Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Разговор о правильном питании»
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Антропова Наталья Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Разговор о правильном питании" преднозначена для учителей, работающих в 1-ом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_razgovor_o_pravilnom_pitanii.docx39.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

1.Пояснительная записка

         Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Разговор о правильном питании»  разработана на основе:

- требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),  

-  программы специалистов Института возрастной физиологии Российской академии образования  М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой «Разговор о правильном питании» и программы по валеологии Г.Н.Гнездиловой.

в соответствии:

- с учебным планом ---------на 2015- 2016 учебный год,

- годовым календарным учебным графиком --------------- на 2015- 2016 учебный год.

   Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа, из расчета 1 час в неделю в 1 классе.

 Изучение курса «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих задач:                                       

 -расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

-формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

-формирование представлений о правилах этикета связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

-пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре  и традициям других народов;

-просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

 Цель  курса – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Программа «Разговор о правильном питании» включает в себя две части.   Первая часть программы «Разговор о правильном питании», предназначенная для учащихся 1-2 классов. Вторая часть «Две недели в лагере здоровья» предназначенных для учеников 3-4 классов.

 Программа курса «Разговор о правильном питании» учит быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Реализация программы  ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его  поведении.

Значение программы состоит также в том, что в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке; о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их; учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.          

При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проектный метод обучения, проблемно-диалогическая, технология КСО, деятельностный метод обучения.

Формы организации занятий:

-сюжетно-ролевые игры;

-чтение по ролям;

-рассказ по картинкам;

-выполнение самостоятельных заданий;

-игры по правилам – конкурсы, викторины;

-мини-проекты;

- беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Формы и средства контроля:

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу школы и в соответствии с Положением о текущей и промежуточной аттестации обучающихся и переводе их в следующий класс в МАОУ СОШ № 2 УИИЯ .

2.Учебно-тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Разнообразие питания

5

Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка

2

Гигиена питания и приготовление пищи

10

Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин, оформление плаката с правилами питания.

3

Этикет

8

Игры, викторины, конкурсы. Выполнение проектов

4

Рацион питания

5

Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака. Составление меню обеда. Выполнение проектов

5

Из истории русской кухни. Промежуточная аттестация.

5

Выполнение проектов, сюжетно-ролевые игры.

Итого

33ч

3.Содержание изучаемого курса

 «Разговор о правильном питании»

Выполнение программы рассчитано на четырёхлетний срок обучения, 1 занятие (35 мин) каждую неделю. 

Разнообразие питания (5 ч)

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».

Гигиена питания и приготовление пищи (10 ч)

Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

Этикет (8 ч)

Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.

Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

Вкусные традиции моей семьи.

Рацион питания (5 ч)

Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.

Из истории русской кухни (5ч)

Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие

В результате изучения программы «Разговор о правильном питании» ученик должен овладеть регулятивными УУД:

-осознать важность здоровья для благополучия человека, его сохранение здоровья;

-сформировать готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения;

-владеть навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

-учиться проявлять умения соблюдать правила рационального питания и преодолевать возникшие трудности;

-уметь применять свои знания на практике;

-строить речевые высказывания в устной форме.

Личностными УУД:

-умение оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности бережного отношения к здоровью человека;

-сформировать желание приобретать новые знания о рациональном питании;

-уважение и заботливое отношение к людям с нарушением здоровья.

Коммуникативными УУД:

-быть открытым к получению информации и диалогу по вопросам питания;

-учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации интересов;

-задавать вопросы. Необходимые для организации собственной деятельности;

-выполнять различные роли;

-использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательными УУД:

-отвечать на простые вопросы педагога, находить нужную информацию;

-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия.

По итогам первого года обучения по курсу «Разговор о правильном питании» учащиеся:

Предполагаемые результаты 1-го года обучения.

Ученики должны знать:

- полезные продукты;

- правила этикета;

- роль правильного питания в здоровом образе жизни.

После первого года обучения ученики должны уметь:

- соблюдать режим дня

- выполнять  правила правильного питания;

- выбирать в рацион питания полезные продукты

6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010.

 2. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2013.

