Методические разработки по теме "Работа со страхами детей с ОВЗ методами АРТ-терапии"
методическая разработка по зож на тему

Варнавская  Светлана Владимировна

          

«Человек переживает реальность мира только через собственное тело. Живость тела напрямую связана со способностью чувствовать.: когда тело «мертво», человек с трудом воспринимает влияние среды, его способность откликаться на ситуации затруднена. Эмоционально мертвый человек обращен внутрь себя: чувства и действия подменяются размышлениями и фантазиями, а реальность компенсируют образы.

Наше тело тает от любви, коченеет от страха. Сотрясается от злости и стремится к теплу и контакту. В отрыве от тела эти слова - только поэтические образы, но пережитые телесно, она обретают реальность, придающую смысл нашему существованию.

В основе личности, с ее субстанцией и структурой лежит реальность телесного существования. Абстрагируясь от реальности, личность становится социальным артефактом, скелетом, лишенным плоти…

Живость тела - это его метаболизм и подвижность. Метаболизм обеспечивает энергию, которая реализуется в движении: именно движение определяет дыхание человека. Чем больше движений, тем больше вздохов. Когда подвижность снижается, уменьшается поступление кислорода на вздохе и метаболизм протекает медленнее. Активное тело характеризует спонтанность и полное, легкое, глубокое дыхание.

То, что дыхание, движение и чувствование тесно связаны, хорошо заметно у ребенка, но взрослые обычно игнорируют эту связь. Дети учатся сдерживать дыхание, чтобы оборвать неприятные ощущения и чувства. Они втягивают живот и иммобилизуют диафрагму, чтобы снизить тревожность. Они умирают телами, чтобы не чувствовать боли..."
А. Лоуэн. ТЕЛО И РЕАЛЬНОСТЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_strahami_detey_s_ovz_metodami_art-terapii.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРНАВСКАЯ С.В.

МАКСИМОВА А.Г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ

«РАБОТА СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

«Человек переживает реальность мира только через собственное тело. Живость тела напрямую связана со способностью чувствовать.: когда тело «мертво», человек с трудом воспринимает влияние среды, его способность откликаться на ситуации затруднена. Эмоционально мертвый человек обращен внутрь себя: чувства и действия подменяются размышлениями и фантазиями, а реальность компенсируют образы.

Наше тело тает от любви, коченеет от страха. Сотрясается от злости и стремится к теплу и контакту. В отрыве от тела эти слова - только поэтические образы, но пережитые телесно, она обретают реальность, придающую смысл нашему существованию.

В основе личности, с ее субстанцией и структурой лежит реальность телесного существования. Абстрагируясь от реальности, личность становится социальным артефактом, скелетом, лишенным плоти…

Живость тела - это его метаболизм и подвижность. Метаболизм обеспечивает энергию, которая реализуется в движении: именно движение определяет дыхание человека. Чем больше движений, тем больше вздохов. Когда подвижность снижается, уменьшается поступление кислорода на вздохе и метаболизм протекает медленнее. Активное тело характеризует спонтанность и полное, легкое, глубокое дыхание.

То, что дыхание, движение и чувствование тесно связаны, хорошо заметно у ребенка, но взрослые обычно игнорируют эту связь. Дети учатся сдерживать дыхание, чтобы оборвать неприятные ощущения и чувства. Они втягивают живот и иммобилизуют диафрагму, чтобы снизить тревожность. Они умирают телами, чтобы не чувствовать боли..."
А. Лоуэн. ТЕЛО И РЕАЛЬНОСТЬ

В процессе занятий музыкой, пением дети со страхами,  с задержкой психического развития и умственной отсталостью осваивают окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.

Поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект мы в праве ожидать, влияя на чувства и настроения ребенка, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.

Занятия рисованием для детей со страхами, с  умственной отсталостью, с задержкой психического развития, аутичных детей способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Занятия театрализованной деятельностью детей со страхами, с задержкой психического развития дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.

Танцетерапия, включающая танец, пластику, ритмику – это вид активной музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. Наша практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что применение их в коррекционной работе с детьми со страхами и другими проблемами в развитии (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов) помогает осуществлять общее развитие ребенка, его речевую функцию, произвольность деятельности, моторики, формирование пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкального чувствования.

Воздействие искусством слова на детей с различными нарушениями развития, особенно средствами сказки, расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.

Это далеко не полный перечень коррекционных возможностей арт-терапии.

Вот пример.

