Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Разговор о правильном питании»
    рабочая программа (3 класс)

    Дрозденко Ольга Михайловна

    Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Разговор о правильном питании» (общекультурной направленности) для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, на основе программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева - М.: ОЛМА Медиа Групп ), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева - М.: ОЛМА Медиа Групп ).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                           

    Пояснительная записка

         Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Разговор о правильном питании» (общекультурной направленности) для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, на основе программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева - М.: ОЛМА Медиа Групп ), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева - М.: ОЛМА Медиа Групп ).

         В соответствии с учебным планом  в 3 классе отводится 34 занятия – по 1 занятию в неделю (с сентября по май) продолжительностью не более 40 минут. Главное условие – не перегружать обучаемого.

         Занятия проводятся в форме беседы, практической работы с элементами теории, дискуссий, экскурсий, деловых игр, игровых занятий.

         Проблема здорового и правильного питания ребёнка многогранна и требует усилий многих специалистов, но в первую очередь, она должна волновать как родителей, так и учителей начальных классов.

         Не секрет, что вкус ребёнка, его привыкание к определённой пище, его культура питания формируются с самого раннего возраста в семье. И когда дети переступают порог школьного учреждения, мы, педагоги, обнаруживаем, что наши ученики  отдают предпочтение продуктам, которые активно рекламируются с экранов телевизора. Изменить их вкус и привычки в питании порой трудно, но возможно.

         Программа «Разговор о правильном питании» строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Необходимо сделать  акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому выполнению заданий.

         Вся работа проводится в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.

         Основная цели программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

         В соответствии с целью определяются конкретные задачи.

    Образовательные задачи:

    • Развития представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировании готовности заботиться и укреплять здоровье.
    • Расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности выполнять эти правила.
    • Развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
    • Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

    Воспитательные задачи:

    • Развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой  и историей народа.
    • Развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

    Развивающие задачи:

    • Развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности.
    • Развитие самостоятельности, самоконтроля.
    • Развитие коммуникативности.
    • Развитие творческих способностей.
    • Развитие мотивации  к овладению навыками базисных образовательных программ: литературы, ИЗО.

    Содержание программы

         Содержание  программы, а также используемые форм и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе.

         Данная система занятий   проявила активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, рефераты, презентации самих участников занятий.

         Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. При реализации программы используется работа в группах, участие в практических занятиях, а также экскурсии.

    № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    1

    Вводное занятие. Знакомство с героями

    1

    2

    Что я знаю о питании? Анкетирование

    1

    3

    Из чего состоит пища

    1

    4

    Практическое занятие «Состав продуктов»

    1

    5

    Что нужно есть в разное время года

    1

    6

    Конкурс «Осеннее меню»

    1

    7

    Как правильно питаться, если занимаешься спортом

    1

    8

    Конкурс рисунков «Продукты для спортсмена»

    1

    9

    Где и как готовят пищу

    1

    10

    Виртуальная экскурсия в столовую

    1

    11

    Как правильно накрывать стол

    1

    12

    Практическое занятие «Накрываем стол для гостей»

    1

    13

    Молоко и молочные продукты

    1

    14

    Оформление буклетов  «Блюда из молочных продуктов»

    1

    15

    Блюда из зерна

    1

    16

    Оформление буклетов  «Блюда из зерна»

    1

    17

    Какую пищу можно найти в лесу

    1

    18

    Виртуальное путешествие  в лес

    1

    19

    Что и как можно приготовить из рыбы

    1

    20

    Оформление буклетов  «Рыбные блюда»

    1

    21

    Дары моря

    1

    22

    Практическое занятие «Готовим блюда из морепродуктов»

    1

    23 - 25

    «Кулинарное путешествие» по России

    1

    26

    Конкурс  «Блюда России»

    1

    27

    Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

    1

    28

    Практическое занятие «Составление постного меню»

    1

    29

    Как правильно вести себя за столом

    1

    30

    Практическое занятие «Встречаем гостей»

    1

    31

    Конкурс творческих поделок «Полезные продукты»

    1

    32

    Конкурс рисунков «Каким бы я был, если бы питался неправильно»

    1

    33

    Праздник – ярмарка «Семейное блюдо»

    1

    34

    Анкетирование «Здоровое  питание»

    1

    Итого

    34

    Ценностные ориентиры содержания:

    • Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.
    • Иметь и выражать свою точку зрения.
    • Целеустремлённость.
    • Настойчивость в достижении цели.
    • Готовность к преодолению трудностей.
    • Способность критично оценивать свои действия и поступки.
    • Коммуникабельность.

    Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса

    • Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.
    • Формирование у детей сознательного отношения к своему здоровью.
    • Осваивать навыки правильного питания.
    • Формировать у детей чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

    К концу обучения в 3 классе учащиеся должны знать и уметь:

    • Уметь ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее  

                            полезные.

    • Оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ и с учетом границ личностной

                            активности корректировать несоответствия.

    • Пользоваться знаниями и навыками, связанные с этикетом в области питания.
    • Уметь устанавливать контакты с другими людьми.

    Универсальные учебные действия

         При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности кружка, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определённых  результатов.

         

         Личностными результатами изучения курса является формирование умений:

    • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы.
    • В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.

    Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

    Регулятивные УУД:

    • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
    • Проговаривать последовательность действий.
    • Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.
    • Учиться работать по предложенному учителем плану.
    • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
    • Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
    • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации.
    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности.

    Коммуникативные УУД:

    • Донести свою позицию до остальных участников практической  деятельности: оформлять свою мысль в устной речи.
    • Слушать и понимать речь других.
    • Читать и пересказывать текст.
    • Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.
    • Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:

    •  Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам.
    • Выделять существенные признаки предметов.
    • Сравнивать между собой предметы, явления.
    • Обобщать, делать несложные выводы.
    • Определять последовательность действий.

    Критерии оценивания

    • Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.
    • Без отметочная система обучения.
    • Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
    • Поощрение высказывания оригинальных идей.
    • Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
    • Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.
    • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

    Материально-техническая база

    Книгопечатная продукция

    Литература для учащихся:

    • Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь   / М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева - М.: ОЛМА Медиа Групп

    Литература для учителя:

        М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева . Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп

             Технические средства

    - Ноутбук  для учителя с МФУ;

    - интерактивная доска;

    - мультимедийный проектор;

    - документ-камера.

             Наглядные пособия

    - Гербарии; продукты питания; микропрепараты;

    - столовые приборы;  бытовые приборы для кухни; таблицы, схемы, плакаты; муляжи.

    Календарно-тематическое планирование

    Тема

    Основные понятия

    Основные виды учебной деятельности

    Планируемые результаты

    Материально-техническая база

    Дата

    По плану

    По факту

    1

       Вводное занятие. Знакомство с героями.

    Здоровье, питание.

       Знать новых героев программы.

    - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

    - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;

    - высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника;

    - работать по предложенному учителем плану;

    - отличать верно выполнен-ное задание от неверного;

    -  давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие совместно с учителем и другими учениками;

    Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

    2

       Что я знаю о питании? Анкетирование.

    Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

    Анкеты для родителей и учащихся.

    3

       Из чего состоит  пища.

    Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион.

       Знать об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.

    Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

    4

    Практическое занятие «Состав продуктов».

    Наглядные пособия.

    5

      Что нужно есть в разное время года.

    Питание, блюда, погода, кулинарные традиции.

       Знать о традициях своего народа; о пользе овощей и фруктов.

    - определять и формулиро-вать цель деятельности на занятие с помощью учителя;

    - проговаривать последова-тельность действий на занятие.                                                                                    

       

    Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

    ИКТ.

    6

       Конкурс «Осеннее меню».

    Проекты.

    7

       Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

    Здоровье, питание, спорт, рацион.

       Уметь оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности.

       Знать о роли питания и физической активности для здоровья человека.

    Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

    Дневник «Мой день».

    8

    Конкурс рисунков «Продукты для спортсмена».

    Проекты.

    9

       Где и как готовят пищу.

    Кухня, техника безопасности, кулинария, бытовая техника.

       Знать об основных предметах кухонного оборудования, о правилах гигиены.

      - Классифицировать  пищу как источник энергии для организма;

    - моделировать питание в соответствии с весом, ростом, возрастом, образом жизни человека.

    Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

    ИКТ.

    10

       Виртуальная экскурсия в столовую.

    ИКТ.

    11

       Как правильно накрыть стол.

    Сервировка, столовые приборы, столовая и кухонная посуда.

       Знать правила сервировки стола;

    уметь применять эти правила.

       

      - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

    Наглядные пособия.

    12

       Практическое занятие «Накрываем стол для гостей».

    Наглядные пособия.

    13

       Молоко и молочные продукты.

