Статья "Методика организации и проведения активного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья на свежем воздухе в группе продлённого дня"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ларина Ирина Георгиевна

Статья об организации прогулок в ГПД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика организации и проведения активного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья на свежем воздухе в группе продлённого дня
 

 

     В последние годы в коррекционной педагогике появилось особое направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически.
Цель педагогики оздоровления: сформировать у младших школьников с ОВЗ основы здорового образа жизни через организацию активного отдыха на свежем воздухе и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
     Активный отдых – это многоплановая деятельность учащихся. Основное назначение – организация свободного времени детей с ОВЗ после уроков, которая выступает в индивидуальной и коллективной формах.
Необходимость введения коллективной формы  в режиме ГПД обуславливается соображениями удовлетворения воспитанника в двигательной активности, а также потребности в общении и эмоциональной разрядке.
     Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ играет двигательная активность. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребенка.
     Как показывает опыт, сниженная двигательная активность, большие нагрузки в течение учебного дня негативно сказываются на здоровье и работоспособности ребенка. В режиме группы продленного дня  складываются наиболее благоприятные условия для построения педагогически целесообразной системы внеурочной работы, учитывающей возраст, индивидуальные особенности, интересы и склонности каждого ученика.
     Для достижения целей здоровьесбережения в нашем учреждении мы применяем и активно используем виды активного отдыха детей с ОВЗ, которые являются эффективными для восстановления работоспособности и сил после учебных занятий. К эффективным видам  активного отдыха детей во внеурочное время можно отнести:
- прогулку;
- спортивный час;
- экскурсию;
Рассмотрим методику организации и проведения каждого вида активного отдыха в отдельности.
      Прогулка – это одна из форм отдыха  воспитанников в группе продленного дня. Целесообразно предусматривать прогулки: до обеда — длительностью до одного часа после окончания учебных занятий в школе, перед самоподготовкой — один час, а также после самоподготовки и перед уходом домой.
      Прогулки в коррекционно-развивающем пространстве в ГПД служат для восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную, оздоровительную и воспитательную цели. 
Цели и задачи прогулок:
\- участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, изготовление кормушек, скворечников);
- развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, умение ориентироваться на местности;
- формировать правильные представления и понятия об окружающем мире, уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;
- активизировать самостоятельную деятельность детей;
- выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития природы;
- воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе;
- обеспечивать двигательную активность детей на воздухе.
На прогулке проводятся запланированные в группе беседы.  Обычно это короткие беседы по подобранной специально иллюстрации, интересной статье, рассказу в газете или по телевидению.  Методически грамотно построенная беседа создаёт возможность не только дать детям определённые знания или закрепить их, но и развивает мышление, т.е. учит производить анализ, сравнение, обобщение, организовывает внимание.
Прогулка требует тщательной подготовки со стороны воспитателя и включает в себя следующие пункты:
1. Определить вид прогулки.
2. Установить цель.
3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним.
4. Выбрать место проведения.
5. Определить затраты времени на прогулку.
6. Разработать задание.
7. Наметить виды деятельности учащихся.
8. Составить конспект прогулки.
Существуют определённые требования к организации прогулки
1. Воспитатель предупреждает о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.
2. Сообщается цель прогулки.
3. Определение маршрута и подбор заданий
4. Указать порядок следования по маршруту.
5. Назначить ответственных.
6. Провести инструктаж по ТБ.
При работе в группе продленного дня предлагается использовать различные 
виды прогулок:
Прогулка с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного мира, за жизнью домашних и диких животных, за трудом и отдыхом людей.
- Прогулка с целью поздравления товарищей или взрослых с праздником,приглашения гостей на классное или школьное мероприятие, с целью извещения населения (родителей, товарищей) о каком-либо событии или мероприятии и с целью оказания помощи нуждающимся в ней.
- Прогулка-«задача» предусматривает решение практической задачи, например, определить расстояние, величину или высоту предмета и т.п.
- Прогулка — поиск лекарственных трав; сеянцев; семян деревьев и др.
- Прогулка — поход на скорость, выносливость, дисциплину, внимание, ориентирование на местности.
- Прогулка-«фантазия»: сделать зарисовку, изготовить поделку из природного материала, сплести венок, корзину, составить букет из листьев (цветков, веток), придумать сказку, стихотворение, рассказ.
- Прогулка-показ. Во время такой прогулки познакомить детей с местными достопримечательностями, различными предметами и объектами, редкими цветами, деревьями, кустарниками, показать детям все это, рассказать о разнообразных свойствах и признаках предметов.
- Прогулка-практикум ставит своей целью закрепление знаний учащихся о ПДД, о технике безопасности, трудовых навыках; формирование умения детей ориентироваться на местности (в том или ином районе города), воспитание культуры поведения.
Во время  прогулок у учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культуры поведения.
Процесс воспитания в ходе организации прогулки направлен на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создаёт предпосылки социальной адаптации  ребёнка.
      Спортивный час. Спортивный час в группе продлённого дня проводится после окончания учебных занятий перед самоподготовкой. Обычно он длится 45 – 60 минут. Проводится во время пребывания детей на свежем воздухе. В ненастье для этих целей может использоваться спортивный зал.
Цель и задачи спортивного часа
- создание условий для развлечения и физической разрядки детей;
- воспитание интереса к физкультурным и спортивным занятиям.
- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
- формирование коммуникативных компетенций.
 Основу содержания спортивного часа составляют общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Основная форма занятий в ГПД - урочная, с активным участием обучающихся в ее организации и проведении. Во время занятий в игровой и соревновательной форме выполняются игры и упражнения, изученные на уроках физической культуры.
Оставляя неизменной структуру спортивного часа (подготовительная, основная и заключительная часть), при проведении его не следует в точности повторять программный материал по физической культуре, так как это заметно снижает интерес обучающихся к занятиям.
Примерная организация занятия:
- организованный выход, построение
- подвижные и спортивные игры
- занятия по интересам и упражнения восстановление на дыхание, укрепление осанки, гимнастические упражнения, игры на внимание и т.д.
      В подготовительной части желательно чаще использовать упражнения со спортивным инвентарём. Упражнения с предметами способствуют укреплению осанки и развитию координации движений.
      В основной и заключительной части часа активного отдыха наибольший эффект даёт применение игрового и соревновательного методов. Не менее важно учитывать и состояние здоровья обучающихся. Детям, менее физически крепким и отстающим в физическом развитии, следует оказывать особое внимание, регламентируя объём и интенсивность упражнений. При выборе соответствующих упражнений и нагрузок, воспитателю необходимо консультироваться с учителем физической культуры, так как оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки.
      При выраженном утомлении следует предложить детям выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.
       Экскурсия. Экскурсия - достаточно распространенная форма работы с детьми. С ее помощью достигаются различные педагогические цели. В школе экскурсии используются не только на уроках , но и во внеклассной , во внешкольной работе.
Практика организации экскурсионных занятий в группе продленного дня показывает, что в методике их проведения имеются некоторые особенности, которые отличают их от учебных экскурсий, а также прогулок.
Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:
- способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;
- расширяет кругозор школьников;
- учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
- способствует развитию бережного отношения к окружающему миру (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);
Основные требования к проведению экскурсий
 На экскурсии в начальной школе преобладающей является двигательная деятельность, основу которой составляет ходьба.
Необходимы кратковременные остановки с элементами игры
Если это не урок- экскурсия с большими познавательными задачами, а экскурсии во внеурочное время, то познавательная деятельность сокращается, чтобы не вызывать дополнительного утомления детей умственной работой, т. к. ее более чем достаточно на уроке.
Важно менять маршруты экскурсий. Содержание экскурсий дополняются небольшими беседами на идейно- нравственные темы, побуждают учащихся высказывать свои суждения и давать оценки.
К организации экскурсий активно привлекаются сами учащиеся.
Экскурсия должна нести в себе приподнятое настроение, эмоциональную окраску на всем протяжении экскурсии.
Направления экскурсионной работы:
      1. Досугово - развлекателное  направление предполагает организацию экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха учащихся и их семей. Деятельность этого направления  формирует у учащихся навыки здорового образа жизни и экологической культуры, навыки социальной культуры, расширяет их знания о родных местах, формируя патриотические чувства.
     2. Познавательное направление предполагает организацию экскурсий в музеи, на различные природные и производственные объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в том, что их цель – развитие познавательных способностей и  навыков, расширение и углубление предметных  умений. Деятельность этого направления тесно связана с  Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так  в процессе активного участия в подобных экскурсиях учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия с людьми разных профессий, с людьми разного  возраста и разного образа жизни.
Структура экскурсии:

