Конспект урока ОЗОЖ во 2 классе "Бережное отношение к окружающему миру. Вандализм. Созидание и разрушение."
план-конспект урока по зож (2 класс) на тему

Тугушева Кадрия Зарифовна

Цель: учить детей заботиться о других; развивать чувство эмпатии; воспитывать такие качества, как доброта, отзывчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

03.10.16. ОЗОЖ урок №4.

Тема: Бережное отношение к окружающему миру. Вандализм. Созидание и разрушение.

Цель: учить детей заботиться о других; развивать чувство эмпатии; воспитывать такие качества, как доброта, отзывчивость.

Ход урока

1.  Организационный момент.

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети: 

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

2. Введение в тему урока.

- Послушайте рассказ В. Осеевой «Просто старушка»

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — отвечал мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тетя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — отвечал мальчик. — Это просто старушка.

- Каким качеством характера обладал мальчик?

 Ответы детей:

Забота – это внимательное отношение к людям, особенно к старикам и детям, желание им помочь. Забо́та — комплекс действий по отношению к какому-либо объекту, нацеленных на его благополучие.

- Расскажите как вы заботитесь о своих бабушках?

- Особенно заботливыми надо быть со старыми людьми. Они становятся беспомощными, и нам необходимо проявлять много терпения и любви.

Чтение и обсуждение сказки Л. Толстого «Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было, И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. 
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. 
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. 
Отец и спросил: 
«Что ты это делаешь, Миша?» 
А Миша и говорит: 
«Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». 
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

- Какой пословицей можно передать главную мысль этой сказки?

Ответы детей:

- Как аукнется, так и откликнется.

Чтение и обсуждение рассказа Ю.Ермолаева «Силач».

Дверь подъезда с треском распахнулась, и раздался пронзительный свист. Это во двор вышел Вовка Анфилов.  Он подошел к малышам, которые лепили снежную бабу, и засмеялся: « Разве это снежная баба?» Это пугало огородное!» И с гиганьем вонзил в нее лыжную палку. Потом схватил за воротник первоклассника Павлика. «Говори, чего хочешь? Снежную ванну принять или вверх без вертолета взлететь?»- спросил Вовка страшным голосом Карабаса-Барабаса. « Ничего не хочу! Отпусти!»- вырывался Павлик. Вовка  бросил маленького Павлика в сугроб и, подбоченившись, спросил: « Небось, хочешь быть таким силачом, как я?» Павлик вылез из сугроба и,  хмуро посмотрев на Вовку, сказал: « Да разве ты силач?». «А то кто же?!» - ухмыльнулся «силач» Вовка.

- Как Вовка использует свою силу?

- Действительно ли Вовку можно назвать силачом? Почему?

- Как нужно относиться к маленьким?

Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

Знаете ли вы, что…

Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.

Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)

Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)

Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.

О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е .Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)

«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.

Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.

В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.

Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.

Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.

Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.

В ветвях старого дуба- хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.

Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».

Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.

Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.

А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? 

 Рассмотрим одну ситуацию. Ребята из четвёртого класса гуляли во дворе дома. У одного из них с собой был баллончик с краской. Он предложил одноклассникам пойти в школу и украсить входные двери. Ребята подошли к входной двери и стали на дверях и стенах школы писать нецензурные слова. Сторож, который находился в здании школы, заметил ребят и по телефону вызвал наряд полиции. Ребята были задержаны и доставлены в отделение полиции.
Как можно расценить действия ребят?
Дети. Скорее всего, как злонамеренный поступок.
Учитель. Можно ли их привлечь за него к ответственности?
Ученики. Да. / Нет. / Возможно.
Учитель. Знакомо ли вам понятие вандализм? Что оно означает?
Дети. Вандализм это злонамеренный поступок, за который предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Учитель. Вандализм это осквернение памятников, зданий, других сооружений, порча имущества на общественном транспорте.

Вандализм - одна из форм разрушительного поведения человека. Слово "вандализм" произошло от названия древнегерманского племени вандалов, разграбивших в 455 г. Рим и уничтоживших многие памятники античной и христианской культуры. Вандалы отличались особой жестокостью, они не только разрушали святыни и храмы, но старались сделать это особенно унизительным образом

В XIX веке слово вандализм прочно вошло в употребление как обозначение бессмысленного разрушения или порчи произведений искусства и памятников архитектуры.

Вандализм — умышленное и бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. Лиц, совершающих подобные действия, называют вандалами.

"Вандал - тот, кто намеренно или вследствие невежества разрушает собственность, принадлежащую другому лицу или обществу".

Признаками вандализма являются действия, а также серьёзный ущерб от этих действий. На бытовом уровне понятие вандализма стало распространяться на повседневные проявления хулиганства, связанные с порчей чужой собственности. Вандализм следует отличать отхулиганства.

Итак, вандализм - это порча общественной, частной, коммунальной собственности, поломки оборудования в учебных заведениях, на транспорте, нанесение рисунков и надписей на стены и т.п.

Итог урока:

- О чем сегодня узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Про кошек и собак" по окружающему миру 2 класс, образовательная система "Школа России"

Конспект урока "Про кошек и собак" по окружающему миру 2 класс, образовательная система "Школа России"...

Конспекты уроков по русскому языку, математике и окружающему миру.

Конспекты уроков по русскому языку, математике и окружающему миру....

Конспект урока-викторины в 1 классе по окружающему миру Тема: Такие разные животные.

Цель урока: закрепить  знания  учащихся о  группах животных (звери, птицы, рыбы, насекомые); дать учащимся чёткие представления о важнейших характерных признаках этих групп; учить опред...

Конспект урока во 2-4 классе по окружающему миру

2 класс Тема:Комнатные растения4класс Тема: У Черного моря...

Конспект урока в форме технологической карты по окружающему миру в 4 классе по теме: «Антарктида». Презентация

Цель урока: формирование представления о материке Антарктида, его особенностях; развитие умения работать с различными источниками информации; воспитание любознательности, умения работать в группах.Пла...

конспект урока в 4-ом классе по окружающему миру "Екатерина Великая"

Конспект урока содержит игровой материал, кроссворд, вопросы, которые учитель может использовать на уроке окружающего мира в 4-ом классе по программе УМК "Школа России"....