Внеклассное мероприятие "Поход- активный вид отдыха''
план-конспект занятия по зож (4 класс) на тему

Шахова Ольга Сергеевна

Цель занятия  вида “обучающие походы” состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся младших классов, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Позиция педагога.

Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Об усилении внимания государства и общества к проблеме здоровья подрастающего поколения можно судить по тем документам, которые приняты правительством или находятся в стадии обсуждения. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» здоровье школьников выделено в отдельное направление, где говорится о том, что важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям.

 Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые мною в начальной школе, позволяют решить одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников. При разработке здоровьесберегающих технологий я опираюсь на приоритетные направления деятельности в данном направлении нашего учреждения – МБОУ “СШ №54”. Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни: профилактику простудных заболеваний , использование оздоровительной гимнастики, пальцевой, дыхательной, зрительной; привитие детям элементарных гигиенических навыков; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие двигательных навыков); через спортивно– оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии. Деятельность классного руководителя в процессе здоровьетворения строю на следующих принципах:

  • принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
  • принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;
  • принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности),
  • принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание школьника субъектом процесса здоровьетворческой деятельности),
  • принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни),
  • принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка.

Считаю, что важнейшим условием формирования здорового образа жизни является насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь. В наше время как никогда приобретает  государственное  значение проблема двигательной активности школьников. Хорошо, если оздоровление ребёнка тесно интегрируется с какими-либо другими направлениями: игровым, познавательным, досугово-развлекательным, туристско-краеведческим,  экологическим и др, желательно, чтобы взаимосвязаны были несколько видов деятельности. Внеклассные мероприятия такого рода, как природоведческие экскурсии  и туристические походы в наше время особенно актуальны, а главное имеют положительный отклик у детей, родителей и педагогов, что, конечно же помогает в реализации поставленных целей и задач. . В процессе таких мероприятий решаются следующие задачи:
-формирование бережного отношения к природе;
-развитие у школьников интереса к изучению родного края;
-формирование детского коллектива;
-оздоровление в активной деятельности на природе;
-развитие и совершенствование туристских навыков, необходимых для выживания в экстремальных условиях;                                                                                                                    - приобщение родителей к воспитанию здорового образа жизни учащихся.
Цель занятий  вида “обучающие походы” состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся младших классов, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности.
Из всего вышесказанного , можно сделать вывод, что современный педагог  должен реализовывать  задачу сохранения физического и психического здоровья детей как одну из важнейших в организации образовательного процесса (создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, для ситуации успеха на уроке и во внеурочной работе).

Тема мероприятия :  “Поход- активный вид отдыха”

Цель мероприятия :

  • формировать привычку ведения здорового образа жизни через выбор активных видов отдыха ;
  • Осуществлять оздоровление в активной деятельности на природе;
  • Сформировать первоначальные представления о туристическом походе, правилах безопасного поведения во время похода, развивать  и совершенствовать  туристские навыки;
  • Формировать установку на необходимость соблюдения экологического порядка в окружающем мире, экологическую бережливость, потребность в поддержке чистоты окружающей среды;
  • Развивать способность постановки, принятия  и сохранения  цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • Научиться строить рассуждения, выполнять логические действия сравнения, анализа, классификации, обобщения;
  • Развивать навыки сотрудничества с  другими детьми и взрослыми ;
  • Учиться высказывать своё мнение, вести диалог, договариваться о распределении функций в совместной деятельности.

Задачи мероприятия :  

  • оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;
  • формирование координационных функций;
  • развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе похода;
  • вовлечение учащихся в природоохранную деятельность средствами туризма.

Место мероприятия в системе воспитательной работы класса: здоровьесбережение

Тип (вид) мероприятия: обучающий туристический поход

Ожидаемые результаты:

  • у детей появится интерес к активным видам отдыха ;
  • учащиеся научатся элементам  познавательной  деятельности;
  • учащиеся приобретут опыт природоохранной деятельности, начальные туристические навыки;
  • у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности;
  • воспитанники научатся рефлексии, самооценке своей деятельности.

Используемое оборудование: плакат  “Закон похода”, нарисованные на листах ребусы о животных; напечатанные для каждого ребенка “Главные заповеди похода”, эмблемы остановок в лесу, стрелки направления движения, листья из зеленого картона с написанными правилами поведения в природе, листы А4, фломастеры для выполнения схематических рисунков, проигрыватель  СD, диск с записанными походными песнями, картинки ядовитых лесных растений, картинки съедобных и ядовитых грибов, мешки для мусора, лопаты, вёдра, глина, пилы, рукавицы, полоски зелёного и красного цвета из цветного картона, ленточки на каждого учащегося для проведения рефлексии ( цвета: красный, синий, белый, зелёный), компьютер с выходом в интернет, “Толковый словарь.С.Ожегова”

Предварительная работа: организовать поход детей в лес, выбрать и назначить помощников организации похода из родителей учащихся, подготовить на выбранном в лесу месте для стоянки “экологический беспорядок’’c целью его устранения детьми, разучить с ребятами стихи.

