Взгляните в детские глаза, исследовательская работа
творческая работа учащихся по зож на тему

Баязитова Эндже Азатовна

Взгляните в детские глаза, исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzglyanite_v_detskie_glaza.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

«Взгляните в детские глаза!»

Ганеева Камила, 2 класс

МБОУ «Гимназия №126» Советского района, г.Казани

Научный руководитель: Баязитова Э.А.

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия№126»

 Советского района г.Казани  

Казань, 2016 г.

Оглавление 

  1. Введение……………………………………………………………
  2. Основная часть……………….....................................................
  3. Социологическое исследование…………………………………..
  4. Проведение опытов………………………………………………..
  5. Пути выхода из проблемы…………………………………………
  6. Результаты исследования……………………………………………
  7. Заключение, итоги……………………………………………..
  8. Список используемой литературы……………………………..
  9. Приложение………………………………………………………..

                       

                                                                                                               

                                                                                                                                                                                       

1.Введение.

    Наши глаза – очень сложная оптическая система, в которой каждая «деталь» играет важную роль. И следить за их здоровьем нужно еще внимательней, чем мы следим за исправностью любимого велосипеда или игровой приставки. Когда родители и учителя рассказывают о том, что лучше для глаз, – они хотят сохранить наше  зрение и уберечь нас  от различных заболеваний, которые могут надолго испортить успеваемость в школе, настроение и здоровье. Конечно, когда родители говорят «Не читай в темноте!», они не имеют в виду сплошную темноту, когда не видно собственного носа. Темнота наоборот полезна глазам, особенно, когда они закрыты и отдыхают. Но чтение в сумеречном освещении – сером и тусклом – действительно может сильно утомить глаза. И если такое переутомление возникает часто, то с хорошим зрением можно будет попрощаться.           По данным НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков – 80% российских детей и юношества имеют отклонения зрения от нормы. Причём показатели заболеваемости возрастают в большинстве регионов, превышая среднеевропейские уже в 1.5-2 раза. Актуальность выбора темы.

Отчего снижается острота зрения и как его сохранить? Наше исследование актуально и призывает задуматься над обозначенной проблемой.                                                                                                                                                                              

Цель нашего исследования: познакомиться с причинами ухудшения зрения у школьников  и  со способами  его сохранения.                                                            

Задачи:

- проанализировать данные обследования учащихся 2в класса МБОУ «Гимназия №126» Советского района г.Казани;

 -выявить причины, влияющие на ухудшение зрения учащихся;                                                                   - на основе полученных данных составить план мероприятий, направленных на решение этой проблемы.

 Объект исследования: глаза как органы зрения.

 Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.

 Участники: учащиеся 2в класса  МБОУ «Гимназия №126» Советского района г.Казани;. 

 Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

 Методы исследования:

- сбор информации,                                                                                                                                                  - анализ собранных данных,                                                                                                                                         - наблюдение,                                                                                                                                                           - сравнение,                                                                                                                                                                   - обобщение. 

  План исследования. 

1.Подбор материала ,изучение научных статей.                                                                                                                                                    2. Социологическое исследование (анкетирование, материалы медосмотра).                                                                                                   3. Изучение причин ухудшения зрения.                                                                                4.Проведение  опытов по выявлению некоторых функций глаза.                                                                                                  5.Составление правил бережного отношения к зрению.                                              6.Оформление презентации.                                                                                                                            7.Отчет.

 Пути решения проблемы. 

               Итак, отчего же снижается острота зрения и как его сохранить? Появилась необходимость более подробно рассмотреть  данный вопрос.

2.Основная часть.

Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств.                                                                                  

Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

Строение глаза

             Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин».

В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. В самой дальней части глазного яблока свет достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза.

Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы. Главными кандидатами по развитию слабовидения являются дети старшего дошкольного и школьного возраста, так как в период между 7-м и 11-м годом жизни отмечается повышенное напряжение формирующегося глазного аппарата. В этом возрастном диапазоне наиболее важно сохранить зрение у ребенка, ведь любой из факторов – неполноценное питание, несоблюдение гигиены зрения, отсутствие врачебного и родительского контроля – способен стать решающим и привести к развитию детского слабовидения и других дефектов, которые впоследствии могут осложниться серьезными заболеваниями глаз.

