Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие "Поход- активный вид отдыха''
    план-конспект занятия по зож (4 класс) на тему

    Шахова Ольга Сергеевна

    Цель занятия  вида “обучающие походы” состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся младших классов, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Позиция педагога.

    Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Об усилении внимания государства и общества к проблеме здоровья подрастающего поколения можно судить по тем документам, которые приняты правительством или находятся в стадии обсуждения. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» здоровье школьников выделено в отдельное направление, где говорится о том, что важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям.

     Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые мною в начальной школе, позволяют решить одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников. При разработке здоровьесберегающих технологий я опираюсь на приоритетные направления деятельности в данном направлении нашего учреждения – МБОУ “СШ №54”. Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни: профилактику простудных заболеваний , использование оздоровительной гимнастики, пальцевой, дыхательной, зрительной; привитие детям элементарных гигиенических навыков; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие двигательных навыков); через спортивно– оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии. Деятельность классного руководителя в процессе здоровьетворения строю на следующих принципах:

    • принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
    • принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;
    • принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности),
    • принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание школьника субъектом процесса здоровьетворческой деятельности),
    • принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни),
    • принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка.

    Считаю, что важнейшим условием формирования здорового образа жизни является насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь. В наше время как никогда приобретает  государственное  значение проблема двигательной активности школьников. Хорошо, если оздоровление ребёнка тесно интегрируется с какими-либо другими направлениями: игровым, познавательным, досугово-развлекательным, туристско-краеведческим,  экологическим и др, желательно, чтобы взаимосвязаны были несколько видов деятельности. Внеклассные мероприятия такого рода, как природоведческие экскурсии  и туристические походы в наше время особенно актуальны, а главное имеют положительный отклик у детей, родителей и педагогов, что, конечно же помогает в реализации поставленных целей и задач. . В процессе таких мероприятий решаются следующие задачи:
    -формирование бережного отношения к природе;
    -развитие у школьников интереса к изучению родного края;
    -формирование детского коллектива;
    -оздоровление в активной деятельности на природе;
    -развитие и совершенствование туристских навыков, необходимых для выживания в экстремальных условиях;                                                                                                                    - приобщение родителей к воспитанию здорового образа жизни учащихся.
    Цель занятий  вида “обучающие походы” состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся младших классов, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности.
    Из всего вышесказанного , можно сделать вывод, что современный педагог  должен реализовывать  задачу сохранения физического и психического здоровья детей как одну из важнейших в организации образовательного процесса (создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, для ситуации успеха на уроке и во внеурочной работе).

    Тема мероприятия :  “Поход- активный вид отдыха”

    Цель мероприятия :

    • формировать привычку ведения здорового образа жизни через выбор активных видов отдыха ;
    • Осуществлять оздоровление в активной деятельности на природе;
    • Сформировать первоначальные представления о туристическом походе, правилах безопасного поведения во время похода, развивать  и совершенствовать  туристские навыки;
    • Формировать установку на необходимость соблюдения экологического порядка в окружающем мире, экологическую бережливость, потребность в поддержке чистоты окружающей среды;
    • Развивать способность постановки, принятия  и сохранения  цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
    • Освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
    • Научиться строить рассуждения, выполнять логические действия сравнения, анализа, классификации, обобщения;
    • Развивать навыки сотрудничества с  другими детьми и взрослыми ;
    • Учиться высказывать своё мнение, вести диалог, договариваться о распределении функций в совместной деятельности.

    Задачи мероприятия :  

    • оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;
    • формирование координационных функций;
    • развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе похода;
    • вовлечение учащихся в природоохранную деятельность средствами туризма.

    Место мероприятия в системе воспитательной работы класса: здоровьесбережение

    Тип (вид) мероприятия: обучающий туристический поход

    Ожидаемые результаты:

    • у детей появится интерес к активным видам отдыха ;
    • учащиеся научатся элементам  познавательной  деятельности;
    • учащиеся приобретут опыт природоохранной деятельности, начальные туристические навыки;
    • у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности;
    • воспитанники научатся рефлексии, самооценке своей деятельности.

    Используемое оборудование: плакат  “Закон похода”, нарисованные на листах ребусы о животных; напечатанные для каждого ребенка “Главные заповеди похода”, эмблемы остановок в лесу, стрелки направления движения, листья из зеленого картона с написанными правилами поведения в природе, листы А4, фломастеры для выполнения схематических рисунков, проигрыватель  СD, диск с записанными походными песнями, картинки ядовитых лесных растений, картинки съедобных и ядовитых грибов, мешки для мусора, лопаты, вёдра, глина, пилы, рукавицы, полоски зелёного и красного цвета из цветного картона, ленточки на каждого учащегося для проведения рефлексии ( цвета: красный, синий, белый, зелёный), компьютер с выходом в интернет, “Толковый словарь.С.Ожегова”

    Предварительная работа: организовать поход детей в лес, выбрать и назначить помощников организации похода из родителей учащихся, подготовить на выбранном в лесу месте для стоянки “экологический беспорядок’’c целью его устранения детьми, разучить с ребятами стихи.

