мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

     Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои  любимые игры.

     В практике широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др.  Но среди всего многообразия игр  следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются  в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены  сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

     Народные подвижные игры являются традиционном средством педагогики. Искон веков  в них ярко отражался образ жизни  людей, их быт,  труд,  национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

     Народная подвижная игра выполняя различные функции( развивающую,  познавательную, развлекательную, диагностическую,  корректирующую)  служит средством приобщения   детей к народной культуре. Подвижная игра  естественный спутник ребенка, источник радостных эмоций, обладающие великой воспитательной силой.

     Современная педагогическая наука при помощи народных подвижных игр позволяет создать условия, благодаря которым  успешно развиваются показатели  психофизического развития ребенка. [16]

      2.3. Народные подвижные игры.

      2.3.1. Оценка народных подвижных игр педагогической наукой.

      В русских селах и городах среди молодежи  были широко распространены  народные игры подвижного характера. Без них не обходился  ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе это способствовало укреплению здоровья. [18]

     С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определилось их содержание, были сформулированы правила.  Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели.

     Передовые   русские ученые П.Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В.В. Гариневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка. В приобретении им  определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению  таких игр.  Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение  их в систему воспитания подрастающего поколения.  В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли  своё отражение  в трудах ученых, разрабатывающих  вопросы теории и методики  подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.

    Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и  организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них проводятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и  правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только  двигательные задания, регулируемые правилами, которые  определяют последовательность, быстроту и  ловкость их выполнения. В третьих , сюжет, действия играющих  обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность. [11]

      2.3.2. Сюжетные народные подвижные игры.

      Игры этого вида строятся на  основе опыта детей, имеющихся у них представления и знания об окружающем жизни, явлениях природы,  образе жизни и  повадках животных и птиц.

      Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы,  повадки хищников- волка, щуки,  быстрота движения зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.),  служат основой  для развертывания, сюжета и  установления правил игры.

      Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих.  В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая  колени, в  другом- прыгают, как зайчики, и т. д. В сюжетных играх , таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

      Сюжетные народные подвижные игры преимущественно коллективные,  количество играющих может быть различным(от 5 до 25), и  это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

      Поскольку в играх  этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и взаимоотношения.  Малыши приучаются к согласованным  коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движения по сигналам и в соответствии с правилами.  Например:  птички быстро улетают в свои гнёздышки, как только пойдет дождик, и т. п. [14]

 В сюжетных народных подвижных играх дети очень не посредственны,  перевоплощаются в персонажей игры, увлекаясь ею, они много кратно повторяют движения, как ходьба бег, прыжки, ползание, подлезания. Эти виды движений чаще входят в содержание игр малышей, на них освоены игровые действия, необходимые для решения игровой задачи.

      Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение  более сложных движений в них должно происходить  в спокойной обстановке,  когда внимание детей не отвлекают никакие  дополнительные сигналы. Тогда  малыши действуют спокойно и могут выполнять движения без излишней торопливости. [15]

      2.3.3.Бессюжетные народные подвижные игры

     Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек,  перебежек очень  близки к сюжетным- в них  нет образа, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые  действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего бек в сочетании  с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры такие игры доступны младшим школьникам.

     Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от  детей  большей самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что  игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их  чередования, а с выполнением конкретного двигательного задания в соответствии с простейшими правилами. [17]

      В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, городки) дети выполняют более сложные   движения:  метание, прокатывание в цель, броски и ловля. Упражняясь в этих движениях, дети  постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами( мячами,  шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движения, ловкость. Несмотря на то, что  бессюжетные народные игры используются в работе  с младшими школьниками не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них  с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является   активным участником. Он показывает учащимся,  как надо выполнять те или иные  задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений. [16]

Заключение

     Ведущая цель образования в информационную эпоху является мотивация к обучению, по знанию и творчеству в течение всей жизни человека и формирование способностей к обновлению компетенций.

