здоровье зберегающие технологии рекомендации
учебно-методический материал по зож на тему

Машина Любовь Сергеевна

цель здоровье зберегающих технологий обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.                                          

    Необходима разрядка, поэтому необходимо устраивать паузы, так называемые физкультминутки, когда дети выполняют несложные упражнения. Такие паузы – необходимый элемент урока. Но и к ним надо подходить творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие. Поочередно поручать проведение физкультминуток самим детям. Научить детей пользоваться необходимым набором упражнений для саморелаксации на уроке в школе и дома.

упражнения для глаз:

1)вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальные  движения вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Профилактические упражнения для глаз:

 Упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Упражнения на релаксацию:

Игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

                                              Гимнастика

  1. «Потягивание». Ступни ног плотно стоят на полу. Поднимая руки в «замке», отставляем ногу назад поочерёдно. Можно выполнять сидя на стуле, оперевшись о спинку.
  2. «Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем, похлопываем ребром ладони и кулаком. Выполняем после посещения школьной столовой.
  3. «Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги стоят на полу. Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Какая я милая, чудесная, красивая». Учим любить себя, воспитываем бережное отношение.
  4. «Лебединая шея». Вытягиваем шею и поглаживаем её от грудного отдела к подбородку. Похлопываем по подбородку, любуемся длинной красивой шеей лебедя.
  5. «Массаж головы». Прорабатываем активные точки на голове нажатием  пальцами (моем голову). Как « граблями» ведём к середине головы, затем расчёсываем пальцами волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.
  6. «Буратино». Лепим (мысленно) красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик и др.
  7. «Массаж рук».  «Моем» кисти рук, сильно трем ладонями до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой.
  8.  «Велосипед». Держась за сидение стула, «крутим» педали велосипеда (можно со звуковым сопровождением).

                                   Психогимнастика

1. «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На вдохе произнести звук «з-з-з-з». Представим, что пчёлка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела.

2. «Холодно – жарко». Подул холодный ветер, ребята съёжились в комочек. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Расслабились и обмахиваемся веером (делаем из листа бумаги). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

3. «Шалтай – Болтай». Ребята стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст делаем повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы.

- Шалтай – Болтай сидел на стене,

- Шалтай – Болтай свалился во сне.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок и здоровье ребенка Здоровье учащихся как основа эффективного обучения Педагог-психолог Машина Л.С.

Слайд 2

Компоненты здоровья Здоровье физическое Здоровье психическое Здоровье социальное Здоровье нравственное

Слайд 3

В условиях комплексной информатизации современного учебного процесса для педагогов определены конкретные функции, направленные на сохранение «соответствующей возрасту и полу психофизиологической устойчивости в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной ( на клеточном уровне) и сенсорной информации (зрительная, слуховая, тактильная и т.д.)» и укрепления здоровья учащихся . 1.обязательное использование данных медицинского осмотра школьников для характеристики здоровья и дифференциации учебного материала на уроках; 2. рациональное питание 3. оптимальная для организма двигательная активность; 4. соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов); 5. предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек; 6. повышение психоэмоциональной устойчивости.

Слайд 4

Обучение в школе можно рассматривать как процесс формирования у школьников условных рефлексов (динамических стереотипов), которые могут быть возбуждены или заторможены под воздействием определенных внешних раздражителей . В том числе : стиль общения педагога с учащимися, дисциплина в классе, правильное использование оценки и отметки в учебно-воспитательном процессе.

Слайд 5

типы высшей нервной деятельности человека 1.Сильный , уравновешенный, оптимально возбудимый. 2.Сильный, неуравновешенный, тормозной. 3.Сильный , неуравновешенный, возбудимый. 4.Слабый тип с недостаточной подвижностью процессов возбуждения и торможения.

Слайд 6

фазы работоспособности В первой фазе врабатывание организм настраивается , саморегулирует работу центральной нервной системы Во второй фазе устойчивое состояние происходит согласованная деятельность всех систем организма, школьник проявляет оптимальную для него работоспособность В третьей фазе утомление нужно снизить учебную нагрузку

Слайд 7

В педагогической диагностики выделяют 4 группы критериев утомления: Потеря контроля над собой: ученик трогает лицо, гримасничает, кричит и т. п. Потеря интереса к работе: частые отвлечения, разговоры, переключения внимания на другие предметы, отказ от продолжения работы. Полное утомление: склонение туловища на бок, на спинку стула и т. п. Нервно-эмоциональные реакции: крик, подпрыгивание, истерический смех.

Слайд 8

Классическая недельная кривая работоспособности

Слайд 9

четыре типа неврозов Неврастения характеризуется повышенной психической и физической утомляемостью , рассеянностью, снижением работоспособности. Невроз навязчивых состояний характерны боязнь открытого пространства, страх, неспособность выполнения каких-либо привычных функций. Истерия проявляется двигательными и сенсорными расстройствами. Переутомление характеризуется серьезными проблемами в состоянии здоровья учащихся , ухудшением нервно-психического и физического состояния, снижением работоспособности.

Слайд 10

рекомендации Индивидуальный подход к учащимся Психотерапия Фитотерапия Физические упражнения с музыкальным сопровождением Массаж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки в начальной школе и здоровье сберегающая технология В. Ф. Базарного ч. 1

Неуклонный рост объёма знаний, которыми нужно овладеть в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно без вреда для здоровья, делает необходимым поиски новых методик преподавания, основывающихся н...

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровье сберегающих технологий.

Здоровье человека - это актуальная тема на все времена. Правильное отношение к здоровью надо начинать с раннего детства....

Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.

Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся  улучшить качество жизни с точки зрения ...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Здоровый образ жизни» c использованием здоровье сберегающей технологии и кейс –метода.

Задача занятия обобщить имеющиеся знания детей о здоровом образе жизни и его составляющих, разработать комплекс мероприятий, позволяющий каждому учащемуся  улучшить качество жизни с точки зрения ...