  • Вводная беседа;
  • Коллективное наблюдение;
  • Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
  • Игровая деятельность детей с собранным материалом;
  • Заключительная часть, во время которой учитель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

По содержанию экскурсии делятся на следующие виды
1. Природоведческие экскурсии. Такие экскурсии проводятся в одни и те же места для того, чтобы показать детям  сезонные изменения, которые происходят в природе;
- краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в котором находится школа);
2. 
Музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как «музейная педагогика». По дидактическим целям различают: вводные (предваряющие изучение нового материала); сопровождающие его изучение; итоговые (целью является закрепление полученного материала).
3. 
Краеведческие экскурсии предполагают знакомство учащихся с историей города, района, с достопримечательностями города
4. Комплексные экскурсии, которые охватывают сразу несколько предметов. Например, окружающий мир может одновременно проводиться с математикой литературным чтением.
Таким образом, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Достаточно использовать элементарные формы и виды активного отдыха для детей которые позволяют восстановиться после трудного учебного дня, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое  проведение и организация прогулок, спортивного часа и экскурсий не только поможет организму настроиться на дальнейшую активную деятельность, но и сыграет огромную роль в воспитании привычки к здоровому образу жизни. Разнообразие форм активного отдыха детей на воздухе помогут ученикам отдохнуть от учебной деятельности с пользой для организма, а преподавателю - сплотить коллектив детей, изменить статус некоторых ребят в коллективе.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым....

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна     Проведение предметного конкурса  «Умники и умницы»  среди учащихся коррекционных школ как систем...

Особенности организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье представлены из опыта работы материалы по организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»ограниченными возможностями здоровья»...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

«Построение продуктивной коррекционной работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе проведения мониторинга». Карягина Ю.А.

Важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания обучения детей -инвалидов и детей с ограничением возможностей здоровья является мониторинг....

Использование современных игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность  влияет на весь ход психо...