Содержательная часть.

Конспект мероприятия.

Этап мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

 

Актуализация знаний учащихся и активизация заинтересован-ности  детей.

Обращение к личному опыту учащихся .                        

Практическое задание. Групповая работа.

Сопоставление личного мнения с образцом

                                   Работа с информацией.

                            Поисковая деятельность.

Мотивация

Обращение к                   личному опыту учащихся. Беседа.

                           

                      Организация этапа определения темы мероприятия.

                             Вхождение в новую тему

Целеполагание.

                 

                                         

Формулирование детьми темы мероприятия.

           

                                                                                                                             

                            Побуждение к активной здоровьесберегаю-щей и природоохранной деятельности .

Постановка детьми целей данного мероприятия.

Выбор оптимальных действий для достижения поставленных целей.

Активизация мыслительной деятельности.

                        Обсуждение в группах.

                         

                                   

                    Сопоставление собственного мнения с образцом.

                           Поисково- творческая деятельность.

Создание схем для решения учебно- практических задач.

Формирование учебно- практических действий

                 

                              1.Практичекое групповое задание. Игра “Шаг в шаг” по отработке навыка передвижения в лесной зоне и развитие навыков сотрудничества в команде.

                                            2. Активизация мыслительной деятельности. Загадки о лесных деревьях.

                                                                     

3. Индивидуальная  практическая работа каждого участника. Работа с компасом.

4. Активизация мыслительной деятельности. Ребусы о животных леса.

5. Активизация мыслительной деятельности. Формирование умения анализировать.  “Ядовитые растения леса.”

                                        6. Формирование умения анализировать. Активизация мыслительных процессов.

7. Развитие умения классификации .

                                         

8. Практическая работа. Развитие наблюдательности и формирование учебных навыков определения сторон горизонта по местным признакам.                                  

                                   

Формирование УУД, связанных с приобретением туристического опыта и природоохранной деятельности.               “1. Санитарные нормы похода.”

Практическая работа на месте привала, связанная с приобретением соответствующего походного опыта и экологическим воспитанием детей. 2. “Игра “ Раз, два, три, мусор собери!”

Разжигание костра в соответствии с правилами противопожарной безопасности.

                                              3. Игра “ Гори, гори ясно!”

                                 

                           

Релаксация

“Музыкальная пауза”

               Аргументирование точки зрения.

                    Межпредметная связь  природоведения и литературы.

                     

Обращение к фактам и примерам из статистики о пожарах в России.

                        Практическая деятельность по устранению экологического нарушения.

4.Тушение костра.

Практическая деятельность по устранению экологического нарушения.

                                 Установка на соблюдение правил безопасности работы с режущим инструментом.

Практическая работа.                    5.”Пили, пила, пока остра”

Закрепление.                            

.

                              Рефлексия.

ИТОГ

Активный метод по подведению итогов “ Подбери народную мудрость”                              

                             

Здравствуйте ребята и родители!

Сегодня мы начинаем наше мероприятие, которое будет иметь продолжение не в классе. Хотите узнать, куда мы отправимся ?

На нашем мероприятии мы будем выполнять много интересных заданий. Как вам кажется , как будет легче работать, чтобы справиться с ними быстро и правильно: самостоятельно, всем классом  или в группе?

Правильно, лучше работать в группе. Распределимся на 2 группы :

Вспомним правила работы в группе.

                                                                    -Скажите, пожалуйста, какой вид отдыха вы предпочитаете, как проводите свободное время ?

                                                           

                                                                     1 задание. Распределите карточки с разными видами отдыха на 2 группы.

-Обоснуйте свой выбор.

Сравните свой выбор с правильным ответом, который находится в конверте у каждой группы.

- Кто был прав ,получите фишку и наклейте её на карту активности своей команды.

Как бы вы назвали эти 2 группы.

Учитель сообщает: Эти виды отдыха имеют названия                 “ активный”  и “ пассивный”.

-Как вы думаете, почему такие названия у этих видов отдыха?.

Попробуйте объяснить лексическое значение  “активного отдыха “ и “пассивного”.  Если затрудняетесь, чем можно воспользоваться?

Пусть 1 команда обратится к словарю, а 2 группа к викепедии.

Проверим ваш поисковый результат.

                                                               Вы хотите быть здоровыми ?