    Содержательная часть.

    Конспект мероприятия.

    Этап мероприятия

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Организационный момент

     

    Актуализация знаний учащихся и активизация заинтересован-ности  детей.

    Обращение к личному опыту учащихся .                        

    Практическое задание. Групповая работа.

    Сопоставление личного мнения с образцом

                                       Работа с информацией.

                                Поисковая деятельность.

    Мотивация

    Обращение к                   личному опыту учащихся. Беседа.

                               

                          Организация этапа определения темы мероприятия.

                                 Вхождение в новую тему

    Целеполагание.

                     

                                             

    Формулирование детьми темы мероприятия.

               

                                                                                                                                 

                                Побуждение к активной здоровьесберегаю-щей и природоохранной деятельности .

    Постановка детьми целей данного мероприятия.

    Выбор оптимальных действий для достижения поставленных целей.

    Активизация мыслительной деятельности.

                            Обсуждение в группах.

                             

                                       

                        Сопоставление собственного мнения с образцом.

                               Поисково- творческая деятельность.

    Создание схем для решения учебно- практических задач.

    Формирование учебно- практических действий

                     

                                  1.Практичекое групповое задание. Игра “Шаг в шаг” по отработке навыка передвижения в лесной зоне и развитие навыков сотрудничества в команде.

                                                2. Активизация мыслительной деятельности. Загадки о лесных деревьях.

                                                                         

    3. Индивидуальная  практическая работа каждого участника. Работа с компасом.

    4. Активизация мыслительной деятельности. Ребусы о животных леса.

    5. Активизация мыслительной деятельности. Формирование умения анализировать.  “Ядовитые растения леса.”

                                            6. Формирование умения анализировать. Активизация мыслительных процессов.

    7. Развитие умения классификации .

                                             

    8. Практическая работа. Развитие наблюдательности и формирование учебных навыков определения сторон горизонта по местным признакам.                                  

                                       

    Формирование УУД, связанных с приобретением туристического опыта и природоохранной деятельности.               “1. Санитарные нормы похода.”

    Практическая работа на месте привала, связанная с приобретением соответствующего походного опыта и экологическим воспитанием детей. 2. “Игра “ Раз, два, три, мусор собери!”

    Разжигание костра в соответствии с правилами противопожарной безопасности.

                                                  3. Игра “ Гори, гори ясно!”

                                     

                               

    Релаксация

    “Музыкальная пауза”

                   Аргументирование точки зрения.

                        Межпредметная связь  природоведения и литературы.

                         

    Обращение к фактам и примерам из статистики о пожарах в России.

                            Практическая деятельность по устранению экологического нарушения.

    4.Тушение костра.

    Практическая деятельность по устранению экологического нарушения.

                                     Установка на соблюдение правил безопасности работы с режущим инструментом.

    Практическая работа.                    5.”Пили, пила, пока остра”

    Закрепление.                            

    .

                                  Рефлексия.

    ИТОГ

    Активный метод по подведению итогов “ Подбери народную мудрость”                              

                                 

    Здравствуйте ребята и родители!

    Сегодня мы начинаем наше мероприятие, которое будет иметь продолжение не в классе. Хотите узнать, куда мы отправимся ?

    На нашем мероприятии мы будем выполнять много интересных заданий. Как вам кажется , как будет легче работать, чтобы справиться с ними быстро и правильно: самостоятельно, всем классом  или в группе?

    Правильно, лучше работать в группе. Распределимся на 2 группы :

    Вспомним правила работы в группе.

                                                                        -Скажите, пожалуйста, какой вид отдыха вы предпочитаете, как проводите свободное время ?

                                                               

                                                                         1 задание. Распределите карточки с разными видами отдыха на 2 группы.

    -Обоснуйте свой выбор.

    Сравните свой выбор с правильным ответом, который находится в конверте у каждой группы.

    - Кто был прав ,получите фишку и наклейте её на карту активности своей команды.

    Как бы вы назвали эти 2 группы.

    Учитель сообщает: Эти виды отдыха имеют названия                 “ активный”  и “ пассивный”.

    -Как вы думаете, почему такие названия у этих видов отдыха?.

    Попробуйте объяснить лексическое значение  “активного отдыха “ и “пассивного”.  Если затрудняетесь, чем можно воспользоваться?

    Пусть 1 команда обратится к словарю, а 2 группа к викепедии.

    Проверим ваш поисковый результат.

                                                                   Вы хотите быть здоровыми ?

    Какую группу отдыха вы выберите, чтобы сохранить и улучшить  своё здоровье? Почему? Какие ещё активные виды отдыха вы можете назвать? А какими из них вы занимаетесь сами?