Ритм - скелет музыки, каркас, на который надеваются другие ее семантические слои, мясо мелодии, гармонии, динамики, тембров и т.д. 
Но ритм - это не просто равномерные квадраты.
Ритм подразумевает чередование сильных и слабых долей.
Это качественно различающиеся формы энергии, как Ян и Инь. Подобно тому, как маятник, находящийся в нижней точке, обладает max кинетической энергии и min потенциальной, а в верхней точке отклонения у него max потенциальной и min кинетической. 
Метроритмическое чувство - это телесное ощущение, оно встроено в наше тело, которое все состоит из рычагов и маятников. 
Сильная доля - это уплотнение энергии, сгущение, упругость. Слабая доля - отпускание, полет, воздушность.
Попробуем ощутить это в теле. Покачаемся таким образом: стоя, одна нога впереди, на сильной доле слегка сгибаем ее к колене, переносим на нее вес тела, немного свешиваем тело вперед, таким образом, чтобы центр тяжести оказался за пределами корпуса, впереди. Чтобы устоять, нам приходится напрягать бедро передней ноги, мышцы живота. Уплотняется опора в дыхании. Это сильная доля.
Затем возвращаемся в вертикальное положение, усилие по поддержанию вертикального положения минимальное - расслабление. Слабая доля.
Попробуем позвучать на одной ноте, раскачиваясь таким образом с постоянной частотой, позволяя звуку исходить из тела самопроизвольно. 
Мы заметим изменение качества, объема, тембра звука от сильной доли к слабой.
Поскольку тяжесть нашего тела достаточна для более или менее инерционного движения, маятниковые качания будут также приблизительно равномерны. 
Так постигаем простейший двухдольный метр, зашитый в нашей природе.

Наряду с различными священными текстами, в которых звук описывается как главная сила проявления мира, в Риме, Греции, Египте, Индии, Китае и Тибете тысячелетия назад существовали древние мистические школы, владевшие обширной информацией о целительной силе звука. Дошедшие до наших дней тексты свидетельствуют о том, что в традициях этих культур использование звука в качестве терапевтического средства было не чем иным, как высокоразвитой духовной наукой. И наука это основывалась на понимании того, что вибрация – это фундаментальная созидающая сила Вселенной. Так и мы приходим к звуковибрационной терапии в работе с детьми.

Приблизительный план занятия

может быть следующим:

  1. Гармонизация и расслабление с помощью звуков гонгов и тибетских чаш- 10-20 минут.
  2. Игра-импровизация на выбранных ребенком инструментах – 5 минут.
  3. Танец- импровизация и сказка-импровизация под выбранную музыку. – 10 минут.
  4. Специальные упражнения для развития ловкости, мелкой моторики и координации рук с помощью специальных инструментов-игрушек – 5-10 минут.
  5. Работа с ритмами – отстукивание и отхлопывание ритмов, другие упражнения ритмики – 5-10 минут.

Все элементы занятия желательно объединить одной образной темой, например, занятие «Весна», на котором все упражнения, все шумы и мелодии связаны с темой весны.

План конкретного занятия выстраивается педагогом индивидуально в зависимости от ситуации.

Учитывается возраст ребенка, его индивидуальные особенности, уровень его интеллектуального развития, его личные мотивации, склонности и особенности поведения, а также психологическое и физическое состояние в данный момент.

Занятие, в зависимости от его цели, может быть либо целиком посвящено одному из методов АРТ-терапии, либо комбинированным, сочетающим в себе различные методы АРТ-терапии .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: "Коррекция страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

методическая разработка посвящена коррекции страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Методическая разработка"Планирование воспитательной работы в з классе по методу И.П. Иванова"

            Методическая разработка по данной теме описывает один из эффективных методов организации коллективной творческой деятельности( по методу И.П.Иванова)....

Методическая разработка"Планирование воспитательной работы в з классе по методу И.П. Иванова"

            Методическая разработка по данной теме описывает один из эффективных методов организации коллективной творческой деятельности( по методу И.П.Иванова)....

Методическая разработка урока по математике с использованием технологии деятельностного метода

Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр....

Методическая разработка по теме "У страха глаза велики"

Тема урока: «У страха глаза велики». Цель урока: знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики», отработка навыка чтения. Задача урока: формировать у учащихся универсальные уч...

Методическая разработка открытого урока окружающего мира в технологии деятельностного метода

Методическая разработка открытого  урока окружающего мира по теме «В лаборатории «Органа слуха» авторская. Тема урока: «В лаборатории «Органа слуха» соответствует программе «Начальная школа...