Какую группу отдыха вы выберите, чтобы сохранить и улучшить  своё здоровье? Почему? Какие ещё активные виды отдыха вы можете назвать? А какими из них вы занимаетесь сами?

- Хотите научиться ещё одному активному виду отдыха?                                                          

Я приглашаю вас отправиться в лес.  Для нашего вида отдыха вы должны были , отгадав дома загадки, приготовить необходимые вещи:

“Он с тобою и со мной

 Шел лесными стежками,

 Друг походный за спиною

 На ремнях с застежками.”

-Кто знает, для чего нужен рюкзак?

-“ Где бы ты ни находился,

    Если только заблудился,

    Он укажет тебе ,  друг,

    Путь на север и на юг.

Для чего нам понадобится компас?

-Кто догадался ,куда же мы отправимся?

-Кто из вас знает , что такое поход?

Учитель обобщает ответы детей: -Поход – это популярный вид отдыха

Как называют людей , находящихся в походе?

Зачем туристы отправляются в поход, с какой целью ?

Учитель обобщает ответы детей. Целью похода может быть экскурсия, приобретение туристского опыта, сбор природоведческих сведений, материалов.

К какому виду отдыха вы отнесёте поход?

- Почему вы так думаете?

Я предлагаю вам доказать на практике, что поход- активный вид отдыха и попробовать себя в роли туристов.

Я сфотографировала место стоянки, на котором побывали туристы (показывает фото, на котором виден экологический беспорядок)  . Нравится ли вам оно?

-Почему?

Правильно ли поступили туристы, оставив после себя  беспорядок?  Как может повлиять на здоровье такая природная обстановка? Почему наше здоровье зависит от внешней среды?

- А какое влияние мы- люди- можем оказать на природу?

-Какую цель вы поставите сегодня для нашего похода? Сформулируйте в группе.                                                              

Учитель  просит сравнить мнение детей с готовым ответом в конверте:” Наша цель похода- научиться правилам похода , приобрести туристский опыт, самостоятельно устранить после себя  “экологический беспорядок в природе “.

-Что для этого каждому нужно будет делать?

- Сегодня в поход  мы возьмем с собой лопату, пилу,  мешки для мусора, ведро и глину – они пригодятся нам на месте стоянки.  Хотите узнать, для чего они нам будут нужны? Какие у вас предположения?

Знания какой науки нам пригодятся?                                          -Почему?

- Прежде , чем  отправиться  в поход, мы должны знать закон похода. Он записан у нас на плакате. Но я предлагаю вам самостоятельно сформулировать его в группах.  У вас есть ключевая фраза, дополните её 5 фразами.

- А теперь прочтём закон на плакате и сравним с вашими мыслями. Зачитывается закон похода, написанный на плакате. Приложение 1.Оценивает активность и результативность группы.

- Кроме закона похода есть еще и главные правила похода- заповеди. Давайте познакомимся с ними и скажем , зачем нужно поступать именно так.

Педагог раздает детям  напечатанные правила и просит детей объяснить необходимость выполнения данных походных правил и условий. Приложение 2

- Теперь, зная все правила похода, можно смело отправляться в путь и научиться их применять!

(Учитель и его помощники – родители детей организуют поездку за город)

Прибыв на место, педагог подводит ребят к дереву, на котором заранее развешены подготовленные из картона зеленые листочки. На них записаны правила поведения в лесу.

- Давайте вспомним правила поведения в природе. Это правила “Шести “не” “.

Попробуйте в команде их сформулировать и зарисовать с помощью условных знаков или в виде схемы..

-Проверим, что у вас получилось и сравним с записью на листочках. Приложение 3

В лесу заранее  развешены стрелки направления и значки остановок.

- Догадайтесь, зачем здесь развешены стрелки.

Учитель сообщает о  действиях, которые нужно будет выполнить. -Нам придется сделать несколько остановок  и выполнить                 “ Походные задания”, только тогда мы попадём на место нашего привала .

1 практическое задание похода. Вспомним правило похода о дороге.

Поиграем в игру “Шаг в шаг”. Представьте, что вокруг вас болото, задача каждой команды пройти заданное расстояние друг за другом- шаг в шаг, не сходя с тропы.                                                  Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

                                                                             2 остановка- Загадывает загадки о лесных деревьях. Приложение 4.

Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.                                                                    

3 остановка. Работа с компасом. Предлагает определить стороны горизонта по компасу.                                                                

Подводит общий итог правильного выполнения практической работы участников группы и выдаёт фишки.

                                                                         4 остановка. Предлагает отгадать ребусы о животных леса.                   Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

                                                                       5 остановка. Ядовитые растения леса. Учитель раздаёт карточки с изображением ядовитых растений леса.