    - Хотите научиться ещё одному активному виду отдыха?                                                          

    Я приглашаю вас отправиться в лес.  Для нашего вида отдыха вы должны были , отгадав дома загадки, приготовить необходимые вещи:

    “Он с тобою и со мной

     Шел лесными стежками,

     Друг походный за спиною

     На ремнях с застежками.”

    -Кто знает, для чего нужен рюкзак?

    -“ Где бы ты ни находился,

        Если только заблудился,

        Он укажет тебе ,  друг,

        Путь на север и на юг.

    Для чего нам понадобится компас?

    -Кто догадался ,куда же мы отправимся?

    -Кто из вас знает , что такое поход?

    Учитель обобщает ответы детей: -Поход – это популярный вид отдыха

    Как называют людей , находящихся в походе?

    Зачем туристы отправляются в поход, с какой целью ?

    Учитель обобщает ответы детей. Целью похода может быть экскурсия, приобретение туристского опыта, сбор природоведческих сведений, материалов.

    К какому виду отдыха вы отнесёте поход?

    - Почему вы так думаете?

    Я предлагаю вам доказать на практике, что поход- активный вид отдыха и попробовать себя в роли туристов.

    Я сфотографировала место стоянки, на котором побывали туристы (показывает фото, на котором виден экологический беспорядок)  . Нравится ли вам оно?

    -Почему?

    Правильно ли поступили туристы, оставив после себя  беспорядок?  Как может повлиять на здоровье такая природная обстановка? Почему наше здоровье зависит от внешней среды?

    - А какое влияние мы- люди- можем оказать на природу?

    -Какую цель вы поставите сегодня для нашего похода? Сформулируйте в группе.                                                              

    Учитель  просит сравнить мнение детей с готовым ответом в конверте:” Наша цель похода- научиться правилам похода , приобрести туристский опыт, самостоятельно устранить после себя  “экологический беспорядок в природе “.

    -Что для этого каждому нужно будет делать?

    - Сегодня в поход  мы возьмем с собой лопату, пилу,  мешки для мусора, ведро и глину – они пригодятся нам на месте стоянки.  Хотите узнать, для чего они нам будут нужны? Какие у вас предположения?

    Знания какой науки нам пригодятся?                                          -Почему?

    - Прежде , чем  отправиться  в поход, мы должны знать закон похода. Он записан у нас на плакате. Но я предлагаю вам самостоятельно сформулировать его в группах.  У вас есть ключевая фраза, дополните её 5 фразами.

    - А теперь прочтём закон на плакате и сравним с вашими мыслями. Зачитывается закон похода, написанный на плакате. Приложение 1.Оценивает активность и результативность группы.

    - Кроме закона похода есть еще и главные правила похода- заповеди. Давайте познакомимся с ними и скажем , зачем нужно поступать именно так.

    Педагог раздает детям  напечатанные правила и просит детей объяснить необходимость выполнения данных походных правил и условий. Приложение 2

    - Теперь, зная все правила похода, можно смело отправляться в путь и научиться их применять!

    (Учитель и его помощники – родители детей организуют поездку за город)

    Прибыв на место, педагог подводит ребят к дереву, на котором заранее развешены подготовленные из картона зеленые листочки. На них записаны правила поведения в лесу.

    - Давайте вспомним правила поведения в природе. Это правила “Шести “не” “.

    Попробуйте в команде их сформулировать и зарисовать с помощью условных знаков или в виде схемы..

    -Проверим, что у вас получилось и сравним с записью на листочках. Приложение 3

    В лесу заранее  развешены стрелки направления и значки остановок.

    - Догадайтесь, зачем здесь развешены стрелки.

    Учитель сообщает о  действиях, которые нужно будет выполнить. -Нам придется сделать несколько остановок  и выполнить                 “ Походные задания”, только тогда мы попадём на место нашего привала .

    1 практическое задание похода. Вспомним правило похода о дороге.

    Поиграем в игру “Шаг в шаг”. Представьте, что вокруг вас болото, задача каждой команды пройти заданное расстояние друг за другом- шаг в шаг, не сходя с тропы.                                                  Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

                                                                                 2 остановка- Загадывает загадки о лесных деревьях. Приложение 4.

    Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.                                                                    

    3 остановка. Работа с компасом. Предлагает определить стороны горизонта по компасу.                                                                

    Подводит общий итог правильного выполнения практической работы участников группы и выдаёт фишки.

                                                                             4 остановка. Предлагает отгадать ребусы о животных леса.                   Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

                                                                           5 остановка. Ядовитые растения леса. Учитель раздаёт карточки с изображением ядовитых растений леса.

    Учитель выдаёт дополнительную фишку команде, если дети назовут, какая часть у данного растения ядовита.

