Рабочая программа по курсу "Две недели в лагере здоровья"
рабочая программа по зож (3, 4 класс) на тему

Свечникова Светлана Борисовна

Программа «Две недели в лагере здоровья» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009).Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» реализуется в рамках программы «Разговор о правильном питании» и является ее содержательным продолжением. Он предназначен для детей 10—11 лет, познакомившихся с первой частью программы «Разговор о правильном питании», и состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dve_nedeli_v_lagere_zdorovya.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

(с углубленным изучением отдельных предметов)»

Рассмотрена                                                                                                    Утверждена

на заседании МО                                                                                            приказом директора

протокол №  ___                                                                                             школы

от _____________                                                                                           от __________ № ___

Рекомендована к утверждению

методическим советом

протокол № ___

от _____________

Рабочая программа по курсу

Две недели

в

лагере здоровья

1. Пояснительная записка.

Программа «Две недели в лагере здоровья» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009).

Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» реализуется в рамках программы «Разговор о правильном питании» и является ее содержательным продолжением. Он предназначен для детей 10—11 лет, познакомившихся с первой частью программы «Разговор о правильном питании», и состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога.

Цель курса «Две недели в лагере здоровья» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.

Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» предназначается для реализации следующих  воспитательных и образовательных задач:

  • расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
  • формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
  • формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
  • пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  • просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

Содержание курса «Две недели в лагере здоровья» отвечает следующим принципам:

  • возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
  • научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей;
  • практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста;
  • необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем информации, касающийся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость;
  • модульность структуры — учебно-методический комплект может использоваться на базе традиционных образовательных учреждений различного типа в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;
  • вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;
  • культурологическая сообразность — в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;
  • социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких-то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны дляреализации в семье учащихся.

2. Общая характеристика программы

       Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья» как продолжение программы «Разговор о правильном питании» включает в себя 14 тем. Реализация программы определяется ее модульным характером, что предполагает:

  • вариативность при выборе площадок для реализации;
  • вариативность способов реализации.

Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребенка самостоятельную или в коллективе.

В качестве организации занятий педагогу могут быть рекомендованы следующие формы:

  • сюжетно-ролевые игры (темы 4, 5, 6, 9);
  • чтение по ролям (все темы);
  • рассказ по картинкам (темы 1, 4, 5, 6, 13);
  • выполнение самостоятельных заданий (все темы);
  • игры по правилам — конкурсы, викторины (темы 1 , 5, 6, 9, 10);
  • мини-проекты (темы 2, 13, 7, 11, 12, 13);
  • совместная работа с родителями (3, 5, 6, 8).

Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы — непременное условие для успешной реализации задач программы.

Методы:

  • Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
  • Проблемный 
  • Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
  • Объяснительно-иллюстративный.

В процессе обучения учащиеся познакомятся с народными традициями, связанными с питанием и здоровьем;
с правилами питания, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
с правилами этикета, связанных с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности. Овладеют навыками правильного питания как составной частью здорового питания.

3. Место учебного предмета, курса в учебном плане

Обучение по курсу «Две недели в лагере здоровья» организовано в основное учебное время и внесено модульно в программу «Физическая культура» из расчета один раз в неделю (20 минут от урока). Обучение организовано для обучающихся 3-4 классов в четвертой четверти 2014-2015 учебного года и составляет 9 занятий.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Отбор содержания программы «Разговор о правильном питании» осуществлён на основе следующей ведущей ценности: ценность заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания.

Предметными результатами освоения программы являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
  • оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
  • владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
  • формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

В трудовой сфере:

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • планирование технологического процесса труда.

В мотивационной сфере:

  • выраженная готовность в потребности здорового питания;
  • осознание ответственности за качество правильного питания.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;
  • освоение навыков сервировки стола.

В коммуникативной:

  • публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.

6. Cодержание учебного предмета, курса

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Где и как готовить пищу. Кухонное хозяйство и предметы, используемые для приготовления пищи. Как правильно накрыть стол. Варианты сервировки стола для завтрака, обеда и ужина. Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов; польза молока и молочных продуктов. Блюда из зерна. Значение блюд из зерна в рационе питания человека. Какую пищу можно найти в лесу. Правила безопасного поведения при сборе. Что и как можно приготовить из рыбы. Значение рыбных блюд. Дары моря. Морские обитатели, которых употребляют в пищу. «Кулинарное путешествие» по России. Богатства родного края и приготовление блюд. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Виды  витаминов, которые содержатся в продуктах. Как правильно вести себя за столом. Значение правильной осанки при воспитании культуры поведения за столом.

