Главные вкладки

    Проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе
    статья по зож на тему

    Крюкова Татьяна Сергеевна

    Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и нервно- психического напряжения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл problemy_zdorovesberezheniya.docx42.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Сыктывкара

    «27 №-а шор школа»

    Сыктывкарса муниципальной велодан учреждение

    Проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе

    https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=1646d4fa0101e7ca4c47a369269abd2f&n=33&h=170

    Учитель начальных классов

    Крюкова Т.С.

    2015 г

    С 2011 года в систему НОО были введены ФГОС второго поколения. Преподавание   по данным стандартам предполагает использование различных технологий, в том числе и здорвьесберегающие технологии.  Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных.  Результатом решения этой задачи  должно стать  создание комфортной развивающей образовательной среды.     Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся (Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010)

    В Примерной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи  деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность  должна:                                                                                            1. Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

    2. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей  (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания,  переутомления и т. п.);

    3. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

    4. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

    5. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

    6. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

    7.Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

    8. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

    9. Научить учащихся  делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;                                                                                                   10. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. ( Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения -М.,- Просвещение – 2010).

    Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили ученым выявить школьные факторы риска, негативно сказывающиеся на росте, развитии, на здоровье детей.

    Школьные факторы риска:

    -острый дефицит двигательной деятельности;

    -чрезмерное статистическое напряжение;

    -стрессовая тактика педагогических воздействий;

    -интенсификация учебного процесса;

    -нерациональная организация учебной деятельности;

    -низкая грамотность и культура учащихся и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

    Под воздействием этих факторов у детей развивается:

    • Нарушение осанки
    • Чрезмерное напряжение зрительного анализатора
    • Накопление избыточной массы тела
    • Увеличение заболеваний сердечно- сосудистой и дыхательной систем
    • Нарушение обмена веществ
    • Снижение уровня развития двигательных качеств
    • Ухудшение психоэмоционального состояния

    По данным Минздрава России на сегодня каждый 5 школьник имеет хроническую патологию, у половины отмечают функциональные отклонения.

    Статистика заболеваемости детей:

    Болезни органов дыхания -58,7 % детей

    Заболевания глаз- 5,9 % детей

    Костно- мышечной системы- 5,5% детей

    Болезни нервной системы- 9,0 % детей

    Заболевания системы кровообращения- 4,1% детей

    Нарушение осанки- 9,3 % перед поступлением в школу, к 5 классу 13,8 % детей

    Сколиоз- 0,7% перед поступлением в школу, к 5 классу 2,6%, к окончанию в школе 12,1% детей.

    Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей.

    Здоровье детей катастрофически падает.

    На целесообразность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс школы нас наталкивают приоритетные цели и задачи, которые ставит перед нами не только государство, но и сама жизнь (http://ivanovanatali.com/publ/zdorovesberegajushhie_tekhnologii/1-1-0-14)

        Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо   соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения. Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности Кузнецова JI. В., Кузнецова Н. А. Сохранение здоровья учащихся в образовательном пространстве учащихся: теория и практика // JI. В. Кузнецова. Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2010. - 215 с.

    1. Соблюдение статико- динамического режима.

    Технология Базарного- включает в себя основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление. Использование дидактического материала уменьшенного размера.

    ( В.Ф.Базарный, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории физиологоздравоохранительных проблем обучения. Система Владимира Филипповича Базарного зарегистрирована с 1989 года. Методика динамических поз с использованием конторок получила положительное санитарно-эпидемиологическое заключение и включена в СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года.)

    1. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки (во внеурочное время) Примерный комплекс упражнений при плоскостопии у детей
    • Ходьба: на носках, на пяточках, на внешних краях стоп, по полу и по массажному коврику.
    • Ребенок сидит на стуле, прижимая стопы к полу. Просим его максимально потянуть пальцы вверх.
    • Из того же положения – сгибание и разгибание пальцев ног.
    • Более сложное упражнение: просим ребенка одновременно и согнуть пальцы ног и развернуть стопы кнутри.
    • Попросите ребенка переложить мелкие предметы (шарики, детали конструктора) пальцами ног с правой стороны от стула на левую, а затем обратно.
    • Опять же, сидя на стуле, предложите ребенку погладить правой ногой левую – от пальцев до колена, а затем наоборот.
    • Упражнения с мячом: ребенок катает мяч по очереди обеими ногами по часовой стрелке, захватывает мяч обеими ногами и насколько возможно приподнимает его и опускает обратно.
    • Упражнение с палкой: кладем ровную округлую палку (или трубку) на пол, задача ребенка – перекатывать ее стопами вперед – назад.
    1. Профилактика общего и зрительного утомления. Применяется система упражнений профессора офтальмолога Олега Панкова. Обязательное применение зрительных траекторий. Например:

    Упражнение 1

    Поднимите взгляд по вертикали вверх (к потолку), не поднимая при этом головы. Затем опустите глаза вертикально вниз (к полу). Повторите упражнение несколько раз.

    Упражнение 2

    Поворачивайте глаза из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо. Голова и тело должны быть неподвижны. Повторите упражнение несколько раз.

    Упражнение 3

    Поверните глаза по диагонали вправо вверх, потом влево вниз. Сделайте это 10 раз. После этого поверните глаза влево вверх, а вслед за этим вправо вниз. Сделайте это 10 раз.

    Упражнение 4

    Сделайте максимальные круговые движения глазами по часовой стрелке, описав один полный круг. Повторите такое же движение в противоположном направлении. Сделайте по 10 таких круговых движений глазами в каждом направлении. Голова при выполнении данного упражнения должна быть неподвижна.

    1. Установить контакт с родителями для вовлечения их в здоровьесберегающую деятельность. Проводить родительские собрания и совместные с детьми классные часы по теме «Наше здоровье»,« Здоровые дети в здоровой семье»,« Вредные привычки»,« Профилактика детского травматизма», « ПДД для взрослых».

    Ж.Ж.Руссо говорил «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». А здоровый ребенок, если:

    В физическом плане- умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

    В социальном плане- он коммуникабелен, общителен;

    В эмоциональном плане- уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

    В интеллектуальном плане- проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

    В нравственном плане- честен, самокритичен, эмпатичен.

    http://nsdsui.nethouse.ru/static/img/0000/0001/6210/16210960.mmpb8ig11a.W665.JPG

    Иллюстрации: https://yandex.ru/search/?lr=19&oprnd=9786515663&text=картинки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесбережение в образовательном процессе.

    Изучив методикутдоктора медицинских наук, руководителя лаборотории физиологоздрароохранительных проблем обучения В.Ф. Базарного, приняля во внимания и использую....

    Здоровьесбережение в образовательном процессе.

    Изучив методику доктора медицинских наук, руководителя лаборотории физиологоздрароохранительных проблем обучения В.Ф. Базарного, приняля во внимания и использую. Выступление на заседании школьного МО....

    Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

    Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

    Здоровьесбережение в образовательном процессе

    Здоровьесбережение в образовательном процессе.В здоровьесберегающей технологии я выделяю несколько критериев:1.    Слежу за созданием гигиенических условий в классе (температура и свеже...

    Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе

    Содержание буклета направлено на профилактику проблемы социального здоровья...

    Методическая разработка по проблеме здоровьесбережения в образовательном процессе.

    Основные элементы здорового образа жизни –режим дня, правильное питание , двигательная активность ,отказ от вредных привычек ,закаливание.И всё это надо развивать с детства. Физическое состояние детей...