Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Разговор о правильном питании»
    рабочая программа по зож (1 класс) на тему

    Антропова Наталья Николаевна

    Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Разговор о правильном питании" преднозначена для учителей, работающих в 1-ом классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vd_razgovor_o_pravilnom_pitanii.docx463.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Учитель\Desktop\последние программы все\Титульные листы\Scan0008.jpg

                                               

    1.Пояснительная записка

             Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Разговор о правильном питании»  разработана на основе:

    - требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),  

    -  программы специалистов Института возрастной физиологии Российской академии образования  М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой «Разговор о правильном питании» и программы по валеологии Г.Н.Гнездиловой.

    в соответствии:

    - с учебным планом МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2015- 2016 учебный год,

    - годовым календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2015- 2016 учебный год.

       Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа, из расчета 1 час в неделю в 1 классе.

     Изучение курса «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих задач:                                       

     -расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

    -формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

    -формирование представлений о правилах этикета связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

    -пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре  и традициям других народов;

    -просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

     Цель  курса – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

    Программа «Разговор о правильном питании» включает в себя две части.   Первая часть программы «Разговор о правильном питании», предназначенная для учащихся 1-2 классов. Вторая часть «Две недели в лагере здоровья» предназначенных для учеников 3-4 классов.

     Программа курса «Разговор о правильном питании» учит быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

    Реализация программы  ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его  поведении.

    Значение программы состоит также в том, что в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке; о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их; учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.          

    При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проектный метод обучения, проблемно-диалогическая, технология КСО, деятельностный метод обучения.

    Формы организации занятий:

    -сюжетно-ролевые игры;

    -чтение по ролям;

    -рассказ по картинкам;

    -выполнение самостоятельных заданий;

    -игры по правилам – конкурсы, викторины;

    -мини-проекты;

    - беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

    Формы и средства контроля:

    Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

    Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу школы и в соответствии с Положением о текущей и промежуточной аттестации обучающихся и переводе их в следующий класс в МАОУ СОШ № 2 УИИЯ .

    2.Учебно-тематический план.

    п/п

    Наименование разделов и тем.

    Кол-во

    часов

    Основные виды учебной деятельности учащихся

    1

    Разнообразие питания

    5

    Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка

    2

    Гигиена питания и приготовление пищи

    10

    Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин, оформление плаката с правилами питания.

    3

    Этикет

    8

    Игры, викторины, конкурсы. Выполнение проектов

    4

    Рацион питания

    5

    Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака. Составление меню обеда. Выполнение проектов

    5

    Из истории русской кухни. Промежуточная аттестация.

    5

    Выполнение проектов, сюжетно-ролевые игры.

    Итого

    33ч

    3.Содержание изучаемого курса

     «Разговор о правильном питании»

    Выполнение программы рассчитано на четырёхлетний срок обучения, 1 занятие (35 мин) каждую неделю. 

    Разнообразие питания (5 ч)

    Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».

    Гигиена питания и приготовление пищи (10 ч)

    Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

    Этикет (8 ч)

    Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.

    Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

    Вкусные традиции моей семьи.

    Рацион питания (5 ч)

    Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.

    Из истории русской кухни (5ч)

    Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие

    В результате изучения программы «Разговор о правильном питании» ученик должен овладеть регулятивными УУД:

    -осознать важность здоровья для благополучия человека, его сохранение здоровья;

    -сформировать готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения;

    -владеть навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

    -учиться проявлять умения соблюдать правила рационального питания и преодолевать возникшие трудности;

    -уметь применять свои знания на практике;

    -строить речевые высказывания в устной форме.

    Личностными УУД:

    -умение оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности бережного отношения к здоровью человека;

    -сформировать желание приобретать новые знания о рациональном питании;

    -уважение и заботливое отношение к людям с нарушением здоровья.

    Коммуникативными УУД:

    -быть открытым к получению информации и диалогу по вопросам питания;

    -учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации интересов;

    -задавать вопросы. Необходимые для организации собственной деятельности;

    -выполнять различные роли;

    -использовать речь для регуляции своего действия.

    Познавательными УУД:

    -отвечать на простые вопросы педагога, находить нужную информацию;

    -сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия.

    По итогам первого года обучения по курсу «Разговор о правильном питании» учащиеся:

    Предполагаемые результаты 1-го года обучения.

    Ученики должны знать:

    - полезные продукты;

    - правила этикета;

    - роль правильного питания в здоровом образе жизни.

    После первого года обучения ученики должны уметь:

    - соблюдать режим дня

    - выполнять  правила правильного питания;

    - выбирать в рацион питания полезные продукты

    6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

    1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010.

     2. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2013.

