Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
статья по зож на тему

Ляксуткина Наталья Петровна

В данной статье рассматривается применение технологий сохранения здоровья учащихся в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы24.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Ляксуткина Наталья Петровна,                       учитель начальных классов,              

МАОУ «Гимназия № 184»

Использование  здоровьесберегающих  технологий

в начальной школе

      Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад.

      Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 60 – 70% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. И мой класс не исключение. Изучив в сентябре медицинские карточки детей, я получила такие результаты: 26% детей имели третью группу  здоровья, 59% вторую и только 4 человека (15%) были абсолютно здоровы – первая группа. Из класса 12 человек нуждаются в помощи логопеда (45%) с нарушением фонематического слуха, 4 ученика наблюдаются у окулиста (15%). Поэтому тема «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе» была выбрана мной не случайно.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии  включают  формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры  здоровья.  От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. В. А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Основная цель – создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:

  • соблюдение требований здоровьесбережения на уроках и во внеурочной деятельности;
  • использование современных педагогических технологий для сохранения высокого уровня работоспособности в течение всего уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по ведению здорового образа жизни;
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом.  Первоклассники, приходя в школу первый раз, спешат исследовать все её уголки. Поэтому первые уроки и классные часы я знакомлю детей с правилами безопасного поведения в школе, в столовой и на игровой площадке. При этом использую различные игровые ситуации, стихотворения по данной теме, просмотр видеофильмов, рисование карты безопасной дороги «Дом-школа-дом». А для облегчения адаптации детей в школе и ускорению привыкания к  школьному режиму в 1 полугодии 1 класса каждый день начинаем с  утренней гимнастики. 

Укреплению здоровья обучающихся способствует то, что в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый (1 день в неделю 4 урока за счет урока физической культуры), в ноябре, декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый (1 день в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры); январь-май по 4 урока в день по 40 минут каждый (1 день в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры). После второго урока организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

Учеными-физиологами  доказано, что эффективным средством  снятия утомления и напряжённости на уроках являются различные физкультминутки. В своей работе я системно использую такие виды, как упражнения для снятия общего или локального утомления, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику.

 Доказано, что существует прямая связь между развитием речи и мелкой моторикой. Именно поэтому большое внимание уделяю пальчиковой гимнастике. Упражнения мы выполняем с использованием известных детям стихов, потешек, песенок. Они  приносят большую пользу и очень нравятся детям.

Очень важны физкультминутки, корректирующие осанку и упражнения для мобилизации внимания.  Дети немыслимы без игры. Поэтому большое внимание уделяю нетрадиционным урокам: это - уроки конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, уроки-путешествия.  Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, проявить  индивидуальность детей.  Большую роль в сохранении здоровья учащихся играет использование современных педагогических технологий, в том числе работа в парах и  группах. Её применение возможно  на любом предметном уроке. Групповое обучение вносит новизну в организацию традиционного процесса. Именно в группе происходит обучение рефлексии.

      Движение занимает большое место в жизни младших школьников. Именно поэтому дети так любят заниматься спортом. В первом классе 5 человек посещают секцию дзюдо, 3 занимаются греко-римской борьбой, 10 человек посещают   кружок «Детский фитнес», все дети с удовольствием спешат на занятия по «Ритмике». Родители и дети активно включились в конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья».  Кто в качестве участника, кто – в качестве болельщиков.

   Новые образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Работа  внеурочной деятельности организована по нескольким направлениям, одно из которых – спортивно-оздоровительное. Укреплению здоровья способствуют регулярно проводимые внеклассные мероприятия «Веселые старты», «Лыжные эстафеты», Дни здоровья, оформление уголка здоровья, классные часы: «Учимся не болеть»,  «Береги зрение»,  «Уход за зубами», «О вреде курения», «Полезные и вредные привычки», «Режиму дня – мы друзья», «Профилактика простудных заболеваний», «Где прячутся витамины», «Личная гигиена»  и др.,  проектно-исследовательская работа  «Планета здоровья»,   конкурсы плакатов, рисунков «Как сохранить здоровье».

       Проблема сохранения и укрепления здоровья детей – социальная, и решать её на всех уровнях. Без сотрудничества и взаимопонимания с родителями здесь не обойтись.  Для родителей проводятся   собрания на тему: «Первые дни ребенка в школе», «Режим дня первоклассника», «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома»,  «Профилактика простудных заболеваний» и др. На родительских собраниях необходимо знакомить родителей с основными принципами организации здорового питания детей.  Ведь от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности. В начальной школе  все дети охвачены горячим питанием.

         Во время школьных прогулок дети с удовольствием играют в подвижные игры с мячом, в зимнее время катаются на лыжах. А на уроках мы проводим чтение произведений и обсуждение прочитанного с выводами о правильном образе жизни и здоровье. Например: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и произведение  К.И. Чуковского  «Мойдодыр»  дают возможность поговорить с детьми о личной гигиене.

Образовательный процесс в нашей гимназии организован в одну смену по триместровому режиму. Частые каникулы – один из существенных плюсов триместровой системы обучения. Ученики, особенно в начальной школе, быстро устают от интенсивного графика. А регулярный отдых – позволяет во время восстановить силы. Как следствие – дети меньше болеют.

В нашей гимназии с 2016-2017 учебного года работает служба медиации, которая  состоит из специально обучившихся технологии и основам медиации педагогов, а также из обучающихся нашей гимназии и их родителей. Медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций в интересах обеих сторон.

Педагог, выполняющий функции медиатора в нашей гимназии – это педагог, специально обученный новой технологии урегулирования конфликтов (споров), который помогает сторонам (и детям, и взрослым) договориться о том, как разрешить любой конфликт в интересах обеих сторон, быстро, конфиденциально.

    Стиль общения учителя с учащимися  также влияет на состояние здоровья школьников. Демократичекий стиль общения,  создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и  защищенности,  с удовольствием работает на уроке.

    Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и  усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер  незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся. Возможности  мультимедийного проектора и интерактивной доски поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

     К сожалению, здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Ссылки на источники использованных материалов, литература:

1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.

2. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

3. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы»  №3 2009 г., №5 2010 г.

nsportal.ru…shkole/forum/zdorovesberegayushchie…

spsinturina.edurm.ruindex.php?…com…view=article…2

festival.1september.ruЗдоровьесберегающие технологииerono.ruart/…

letidor.ru/obrazovanie/a5-obuchenie-po-trimestram-i-chetvertyam-plyusy-i-minusy-5540.shtml

https://www.syl.ru/article/194451/new_zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole-po-fgos-ih-vidyi-i-realizatsiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Выпускной в начальной школе "До свидания, начальная школа!"

Выпускной проходит в форме телепередач, в которых охватывается вся школьная жизнь за 4 года. АНОНС.  ________ Здравствуйте, дорогие зрители! Мы желаем вам приятного вечера и предлагаем пр...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...