3.Социологическое исследование.

                                                                                                                                                             Изучив литературу, побеседовав с врачом Фатхуллиной Р.М. в школе, педагогом-экологом, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и нам стало интересно: а знают ли об этом наши одноклассники? Мы решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса. (Приложение 1.)

      Анкетирование проходило в виде теста, каждый ученик сам мог оценить свое отношение к зрению. На основе полученных результатов мы   все вместе решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения. Анкетирование показало, что учащиеся редко делают гимнастику для глаз (15 чел.), не следят за посадкой во время выполнения домашних уроков(16 чел.), смотрят по телевизору не только детские программы (12чел.).

Причины ухудшения зрения.

Мы отправились за помощью к нашей  медсестре в школе Резеде Мансуровне

            Для начала мы сделали сравнение проверки зрения на начало 1-го и 2-го классов. В первом классе (сентябрь 2014г.) 20 учеников из 18 имели хорошее зрение и 2 человек имели нарушение  зрения. Во втором  классе (сентябрь 2015 г.) уже только 14 человек имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением зрения увеличилось до 6 человек.

Результаты проверки зрения

Количество детей

1 класс

начало учебного года

(сентябрь 2014г.)

2 класс

начало учебного года

(сентябрь 2015 г.)

норма

зрения

нарушение

зрения

норма

зрения

нарушение

зрения

20 учеников

18

2

14

6

Рисунок 1 .Показания зрения 2014 -2015гг.

            Далее Резеда Мансуровна подробно ответила на наши вопросы о причинах ухудшения зрения.

Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения.

Есть и другие причины - длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина - неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 9-11 лет), хорошо высыпаться (не менее 8-9 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).

4.Проведение  опытов.

             Подбирая материал в Интернете, мы нашли интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Нам захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.   

Опыт № 1:

            Я посадила на стул своего брата, направила на нее настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются. Делаем вывод: зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.

Опыт № 2:

            Сделала трубочку из картона. Поднесла ее к правому глазу. Подняла левую руку и держала ее перед левым глазом, ладонью к себе. Смотрела одним глазом в трубу,  не закрывая при этом другой глаз.

Результат:

мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения,  поэтому,  получается обманчивая картина.

Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.

Опыт № 3:

             А я вошла в темную комнату и попробовала увидеть книгу на письменном столе, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась,  и я смогла разглядеть нужную мне  вещь.

Делаю вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.

5.Пути выхода из проблемы.

            Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать  правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.

Для сохранения зрения у детей необходимо придерживаться правил, рекомендованных детскими офтальмологами. Ответственное отношение к здоровью ребенка поможет предупредить ухудшение зрения и развитие заболеваний глаз.

Правила бережного отношения к зрению

Правильная организация рабочей зоны. На рабочем столе ребенка установите лампу с регулируемым наклоном. Свет должен падать на учебник, книгу, детскую тетрадь так, чтобы не создавать теней. Для левши лампу расположите справа, для правши – слева. Поверхность стола должна иметь низкий коэффициент отражения и не образовывать бликов. Стены также лучше сделать матовыми, чтобы предупредить переутомление глаз ребенка и сохранить ему зрение.

Соблюдение режима дня. Качество и продолжительность ночного сна крайне важны для здоровья органов зрения. Для детей, начиная с младшего дошкольного возраста, должно быть установлено время, когда они ложатся спать и просыпаются. Следите за тем, чтобы ребенок делал перерывы в занятиях, между уроками и проводил достаточно времени на свежем воздухе.

Организация правильного питания. Как сохранить зрение у ребенка с помощью правильного питания? Контролируйте, чтобы в рационе присутствовали белки: мясо, яйца, молочные и кисломолочные продукты. Сезонные овощи и фрукты, включенные в рацион ребенка, пополнят запасы витаминов, макро- и микроэлементов. Рекомендованные офтальмологами и педиатрами витаминно-минеральные комплексы для детей предотвратят различные нарушения здоровья, в том числе дефекты зрения.