    6.остановка.  “По описанию назовите лесную птицу”. Приложение 5.Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

                                                                            7 остановка. “Грибная полянка”. Отделить картинки  съедобных грибов от ядовитых.            Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

                                                                         8 остановка. “Местные признаки”. Найти на месте остановки местные признаки ориентирования , определить и доказать , где на данном участке основные стороны горизонта.                                                          

    Примечание : постараться подобрать участок, где есть несколько местных признаков, например, муравейник, пни или деревья, покрытые мхом и т.д. Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

                                                            - Ребята, мы подошли к месту привала. Зная правила похода и поведения в природе, вспомним о санитарных нормах . Где туристы должны устраивать туалет по санитарным нормам?                          -Давайте измерим это расстояние.

                                                              Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

    Пока дети отмеряют шаги, родители создают “ экологический беспорядок”: разбрасывают по поляне мусор, пакеты, пластиковые бутылки и т.д.

    -Всё ли в порядке на нашей поляне?

    - Что  нужно сделать, чтобы навести на поляне порядок? Что вам понадобится из спец -предметов, которые мы взяли ?

    - Какая команда соберёт больше мусора?

    Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

    - А теперь правильно разведем костёр ,но вначале вспомним правила и  что лучше использовать для разжигания костра?

    Какая команда наберёт больше хвороста для костра?

    -А теперь разведем костёр по всем правилам.                                                                              

    Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

    Пока горит костёр , споём походные песни. Учитель раздаёт листы со  словами песен и включает песни на СD.    Приложение 6.                                                         

    Наш костёр догорает. Можно покинуть место стоянки?  

    - Зачем нужно тушить догорающий костер? –

    Послушаем стихотворение , которое подготовили наши ребята. Приложение 7 – стих Вл.  Шефнера” Лесной пожар”.

    - Вам предлагается своими силами устранить вредные для леса последствия деятельности  человека. Как и что можно для этого сделать?

    Знаете ли вы к каким последствиям приводят лесные пожары, что вы об этом слышали, читали из СМИ  ?

    Учитель сообщает факты о пожарах.  Приложение 8..

    Ребята, как же мы потушим костер? Что нам для этого нужно из предметов, которые мы взяли в поход ?

    -Все ли в порядке с растениями на нашем природном участке?

    -Что нам понадобится, как мы поступим?.                                            -Подумайте, зачем мы взяли глину.

                                                                                    -Кто умеет работать с пилой? Какие правила безопасности нужно соблюдать?

    -Устраните нарушение. Учитель и родители помогают по мере необходимости.

                                                                  - Оглядитесь вокруг. Как теперь выглядит наша поляна?  Нравится ли вам теперь это место? Почему место нашего привала так преобразилось?

    - Давайте еще раз вспомним экологические правила по соблюдению порядка и чистоты в природе, которые сегодня узнали .

    -Кто считает, что труд был ненапрасным? Предлагаю сфотографироваться на память на нашей убранной поляне!

    - Посмотрите на карту активности  вашей группы, всё ли удалось выполнить, как часто принимали участие в выполнении заданий. Сосчитайте ваши фишки.

    -Как бы вы оценили работу вашей группы?

    -А теперь пусть каждый поделится своим приобретённым опытом. Мы украсим куст                     ( дерево) на нашей поляне ленточками. Дети проводят рефлексию по индивидуальной карточке  “Поход прошёл с пользой, потому что теперь …”

    -Закончите предложения, если вы можете сказать : “ я знаю …”- и  привяжите на веточку красную ленточку; если вы можете высказаться  “Я понял…” – синюю ленту, “ Я научился…”- белую ленточку, “Я могу самостоятельно…”- зелёную ленточку.

    Педагог- Дорогие ребята! Какому активному отдыху мы сегодня научились?                                             -Докажите, что поход был активным видом нашей деятельности.

    -Какое влияние на здоровье оказал наш поход?

     У каждой команды карточки с пословицами и поговорками. Из поговорок найдём ту, которая подходит к вашим словам. Приложение 9.                                                                           

    Что ещё доброго мы сделали?                                                                

    Обобщает ответы детей:

     -Правильно! Мы привели часть нашего дома- Земли в порядок, навели необходимую экологическую чистоту, а значит , сделали добро и для самих себя – cделали шаг к здоровью. -                           Есть ещё одна мудрость, которая подходит к вашим мыслям, найдём её. Приложение 10

                                                                       

    - Давайте будем вести активный образ жизни, следить за чистотой нашей планеты всегда!

    - В конце нашего похода послушаем  стихотворение .

                                                                      -Да!

                                                                    - В группе

    Дети вытягивают полоски красного и зеленого цветов и на счёт “3” объединяются в команды .

    Работать дружно, не кричать, выслушивать друг друга, распределять работу, выбрать ребят, которые будут представлять результат.                                                        

    Дети  делятся личным опытом свободного времяпрепровождения.                                                                  

    Дети получают карточки, на которых изображены разные виды отдыха и выполняют задание в группах :                                                                

    • Лыжная прогулка
    • Просмотр телевизора
    • Катание на коньках
    • Игра в компьютер
    • Утренняя пробежка
    • Игра в бадминтон
    • Получение загара на пляже

    - Высказывают свое мнение

    Сравнивают свою точку зрения с готовым ответом в конверте.