Учитель выдаёт дополнительную фишку команде, если дети назовут, какая часть у данного растения ядовита.

6.остановка.  “По описанию назовите лесную птицу”. Приложение 5.Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

                                                                        7 остановка. “Грибная полянка”. Отделить картинки  съедобных грибов от ядовитых.            Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

                                                                     8 остановка. “Местные признаки”. Найти на месте остановки местные признаки ориентирования , определить и доказать , где на данном участке основные стороны горизонта.                                                          

Примечание : постараться подобрать участок, где есть несколько местных признаков, например, муравейник, пни или деревья, покрытые мхом и т.д. Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

                                                        - Ребята, мы подошли к месту привала. Зная правила похода и поведения в природе, вспомним о санитарных нормах . Где туристы должны устраивать туалет по санитарным нормам?                          -Давайте измерим это расстояние.

                                                          Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

Пока дети отмеряют шаги, родители создают “ экологический беспорядок”: разбрасывают по поляне мусор, пакеты, пластиковые бутылки и т.д.

-Всё ли в порядке на нашей поляне?

- Что  нужно сделать, чтобы навести на поляне порядок? Что вам понадобится из спец -предметов, которые мы взяли ?

- Какая команда соберёт больше мусора?

Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

- А теперь правильно разведем костёр ,но вначале вспомним правила и  что лучше использовать для разжигания костра?

Какая команда наберёт больше хвороста для костра?

-А теперь разведем костёр по всем правилам.                                                                              

Учитель оценивает правильность выполнения командой задания.

Пока горит костёр , споём походные песни. Учитель раздаёт листы со  словами песен и включает песни на СD.    Приложение 6.                                                         

Наш костёр догорает. Можно покинуть место стоянки?  

- Зачем нужно тушить догорающий костер? –

Послушаем стихотворение , которое подготовили наши ребята. Приложение 7 – стих Вл.  Шефнера” Лесной пожар”.

- Вам предлагается своими силами устранить вредные для леса последствия деятельности  человека. Как и что можно для этого сделать?

Знаете ли вы к каким последствиям приводят лесные пожары, что вы об этом слышали, читали из СМИ  ?

Учитель сообщает факты о пожарах.  Приложение 8..

Ребята, как же мы потушим костер? Что нам для этого нужно из предметов, которые мы взяли в поход ?

-Все ли в порядке с растениями на нашем природном участке?

-Что нам понадобится, как мы поступим?.                                            -Подумайте, зачем мы взяли глину.

                                                                                -Кто умеет работать с пилой? Какие правила безопасности нужно соблюдать?

-Устраните нарушение. Учитель и родители помогают по мере необходимости.

                                                              - Оглядитесь вокруг. Как теперь выглядит наша поляна?  Нравится ли вам теперь это место? Почему место нашего привала так преобразилось?

- Давайте еще раз вспомним экологические правила по соблюдению порядка и чистоты в природе, которые сегодня узнали .

-Кто считает, что труд был ненапрасным? Предлагаю сфотографироваться на память на нашей убранной поляне!

- Посмотрите на карту активности  вашей группы, всё ли удалось выполнить, как часто принимали участие в выполнении заданий. Сосчитайте ваши фишки.

-Как бы вы оценили работу вашей группы?

-А теперь пусть каждый поделится своим приобретённым опытом. Мы украсим куст                     ( дерево) на нашей поляне ленточками. Дети проводят рефлексию по индивидуальной карточке  “Поход прошёл с пользой, потому что теперь …”

-Закончите предложения, если вы можете сказать : “ я знаю …”- и  привяжите на веточку красную ленточку; если вы можете высказаться  “Я понял…” – синюю ленту, “ Я научился…”- белую ленточку, “Я могу самостоятельно…”- зелёную ленточку.

Педагог- Дорогие ребята! Какому активному отдыху мы сегодня научились?                                             -Докажите, что поход был активным видом нашей деятельности.

-Какое влияние на здоровье оказал наш поход?

 У каждой команды карточки с пословицами и поговорками. Из поговорок найдём ту, которая подходит к вашим словам. Приложение 9.                                                                           

Что ещё доброго мы сделали?                                                                

Обобщает ответы детей:

 -Правильно! Мы привели часть нашего дома- Земли в порядок, навели необходимую экологическую чистоту, а значит , сделали добро и для самих себя – cделали шаг к здоровью. -                           Есть ещё одна мудрость, которая подходит к вашим мыслям, найдём её. Приложение 10

                                                                   

- Давайте будем вести активный образ жизни, следить за чистотой нашей планеты всегда!

- В конце нашего похода послушаем  стихотворение .

                                                                  -Да!

                                                                - В группе

Дети вытягивают полоски красного и зеленого цветов и на счёт “3” объединяются в команды .