Гимнастика для глаз. Профилактическая или лечебная детская гимнастика для глаз занимает немного времени – 5–10 минут, но способствует укреплению мышц глаз, цилиарной мышцы, улучшает приток крови к тканям и, соответственно, помогает лучше насыщать органы зрения ребенка питательными веществами и кислородом.

Сокращение времени просмотра телевизора и работы на компьютере. Продолжительный просмотр телепередач или игр на компьютере и мобильном телефоне может вызвать детское слабовидение и стать причиной других нарушений зрения и заболеваний глаз. Детям младшего дошкольного и школьного возрастов рекомендуется смотреть ТВ не больше 15 минут каждый час, т. е. делать 45-минутный перерыв на активные игры или другие занятия.                                                    Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы.  Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений-игр  для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:

Игры-тренировки для глаз сделают зрение острым и сильным, как у орла. Или как у индейца! А еще тренировать глаза - это просто весело.                                                           Игра "Рисуем восьмерки"
Сядь поудобней. Закрой глаза. Не открывая их, рисуй глазами "восьмерки" - сначала справа налево, а потом в обратном направлении. Нарисуй 8 восьмерок и открой глаза.

Игра "Мизинец в прицеле"
Приставь большой палец к носу, остальные пальцы согни, а мизинец оттопырь вверх. Смотри на кончик мизинца, а саму руку двигай слева направо и наоборот. Большой палец от носа не отрывай и головой не крути! Прицел на кончике мизинца! Повтори 15 или даже 20 раз.

Игра "Метка на стекле"
Наклей на стекло маленький стикер или другую метку (такую, которую можно будет снять без следа). Встань перед ней на расстоянии двух шагов. Внимательно глядя на метку, сосчитай до 10. Потом переведи взгляд на какой-нибудь далекий и неподвижный объект за окном – дерево или крышу. Сосчитай до 10. Снова смотри на метку и считай. Повтори 5 раз.

6. Результаты исследования.

            Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.

Нам очень хотелось бы, чтобы наше исследование помогло ребятам сохранить  и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.

7. Итоги исследования.

          Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуаций может быть снята только тогда, когда  данная проблема будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей, учеников, общества.  Не реже 1 раза в год следует проходить профилактический осмотр у детского офтальмолога. Это позволит выявить различные заболевания глаз и нарушения зрения на раннем этапе, что значительно облегчит и ускорит лечение.

          В заключении, хотелось бы   обратиться к ребятам со словами: « Посмотри, как красиво вокруг! Деревья и цветы, дома и машины, игрушки и книжки, мамино лицо – все это ты видишь каждый день, и все это – твой мир.
       Для того чтобы видеть, природа дала нам чудесный дар – зрение. Глаза – твои верные проводники в огромном интересном мире. Они – твои друзья и помощники. И чтобы глаза всегда были ясными и здоровыми, о них нужно заботиться: давать им то, что они любят, и защищать от того, чего они боятся».

       

Литература

  1. Большая Детская Энциклопедия. - АСТ  «Астрель», 2000. – с.140-144  

  1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232

  1. http://www.alenushka-ds.ucoz.ru/

  1. http://www.lekron.ru/ 

  1. http://www.medpulse.ru/

  1. http://www.sila-priroda.ru/

  1. http://www.studm.md/ 

  1. http://www.viki.rdf.ru/

  1. http://www.zrenimed.com/

Приложение.

Приложение 1.

Анкета-тест.

1.Я всегда читаю сидя.

Да-15

Нет-5

2.Я делаю перерывы во время чтения.

Да-14

Нет-6

3.Я сижу за столом ровно, когда пишу или читаю.

Да-7

Нет-14

4.Я делаю уроки при хорошем освещении.

Да-17

Нет-3

5.Я делаю гимнастику для глаз каждый день.

Да-5

Нет-15

6.Я часто бываю на свежем воздухе.

Да-19

Нет-1

7.Я ем много овощей и фруктов.

Да-18

Нет-2

8.Я смотрю по телевизору только детские передачи.

Да-11

Нет-9

9.Я оберегаю свои глаза от попадания в них инородных тел.

Да-20

Нет-0

10.Я каждый год хожу к доктору, чтобы проверить здоровье своих глаз.