    За верный ответ команда получает фишку и наклеивает ее на карту активности команды.

                                                           Высказывают свои предположения.

    Слушают учителя

    Высказывают своё мнение

    –“Толковым словарём”  или в интернете – викепедией.

    Дети используют словарь и работают с интернетом в поиске нужной инфомации.

    Комментируют найденное значение слов.

                                                                          Да!

    Участвуют в беседе, опираясь на личный опыт и собственные убеждения.

                                                                 Конечно!

                                                           Отгадывают загадки

    - рюкзак

    -Рюкзак нужен для  того, чтобы сложить в  него все необходимые в дороге вещи и продукты, он облегчает ношу и высвобождает руки.

                                                                   Компас

    -Компас помогает ориентироваться на местности.

                                                                   - В поход!

                                                              Высказывания детей

    Туристы.

                                                         Высказывания детей.

    - это активный вид отдыха

                                                          Доказывают свою точку зрения.

                                                                        -Нет .

    -Здесь беспорядок, непотушенный костёр, кругом дым, поломанные деревья.

    Участвуют в беседе

    Дети: Если люди не будут беречь окружающий мир, природу, будет грязная вода, воздух, исчезнут растения, животные, погибнут и сами люди.

                                                                Групповая дискуссия.                   Сообщают свои предположения.                                

                                                          Сопоставляют свои мысли с предложенным ответом.

                                                                              Высказывают свою позицию:”Быть активными, внимательными, стараться  выполнять правильно нужные действия, работать дружно, помогать друг другу.”

    Дети высказывают мнение  о том, какое применение может быть в походе этим предметам.                                         -Экологии.

    -Экология – наука об охране окружающего мира.

    Дети работают в группах, обсуждают, записывают свои мысли. У детей ключевая фраза, которую они дополняют  5 фразами.

    “Закон похода гласит:“Я постараюсь в походе  сделать все, что  в моих силах, для того, чтобы:…”

    Дети комментируют свои ответы и сравнивают с образцом.

                                                                                За схожий ответ команда получает фишку и наклеивает ее на карту активности команды.

                                                                          Дети комментируют. За каждый обоснованный ответ команда получает  фишку, которую наклеивают на карту активности.

    Дети обсуждают и зарисовывают  с помощью условных знаков полученные правила .

    Дети снимают листочки- правила и зачитывают их.

                                                                           Пробуют догадаться о назначении стрелок.”Мы будем двигаться по направлению стрелок”.

    -Нельзя сходить с тропы, нужно избегать болотистых мест.

    Дети встают в строй и стараются выполнить правила игры.

                                                                                                                                                 За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.              

                                                                  Каждая команда отгадывает по 2 загадки.                                                              

    За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.

                                                            Вспоминают правила работы с компасом ,и каждый воспитанник выполняет практическую работу.

    За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.

    Разгадывают в команде по 3 ребуса. За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности                                                                                                                                                                                                  

                                                                      Дети должны узнать по иллюстрации ядовитое растение и назвать его. Внимательно слушают и, посовещавшись в группе , дают ответ.

                                                                              За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.

                                                              Выполняют поставленную задачу.За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.

    Выполняют поставленную задачу.          

    За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.                                                                    

                                                                       

    Сотрудничая вместе,  стараются выполнить поставленную задачу.

                                                                            За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.                                                                                                                                          

    -В 75 шагах от места стоянки.                            

    Каждая команда строем отсчитывает 75 шагов.                                                                        

    За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.

                                                                        Дети возвращаются на поляну, замечают беспорядок.

    Нужно собрать весь мусор в специально  взятые для данной цели мешки.

                                                           Выполняют практические действия.

    За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.                                                                      

    Называют правила: разводи огонь только в предназначенных для этого местах,  лучше воспользоваться для этого старым кострищем, чем создавать новое;не сиди близко к огню, используй сухие ветки, валяющиеся на земле.                                                          

    Дети в команде собирают хворост для костра.                                     Выполняют практические действия, при необходимости обращаются за помощью к взрослым.                       За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.

    Дети исполняют вокруг костра походные песни.

                                                                                     

    -Нет.

    Высказывания детей.                                                    

                                                                     Ученики читают заранее подготовленное стихотворение     Вл.  Шефнера” Лесной пожар”,остальные слушают .  

    Дети:- Нужно правильно потушить костер.

    Дети сообщают сведения , которые им известны.                                          

    Дети слушают учителя.

                                                                                - Нам понадобится ведро с водой и  лопата- нужно засыпать выжженную землю.  

    Дети выполняют на практике все необходимые действия, учитель и родители помогают по мере необходимости.