    Список литературы:

    1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. Методическое пособие. М. ОЛМА Медиа Групп, 2007.
    2. Сборник Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ИД "Первое сентября", 2009 год.
    3. Интернет: издательство "Фарос Плюс", статьи о правильном питании детей
    4. Коростелёв Н.В. От А до Я детям о здоровье. М. Медицина , 1987.
    5. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.
    6. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. М.: АВР, 1996. 556 с.
    7. Дерюгина М. П., Домбровский В. Ю., Панферое В. П. Как питается ваш малыш. Минск: 
    8. Полымя, 1990. 320 с.
    9. Ермакое Б. С. Лесные растения в вашем саду (плодово-ягодные деревья и кустарники
    10. Справочное пособие. М.: Экология, 1992. 159 с.
    11. Ладодо К. С., Отт В. Д., Фатеева Е. М. и др. Основы рационального питания детей. Киев, 
    12. Ладодо К. С. Питание здорового и больного ребенка. М., 1995. 190 с.
    13. Люк Э. Ягер М. Консерванты в пищевой промышленности. С.-Петербург, 1998. 260 с.
    14. Лихарев В. С. Лекарства с огорода. Саратов: Детская книга, 1993. 352 с..
    15. Начальная школа № 4, 1995.
    16. Роль факторов питания при адаптации организма к физическим нагрузкам / Сб. науч. трудов. 
    17. Справочник по детской диететике / Под ред. Воронцова И. М., Мазурина А. В. Л.:  
    18. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я.: Словарь-игра. М.: АСТ-ПРЕСС, 
    19. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. 400 с.


    Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся   

    п/п

    Дата

    Тема

    Элементы содержания

    Форма занятия

    Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

    Предполаг.

    По факту

    Если хочешь быть здоров

    Знакомство учащихся с героями программы, формирование представлений о важности правильного питания.

    Занятие-игра

    Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

    Из чего состоит наша пища

    Продукты, блюда, здоровье.

    Представление  о том, из чего состоит наша пища

    Занятие - исследование

    Характеризуют  влияние употребления различных продуктов питания на здоровье человека

    Полезные и вредные привычки

    Представление  об основных принципах питания

    Игра-обсуждение «Законы питания»

    Формируют представление об основных принципах питания.  

    Самые полезные продукты

    Беседа  «Какие продукты полезны и необходимы  человеку каждый день».

    Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин»

    Учатся  выбирать самые полезные продукты. Формируют   основные принципы гигиены питания.

    Как правильно есть (гигиена питания)

    Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

    Занятие - исследование

    Формируют  представление об основных принципах гигиены питания

    Удивительное превращение пирожка

    Понятия:  здоровье, питание, режим. Демонстрация «Удивительные превращения пирожка»

    Занятие - исследование

    Формируют  представление о роли регулярного питания для здоровья, об основных требованиях к режиму питания

    Твой режим питания

    Понятия:  здоровье, питание, режим питания

    Сюжетно-ролевая игра

    Получают представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания

    Из чего варят каши

    Завтрак  - обязательная  часть ежедневного меню. Различные варианты завтрака.

    Игра «Знатоки»; викторина «Узнай произведение»

    Занятие -соревнование

    Формируют  представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню.

    Расширяют представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака.

    Как сделать кашу вкусной

    Понятия: завтрак, режим, меню, каша, крупа. Каша - полезное и вкусное блюдо. Конкурс «Кашевар»

    Сюжетно – ролевая игра «На кухне»

    Получают  представление о каше как полезном и вкусном блюде.

    Плох обед, коли  хлеба нет

    Обед как обязательный компонент ежедневного рациона питания, его структура.

    Занятие - конференция

     Формируют представление об основных блюдах, входящих в состав обеда, об опасности питания «всухомятку».

    Хлеб всему голова

    Роль хлеба в питании детей

    Занятие - проект

    Выполняют  проекты  по теме «Плох обед, если хлеба нет».

    Полдник

    Полдник как обязательная часть ежедневного меню.Полдник, меню, молоко и молочные продукты.

    Проблемное  занятие

    Знакомятся с вариантами полдника, получают  представление о значении и роли молока.

    Время есть булочки

    Полдник, меню, хлебобулочные изделия. Ежедневный рацион питания школьника. 

    Занятие - путешествие

    Формируют  представление о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника.

    Пора ужинать

    Ужин как обязательный компонент ежедневного рациона питания

    Занятие - соревнование

    Формируют  представление об ужине как обязательной части ежедневного меню; расширяют  представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина

    Почему полезно есть рыбу

    Значение рыбы  и рыбных блюд в питании школьников

    Занятие - исследование

    Получают  представление о важности и необходимости включения в рацион питания мясной  пищи

    Мясо и мясные блюда

    Значение мяса и мясных блюд в питании школьников

    Проблемное  занятие

    Формируют  представление о важности и необходимости включения в рацион питания рыбных блюд

    Где найти витамины зимой и весной

    Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

    Блицтурнир «Где прячутся витамины»

    Получают  представление о роли витаминов для здоровья человека, основных продуктах — источниках витаминов

    Всякому овощу – свое время

    Витамины, фрукты, овощи.  Важность  и необходимость включения в рацион питания растительной пищи

    Экскурсия

    Формируют  представление о важности и необходимости включения в рацион питания растительной пищи.