    Целью образования выступает формирование способности к постановке социально значимых задач, складывающихся в социуме, средством же становится педагогическая деятельность. Появился новый важный компонент образования — рефлексия на социальный контекст обще учебной деятельности.            Поэтому система образования направлено именно на овладения системы готового знания, умений и методов педагогического проектирования. С учетом этих особенностей    целью физического воспитания в начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.    Реализация данной цели связана с решением одной из основных образовательных задач: совершенствование жизненно важных навыков и умений по средствам обучения подвижным играм, физическим упражнения  и техническим действиям из базовых видах спорта; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями подвижным играм, формам активного отдых и досуга. [12]

   Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития физических качеств детей младшего школьного возраста позволил нам сделать следующие выводы:

    Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется        их физическое развитие.

Существенной особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе, соответственно систематическое применение подвижных игр на урочных и неурочных формах организации занятий, усиливают развитие физических качеств младших школьников.

      Внеклассные формы организации игр выполняют различные функции в физическом развитии младших школьников. Гимнастика до занятий решает такие специфические задачи: организует учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников на первых уроках, закаливает организм, предупреждает искривление осанки. Введение на уроках пауз активного отдыха способствует восстановлению учащихся и препятствует развитию утомления. Спортивный час в группах продлённого дня способствуют укреплению здоровья, физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности.

   Разработка программы «Подвижные перемены» необходима для активизации физкультурно - оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися 1-4 классов в учебное и каникулярное время. Программа представляет собой комплексы подвижных игр и комплексы физических упражнений. Это решает проблемы двигательной активности учащихся. В процессе игры существенно улучшается кровообращение утомлённого мозга детей, усиливается дыхание, что благоприятно сказывается на общем состоянии организма.

      В настоящее время принято различать пять основных физических качеств: силовые (сила), скоростные (быстрота), координационные (ловкость и равновесие), выносливость, гибкость.

В развитии физических качеств детей игровым методам принадлежит самое почетное место. Именно они представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, отличающихся привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия.

      Высокая эмоциональность игровой деятельности позволяет воспитывать умение контролировать своё поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм.

      Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.

      Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти качества могут успешно формироваться под влиянием занятий подвижными играми.

     Таким образом, игра как метод развития физических качеств выступает как эффективное средство физической подготовленности. Игры способствуют воспитанию физических качеств.

    Необходимым условием гармоничного развития личности ребенка является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства учащихся отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме детей. [15]

                                           


Список литературы

1. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 2002. - 240 с.

2.        Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоровье, 2005. -80 с.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов. - М.: Инфра-М, 2006. - 287 с.

4.        Былеева J1.B., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 208 с.

5. Выготский Л.С История развития высших психических функций // Собр. Соч.: В 6 т. - Т. 3. - М.: Педагогика, 2003. - 689 с.

     6. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. - М., 2003. - 197 с.

  1.  Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. - М., 2005.-80 с.

 8.   Зотов А. П. Научно - методический журнал. Физическое воспитание и детско — юношетский спорт. «Юность России». г. Москва, 2010. -39 с.

 9.  Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - Москва: «Вако», 2007. - 120 с.

     10. Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. - Москва, 2004. - 104 с.

11.   Кондаков, А. М. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2 — 4 издание., -М. :просвещение, 2011. - 231с.

12.  Незаренко Л. Д. Научно - методический журнал. Физическое воспитание и детско — юношетский спорт. «Юность России». г. Москва, 2010. -39 с.

13.Общественно- государственное физкультурно — оздоровительное объединение «Юность России». г.Москва, 2010. 28с.

14. Портных        Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании. - Москва, 2004. - 110 с.

15.  Сайт учителя [Электронный ресурс] : http://mbalzhirova.ucoz.ru/

16. Чистополов С. В. Преподавание физической культуры, педагогического училища. г.Советск, 2008.- 33 с.

17. Шатунова Т. Г. Физическая культура в школе. Научно - методический журнал.  г. Уфа,

18.  Фокин Г. Ю. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов. - М.: Инфра-М, 2006. - 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Курсовая работа "Анализ работы с детьми в ГПД"

Психологические исследования...

«Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя). Курсовая работа.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до с...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"

СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...

Курсовая работа "Роль и значение аттестации персонала в организации кадровой работы"

В системе управления персоналам аттестация сотрудников занимает особое место. Следует помнить, что аттестация - это всего лишь один из методов оценки персонала, т.е. полную оценку персоналу только атт...