    Дети:- Нет! Сломаны нижние ветви деревьев.                                                    -Нам надо с помощью пилы аккуратно спилить сломанные ветви.                                                            -Если есть возможность, спил нужно замазать глиной, чтобы место спила не загнивало.                                                                                        

    - Руки должны быть защищены рукавицами, рука, которой не пилят , должна быть на расстоянии от распила,  работать внимательно, осторожно, чётко водить инструментом по распилу.

     Дети выполняют на практике все необходимые действия, если возникают затруднения обращаются за помощью.

                                                                             Дети: Мы старались выполнять все правила, мы работали дружно.

                                                                        Дети называют правила похода.

    Общее фото                                                                                

                                                                       

                                                              Дети подсчитывают фишки- показатели активности и результативности  команды.

    Комментируют свой комадный результат.

    Самостоятельно каждый ребёнок анализирует свои достижения во время мероприятия.

    В итоге  дерево украшено ленточками- высказываниями детей о приобретённом опыте.

      - Мы научились активному отдыху- походу.                                                                                                                                              

    Высказывают свою точку зрения.

                                                                          -  Мы много двигались, были на свежем воздухе, значит укрепили своё здоровье.

    Из предложенных карточек находят нужную пословицу. Известная поговорка гласит “Движение- жизнь!”                                                                                                                                              

    -Мы сохранили экологический порядок в природе.                                                                

    Из предложенных поговорок и пословиц выбирают наиболее подходящую.Это- “Чистота- залог здоровья !”.

                                                       

    Заключительное стихотворение читают дети ( заранее выученное). Приложение 11.

                                                         

                                                   

    Карта активности и результативности команды.

    Этап похода.

    Результат активности ( место для фишек)

    Виды отдыха

    Закон похода

    Заповеди похода

    Правила поведения в природе

    1 остановка- “Шаг в шаг”

    2 остановка- “Загадки о лесных деревьях”

    3 остановка- “Работа с компасом”

    4 остановка- .“Ребусы о животных леса”

    5 остановка-“Ядовитые растения леса

    6 остановка- “По описанию назовите птицу”

    7 остановка- “Грибная полянка”

    8 остановка-“ Местные признаки”

    Устранение экологического беспорядка:            1. Санитарные нормы похода.  

    2. Игра “ Раз, два, три, мусор собери!”                                   

    3. Игра”Гори, гори ясно!”

    4. Тушение костра.

    5.”Пили пила пока остра”

                                             Индивидуальная карта достижений .

    “Поход прошёл с пользой, потому что теперь:

    - Я ЗНАЮ…

    -Я ПОНЯЛ (А)…

    -Я НАУЧИЛСЯ (ЛАСЬ)…

    -Я МОГУ САМОСТОЯТЕЛЬНО…

    Приложение 1.

    Закон похода гласит:

    “Я постараюсь в походе сделать все, что  в моих силах, для того, чтобы:…”

    - быть чистоплотным;

    -не засорять места, в которых я побываю;

    -быть осторожным с огнем;

    -быть внимательным и бережным по отношению к природе;

    -соблюдать правила безопасности жизни и сбережения здоровья себя и других туристов.”

    Приложение 2. “Заповеди похода”:

    -Готовясь к путешествию:

    -выбери одежду, которая будет сочетаться с природой;

    - продукты храни в контейнерах, которые после похода ты принесешь домой;

    -возьми с собой пакеты для мусора и используй их в дороге и на стоянке;

    В дороге:

    -не сходи с тропы, избегай болотистых мест;

    На привале:

    - для стоянок выбирай места, где нет гнилых или мертвых деревьев

    - старайся располагаться чуть в стороне от тропинок, озер и рек

    При разведении костра:

    -разводи огонь только в предназначенных для этого местах,  лучше воспользоваться для этого старым кострищем, чем создавать новое;

    - используй сухие ветки, валяющиеся на земле;

    - убедись, что костер потушен;

    - засыпь землей и листьями кострище, чтобы скрыть выжженную землю.

    Санитарные нормы:

    -пользуйся мылом и другими моющими средствами на расстоянии не менее 75 шагов от воды;

    -выливай воду после мытья посуды в специально отведенное для этого место- яму;

    - устраивай туалет не менее чем в 75 шагах от места стоянки, тропы и источника воды;

    - перед тем как покинуть место стоянки, засыпь тщательно туалет и мусорную яму;

    - мусор, который нельзя сжечь, забери с собой.

    Приложение 3.

    Правила поведения в природе:

    -НЕ оставляй мусор в лесу!

    -Не ломай деревья!        

    -Не разоряй муравейник!

    -Не разжигай без особой надобности костры!

    -Не рви большие букеты цветов! Любуйся цветами там, где они растут!

    -Не шуми в лесу!

    Приложение 4.

     Загадки о лесных деревьях.

