Конспект урока здоровья
классный час по зож (4 класс) на тему

Лычагина Екатерина Андреевна

Здоровый сон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл son.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Здоровый сон.»

Цели:

  • Создать благоприятные условия для формирования у учащихся представления о сне, как составляющей части здоровья человека; выяснить значение сна в жизни людей.
  • Способствовать развитию умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о здоровье человека.

Задачи урока:

  • Помочь детям понять  значение сна в жизни человека.
  • Совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну.
  • Показать, что спят не только люди, но и животные.
  • Систематизировать представления детей о труде людей, работающих ночью.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация в программе Power Point, фонограммы песен «Баю-бай».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг.момент

– Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! (Слайд 3)

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?

Наверное, потому. Что здоровье для человека – самая главная ценность.

-А что такое здоровье дайте определение этого слова.

Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.                          

А также доброжелательные отношения с людьми, природой и с самим собой.

(Слайд 4)

Ученики приветствуют учителя.

- Нет.

(Ответы детей)

Сообщение темы занятия

- А сегодня мы с вами выведем частичку формулы здоровья, а какую именно, вы определите сами.

 – Сядьте удобнее, расслабьтесь. И, погрузившись в своё эмоциональное состояние, постарайтесь представить тему занятия.  Звучит музыка детской релаксации – колыбельная песня «Баю-бай». (Слайды 6-13)

–– Как вы считаете, какая тема сегодняшнего занятия?

- О чём мы будем говорить?

– Правильно.  Тема занятия «Здоровый сон». (Слайд 14)

Слушают музыку.

- Сон.

- Мы сегодня с вами будем говорить о здоровом сне.

Актуализация знаний. Планирование. 

- Сегодня на занятии мы узнаем (Слайд15)

1. Что такое сон?

 2. Зачем мы сипим ночью?

 3. Какие существуют правила сна?

 4. Как люди узнают про сон?

 5. Как спят животные?

 6. Кто не спит по ночам?

Читают, о чем узнают сегодня на уроке.

Изучение нового материала

Физминутка

Физминутка

- Что такое сон?   (Слайд16)

- Может, кто-то уже знает?

Чтение определения по толковому словарю Сон

1.Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. 

2.То, что снится, грезится спящему человеку, сновидение. 

- Может ли человек, животное прожить без сна?

Правильно! И тому есть подтверждения: собака без пищи проживёт 20-25 дней ,а при лишении сна погибает на 12 день. Человек не может находиться без сна более 3 дней.

– Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного нормального сна немыслимо здоровье. Человек из 60 лет жизни более 20 лет проводит во сне.

- Ребята, а кто попытается ответить на вопрос: зачем мы спим ночью?

 – Так давайте сейчас вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Внимательно послушайте одну историю. (Слайд 17-19)

 – Один мальчик, решил понаблюдать: что произойдёт, если он один вечер ляжет спать вовремя, а в другой вечер ляжет поздно. Свои наблюдения он записывал в личный дневник. Вот его записи.

1 день. Вечером лёг спать в 9 часов. Утром проснулся в 7 часов, сделал зарядку и с хорошим настроением пошёл в школу. На уроках активно работал. (Слайд 17)

2 день. Смотрел фильм по телевизору, который закончился в 11 часов вечера. Сразу заснуть не удалось. Утром не хотел просыпаться и идти в школу, болела голова, было плохое настроение. На уроках хотелось спать. Слипались глаза. (Слайд 18)

3 день. Сегодня решил спать лечь вовремя, то есть в 9 часов вечера. Утром проснулся бодрым, весёлым и отправился в школу. На уроках было очень интересно. (Слайд 19)

– Ребята, как вы считаете, почему такое могло произойти?

-Зачем нужно спать по ночам и ложиться вовремя? 

 В результате обсуждения появляется итог работы. (Слайд 20)

  • Сон необходим для укрепления организма, он восстанавливает деятельность мышц, обеспечивает отдых организму. Во время сна вырабатывается гормон роста, поэтому малыши спят значительно больше, чем взрослые. Ребёнок должен ложится спать не позднее 22 часов. С 22 часов до 1ч 00 мин вырабатывается основное количество гормона роста соматропина
  • Сон необходим  для хорошего настроения днём. Дети ,когда не выспятся, становятся капризными,  раздражительными, учатся хуже.
  • Сон необходим  для  того, чтобы бороться с инфекцией. Наиболее активны иммунные клетки в период с 4 до 6 часов утра. Полноценный ночной отдых помогает человеку выздороветь  или не заболеть. Во сне организм сам себя лечит без лекарств. Если человек блеет, то ему требуется больше времени на сон. Не зря говорят:"Сон - лучшее лекарство"
  •  Сон способствует переработке и хранению информации;

- Но иногда бывает нарушение сна: (Слайд 21)

  • Сонливость – это результат переутомления, усталости. Сонливость – это просьба организма об отдыхе.
  • Бессонница – это мучительное отсутствие сна, состояние, когда не спится…Признак различных  болезней.