Работать дружно, не кричать, выслушивать друг друга, распределять работу, выбрать ребят, которые будут представлять результат.                                                        

Дети  делятся личным опытом свободного времяпрепровождения.                                                                  

Дети получают карточки, на которых изображены разные виды отдыха и выполняют задание в группах :                                                                

  • Лыжная прогулка
  • Просмотр телевизора
  • Катание на коньках
  • Игра в компьютер
  • Утренняя пробежка
  • Игра в бадминтон
  • Получение загара на пляже

- Высказывают свое мнение

Сравнивают свою точку зрения с готовым ответом в конверте.

За верный ответ команда получает фишку и наклеивает ее на карту активности команды.

                                                       Высказывают свои предположения.

Слушают учителя

Высказывают своё мнение

–“Толковым словарём”  или в интернете – викепедией.

Дети используют словарь и работают с интернетом в поиске нужной инфомации.

Комментируют найденное значение слов.

                                                                      Да!

Участвуют в беседе, опираясь на личный опыт и собственные убеждения.

                                                             Конечно!

                                                       Отгадывают загадки

- рюкзак

-Рюкзак нужен для  того, чтобы сложить в  него все необходимые в дороге вещи и продукты, он облегчает ношу и высвобождает руки.

                                                               Компас

-Компас помогает ориентироваться на местности.

                                                               - В поход!

                                                          Высказывания детей

Туристы.

                                                     Высказывания детей.

- это активный вид отдыха

                                                      Доказывают свою точку зрения.

                                                                    -Нет .

-Здесь беспорядок, непотушенный костёр, кругом дым, поломанные деревья.

Участвуют в беседе

Дети: Если люди не будут беречь окружающий мир, природу, будет грязная вода, воздух, исчезнут растения, животные, погибнут и сами люди.

                                                            Групповая дискуссия.                   Сообщают свои предположения.                                

                                                      Сопоставляют свои мысли с предложенным ответом.

                                                                          Высказывают свою позицию:”Быть активными, внимательными, стараться  выполнять правильно нужные действия, работать дружно, помогать друг другу.”

Дети высказывают мнение  о том, какое применение может быть в походе этим предметам.                                         -Экологии.

-Экология – наука об охране окружающего мира.

Дети работают в группах, обсуждают, записывают свои мысли. У детей ключевая фраза, которую они дополняют  5 фразами.

“Закон похода гласит:“Я постараюсь в походе  сделать все, что  в моих силах, для того, чтобы:…”

Дети комментируют свои ответы и сравнивают с образцом.

                                                                            За схожий ответ команда получает фишку и наклеивает ее на карту активности команды.

                                                                      Дети комментируют. За каждый обоснованный ответ команда получает  фишку, которую наклеивают на карту активности.

Дети обсуждают и зарисовывают  с помощью условных знаков полученные правила .

Дети снимают листочки- правила и зачитывают их.

                                                                       Пробуют догадаться о назначении стрелок.”Мы будем двигаться по направлению стрелок”.

-Нельзя сходить с тропы, нужно избегать болотистых мест.

Дети встают в строй и стараются выполнить правила игры.

                                                                                                                                             За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.              

                                                              Каждая команда отгадывает по 2 загадки.                                                              

За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.

                                                        Вспоминают правила работы с компасом ,и каждый воспитанник выполняет практическую работу.

За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.

Разгадывают в команде по 3 ребуса. За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности                                                                                                                                                                                                  

                                                                  Дети должны узнать по иллюстрации ядовитое растение и назвать его. Внимательно слушают и, посовещавшись в группе , дают ответ.

                                                                          За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.

                                                          Выполняют поставленную задачу.За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.

Выполняют поставленную задачу.          

За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.                                                                    

                                                                   

Сотрудничая вместе,  стараются выполнить поставленную задачу.

                                                                        За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.                                                                                                                                          

-В 75 шагах от места стоянки.                            

Каждая команда строем отсчитывает 75 шагов.                                                                        

За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.

                                                                    Дети возвращаются на поляну, замечают беспорядок.

Нужно собрать весь мусор в специально  взятые для данной цели мешки.

                                                       Выполняют практические действия.

За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.                                                                      

Называют правила: разводи огонь только в предназначенных для этого местах,  лучше воспользоваться для этого старым кострищем, чем создавать новое;не сиди близко к огню, используй сухие ветки, валяющиеся на земле.                                                          

Дети в команде собирают хворост для костра.                                     Выполняют практические действия, при необходимости обращаются за помощью к взрослым.                       За верно выполненные действия команда получает фишку и наклеивает на карту активности.

Дети исполняют вокруг костра походные песни.