Список литературы:

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. Методическое пособие. М. ОЛМА Медиа Групп, 2007.
  2. Сборник Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ИД "Первое сентября", 2009 год.
  3. Интернет: издательство "Фарос Плюс", статьи о правильном питании детей
  4. Коростелёв Н.В. От А до Я детям о здоровье. М. Медицина , 1987.
  5. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.
  6. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. М.: АВР, 1996. 556 с.
  7. Дерюгина М. П., Домбровский В. Ю., Панферое В. П. Как питается ваш малыш. Минск: 
  8. Полымя, 1990. 320 с.
  9. Ермакое Б. С. Лесные растения в вашем саду (плодово-ягодные деревья и кустарники
  10. Справочное пособие. М.: Экология, 1992. 159 с.
  11. Ладодо К. С., Отт В. Д., Фатеева Е. М. и др. Основы рационального питания детей. Киев, 
  12. Ладодо К. С. Питание здорового и больного ребенка. М., 1995. 190 с.
  13. Люк Э. Ягер М. Консерванты в пищевой промышленности. С.-Петербург, 1998. 260 с.
  14. Лихарев В. С. Лекарства с огорода. Саратов: Детская книга, 1993. 352 с..
  15. Начальная школа № 4, 1995.
  16. Роль факторов питания при адаптации организма к физическим нагрузкам / Сб. науч. трудов. 
  17. Справочник по детской диететике / Под ред. Воронцова И. М., Мазурина А. В. Л.:  
  18. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я.: Словарь-игра. М.: АСТ-ПРЕСС, 
  19. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. 400 с.


Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся   

п/п

Дата

Тема

Элементы содержания

Форма занятия

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

Предполаг.

По факту

Если хочешь быть здоров

Знакомство учащихся с героями программы, формирование представлений о важности правильного питания.

Занятие-игра

Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Из чего состоит наша пища

Продукты, блюда, здоровье.

Представление  о том, из чего состоит наша пища

Занятие - исследование

Характеризуют  влияние употребления различных продуктов питания на здоровье человека

Полезные и вредные привычки

Представление  об основных принципах питания

Игра-обсуждение «Законы питания»

Формируют представление об основных принципах питания.  

Самые полезные продукты

Беседа  «Какие продукты полезны и необходимы  человеку каждый день».

Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин»

Учатся  выбирать самые полезные продукты. Формируют   основные принципы гигиены питания.

Как правильно есть (гигиена питания)

Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

Занятие - исследование

Формируют  представление об основных принципах гигиены питания

Удивительное превращение пирожка

Понятия:  здоровье, питание, режим. Демонстрация «Удивительные превращения пирожка»

Занятие - исследование

Формируют  представление о роли регулярного питания для здоровья, об основных требованиях к режиму питания

Твой режим питания

Понятия:  здоровье, питание, режим питания

Сюжетно-ролевая игра

Получают представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания

Из чего варят каши

Завтрак  - обязательная  часть ежедневного меню. Различные варианты завтрака.

Игра «Знатоки»; викторина «Узнай произведение»

Занятие -соревнование

Формируют  представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню.

Расширяют представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака.

Как сделать кашу вкусной

Понятия: завтрак, режим, меню, каша, крупа. Каша - полезное и вкусное блюдо. Конкурс «Кашевар»

Сюжетно – ролевая игра «На кухне»

Получают  представление о каше как полезном и вкусном блюде.

Плох обед, коли  хлеба нет

Обед как обязательный компонент ежедневного рациона питания, его структура.

Занятие - конференция

 Формируют представление об основных блюдах, входящих в состав обеда, об опасности питания «всухомятку».

Хлеб всему голова

Роль хлеба в питании детей

Занятие - проект

Выполняют  проекты  по теме «Плох обед, если хлеба нет».

Полдник

Полдник как обязательная часть ежедневного меню.Полдник, меню, молоко и молочные продукты.

Проблемное  занятие

Знакомятся с вариантами полдника, получают  представление о значении и роли молока.

Время есть булочки

Полдник, меню, хлебобулочные изделия. Ежедневный рацион питания школьника. 

Занятие - путешествие

Формируют  представление о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника.

Пора ужинать

Ужин как обязательный компонент ежедневного рациона питания

Занятие - соревнование

Формируют  представление об ужине как обязательной части ежедневного меню; расширяют  представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина

Почему полезно есть рыбу

Значение рыбы  и рыбных блюд в питании школьников

Занятие - исследование

Получают  представление о важности и необходимости включения в рацион питания мясной  пищи

Мясо и мясные блюда

Значение мяса и мясных блюд в питании школьников

Проблемное  занятие

Формируют  представление о важности и необходимости включения в рацион питания рыбных блюд

Где найти витамины зимой и весной

Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

Блицтурнир «Где прячутся витамины»

Получают  представление о роли витаминов для здоровья человека, основных продуктах — источниках витаминов

Всякому овощу – свое время

Витамины, фрукты, овощи.  Важность  и необходимость включения в рацион питания растительной пищи

Экскурсия

Формируют  представление о важности и необходимости включения в рацион питания растительной пищи.