Физминутка для глаз.

- Так как мы с вами работаем с презентацией и наши глаза уже подустали, выполним упражнение «Пальминг»+ упражнения во время пальминга: - Сделайте круговые движения по часовой стрелке, и против часовой стрелки. Зажмурьте глаза – 4раза. Откройте глаза и быстро поморгайте.

-Молодцы! Продолжим.

  – Наш сон будет крепким, а пробуждение лёгким тогда, когда мы будем соблюдать особые правила подготовки ко сну.

Как вы готовитесь ко сну?  

Почитаем стихотворение В. Лифшица «Про Васю и Настю» (слайд 22)

Про Васю и Настю»:

Чтоб сонного Василия

Заставить утром встать,

 Громадные усилия

 Затрачивает мать.

Он, из боязни сквозняков.

Закрыв окошко плотно,

Меж двух больших пуховиков

 Весь день проспит охотно.

У Настеньки, у Настеньки

Всю ночь окошки настежь.

 Ее румянец ярок,

Глубок и сладок сон.

Ночное небо в звездах,

Ночной прохладен воздух,

И в Настенькину комнату

 Заглядывает клен.

Здесь нет перины ни одной,

Нет одеял на вате,

Лежит матрац волосяной

У Насти на кровати.

Ей снятся сны хорошие

До самого рассвета

 (Принцессе на горошине

 И не мечтать про это).

Разбудит солнце Настеньку,

Она с постели вскочит,

И делает гимнастику,

И весело хохочет!

Водою обливается

И зубы чистит пастой,

ЕЙ солнце улыбается,

И клен ей шепчет: «Здравствуй!»

- Как начинается новый день для Василия?

- Как утром встаёт Настя?

- Как думаете почему так по – разному встают дети?

Спите на правильной подушке и хорошем матрасе. Правильно подобранные матрас и подушки  сделают сон комфортным, послужат профилактикой заболеваний позвоночника.(23)

- Сколько же часов в день человек должен спать?

 - Кто дольше спит: малыши, школьники или взрослые? Почему?

- Правильно!(Слад 24)

Во время сна вырабатывается гормон роста, именно поэтому малыши спят значительно больше, чем взрослые. Изучая только что родившихся младенцев, выяснили, младенцы действительно обучаются во сне.

Если ребенок в школьном возрасте спит недостаточно, то он будет расти медленнее сверстников. Ребенок должен ложиться спать значительно раньше взрослых, не позднее  22 часов. Именно во время сна старые клетки удаляются, замещаются новыми. Организм  выводит те вещества, которые дают усталость, заряжает энергией мышцы. То есть во сне организм сам лечит себя, причем без всяких лекарств!  Если человек болеет, то ему требуется больше времени на сон. Не зря же говорят: "Сон – лучшее лекарство". Так что если вы заболели или чувствуете слабость во всем теле – совет №1больше спите!

"Сон – лучшее лекарство"(Слайд 25)

- Ещё людей можно поделить на «Сов» и  « Жаворонков». Кто это такие? (слайд 26)

  • Совы» —люди, активные в вечерние часы. Живут по принципу «поздно в кровать — поздно вставать».
  • «Жаворонки»- люди активные в первой половине дня и  мало активные во второй половине, особенно к вечеру. «Жаворонками» их называют потому, что они любят рано ложиться и рано вставать.

 - Сейчас  правила здорового сна выведем с помощью подвижной игры «Верно или неверно?» (Слайд27)  

- Если  высказывание  верно, вы складываете руки как во сне, если нет, то хлопаете в ладоши и стучите ногами.

- Встаем.

Перед сном нужно:

– почистить зубы и умыться;

 – попрыгать и побегать;

 – проветрить комнату;

 – посмотреть страшный фильм;

 – почитать книгу;

 – хорошо покушать.

- Молодцы!

Ещё немножко подвигаемся. Руки перед грудью упражнение «ножницы»- 10 раз. Наклоны вперед, назад, влево, вправо. – 8 раз. Упражнение «С носка на носок» Расслабьтесь и глубоко вздохните. Садитесь!

–Обобщаем правила. Зачитывают правила.

(Слайд 28)

– Ребята, вспомните, а какие слова вы обычно говорите родителям и другим членам семьи, когда идёте спать? Что слышите в ответ? И что означают эти слова?  (Слайд 29)

-Народ сочинил много пословиц о сне.  Прочитайте, объясните.(слайд 30)

  • Выспишься –помолодеешь.
  • Нет такого силача, которого сон  не    поборет.
  • Силен слон, да посильнее его сон.
  • Ляг да усни, встань да будь здоров.
  • Сон – лучшее лекарство.

- Какой можно сделать вывод?Правильно!

Вывод: Сон необходим человеку. Ничем его заменить нельзя.

 - Следующий вопрос нашего плана.

- Как люди узнают про сон?