    Как утолить жажду

    Жажда, здоровье, напитки.  Значение жидкости для организма человека, ценность  разнообразных напитков.

    Занятие - исследование

    Формируют  представление о роли воды для организма человека. Расширяют  представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков.

    20

    Что надо есть – если хочешь стать сильнее

    Здоровье, спорт, питание. Связь  рациона питания и образа жизни. Высококалорийные  продукты  питания.

     Конференция

    Расширяют представление о роли спорта для сохранения и укрепления здоровья. Узнают , когда организм нуждается в дополнительном количестве жидкости, углеводах, а когда количество углеводов увеличивать не стоит.

    21

    Что надо есть – если хочешь стать сильнее

    Здоровье, спорт, питание. Связь  рациона питания и образа жизни. Высококалорийные  продукты  питания.

     Викторина «Меню спортсмена»

    Расширяют представление о роли спорта для сохранения и укрепления здоровья. Формируют  представление о продуктах и блюдах, которые нужно включать в рацион питания человека, занимающегося спортом

    22

    На вкус и цвет товарищей нет

    Вкусовые качества продуктов.

    Практическая работа по определению вкуса продуктов

    Знакомятся  с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и блюд.

    Формируют  представление о том, как происходит распознавание вкуса. Формируют  умение описывать вкусовые свойства продуктов и блюд.

    23

    Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

    Разнообразие  фруктов, ягод, овощей, их значение для организма.

    Конференция

    Знакомятся с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их значением для организма.

    24

    Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

    Значение  витаминов и минеральных веществ в питании человека.

    КВН «Овощи, ягоды, фрукты самые витаминные продукты»

    Расширяют  представление о пользе фруктов и овощей как об источниках витаминов.

    25

    Каждому овощу – свое время

    Польза фруктов и овощей. Сезонные фрукты  и овощи.

    Занятие - исследование

    Расширяют  представление о пользе фруктов и овощей как об источниках витаминов. Получают  представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи.

    26

    Народные праздники, их меню

    Народные праздники  и их традиционные блюда

    Конференция

    Знакомятся с полезными блюдами для праздничного стола. Получают представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран.

    27

    Народные праздники, их меню

    Народные  традиции, связанные с питанием и здоровьем

    Проект

    Знакомятся с полезными блюдами для праздничного стола. Получают представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран.

    28

    Как правильно накрыть стол.

    Сервировка, столовые приборы, столовая и кухонная посуда

    Практикум

    Формируют представления  о предметах сервировки стола. Развивают  желание и готовность помогать родителям по дому (накрывать стол).

    29

    Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом

    Этикет, правила поведения за столом, сервировка

    Занятие - исследование

    Знакомятся с правилами сервировки стола.

    30

    Щи да каша – пища наша

    Народные  традиции, связанные с питанием и здоровьем

    Проблемное  занятие

    Развивают  представления об истории кулинарии и истории своей страны, традициях и обычаях питания своего народа

    31

    Что готовили наши прабабушки.

    Роль  национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран

    Занятие - исследование

    Развивают  представления об истории кулинарии и истории своей страны, традициях и обычаях питания своего народа. Развивают  чувство гордости и уважения к истории своей страны.

    32

    Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение»

    Основные законы здорового питания

    Занятие-игра

    Закрепляют  полученные знания о законах здорового питания.

    33

    Промежуточная аттестация

    Знать основные законы здорового питания

    Проект

    Обобщают  знания о правильном питании,  расширяют представление о наиболее полезных продуктах и блюдах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по учебному курсу Разговор о правильном питании 2 класс

    Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации....

    Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Разговор о правильном питании»

    Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Разговор о правильном питании" преднозначена для учителей, работающих в 1-ом классе....

    Внеурочная деятельность, курс "Разговор о правильном питании".

    В содержание занятий входит: эксурсии в столовую, магазин, булочную; выполнение проектов по теме: "Плох обед, если хлеба нет", "Советы Хозяюшки"; оформление плакатов:" Любимые продукты и блюда", " Пра...

    Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Разговор о правильном питании".

    Программа разработана на основе учебно-методического комплекса программы "Разговор о правильном питании" авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева (программа разработана в институте возрастной ф...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Разговор о правильном питании" для 3-4 класса.

    Программа и пояснительная записка. Кружок "Разговор о правильном питании" 3-4 класс....

    Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Разговор о правильном питании»

    Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Разговор о правильном питании» (общекультурной направленности) для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поко...