    1.Ее всегда в лесу найдешь-                                                                                                                             Пойдем гулять и встретим.                                                                                                                                                                              Стоит колючая, как ёж                                                                                                                                     Зимою в платье летнем. ( ель)

    2.Этой бабке сто лет, горба у нее нет,                                                                                           Высоконько торчит, далеконько глядит,                                                                                                            Придет смерть за старушкой,                                                                                                                       Станет бабка избушкой. ( сосна)

    3. Что за дерево стоит-                                                                                                                               Ветра нет, а лист дрожит? ( осина)

    4.В лесу на поляне                                                                                                                                              Стоит кудрявый Ваня,                                                                                                                                 Богач невелик,                                                                                                                                                     А орешками наделит.( лещина, или ореховый куст)

    Приложение 5.

      По описанию назовите птицу.

    1 команде.. Эта птица- пересмешник. В его песне весной можно услышать много звуков, перенятых отовсюду. В природе гнездится в дуплистых деревьях. Легко поселяется в искусственных гнездовьях- скворечниках. ( скворец)

    2 команде.Это- вездесущая птица. При встрече с незнакомым человеком или животным в лесу поднимает шумный треск. Она предупреждает многих животных о возможной опасности. Очень  хитрая и осторожная птица.( сорока)

    1 команде. Это- лесная птица , охотно занимающая дупла деревьев( может и сама долбить их в трухлявых осинах и березах).Любит несоленое сало, семечки. Поедает на протяжении всего года массу насекомых, среди которых преобладают вредные.( синица)

    2 команде. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда – и остановишься, как вкопанный, услышав ее песню... Разливается она на все лады. (Соловей)

    Приложение 6.

    Походные песни.

    1. У похода есть начало,
      А конца походу нет.
      Мы дорог прошли немало,
      Но огромен белый свет.

      Припев:
      Ты нигде, пожалуйста,
      На белый свет не жалуйся,
      Он переполнен тайнами
      Необычайными.

      Но не сделаешь ни шагу,
      Сразу выбьешься из сил,
      Если стойкость и отвагу
      Ты с собой не захватил.

      Припев.

      Пронесем мы через годы
      Все, что начато с игры,
      Наши дальние походы
      И веселые костры.

      Припев.

    2. Между нами, дикарями, говоря,
    Спать в кровати - только тратить время зря!
    Нам под крышей плохо спится - душно нам!
    Надо, братцы, разбегаться по лесам!

    Припев:
    И у края пропасти,
    И у тигра в пасти
    Не теряйте бодрости
    И верьте в счастье!

    Между нами, дикарями, говоря,
    Захотелось антрекота в сухарях.
    Жизнь лесная возбуждает аппетит,
    Хоть черникой и брусникой рот набит.

    Припев.

    Не пугают нас не стужа и не зной.
    Только летом все же лучше, чем зимой.
    И в июне нет метели декабря,
    Между нами, дикарями, говоря!

    Припев.

    Между нами, дикарями, говоря,
    Спать в кровати - только тратить время зря!
    Нам под крышей плохо спится - душно нам!
    Надо, братцы, разбегаться по лесам!

    Припев.

    3 . А ну-ка песню нам пропой веселый ветер веселый ветер веселый ветер

     Моря и горы ты обшарил все на свете и все на свете песенки слыхал

     Спой нам ветер про дикие горы про глубокие тайны морей

     Про птичьи разговоры про синие просторы про смелых и больших людей

     Кто привык за победу бороться с нами вместе пускай запоет

     Кто весел тот смеется кто хочет тот добьется кто ищет тот всегда найдет

     А ну-ка песню нам пропой веселый ветер веселый ветер веселый ветер

     Моря и горы ты обшарил все на свете и все на свете песенки слыхал

     Спой нам ветер про чащи лесные про звериный запутанный след

     Про шорохи ночные про мускулы стальные про радость боевых побед

     Кто привык за победу бороться с нами вместе пускай запоет

     Кто весел тот смеется кто хочет тот добьется кто ищет тот всегда найдет

     Спой нам ветер про славу и смелость про ученых героев бойцов

     Чтоб сердце загорелось чтоб каждому хотелось догнать и перегнать отцов

     Кто привык за победу бороться с нами вместе пускай запоет

     Кто весел тот смеется кто хочет тот добьется кто ищет тот всегда найдет

    4. Сколько раз на привале
    Мы картошку пекли,
    Пировать-пировали,
    Разговоры вели.

    Ах, картошка, картошка
    В кожуре уголек,
    Золотистые искры,
    Голубой дымок.
    Ах, картошка, картошка
    В кожуре уголек,
    Золотистые искры,
    Голубой дымок.

    Очень тонкое дело,
    Даже для знатока,
    Подрумянить умело
    У картошки бока.

    Ах, картошка, картошка
    В кожуре уголек,
    Золотистые искры,
    Голубой дымок.
    Ах, картошка, картошка
    В кожуре уголек,
    Золотистые искры,
    Голубой дымок.

    Из ладошки в ладошку
    Ты ее покидай,
    А посолишь картошку -
    Остывать не давай.