 Когда человек спит, то видит сны. Некоторые люди спят так крепко, что на утро, проснувшись, всё забывают. А другие, наоборот, запоминают и стараются разгадать свои сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для объяснения сновидений – сонники. (слайд 31) Например Если во сне увидел

  •  Огоньки - к друзьям.
  • Пожар – к радости.
  • Собаку – к дружбе
  • Число 7 – к счастью.
  • Мочалку – к ссоре.
  • Речка – разговор
  • Мясо – болезнь
  • Змея – неприятность
  • Кровь – жди родственников

 А знаете, откуда стало известно, что мы, когда спим, постоянно видим сны?

Врачам удалось это выяснить с помощью прибора, который называется электроцефалограф. (32 слайд)   

Это прибор, который принимает и записывает сигналы мозга. Было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает.

 – Видят сны не только люди, но и животные тоже видят сны?

– Наш следующий вопрос, как спят животные? (Слайды 33—36 )

 – А теперь отгадайте загадки, и вы узнаете, какие животные ночью не спят.(37 -41)

Всю ночь летает,

 Мышей добывает.

 А станет светло,

 Спать летит в дупло.

Целый день он спать не прочь,

 Но едва настанет ночь,

 Запоёт его смычок

 Музыканта звать…

Днём спит,

 Вниз головой висит,

 Ночью летает,

 Пищу добывает.

То погаснет,

 То зажжётся

 Ночью в роще огонёк.

 Угадай, как он зовётся?

 Ну, конечно…

- Что можно сказать?

Итог:  не все животные ночью спят, так как ночь у многих животных – основное время добычи пищи.

– Ребята, последний вопрос нашего плана: кто, кроме животных, не спит по ночам?(слайд 42)   Как вы предполагаете?

 Посмотрите слайды презентации, изображающие профессии людей, работающих по ночам, и объясните значимость данных профессий.

 (слайды 43,44,45 )

- Предположения детей.

Слушают учителя.

- Нет, не может.

(Ответы детей)

(Дети слушают, анализируют)

(Дети высказывают своё мнение, доказывают)

Выполняют упражнение.

Слушают стихотворение.

- Он не может сам встать его будит мама.

Она встаёт быстро.

-Предположения детей.

- 7, 8, 6.

- Малыши. Так как они еще маленькие.

Слушают учителя.

-Предположения детей.

Слушают правила игры.

Встают выполняют движения.

- Спокойной  ночи! Доброго сна!  Приятных снов!

- Читают пословицы и объясняют их.

- Что сон необходим человеку.

-Предположения детей.

- Нет.

Просматривают иллюстрации, как спят животные.

- Сова.

- Сверчок.

- Летучая мышь.

- Светлячок.

-Не все животные ночью спят.

- Высказывают свои предположения.

Итог урока

– Итак, подошло к концу наше занятие, на котором мы с вами рассмотрели только частичку, какая может влиять на наше здоровье.(46) Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить веселей и жить будет легче.

Притча о бабочке.

     В древности жил - был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст. Жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: "Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся". Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: "Все в твоих руках".

     Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу. Я , в свою очередь, тоже предлагаю сделать вам выбор: если вы сегодня на занятии узнали что-то новое и интересное, я прошу вас взять себе на память зеленую бабочку, а если ничего нового не было -то красную. А теперь, ребята, я прошу вас взять этих бабочек в ладошки. Посмотрите теперь все в ваших руках. Сделайте правильный выбор. Спасибо за работу.

- Спасибо за урок!

Слушают притчу.

( Ученики выбирают бабочек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока здоровья с элементами интеграции для младших школьников по теме "Носовой платок - история и современность"

Данный методический материал представляет собой урок здоровья для учеников начальной школы, который можно использовать как на уроке окружающего мира, так и во внеурочной деятельности (на классном часе...

Конспект урока "Здоровое питание - здоровые зубы"

О правильном питании и сохранении здоровья зубов...

Конспект урока здоровья с презентацией

Урок здоровья: «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ» Цели и задачи: ·        сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия;·...

Конспект урока "Здоровье и безопасность. Пожар" Окружающий мир, 2 класс

Конспект урока "Здоровье и безопасность. Пожар" Окружающий мир, 2 класс...

Конспект урока здоровья

Конспект урока здоровья в 3-м классе Цель урока: создать условия для формирования у детей знаний о здоровье. Задачи: сформировать представление о здоровье, как об одной из самых главных ценн...

Конспект урока здоровья во 2 классе на тему «Разговор о правильном питании»

  Планируемые цели для учителя:- содейс - содействовать развитию приёмов совместной умственной деятельности: классификация, анализ, обобщение, сравнение,оргоооо -организовать исследователь...

Конспект урока "Здоровье и питание"

Конспект урокапо предмету «Окружающий мир»Тема: «Здоровье и питание»Цели: формировать у учащихся представление о том, что пища – разнообразные блюда, которые мы употребляем;ознакомить учащихся с прави...