                                                                                 

-Нет.

Высказывания детей.                                                    

                                                                 Ученики читают заранее подготовленное стихотворение     Вл.  Шефнера” Лесной пожар”,остальные слушают .  

Дети:- Нужно правильно потушить костер.

Дети сообщают сведения , которые им известны.                                          

Дети слушают учителя.

                                                                            - Нам понадобится ведро с водой и  лопата- нужно засыпать выжженную землю.  

Дети выполняют на практике все необходимые действия, учитель и родители помогают по мере необходимости.

Дети:- Нет! Сломаны нижние ветви деревьев.                                                    -Нам надо с помощью пилы аккуратно спилить сломанные ветви.                                                            -Если есть возможность, спил нужно замазать глиной, чтобы место спила не загнивало.                                                                                        

- Руки должны быть защищены рукавицами, рука, которой не пилят , должна быть на расстоянии от распила,  работать внимательно, осторожно, чётко водить инструментом по распилу.

 Дети выполняют на практике все необходимые действия, если возникают затруднения обращаются за помощью.

                                                                         Дети: Мы старались выполнять все правила, мы работали дружно.

                                                                    Дети называют правила похода.

Общее фото                                                                                

                                                                   

                                                          Дети подсчитывают фишки- показатели активности и результативности  команды.

Комментируют свой комадный результат.

Самостоятельно каждый ребёнок анализирует свои достижения во время мероприятия.

В итоге  дерево украшено ленточками- высказываниями детей о приобретённом опыте.

  - Мы научились активному отдыху- походу.                                                                                                                                              

Высказывают свою точку зрения.

                                                                      -  Мы много двигались, были на свежем воздухе, значит укрепили своё здоровье.

Из предложенных карточек находят нужную пословицу. Известная поговорка гласит “Движение- жизнь!”                                                                                                                                              

-Мы сохранили экологический порядок в природе.                                                                

Из предложенных поговорок и пословиц выбирают наиболее подходящую.Это- “Чистота- залог здоровья !”.

                                                   

Заключительное стихотворение читают дети ( заранее выученное). Приложение 11.

                                                     

                                               

Карта активности и результативности команды.

Этап похода.

Результат активности ( место для фишек)

Виды отдыха

Закон похода

Заповеди похода

Правила поведения в природе

1 остановка- “Шаг в шаг”

2 остановка- “Загадки о лесных деревьях”

3 остановка- “Работа с компасом”

4 остановка- .“Ребусы о животных леса”

5 остановка-“Ядовитые растения леса

6 остановка- “По описанию назовите птицу”

7 остановка- “Грибная полянка”

8 остановка-“ Местные признаки”

Устранение экологического беспорядка:            1. Санитарные нормы похода.  

2. Игра “ Раз, два, три, мусор собери!”                                   

3. Игра”Гори, гори ясно!”

4. Тушение костра.

5.”Пили пила пока остра”

                                         Индивидуальная карта достижений .

“Поход прошёл с пользой, потому что теперь:

- Я ЗНАЮ…

-Я ПОНЯЛ (А)…

-Я НАУЧИЛСЯ (ЛАСЬ)…

-Я МОГУ САМОСТОЯТЕЛЬНО…

Приложение 1.

Закон похода гласит:

“Я постараюсь в походе сделать все, что  в моих силах, для того, чтобы:…”

- быть чистоплотным;

-не засорять места, в которых я побываю;

-быть осторожным с огнем;

-быть внимательным и бережным по отношению к природе;

-соблюдать правила безопасности жизни и сбережения здоровья себя и других туристов.”

Приложение 2. “Заповеди похода”:

-Готовясь к путешествию:

-выбери одежду, которая будет сочетаться с природой;

- продукты храни в контейнерах, которые после похода ты принесешь домой;

-возьми с собой пакеты для мусора и используй их в дороге и на стоянке;

В дороге:

-не сходи с тропы, избегай болотистых мест;

На привале:

- для стоянок выбирай места, где нет гнилых или мертвых деревьев

- старайся располагаться чуть в стороне от тропинок, озер и рек

При разведении костра:

-разводи огонь только в предназначенных для этого местах,  лучше воспользоваться для этого старым кострищем, чем создавать новое;

- используй сухие ветки, валяющиеся на земле;

- убедись, что костер потушен;

- засыпь землей и листьями кострище, чтобы скрыть выжженную землю.

Санитарные нормы:

-пользуйся мылом и другими моющими средствами на расстоянии не менее 75 шагов от воды;

-выливай воду после мытья посуды в специально отведенное для этого место- яму;

- устраивай туалет не менее чем в 75 шагах от места стоянки, тропы и источника воды;

- перед тем как покинуть место стоянки, засыпь тщательно туалет и мусорную яму;

- мусор, который нельзя сжечь, забери с собой.