Как утолить жажду

Жажда, здоровье, напитки.  Значение жидкости для организма человека, ценность  разнообразных напитков.

Занятие - исследование

Формируют  представление о роли воды для организма человека. Расширяют  представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков.

20

Что надо есть – если хочешь стать сильнее

Здоровье, спорт, питание. Связь  рациона питания и образа жизни. Высококалорийные  продукты  питания.

 Конференция

Расширяют представление о роли спорта для сохранения и укрепления здоровья. Узнают , когда организм нуждается в дополнительном количестве жидкости, углеводах, а когда количество углеводов увеличивать не стоит.

21

Что надо есть – если хочешь стать сильнее

Здоровье, спорт, питание. Связь  рациона питания и образа жизни. Высококалорийные  продукты  питания.

 Викторина «Меню спортсмена»

Расширяют представление о роли спорта для сохранения и укрепления здоровья. Формируют  представление о продуктах и блюдах, которые нужно включать в рацион питания человека, занимающегося спортом

22

На вкус и цвет товарищей нет

Вкусовые качества продуктов.

Практическая работа по определению вкуса продуктов

Знакомятся  с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и блюд.

Формируют  представление о том, как происходит распознавание вкуса. Формируют  умение описывать вкусовые свойства продуктов и блюд.

23

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

Разнообразие  фруктов, ягод, овощей, их значение для организма.

Конференция

Знакомятся с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их значением для организма.

24

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

Значение  витаминов и минеральных веществ в питании человека.

КВН «Овощи, ягоды, фрукты самые витаминные продукты»

Расширяют  представление о пользе фруктов и овощей как об источниках витаминов.

25

Каждому овощу – свое время

Польза фруктов и овощей. Сезонные фрукты  и овощи.

Занятие - исследование

Расширяют  представление о пользе фруктов и овощей как об источниках витаминов. Получают  представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи.

26

Народные праздники, их меню

Народные праздники  и их традиционные блюда

Конференция

Знакомятся с полезными блюдами для праздничного стола. Получают представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран.

27

Народные праздники, их меню

Народные  традиции, связанные с питанием и здоровьем

Проект

Знакомятся с полезными блюдами для праздничного стола. Получают представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран.

28

Как правильно накрыть стол.

Сервировка, столовые приборы, столовая и кухонная посуда

Практикум

Формируют представления  о предметах сервировки стола. Развивают  желание и готовность помогать родителям по дому (накрывать стол).

29

Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом

Этикет, правила поведения за столом, сервировка

Занятие - исследование

Знакомятся с правилами сервировки стола.

30

Щи да каша – пища наша

Народные  традиции, связанные с питанием и здоровьем

Проблемное  занятие

Развивают  представления об истории кулинарии и истории своей страны, традициях и обычаях питания своего народа

31

Что готовили наши прабабушки.

Роль  национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран

Занятие - исследование

Развивают  представления об истории кулинарии и истории своей страны, традициях и обычаях питания своего народа. Развивают  чувство гордости и уважения к истории своей страны.

32

Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение»

Основные законы здорового питания

Занятие-игра

Закрепляют  полученные знания о законах здорового питания.

33

Промежуточная аттестация

Знать основные законы здорового питания

Проект

Обобщают  знания о правильном питании,  расширяют представление о наиболее полезных продуктах и блюдах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу Разговор о правильном питании 2 класс

Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации....

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Разговор о правильном питании" преднозначена для учителей, работающих в 1-ом классе....

Внеурочная деятельность, курс "Разговор о правильном питании".

В содержание занятий входит: эксурсии в столовую, магазин, булочную; выполнение проектов по теме: "Плох обед, если хлеба нет", "Советы Хозяюшки"; оформление плакатов:" Любимые продукты и блюда", " Пра...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Разговор о правильном питании".

Программа разработана на основе учебно-методического комплекса программы "Разговор о правильном питании" авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева (программа разработана в институте возрастной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Разговор о правильном питании" для 3-4 класса.

Программа и пояснительная записка. Кружок "Разговор о правильном питании" 3-4 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Разговор о правильном питании»

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Разговор о правильном питании» (общекультурной направленности) для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поко...