    Ах, картошка, картошка
    В кожуре уголек,
    Золотистые искры,
    Голубой дымок.
    Ах, картошка, картошка
    В кожуре уголек,
    Золотистые искры,
    Голубой дымок.

    Ключевою водою
    Мы картошку запьем,
    И конечно с тобою
    У костра запоем.

    Ах, картошка, картошка
    В кожуре уголек,
    Золотистые искры,
    Голубой дымок.
    Ах, картошка, картошка
    В кожуре уголек,
    Золотистые искры,
    Голубой дымок.

    Приложение 7.

    Вл.  Шефнер” Лесной пожар”

    1-й  уч. “ Забывчивый охотник на привале

                   Не разметал, на растоптал костра,

                   Он в лес ушел , а ветки догорали

                   И нехотя чадили до утра…”

    2-й  уч.    А утром ветер разогнал туманы,

                   И ожил потухающий костер ,

                   И, сыпля искры, посреди поляны

                   Багровые лохмотья распростер.

    3-й уч.   Он всю траву с цветами вместе выжег,

                  Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

                  Как  вспыхнутая стая белок рыжих,

                  Он заметался со ствола на ствол.

    4-й уч.    И  лес гудел от огненной метели,

                  С морозным треском падали стволы,

                  И, как  снежинки, искры с них летели

                  Над серыми сугробами золы.

    Приложение 8.

    Факты о пожарах России.

    -Знаете ли вы, что природные пожары, особенно лесные и торфяные, иногда становятся для России настоящим бедствием. Сгорают гигантские площади лесных массивов, уничтожаются уникальные экосистемы. С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители как углекислый газ, угарный газ и окись азота. В отдельные годы этих выбросов столько же, сколько от сжигания всей перерабатываемой в России нефти. От задымления страдают жители городов и поселков. По оценкам медиков, задымление Москвы в результате лесных и торфяных пожаров летом 2002г. могло привести к гибели более 100 человек. Особенно опасно задымление воздуха для детей первого года жизни и новорожденных. У них под воздействием дыма увеличивается частота врожденных пороков сердца и заболеваний органов дыхания.

    На тушение лесных пожаров тратятся огромные по масштабам современной России средства. В самые "горячие" месяцы практически все организации лесной сферы России переключается на борьбу с пожарами, и вынужденно оставляют все остальные дела.

    Именно люди - причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Например, на севере Европейской России человек становится причиной 9 из 10 случающихся пожаров. А в центральных регионах вина в возникновении природных пожаров полностью лежит на человеке. Для многих территорий основным источником пожаров являются отдыхающие и туристы, а также человеческая деятельность. В России люди вызывают примерно 90% природных пожаров. От огня чаще страдают наиболее привлекательные, а потому более посещаемые людьми места.

    Приложение 9.

    Пословицы и поговорки о здоровье.

    Движение- жизнь!

    Здоровье- золото!

    Здоровье за деньги не купишь.

    В здоровом теле- здоровый дух!

    Приложение 10.

    Пословицы и поговорки о чистоте и порядке.

    Чистота- залог здоровья.

    Кто встал до дня, тот днем здоров.

    Нездоровому все немило.

    Если хочешь быть здоров - закаляйся.

    Приложение 11.

    Заключительное стихотворение читают дети ( заранее выученное) .

    1-й уч. Нам жить в одной семье,

                Нам петь в одном кругу,

                Идти в одном строю,

                Лететь в одном полете…

               Давайте сохраним ромашку на лугу,

               Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

    2-й уч. О, как природа- мать терпима и добра!

                Но чтоб ее лихая участь не постигла,

                Давайте сохраним на стрежнях – осетра,

                Касатку- в небесах, в таежных дебрях- тигра.

    3-й уч.  Коль суждено дышать нам воздухом одним,

                 Давайте же мы все навек объединимся.

                Давайте наши души сохраним,

                Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

                                                                  ( Н.Старшиков).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект внеклассного мероприятия. Умей трудиться, умей отдыхать

    Конспект внеклассного мероприятия. 3 класс. Тема «Умей трудиться, умей отдыхать»...

    Активные формы отдыха

    Выступление на педсовете...

    Внеклассное мероприятие "Вместе читаем, вместе отдыхаем"

    Здравствуйте, уважаемые гости нашего традиционного мероприятия!  Разрешите поздравить всех вас  с замечательным праздником, с днём семьи!  Как хорошо, что мы с вами собрались вместе в э...

    Здоровьесбережение в режиме и организации активного отдыха учащихся2-4 классов ГПД.

    Здоровьесбережение  в режиме и организации активного отдыха учащихся2-4 классов  ГПД.В образовательном учреждении большое значение в обеспечении здоровья и воспитания школьников имеет продле...

    Статья " Занятия туризмом как способ организации активного отдыха учащихся"

    В статье "Занятия туризмом как способ организации активного отдыха учащихся" раскрываются  понятия: "активный отдых", "поход", "экскурсия" и   каким ...