    Молоко, молочные продукты, кисломолочные продукты.

       Знать о пользе молока и молочных продуктах.

    Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

    Наглядные пособия.

    14

       Оформление буклетов «Блюда из молочных продуктов».

    Проекты.

    15

       Блюда из зерна.

    Зерно, злаки, зерновые продукты.

       Знать о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна; традициях, связанных с их использованием.

    - Определять и формулиро-вать цель деятельности на занятие с помощью учителя;

    - проговаривать последова-тельность действий на занятие;

     - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие;

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

    Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

    Наглядные пособия.

    16

       Оформление буклетов «Блюда из зерна».

    Проекты.

    17

       Какую пищу можно найти в лесу.

    Дикорастущие растения, съедобные растения, растительные ресурсы.

       Знать основные правила поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций, опасных для здоровья.

    Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

    ИКТ.

    18

       Виртуальное путешествие в лес.

    ИКТ.

    19

       Что и как можно приготовить из рыбы.

    Рыба, рыбные блюда.

       Знать о местной фауне, животных, мясо которых человек использует в пищу.    

       Выявлять в продуктах   основные источники белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.

    Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

    Рисунки детей.

    20

       Оформление буклетов «Рыбные блюда».

    Проекты.

    21

       Дары моря.

    Морепродукты.

       Знать о пользе морепродуктов для улучшения здоровья детского организма.

    Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

    ИКТ.

    22

       Практическое занятие «Готовим блюда из морепродук-тов».

    Наглядные пособия.

    23

    -

    25

       «Кулинарное путешествие» по России.

    Кулинария, кулинарные традиции и обычаи.

       Знать о традициях своего края, о приготовлении некото-рых национальных блюд.

       Обобщать особен-ности национальной кухни.

       Выявлять особен-ности питания на Руси.

       Обосновывать роль национальной кухни в обеспечении полно-ценным питанием жителей той или иной местности.

       

    Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

    Рисунки детей.

    ИКТ.

    26

       Конкурс «Блюда России».  

    Кулинария, кулинарные традиции и обычаи, климат, географическое положение, культура.

    Наглядные пособия.

    Проекты.

    27

       Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

    Кулинария, питание, здоровье, блюда.

       Выявлять в продуктах   основные источники белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.

    - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

    Рабочая тетрадь, цветные карандаши.

    28

       Практическое занятие «Составление постного меню».

    Кулинария, питание, здоровье, блюда.

    Наглядные пособия.

    29

       Как правильно вести себя за столом.

    Этикет, правила поведения за столом, сервировка.

       Знать и уметь применять правила поведения за столом.

    ИКТ.

    30

       Практическое занятие «Встречаем гостей».

    Наглядные пособия.

    31

       Конкурс творческих поделок «Полезные продукты».

       Здоровье, питание, ЗОЖ.

       Знать о правилах гигиены питания, об энергетической ценности различных продуктов питания.

    Поделки детей.

    32

       Конкурс рисунков «Каким бы я был, если бы питался неправильно».

    Калории, калорийность, высококалорийные и низкокалорийные продукты.

    Проекты.

    33

       Праздник-ярмарка «Семейное блюдо».

    Кулинария, питание, здоровье, блюда.   

       Знать о традициях и обычаях питания в семье.

    Готовые блюда.

    ИКТ.

    34

      Анкетирование «Здоровое питание».

    Анкеты для детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Разговор о правильном питании»

    Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Разговор о правильном питании" преднозначена для учителей, работающих в 1-ом классе....

    Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Разговор о правильном питании»

    Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Разговор о правильном питании" преднозначена для учителей, работающих в 1-ом классе....

    Внеурочная деятельность, курс "Разговор о правильном питании".

    В содержание занятий входит: эксурсии в столовую, магазин, булочную; выполнение проектов по теме: "Плох обед, если хлеба нет", "Советы Хозяюшки"; оформление плакатов:" Любимые продукты и блюда", " Пра...

    Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Разговор о правильном питании".

    Программа разработана на основе учебно-методического комплекса программы "Разговор о правильном питании" авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева (программа разработана в институте возрастной ф...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Разговор о правильном питании" для 3-4 класса.

    Программа и пояснительная записка. Кружок "Разговор о правильном питании" 3-4 класс....

    Рабочая программа и КТП кружка "Разговор о правильном питании"

    Программа составлена на основе программы «Разговор о правильном питании»,  авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.  Москва: ОЛМА Медиа Групп 2009г....