Да-17

Нет-3

Ключ к тестам. Посчитай количество ответов. Да. Если их 9 или 10 – ты большой молодец. Продолжай так же внимательно относиться к своим глазам и беречь их. Тогда они останутся здоровыми и не станут тебя подводить. Все предметы, людей, цветы, деревья, корабли в море, ты будешь видеть ясно и четко.
Если ответов  6, 7 или 8 – подумай, чего не хватает твоим глазам. Им срочна нужна твоя помощь. Иначе у них не хватит сил помогать тебе видеть мир таким же прекрасным, какой он и есть. Поговори с мамой, стоит вам вместе посетить врача-офтальмолога, который проверит зрение и посоветует что делать.
Если ты насчитал ответов  5 и меньше – бегом к врачу. Возможно, ты уже замечал как трудно рассмотреть надпись на доске с последней парты или рассмотреть мелкий текст в интересной книге. Еще все можно поправить, если вовремя посетить врача офтальмолога и начать лечение. Будь внимателен к своим глазкам! Береги их.

Приложение 2.

Загадки  и стихи о глазах.

На ночь два оконца Сами закрываются,
А с восходом солнца Сами открываются.


Брат с братом через дорогу живут, А один другого не видит.


Есть у каждого лица Два красивых озерца.
Между ними есть гора. Назови их, детвора.


Считалочка про глаза
Хотим узнать на этот раз
У нас в семействе сколько глаз?
Не тратя время даром, мы
Их посчитаем парами:
У Лены – раз, У Славы – два-с,
Еще у папы пара глаз,
У мамы, видим - глаза два 
И у меня, она права.
Теперь все пары сложим
Или на два умножим.
Готов ответ сказать сейчас –
У нас в семье – десяток глаз!

Умеют они и грустить и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться:
Цветущей ромашке и мотылькам,
Белым корабликам – облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки –
Всё замечают зоркие глазки.
(Н.Крушевицкая)

Ребятишкам про глаза.

Разберемся вместе, дети, для чего глаза на свете? 
И зачем у всех у нас на лице есть пара глаз? 
Для чего нужны глаза? Чтоб текла из них слеза? 
Ты закрой глаза ладошкой, Посиди совсем немножко, 
Сразу сделалось темно, где кроватка, где окно?
Странно, и обидно – ничего вокруг не видно. 
Женя хочет стать пилотом – править быстрым самолетом
Все моря на белом свете переплыть мечтает Петя,
Будет Николай танкистом, а Сергей парашютистом, 
Станет снайпером Илья… 
Но для этого, друзья, кроме знанья и уменья – 
Всем необходимо зренье! 
Чтоб отправился в полет реактивный самолет,
Чтобы смело корабли по морям студеным шли,
Нужно помнить каждый час, как важны глаза для нас.
Очень много неизвестного, очень много интересного
Разузнаешь ты из книг. Вот представь себе на миг…
Ты прочтешь про все на свете, как летают на ракете,
Сколько всех на небе звезд, как построить длинный мост,
Кто живет на дне морском, как устроен каждый дом,
Как железо добывают, кто микробов изучает,
Как Америку открыли, как на льдине люди жили…
Чтобы книги прочитать, нужно зреньем обладать.
Значит, каждому из нас нужна пара зорких глаз!
(Н.Орлова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Береги глаза смолоду"

Посмотрите вокруг. Как много всего интересного: синее небо, яркое солнце, радужные цветы.А теперь давайте закроем глаза руками… И мы, практически, не можем рассказать о том, что происходит за окн...

Научно-исследовательская работа "Эти глаза напротив..."

Научно-исследовательская работа "Эти глаза напротив..." - Цель научной работы:  Выявить влияние наследственности на цвет  глаз.   - Задачи исследования:1. Изучить условия, кот...

Исследовательская работа "Когда глаза скажут спасибо"

В данной работе хотели показать значение глаз для человека...

презентация к исследовательской работе "Когда глаза скажут спасибо"

Презентация использовалась на классном часе по здоровьесбережению...

Исследовательская работа "Глаза современного школьника"

Исследовательская работа "Глаза современного школьника"...

Исследовательская работа :"Хрустальные капли наших глаз. Есть ли польза от слёз?"

В данной исследовательской работе рассказываются интересные факты про слёзы, о значении слёз....