7. Тематическое планирование

 с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Название темы

Цель

Задачи

Характеристика учебной деятельности учащихся

1

Давайте познакомимся

-обобщение знаний об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы;

-формирование представления о темах «Двух недель в лагере здоровья»

обобщить имеющиеся у школьников представления о правилах питания

развивать представление о роли правильного питания для здоровья человека

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника;

-работать по предложенному учителем плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

-  давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками

2

Из чего состоит наша пища

-формирование представления о необходимости разнообразного питания как обязательного условия здоровья

формировать представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека, продуктах и блюдах — источниках питательных веществ

формировать представления о важности разнообразного питания для здоровья человека

3

Что нужно есть в разное время года

-формирование представления об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменения в рационе питания

формировать представление о сезонности питания — рационе питания в жаркое и холодное время года

расширять представление о значимости разнообразного питания

расширять представление о традиционных кухнях народов нашей страны

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

4

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

- формирование представления о зависимости рациона питания от физической активности

развивать представление о зависимости рациона питания от физической активности человека

развивать представление о важности занятий спортом для здоровья

5

Где и как готовят пищу

-формирование представлений об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне;

-формировать навыки осторожного поведения на кухне.

формировать представление об основных правилах гигиены и техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи

развивать интерес и желание участвовать в приготовлении пищи, помогать родителям на кухне

 

6

Как правильно накрыть стол

-формирование представлений детей о предметах сервировки стола

Развивать представление о правилах сервировки стола

развивать желание и готовность помогать родителям по дому (накрывать стол)

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

 

7

Молоко и молочные продукты

-формирование представлений о молоке и молочных продуктах как обязательно компоненте ежедневного рациона.

развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона

расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе

8

Блюда из зерна

- формирование представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион.

развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона

развивать представление о пользе и значении продуктов и блюд, приготавливаемых из зерна

расширять представление об ассортименте зерновых продуктов и блюд

9

Какую пищу можно найти в лесу

-формирование знаний о дикорастущих растенях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания

формировать представление о дикорастущих съедобных растениях, их полезности

расширять представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих съедобных растений

расширять представление о разнообразии и богатстве растительных пищевых ресурсов своего края или области

10

Что и как можно приготовить из рыбы

- формирование представлений детей об ассортименте рыбных блюд;

развивать представление о пользе и значении рыбных блюд

расширять представление об ассортименте блюд из рыбы

формировать представление о природных ресурсах своего края

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

11

Дары моря

-формирование представлений о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма

формировать представление о морских съедобных растениях и животных, о многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены

формировать представление о пользе морепродуктов, важности включения их в рацион

12

«Кулинарное путешествие» по России

-формирование представлений о кулинарных традициях своего народа

формировать представление о кулинарных традициях и обычаях как составной части культуры народа

расширять представление о кулинарных традициях и обычаях края или области, в которой проживает ученик, а также о традициях и обычаях, сложившихся в других регионах нашей страны

13

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

-формирование представлений  о блюдах, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

расширять представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных «обычных» продуктов

развивать интерес к приготовлению пищи

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;

14

Как правильно вести себя за столом

-формирование представлеий о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

развивать представление об этикете как норме культуры, важности соблюдения правил поведения за столом

формировать представление о праздничной сервировке стола

8. Материально-техническое обеспечение

 образовательного процесса

1. Печатные пособия.

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 80 с.
  2. Образовательной программа, разработанная специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М.  Безруких, директора этого института, академика РАО - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.-80 с.                                                      
  3. Рабочая тетрадь.  Разговор о правильном питании/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 72 с.

2. Интернет-ресурсы.

www.prav-pit.ru

3. Материально-технические средства.

Компьютерная техника, телевизор, DVD-проигрыватель, аудиторная доска с магнитной поверхностью.

4. Дополнительная литература

1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. М., 2002. 414 с.

2.  Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998

3. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13, 15, 1- 15 июля/ 2005. с. 5 - 47

4. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8

5. Калерин И. В. Поваренок. М., Прогресс, 2001. 200 с.

6. Кондова Сашка Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М., 1990. 185 с.

7. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

8. Ладого К.С., Отт В.Д., Фатеева Е.М. и др.Основы рационального питания детей. Киев, 1987. 256 с.

9. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005

10. Огуреева Г. Н. Краткий атлас-справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001. 220 с.

11. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004

12. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М., 2001. 330 с.

13. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000. 350 с.

14. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.-400с.