Приложение 3.

Правила поведения в природе:

-НЕ оставляй мусор в лесу!

-Не ломай деревья!        

-Не разоряй муравейник!

-Не разжигай без особой надобности костры!

-Не рви большие букеты цветов! Любуйся цветами там, где они растут!

-Не шуми в лесу!

Приложение 4.

 Загадки о лесных деревьях.

1.Ее всегда в лесу найдешь-                                                                                                                             Пойдем гулять и встретим.                                                                                                                                                                              Стоит колючая, как ёж                                                                                                                                     Зимою в платье летнем. ( ель)

2.Этой бабке сто лет, горба у нее нет,                                                                                           Высоконько торчит, далеконько глядит,                                                                                                            Придет смерть за старушкой,                                                                                                                       Станет бабка избушкой. ( сосна)

3. Что за дерево стоит-                                                                                                                               Ветра нет, а лист дрожит? ( осина)

4.В лесу на поляне                                                                                                                                              Стоит кудрявый Ваня,                                                                                                                                 Богач невелик,                                                                                                                                                     А орешками наделит.( лещина, или ореховый куст)

Приложение 5.

  По описанию назовите птицу.

1 команде.. Эта птица- пересмешник. В его песне весной можно услышать много звуков, перенятых отовсюду. В природе гнездится в дуплистых деревьях. Легко поселяется в искусственных гнездовьях- скворечниках. ( скворец)

2 команде.Это- вездесущая птица. При встрече с незнакомым человеком или животным в лесу поднимает шумный треск. Она предупреждает многих животных о возможной опасности. Очень  хитрая и осторожная птица.( сорока)

1 команде. Это- лесная птица , охотно занимающая дупла деревьев( может и сама долбить их в трухлявых осинах и березах).Любит несоленое сало, семечки. Поедает на протяжении всего года массу насекомых, среди которых преобладают вредные.( синица)

2 команде. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда – и остановишься, как вкопанный, услышав ее песню... Разливается она на все лады. (Соловей)

Приложение 6.

Походные песни.

  1. У похода есть начало,
    А конца походу нет.
    Мы дорог прошли немало,
    Но огромен белый свет.

    Припев:
    Ты нигде, пожалуйста,
    На белый свет не жалуйся,
    Он переполнен тайнами
    Необычайными.

    Но не сделаешь ни шагу,
    Сразу выбьешься из сил,
    Если стойкость и отвагу
    Ты с собой не захватил.

    Припев.

    Пронесем мы через годы
    Все, что начато с игры,
    Наши дальние походы
    И веселые костры.

    Припев.

2. Между нами, дикарями, говоря,
Спать в кровати - только тратить время зря!
Нам под крышей плохо спится - душно нам!
Надо, братцы, разбегаться по лесам!

Припев:
И у края пропасти,
И у тигра в пасти
Не теряйте бодрости
И верьте в счастье!

Между нами, дикарями, говоря,
Захотелось антрекота в сухарях.
Жизнь лесная возбуждает аппетит,
Хоть черникой и брусникой рот набит.

Припев.

Не пугают нас не стужа и не зной.
Только летом все же лучше, чем зимой.
И в июне нет метели декабря,
Между нами, дикарями, говоря!

Припев.

Между нами, дикарями, говоря,
Спать в кровати - только тратить время зря!
Нам под крышей плохо спится - душно нам!
Надо, братцы, разбегаться по лесам!

Припев.

3 . А ну-ка песню нам пропой веселый ветер веселый ветер веселый ветер

 Моря и горы ты обшарил все на свете и все на свете песенки слыхал

 Спой нам ветер про дикие горы про глубокие тайны морей

 Про птичьи разговоры про синие просторы про смелых и больших людей

 Кто привык за победу бороться с нами вместе пускай запоет

 Кто весел тот смеется кто хочет тот добьется кто ищет тот всегда найдет

 А ну-ка песню нам пропой веселый ветер веселый ветер веселый ветер

 Моря и горы ты обшарил все на свете и все на свете песенки слыхал

 Спой нам ветер про чащи лесные про звериный запутанный след

 Про шорохи ночные про мускулы стальные про радость боевых побед

 Кто привык за победу бороться с нами вместе пускай запоет

 Кто весел тот смеется кто хочет тот добьется кто ищет тот всегда найдет

 Спой нам ветер про славу и смелость про ученых героев бойцов

 Чтоб сердце загорелось чтоб каждому хотелось догнать и перегнать отцов

 Кто привык за победу бороться с нами вместе пускай запоет

 Кто весел тот смеется кто хочет тот добьется кто ищет тот всегда найдет

4. Сколько раз на привале
Мы картошку пекли,
Пировать-пировали,
Разговоры вели.

Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.

Очень тонкое дело,
Даже для знатока,
Подрумянить умело
У картошки бока.

Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.

Из ладошки в ладошку
Ты ее покидай,
А посолишь картошку -
Остывать не давай.

Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.

Ключевою водою
Мы картошку запьем,
И конечно с тобою
У костра запоем.

Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.

Приложение 7.

Вл.  Шефнер” Лесной пожар”

1-й  уч. “ Забывчивый охотник на привале

               Не разметал, на растоптал костра,

               Он в лес ушел , а ветки догорали

               И нехотя чадили до утра…”

2-й  уч.    А утром ветер разогнал туманы,

               И ожил потухающий костер ,

               И, сыпля искры, посреди поляны

               Багровые лохмотья распростер.

3-й уч.   Он всю траву с цветами вместе выжег,

              Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

              Как  вспыхнутая стая белок рыжих,

              Он заметался со ствола на ствол.

4-й уч.    И  лес гудел от огненной метели,

              С морозным треском падали стволы,

              И, как  снежинки, искры с них летели

              Над серыми сугробами золы.

Приложение 8.

Факты о пожарах России.

-Знаете ли вы, что природные пожары, особенно лесные и торфяные, иногда становятся для России настоящим бедствием. Сгорают гигантские площади лесных массивов, уничтожаются уникальные экосистемы. С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители как углекислый газ, угарный газ и окись азота. В отдельные годы этих выбросов столько же, сколько от сжигания всей перерабатываемой в России нефти. От задымления страдают жители городов и поселков. По оценкам медиков, задымление Москвы в результате лесных и торфяных пожаров летом 2002г. могло привести к гибели более 100 человек. Особенно опасно задымление воздуха для детей первого года жизни и новорожденных. У них под воздействием дыма увеличивается частота врожденных пороков сердца и заболеваний органов дыхания.

На тушение лесных пожаров тратятся огромные по масштабам современной России средства. В самые "горячие" месяцы практически все организации лесной сферы России переключается на борьбу с пожарами, и вынужденно оставляют все остальные дела.

Именно люди - причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Например, на севере Европейской России человек становится причиной 9 из 10 случающихся пожаров. А в центральных регионах вина в возникновении природных пожаров полностью лежит на человеке. Для многих территорий основным источником пожаров являются отдыхающие и туристы, а также человеческая деятельность. В России люди вызывают примерно 90% природных пожаров. От огня чаще страдают наиболее привлекательные, а потому более посещаемые людьми места.

Приложение 9.

Пословицы и поговорки о здоровье.

Движение- жизнь!

Здоровье- золото!

Здоровье за деньги не купишь.

В здоровом теле- здоровый дух!

Приложение 10.

Пословицы и поговорки о чистоте и порядке.

Чистота- залог здоровья.

Кто встал до дня, тот днем здоров.

Нездоровому все немило.

Если хочешь быть здоров - закаляйся.

Приложение 11.

Заключительное стихотворение читают дети ( заранее выученное) .

1-й уч. Нам жить в одной семье,

            Нам петь в одном кругу,

            Идти в одном строю,

            Лететь в одном полете…

           Давайте сохраним ромашку на лугу,

           Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

2-й уч. О, как природа- мать терпима и добра!

            Но чтоб ее лихая участь не постигла,

            Давайте сохраним на стрежнях – осетра,

            Касатку- в небесах, в таежных дебрях- тигра.

3-й уч.  Коль суждено дышать нам воздухом одним,

             Давайте же мы все навек объединимся.

            Давайте наши души сохраним,

            Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

                                                              ( Н.Старшиков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия. Умей трудиться, умей отдыхать

Конспект внеклассного мероприятия. 3 класс. Тема «Умей трудиться, умей отдыхать»...

Активные формы отдыха

Выступление на педсовете...

Внеклассное мероприятие "Вместе читаем, вместе отдыхаем"

Здравствуйте, уважаемые гости нашего традиционного мероприятия!  Разрешите поздравить всех вас  с замечательным праздником, с днём семьи!  Как хорошо, что мы с вами собрались вместе в э...

Здоровьесбережение в режиме и организации активного отдыха учащихся2-4 классов ГПД.

Здоровьесбережение  в режиме и организации активного отдыха учащихся2-4 классов  ГПД.В образовательном учреждении большое значение в обеспечении здоровья и воспитания школьников имеет продле...

Статья " Занятия туризмом как способ организации активного отдыха учащихся"

В статье "Занятия туризмом как способ организации активного отдыха учащихся" раскрываются  понятия: "активный отдых", "поход", "экскурсия" и   каким ...